РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№2-1719/2013 года
18 сентября 2013 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края
в составе
Председательствующего, судьи ДИДИК О. А.
при секретаре МИХАЙЛОВОЙ АФ.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдырева В.В. к потребительскому гаражно-строительному кооперативу «Автомобилист-4» о признании права собственности на незавершенный строительством объект недвижимости в виде гаража,
УСТАНОВИЛ:
Болдырев В.В. обратился в суд с иском к потребительскому гаражно-строительному кооперативу «Автомобилист-4» о признании права собственности на незавершенный строительством объект недвижимости в виде гаража.
При этом истец в обоснование своих требований указал, что с 2011 года он является членом указанного кооператива. На правомерном земельном участке, предоставленном кооперативу в целом, органом муниципальной власти разрешено возведение гаражей. Он лично внес в кассу кооператива определенные денежные суммы в целях строительства гаража, а именно 800 тысяч рублей.
Кооператив, как юридическое лицо, целях строительства гаражей заключил с обществом с ограниченной ответственностью «ЖилСтройИнвест» договор на ведение строительных работ.
Однако в настоящее время в отношении данного застройщика возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, именно по факту строительства в их кооперативе.
Строительство гаражей фактически прекращено, в связи с чем, как указывает истец, оценив стоимость работ по возведению гаражей, полагает, что он имеет право на незавершенный строительством гараж. При этом истец полагает, что иначе, как признание за ним права собственности на незавершенный строительством гараж, его права не будут восстановлены и защищены, в связи с длительным расследованием уголовного дела и невозможностью удовлетворения гражданского иска.
В связи с указанными обстоятельствами истец и обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, указав при этом, что в целом кооперативу в установленном порядке предоставлен земельный участок, общей площадью в 9500 кв. метров. Между кооперативом и органом муниципальной власти заключен договор аренды земельного участка, который в установленном порядке зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Границы участка сформированы, и участок поставлен на кадастровый учет. Как указывает представитель истца, Болдырев В.В. внес в кассу кооператива 800 тыс. рублей, и полагает, что с учетом суммы внесенных денежных средств, он имеет право на один незавершенный строительством гараж, степень готовности которого 34 процента. При этом, как указывает представитель данного истца, Болдырев В.В. далее намерен за счет своих сил и средств окончить строительство данных гаражей.
Представитель потребительского гаражно-строительного кооператива иск признала, указав, что данный потребительский гаражный кооператив, председателем которого она является, фактически создан в 1970 году, затем в установленном порядке перерегистрировался, и в настоящее время зарегистрирован как юридическое лицо, поставлен на учет. В 2010 году кооперативу администрацией города был предоставлен земельный участок по <адрес> города Сочи. Площадь участка составляет 9500 кв.метров. Как указывает представитель ответчика, в 2011 году между ними и администрацией города на основании названного распоряжения органа муниципальной власти заключен договор аренды земельного участка. Договор аренды зарегистрирован в регистрационном учреждении. Границы участка установлены и в отношении данного земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет. Далее, представитель ответчика указывает, что на настоящий момент членами кооператива являются 120 граждан. Однако лишь 28 граждан внесли в кассу кооператива денежные средства для строительства гаражей. Остальные члены кооператива деньги не внесли. Кооперативом была разработана проектно-сметная документация на возведение гаражей, в несколько этапов, и гаражи должны быть организованы в отдельные блоки (литеры). На основании указанной проектно-сметной документации органом муниципальной власти было выдано им разрешение, два разрешения на строительство 6 и 7 блоков.
Между кооперативом и ООО «ЖилСтройИнвест» был заключен договор на строительство гаражей. Данный истец действительно внес в кассу кооператива 800 тыс. рублей. Все его деньги, равно, как и деньги других 28 граждан, членов кооператива, были перечислены Обществу. Однако Общество, лишь приступив к строительству гаражей, затем строительство прекратило, деньги не вернуло, в связи с чем в его отношении возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Далее, представитель ответчика пояснила, что истец по делу, действительно, является членом кооператива, паевые взносы выплатил и за ним должно быть признано право собственности на истребуемый им гараж. При чем представитель кооператива полагает, что даже признание за ним права собственности на истребуемый незавершенный строительством гараж не компенсирует ему в полной мере внесенные им денежные средства, поскольку степень готовности возведенных гаражей не превышает 30 процентов.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, заключение судебно-строительной экспертизы, находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При чем разрешить данный вопрос в ином порядке, путем обращения в орган муниципальной власти в связи с указанными обстоятельствами, незавершенностью строительства гаражей, истец лишен возможности.
В связи с изложенным само его обращение в суд с настоящим требованием является законным и обоснованным, поскольку ст. 11 ГК РФ предусматривает судебную защиту гражданских прав.
При разрешении настоящего спора суд должен руководствоваться нормами права, предусматривающими основания приобретения права собственности.
Пункт 1 ст. 218 ГК РФ предусматривает, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
При этом требования истца также основано на пункте 4 ст. 218 ГК РФ, указывающем на то, что член жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие своей паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Как следует из материалов настоящего дела, спорным объектом недвижимости по настоящему делу является вновь создаваемый гараж, расположенный по <адрес> города Сочи, в потребительском гаражно-строительном кооперативе «Автомобилист-4».
Данное обстоятельство подтверждается объяснениями представителей сторон по делу, а также заключением судебно-строительной экспертизы.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований либо возражений.
Истец утверждает, что указанный объекты недвижимости фактически возведены за счет его средств.
При чем кооператив не оспаривает этих обстоятельств, а в соответствии с правилами доказывания, предусмотренными ст. 61 ГПК РФ, признание второй стороной обстоятельств, освобождает данную сторону от дальнейшего их доказывания.
Далее для удовлетворения заявленных требований необходима проверка соблюдения истцом при возведении объекта недвижимости требований закона.
Как следует из материалов настоящего дела, указанный потребительский гаражно-строительный кооператив создан и действует в установленном порядке, что подтверждается объяснениями сторон по делу, а также данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельством о постановке на налоговый учет данного юридического лица на л.д. 46-47, выпиской из Единого государственного реестра ( л.д.23), а также Уставом кооператива ( л.д. 13)
При этом истец по делу действительно является членом данного гаражно-строительного кооператива, что подтверждается соответствующим протоколом общего собрания ПГСК «Автомобилист-4», и сведениями об уплате членских взносов ( л.д. с 6 по 12 и с 48 по 51).
Указанному гаражно-строительному кооперативу решением органа муниципальной власти предоставлен для строительства гаражей земельный участок площадью 9 500 кв.метров в указанном микрорайоне города Сочи, о чем указано выше в настоящем решении суда и что подтверждается копией договора аренды земельного участка на л.д. 33.
Пунктом 1 данного решения органа муниципальной власти кооперативу разрешено использование указанного земельного участка и строительство гаражных боксов на закрепленной территории. При чем, как следует из сведений, имеющихся в данном договоре аренды земельного участка, условия настоящего договора распространены на правоотношения сторон, возникшие с 21 октября 2010 года (пункт 2.3 Договора). То есть следует, что указанный земельный участок и ранее был предоставлен данному кооперативу в этих же целях.
Из представленных доказательств следует, что границы земельного участка установлены и определены в соответствии с действующим законодательством, в отношении данного земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, в подтверждение чего суду представлена надлежащая копия кадастрового паспорта на земельный участок – л.д.39.
Как пояснила в судебном заседании председатель данного кооператива, ими регулярно оплачиваются арендные платежи за указанный земельный участок, и никаких споров относительно его использования ни с кем, в том числе администрацией города, не имелось и не имеется. В связи с этим суд полагает, что привлечение к настоящему делу администрации города не является необходимостью, поскольку орган муниципальной власти три года назад предоставил данный земельный участок юридическому лицу, и его интересы разрешением настоящего спора никаким образом не затрагиваются.
Таким образом, истец, являясь членом данного кооператива, получив в пользование земельный участок, имел законное право на строительство на нем объектов недвижимости.
Как следует из представленных доказательств, кооперативом в целом была разработана проектно-сметная документация на гаражи, которая была предоставлена органу муниципальной власти. Орган муниципальной власти, ознакомившись с данной проектно-сметной документацией, согласился с нею, подтвердив это в письменной форме ( л.д.11), и выдал кооперативу два разрешения на возведение гаражей в двух блоках на указанном земельном участке. В подтверждение истцом представлены две надлежащие копии разрешения органа муниципальной власти на ведение строительных работ ( л.д. 52 и 53).
То есть при таких обстоятельствах следует признать, что истец не совершал действий, свидетельствующих о самовольном захвате земли. Он открыто, правомерно пользуется земельным участком, который предоставлен ему общим собранием кооператива, не совершал он и иных противозаконных действий при строительстве указанного объекта недвижимости.
Что касается соответствия строительным нормам и правилам спорных объектов недвижимости, то определением суда по делу была назначена судебно-строительная экспертиза, выводы которой представлены суду (л.д. с 59 по 169).
Согласно заключения указанной экспертизы установлено, что на земельном участке, имеющем кадастровый номер с последними цифрами номер «№», на настоящий момент располагаются и обустроены строения и сооружения различной степени готовности, а, согласно представленного на них технического паспорта, они именованы:
6-й этап блоки №№№ – литер Д,
7 этап, блоки с № по № – литер Е
7 этап блоки с № по № и с № по № - литер Ж
(л.д.61).
При этом истец Болдырев В.В. просит суд о признании за ним права собственности на незавершенный строительством гараж № блока Е, как следует заключению эксперта, со степенью его готовности 34 процента.
Удовлетворяя требование Болдырева В.В. в полном объеме, суд при этом учитывает, что им внесено в кассу кооператива на строительство гаража 800 тыс. рублей ( л.д.50), что значительно превышает общую стоимость испрашиваемого объекта недвижимости. При этом суд пришел к выводу, что именно таким образом права данного истца могут быть защищены и восстановлены в связи с возбуждением уголовного дела в отношении застройщика, юридического лица.
Кроме того данным заключением экспертизы установлено, что указанные объекты недвижимости не создают угроз и препятствий в осуществлении своих прав третьим лицам (л.д.127), но, вместе с тем также указано, что, поскольку исследуемые объекты недвижимости, не завершены строительством, то определить являются ли указанные строения безопасными жизни и здоровью граждан не представляется возможным.
Данное обстоятельство не может служить основанием к отказу в иске, поскольку истец, согласно ст. 130 ГК РФ, имеет право на признание за ним права собственности на незавершенный строительством объект недвижимости.
Выводы экспертизы ответчиком не оспариваются, и у суда нет оснований не доверять таким выводам эксперта: эксперт имеет высшее образование в данной области знаний, значительный стаж экспертной работы, а также соответствующую лицензию на проведение таких экспертиз. На какие –либо обстоятельства порочности заключения эксперта стороны не ссылаются.
Ответчик фактически признает право собственности истца на истребуемый незавершенный строительством гараж, и у суда не имеется оснований к тому, чтобы данное признание иска могло быть не принято. В связи с этим суд обязан принять решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом суд пришел к выводу об обоснованности и законности требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 218 ГК РФ и ст.ст. 56, 98, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
За БОЛДЫРЕВЫМ В.В. признать право собственности на незавершенный строительством гаражный бокс №, литер Е, степенью готовности 34% и площадью застройки 28,1 кв.метр., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № в потребительском гаражно-строительном кооперативе №8 «Автомобилист-4» по <адрес> города Сочи Краснодарского края.
Взыскать государственную пошлину с Болдырева В.В. в размере 5 тыс. 700 рублей.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в краевой суд.
Председательствующий Дидик О.А.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.