№
РЕШЕНИЕ
20 февраля 2024 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Левченкова А.И,
при секретаре Стройкине В.Ю.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Скрылева В.А., помощника прокурора Новоорского района Гречкина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Новоорского района Оренбургской области Косенко А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Новоорского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ в отношении ООО "Пром-Актив", ИНН 5610111230, юридический и фактический адрес: 462811, Оренбургская область, Новоорский район, п. Гранитный, ул. Парковая, д. 14,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Новоорского района Оренбургской области от 11 января 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Пром-Актив» прекращено на основании ч. 4 ст. 2.1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Новоорского района Оренбургской области от 29.01.2024 в данное постановление внесены исправления, абзац первый резолютивной части изложен в следующей редакции:
- производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Пром-Актив» прекратить на основании ч. 4 ст. 2.1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Прокурор Новоорского района Оренбургской области Косенко А.В. не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, вернуть дела на новое рассмотрение.
В обоснование протеста указывает, что с учетом разъяснений, содержащихся в п. 9 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ» сообщение о трудоустройстве бывшего государственного гражданского служащего должно быть направлено ООО «Пром-Актив» в адрес управления МВД РФ по Оренбургской области не позднее 29.06.2023.
Вместе с тем, в нарушение требования ч. 4 ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, ст. 64.1 ТК РФ соответствующее сообщение в адрес бывшего работодателя государственного служащего управления МВД РФ по Оренбургской области направлено с нарушение установленного 10 дневного срока, а именно 11.07.2023 года.
Считает, что фактические обстоятельства дела и вина ООО «Пром-Актив» в совершении административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает. Ссылка мирового судьи об отсутствии в действиях ООО «Пром-Актив» состава административного правонарушения не обоснован. ООО «Пром-Актив» не представлены доказательства, свидетельствующие от ом, что ОООО «Пром-Актив» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего антикоррупционного законодательства, при этом возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ, у ООО «Пром-Актив» имелась, что свидетельствует о его вине.
Считает, что оснований для применения положений ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ не имелось.
Помощник прокурора Новоорского района Оренбургской области Гречкин А.А. в судебном заседании поддержал доводы представления на вышеизложенных основаниях.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Пром-Актив» возражал против удовлетворения протеста прокурора. Постановление мирового судьи считает законным и обоснованным.
Выслушав стороны, исследовав представленные суду документы, суд приходит к следующему.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять вданной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ установлено, что работодатель при заключении трудового или гражданско- правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные требования закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Установление данной обязанности направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 2250-0, от 27.10.2015 № 2432-0).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы) и пр.
Согласно статье 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.
В силу требований статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Разделом III Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Пунктом 2 Приказа МВД России от 16.12.2016 № 848 «О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемыхдлявыполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» в указанный перечень включены должности начальников (командиров), заместителей начальников (командиров) структурных подразделений в составе подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально- технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (за исключением должностей младшего начальствующего состава).
Неисполнение работодателем обязанности по уведомлению представителя нанимателя (работодателя) государственного служащего по последнему месту его службы является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.
Пунктом 3 Правил установлено, что сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора (пункт 4 Правил).
В соответствии с пунктом 5 Правил в сообщении, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние); б) число, месяц, год и место рождения гражданина; в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке); г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).
13.09.2023 прокурором Новоорского района Оренбургской области Косенко А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ в отношении ООО «Пром-Актив», согласно которому прокуратурой <адрес> в ходе реализации возложенных на органы прокуратуры функций по надзору за исполнением законодательства в сфере противодействия коррупции, выявлены нарушения законодательства при трудоустройстве бывшего государственного служащего – начальника межмуниципального отдела МВД России «Кувандыкский» С.А.М..
Так, на основании приказа управления МВД Российской Федарации по Оренбургской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ С.А.М. уволен из органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с должности <данные изъяты>
На основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Пром-Актив» и С.А.М., последний принят на работу в ООО «Пром-Актив» на должность заместителя директора по безопасности.
Таким образом, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.1 1.2017 № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 № 46), сообщение о трудоустройстве бывшего государственного гражданского служащего должно было быть направлено работодателем в адрес управления МВД Российской Федерации по Оренбургской области не позднее 29.06.2023 года.
Вместе с тем, в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации соответствующее сообщение в адрес бывшего работодателя государственного служащего управления МВД Российской Федерации по Оренбургской области направлено с нарушением установленного 10 дневного срока, а именно 11.07.2023.
Местом совершения административного правонарушения является место государственной регистрации и фактического осуществления деятельности ООО «Пром-Актив» - <адрес>
Время совершения правонарушения – с 00 час. 00 мин. 30.06.2022 года (л.д. 2-9).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, заключается в привлечении работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Исходя из взаимосвязанных положений ч.ч. 4 и 5 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности постатье 19.29Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию и наступившему результату
Мировой судья, допросив свидетелей, исследовав материалы дела,пришел к выводу о том, что юридическим лицом ООО «Пром-Актив» были приняты необходимые меры для соблюдения правил и норм в сфере противодействия коррупции для исполнения И.Г,С. обязанности по направлению сообщения о трудоустройстве бывшего государственного служащего, поскольку ранее указанный сотрудник неоднократно осуществлял трудовые функции, связанные с оформлением документов для трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих, что свидетельствует о том, что ведущий специалист по учету персонала И.Г,С. ознакомлена с должностной инструкции и правилами внутреннего трудового распорядка для работников. Случай с нарушением И.Г,С. действующего законодательства, связанный с оформлением С.А.М., является исключительным, у юридического лица ООО «Пром-Актив» не имелось возможности для соблюдения указанным сотрудником требований действующего законодательства.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
То обстоятельство, что за совершение описанного выше противоправного деяния административному наказанию подвергнут директор ООО "Пром-Актив", не исключает административную ответственность общества.
Доказательств принятия юридическим лицом всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в рассматриваемом случае мировым судьей не установлено.
Факт ознакомления ведущего специалиста по учету персонала И.Г,С. с должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка для работников, не свидетельствует о надлежащем исполнении обществом обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, и не является основанием для освобождения общества от административной ответственности. Как указывалось выше, из материалов дела не следует, что в данном случае юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, при описании события вмененного ООО «Пром-Актив» административного правонарушения, мировой судья фактически не установил, какие нарушения федерального законодательства вменялись юридическому лицу, не установил, в чем заключались нарушения, вмененные юридическому лицу, ограничившись тем, что указал, что работник обществаИ.Г,С. ДД.ММ.ГГГГ не направила сообщение о факте трудоустройства бывшего государственного служащего в адрес бывшего работодателя.
При таких обстоятельствах вывод об отсутствии в действиях ООО «Пром-Актив» состава правонарушения нельзя считать законным и обоснованным.
Данные нарушения являются существенными, препятствующими полному и всестороннему рассмотрению дела, а выводы судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении не соответствуют установленным им обстоятельствам, а именно описанию вмененного деяния.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению мировому судье на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Протест прокурора Новоорского района Оренбургской области Косенко А.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Новоорского района от 11.01.2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ в отношении ООО "Пром-Актив", отменить.
Направить дело об административном правонарушении, предусмотренном 19.29 КоАП РФ в отношении ООО "Пром-Актив" на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Новоорского района Оренбургской области.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ в Шестой кассационный суд Российской Федерации.
Судья: подпись. А.И. Левченков