дело № 3а-53/2020 (3а-719/2019)
16OS0000-01-2019-000690-30
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Казань 31 января 2020 года
Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сафиной Рњ.Рњ. РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощником СЃСѓРґСЊРё Нуреевой Р”.Р ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ15 Рє Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Р¤РРћ16 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственный РєРѕСЂРїСѓСЃ (9-Р№ РІРёРґ)) площадью 4 824 квадратных метра СЃ кадастровым номером ...., расположенного РїРѕ адресу: <адрес> (далее – земельный участок СЃ кадастровым номером ....
Ссылаясь на нарушение своих прав как арендатора земельного участка, арендная плата за который исчисляется исходя из кадастровой стоимости, административный истец просил определить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 10 564 600 рублей по состоянию на 26 января 2015 года.
Р’ судебном заседании представитель Р¤РРћ17 административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление поддержала, уточнила заявленные требования РІ части величины рыночной стоимости, устанавливаемой РІ качестве кадастровой, просила определить ее РІ размере 11 286 102 рубля.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Р¤РРћ18 административный РёСЃРє РЅРµ признала.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии», Рсполнительный комитет муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР° Казани, надлежащим образом извещенные Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, представителей для участия РІ судебном заседании РЅРµ направили.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан Р¤РРћ19 представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» Р¤РРћ20. просили рассмотреть дело РІ РёС… отсутствие.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как РІРёРґРЅРѕ РёР· материалов дела, земельный участок СЃ кадастровым номером .... находится РІ муниципальной собственности РіРѕСЂРѕРґР° Казани (Р».Рґ. 84). РќР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка РѕС‚ 17 мая 2017 РіРѕРґР° в„– 19086 (Р».Рґ. 13-20) арендатором земельного участка является Р¤РРћ21 РџСЂРё этом, как следует РёР· содержания РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды Рё расчета размера арендной платы (Р».Рґ. 21), арендная плата исчисляется РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· кадастровой стоимости земельного участка.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона).
Согласно статье 24.19 Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В пункте 12 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года № 927 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани» по состоянию на 1 января 2013 года.
Земельный участок с кадастровым номером .... поставлен на государственный кадастровый учет 26 января 2015 года (л.д. 90-92). Его кадастровая стоимость по состоянию на эту дату рассчитана филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, с применением значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования, утвержденного названным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан (л.д. 86-88), в размере 22 049 876 рублей 88 копеек (л.д. 89).
При разрешении спора о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка суд исходит из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Р’ подтверждение величины рыночной стоимости земельного участка административный истец представил СЃСѓРґСѓ отчет РѕР± оценке РѕС‚ <дата>, подготовленный оценщиком общества СЃ ограниченной ответственностью Р¤РРћ22 (Р».Рґ. 25-70). Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером .... РїРѕ состоянию РЅР° 26 января 2015 РіРѕРґР° составила 10 564 600 рублей.
Кабинет Министров Республики Татарстан заявил о недостоверности представленных административным истцом сведений о рыночной стоимости земельного участка.
Для проверки соответствия отчета требованиям законодательства РѕР± оценочной деятельности, правильности определения РІ нем рыночной стоимости земельного участка Рё установления ее действительной величины СЃСѓРґРѕРј назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества СЃ ограниченной ответственностью «Ди СЌРЅРґ РР» Оценка» Р¤РРћ23
Как следует из заключения эксперта от <дата> (л.д. 114-225), представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и методологии.
В частности, эксперт указал, что выбранные оценщиком при расчете корректировки на площадь объекты-аналоги имеют различия и несопоставимы, что является нарушением пункта 5 федерального стандарта оценки № 3; в нарушение требований пункта 8 федерального стандарта оценки № 1 используются документы, датированные после даты оценки.
В результате проведенного исследования эксперт пришел к выводу о неправильности определения рыночной стоимости земельного участка в представленном административным истцом отчете об оценке и определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 26 января 2015 года в ином размере, который составил 11 286 102 рубля.
Представитель административного истца с результатами судебной экспертизы согласился, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан не согласился с выводами эксперта, указав на неверный выбор объектов-аналогов, однако каких-либо доказательств, опровергающих эти выводы, равно как и сведений об иной величине рыночной стоимости земельного участка суду не представил.
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Заключение эксперта содержит подробное описание проведенных исследований с указанием примененных методов, обоснование сделанных в результате исследования выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Вопреки доводам административного ответчика РїСЂРё определении рыночной стоимости земельного участка методом сравнения продаж РІ рамках сравнительного РїРѕРґС…РѕРґР° экспертом проанализировано значительное количество предложений Рѕ продаже земельных участков, предполагаемых РїРѕРґ производственную застройку РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Казани, отобраны три объекта-аналога, расположенных РІ производственных зонах РіРѕСЂРѕРґР° Казани наиболее подходящих для расчета рыночной стоимости исследуемого земельного участка, РїСЂРё этом стоимости квадратных метров данных земельных участков после проведения всех корректировок имеют незначительную разницу РїРѕ отношению РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ. Обоснование выбора объектов-аналогов детально описано РІ заключении СЃ указанием критериев отбора. Ркспертом проведен сравнительный анализ объекта исследования Рё каждого объекта-аналога РїРѕ всем элементам сравнения, произведены корректировки РЅР° торг, РЅР° выход РЅР° магистраль, РЅР° размер общей площади.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны Рё обоснованны, исследования проведены всесторонне Рё РІ полном объеме РІ пределах имеющейся Сѓ эксперта специальности.
При исследовании заключения эксперта судом не установлено каких-либо противоречий в выводах эксперта, неполноты, неясности заключения, которые могли бы послужить основанием для проведения повторной или дополнительной экспертизы, стороны с ходатайствами об их назначении не обращались, допустимых доказательств иной рыночной стоимости не представили.
Поскольку достоверность представленного административным истцом отчета об оценке не подтвердилась в результате судебной экспертизы, такой отчет не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства определения рыночной стоимости. Следовательно, действительная рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена исходя из иных доказательств, не опровергнутых в ходе судебного разбирательства, то есть из заключения эксперта
На основании изложенного суд считает возможным удовлетворить требования административного истца об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 января 2015 года в размере 11 286 102 рубля.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
С учетом даты подачи административного искового заявления (8 октября 2019 года), сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, следует применять для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года и учитывать при определении налоговой базы с 26 января 2015 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ
Р Р• РЁ Р Р›:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Р¤РРћ24 удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственный корпус (9-й вид)) площадью 4 824 квадратных метра с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> указав ее равной рыночной стоимости в размере 11 286 102 рубля по состоянию на 26 января 2015 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть 26 января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 8 октября 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 10 февраля 2020 года.
Судья Сафина М.М.