Решение по делу № 33-18126/2023 от 18.05.2023

Судья: Бондаренко Н.П.                                                     Дело № 33-18126/2023

Уникальный идентификатор дела

50RS0012-01-2023-000118-08

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Цуркан Л.С.,

судей Петруниной М.В., Рыбкина М.И.,

при помощнике судьи Гуляеве А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании 29 мая 2023 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Зарайского городского суда Московской области от 3 апреля 2023 года по гражданскому делу № 2-163/2023 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение удостоверения многодетной семьи и об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

    заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения представителя ответчика,

                    УСТАНОВИЛА:

ФИО обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение удостоверения многодетной семьи, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи.

В обоснование требований указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей ФИО ФИО, <данные изъяты> года рождения, ФИО, <данные изъяты> года рождения, ФИО, <данные изъяты> года рождения. Несовершеннолетние ФИО и ФИО зарегистрированы по месту жительства по адресу: <данные изъяты>.

С момента рождения и по настоящее время несовершеннолетняя ФИО зарегистрирована по адресу: <данные изъяты> «Б», однако фактически проживает по адресу: <данные изъяты>.

Квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, принадлежит на праве совместной собственности по 1/3 доли: ФИО (истцу), ФИО, ФИО (каждому).

Согласно решению Окружного управления социального развития № 12 Министерства социального развития Московской области от 19.10.2022 № 424344 ФИО отказано в присвоении льготного статуса многодетной семьи, в связи с не подтверждением наличия места жительства на территории Московской области старшего ребенка ФИО, согласно п. 3 Порядка присвоения льготного статуса многодетной семьи в Московской области от 09.09.2021 № 822/30 (ред. от 10.12.2021).

Указанное решение истец считает незаконным, поскольку само по себе отсутствие у несовершеннолетней ФИО регистрации в Московской области не может лишать истца права на получение мер социальной поддержки.

Решением Зарайского городского суда Московской области от 3 апреля 2023 года исковые требования ФИО удовлетворены.

За ФИО признано право на получение удостоверения многодетной семьи. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность выдать ФИО удостоверение многодетной семьи. С Министерства социального развития Московской области в пользу ФИО взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что родителями несовершеннолетних ФИО, <данные изъяты> года рождения, и ФИО ФИО, <данные изъяты> года рождения, являются ФИО и ФИО, что подтверждается соответствующими записями в графах «отец» и «мать» в свидетельствах о рождении VI-ИК <данные изъяты> от <данные изъяты>, II-ОН <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Матерью несовершеннолетней ФИО, <данные изъяты> является ФИО, что подтверждается соответствующей записью в графе «мать» в свидетельстве о рождении VII-ИК <данные изъяты> от <данные изъяты>. В графе отец сведения отсутствуют.

Истец ФИО зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>.

Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства № 659 от 19.02.2021 ФИО зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>.

Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства № 341 от 17.06.2019 ФИО зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>.

Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства № 154 от 25.01.2018 ФИО зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>

Фактически ФИО вместе с тремя детьми проживает по адресу: <данные изъяты>, в квартире, принадлежащей на праве общей долевой собственности по 1/3 доли (у каждого): истицу ФИО, отцу истца ФИО, брату истца ФИО

Согласно справке заведующей МАДОУ «Детский сад №19 «Зёрнышко» ФИО от <данные изъяты> <данные изъяты>, ФИО, <данные изъяты> года рождения, действительно с 14.06.2022 посещает МАДОУ «Детский сад № 19 «Зёрнышко», расположенный по адресу: д. Летуново, ул. Полевая, д. 5, г.о. Зарайск, Московской области.

Из справки, выданной райпедиатром ГБУЗ МО «ЗЦРБ» ФИО следует, что ФИО, <данные изъяты> года рождения, прикреплена к ГБУЗ МО «Зарайская ЦРБ» с 16.08.2021.

ФИО 13.10.2022 обратилась с заявлением о присвоении льготного статуса многодетной семье, решением Окружного управления социального развития № 12 Министерства социального развития Московской области от 19.10.2022 № 424344 ей отказано в предоставлении указанной услуги по причине отсутствия у заявителя права на получение Государственной услуги, в связи с несоответствием категориям лиц, имеющих право на получение услуги, согласно СМЭВ запросу ФИО зарегистрирована в Сахалинской области.

Свидетель ФИО, допрошенная в судебном заседании суда первой инстанции, указала, что работает с 2005 года специалистом по социальной работе участковой социальной службы Семейного центра г. Зарайска. В октябре 2022 года при передаче ей дела ФИО, стало известно о том, что семья является многодетной, но удостоверения у них нет. У ФИО нет регистрации в Московской области. Отец ребенка отказался давать согласие на регистрацию ребенка в Московской области. Свидетелю известно, что ФИО всегда проживала вместе с ФИО в д. Летуново.

Свидетель ФИО, допрошенная в судебном заседании суда первой инстанции, указала, что ФИО приехала с детьми в д. Летуново примерно в ноябре 2020 года, дети истца ФИО и ФИО ходят в один детский сад с её дочерью, ФИО постоянно проживает с матерью.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", истец имеет право на получение мер социальной поддержки, поскольку материалами дела подтверждается, что фактически истец и её дети проживают на территории Московской области по адресу: <данные изъяты>.

Судебная коллегия соглашается с решением суда, исходя из следующего.

    Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее по тексту - Закон Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ) определены цели настоящего Закона, указано, что меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей (статья 2).

    Исходя из положений статьи 1 данного Закона, действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.

    Согласно статье 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

    В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

    Постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2017 года N 1029/45 утвержден порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 года N 1029/45).

    В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, со статьями 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых федеральный законодатель рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства лишь как один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства пребывания или жительства; отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

    Из этого исходит Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определениях от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О и от 6 октября 2008 года N 619-О-П подчеркивая, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

    В силу прямого указания федерального законодателя местом жительства несовершеннолетних, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Поскольку в материалах дела имеются доказательства подтверждающие факт проживания истца и ее детей на территории Московской области, в связи с чем, истец имеет право на получение удостоверения многодетной семьи в соответствии с Законом Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".

То обстоятельство, что ребенок истца ФИО, <данные изъяты> года рождения, не имеет постоянной регистрации по месту жительства на территории Московской области, не может служить основанием для ограничения права истца на получение указанной меры социальной поддержки, поскольку установлено что истец и её дочь ФИО фактически проживают в <данные изъяты>.

    В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о взыскании с Министерства социального развития Московской области в пользу истца расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей, уплаченных истцом при подаче иска.

Таким образом, учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда в силу ст. 330 ГПК РФ.

    Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Зарайского городского суда Московской области от 3 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>

33-18126/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Коновалова Светлана Юрьевна
Ответчики
Окруженое управление социальногоразвития № 12 Министерства социального развития МО
Министерство социального развития МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Петрунина М.В.
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
29.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2023Передано в экспедицию
29.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее