УИД №61RS0009-01-2023-001024-84
№2-1890/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 августа 2023 года г.Азов
Азовский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Кисловой Е.В.,
при помощнике Обединой М.В.
с участием представителя истца – Острижного Д.С., представителя ответчика – Карабут В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Комитета имущественных отношений Азовского района Ростовской области к Бомбину Виталию Васильевичу, 3 лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ростовской области, Администрация Обильненского сельского поселения о признании договора купли-продажи недействительным, признании отсутствующим право собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений Азовского района Ростовской области обратился в Азовский городской суд Ростовской области с исковым заявлением к Бомбину В.В. о признании договора купли-продажи недействительным, признании отсутствующим право собственности на земельный участок. В обоснование своих требований истец указал, что согласно выписки из ЕГРН за ответчиком зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 1000 кв.м., КН №, расположенный по адресу: <адрес>.
Земельный участок получен ответчиком в собственность на основании решения Азовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о включении в наследственную массу земельного участка и признании права собственности. Ответчик является наследником ФИО1, с которым был заключен договор купли-продажи земельного участка № с администрацией Обильненского сельского поселения.
Указанный земельный участок был предоставлен в частную собственность в нарушение требований земельного законодательства, поскольку расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. На дату предоставления земельного участка в собственность действовал запрет на предоставление в собственность земельных участков, находящихся во втором поясе санитарной зоны.
В соответствии с положениями ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Согласно Решения исполнительного комитета Ростовского областного Совета депутатов трудящихся №692 от 29.07.1966 утверждены границы зоны санитарной охраны Таганрогского Донского и грунтового водопровода. Согласно описанию границ зон санитарной охраны источника водоснабжения в пределах территории второго пояса находятся следующие населенные пункты: Колузаево, Кумженский, Курганы, городище, Елизаветинская, Обуховка, Дугино, Усть-Койсуг, Калинин, Крым, Чалтырь, Хапры,Недвиговка, Синявка.
Таким образом, спорный земельный участок в <адрес> расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения, и на дату предоставления ФИО1 в собственность был ограничен в обороте и не мог быть предоставлен в собственность.
В соответствии с положениями ст.166, 168 ГК РФ сделка по договору купли-продажи земельного участка КН №, заключенная ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Обильненского сельского поселения и ФИО1 имеет признаки ничтожности, поскольку совершена в нарушение п.п. 14 п.5 ст.27 ЗК РФ, ст.28 п.8 ФЗ №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного истец просил: 1. признать ничтожным договор купли-продажи земельного участка с КН № от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Администрацией Обильненского сельского поселения <адрес> и ФИО1.
2. Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности на земельный участок с КН № за ФИО1.
3. Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности на земельный участок с КН № за Бомбиным Виталием Васильевичем.
Определением суда от 18.05.2023 в порядке ст.43 ГПК РФ к участию в деле привлечена Администрация Обильненского сельского поселения Азовского района.
Представитель истца – Острижный Д.С., действующий на основании доверенности в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Бомбин В.В., извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В отношении ответчика дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель Бомбина В.В. – Карабут В.А., действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, и применить срок исковой давности, поскольку истец пропустил срок. Также пояснила, что истец не предоставил какие-либо доказательства, что спорный земельный участок, расположенный в <адрес> РО на момент заключения сделки находился в границах второго пояса санитарной зоны источника водоснабжения.
Представители третьих лиц, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились. В отношении 3-х лиц дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Положения ст. 8 ГК РФ, устанавливают, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу ст.ст 9, 10 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, однако не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных отношений Азовского района в лице председателя Комитета ФИО8 и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка № для ведения личного подсобного хозяйств, с кадастровым номером №, общей площадью 1000 кв.м, расположенным о адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок предоставлен на основании Постановления Главы администрации Азовского района №434 от 21.04.2011. Спорный земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи.
На основании договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и ФИО1, земельный участок с КН № перешел к новому арендатору – ФИО1
Представитель ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Обильненского сельского поселения с заявление о выкупе земельного участка по адресу: <адрес> в собственность за плату, в связи с нахождением на указанном земельном участке жилого дома.
В соответствии с положениями ст.39.3 ч.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно положений ст.15 ч.2 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченном в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами; содержание ограничений оборота земельных участков, устанавливается данным кодексом, федеральными законами.
Распоряжением главы администрации Обильненского сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен земельный участок КН №, общей площадью 1000 кв.м, расположенным о адресу: <адрес> в собственность за плату, в связи с нахождением на земельном участке жилого дома КН №, площадью 40 кв.м., право собственности на который зарегистрировано за ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Обильненского сельского поселения <адрес>, в лице главы администрации ФИО9 и ФИО1 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в связи с расположением на нем жилого дома.
Судом установлено, что по настоящему делу земельный участок из земель государственной собственности передан гражданину в результате решений и действий государственных органов. При этом решения и действия государственных органов не оспаривались, недействительными не признаны. Права ответчиков были зарегистрированы в ЕГРН, земельный участок поставлен на учет в ГКН.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ (в ред. ФЗ №102-ФЗ от 19.06.2007), на день заключения договора купли-продажи, ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно Федерального закона №9-ФЗ от 16.02.2022 ограничены в обороте земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности в первом поясе зон санитарной охраны водного объекта.
В силу части 4 статьи 18 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Во исполнение указанных положений закона Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые обязательны для исполнения.
В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов, при этом первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п. 1.5 Правил).
В обоснование заявленных требований представитель истца ссылался на Решение исполнительного комитета Ростовского областного совета депутатов трудящихся N 692 от 29 июля 1966 года содержится описание границ зон санитарной охраны Таганрогского городского водопровода, включая границы зон санитарной охраны первого, второго и третьего поясов Донского водопровода. Согласно которого, описаны границы зон санитарной охраны источника водоснабжения в пределах второго пояса, куда включаются населенные пункты: Колузаево, Кумженский, Курганы, Городище, Елизаветиснкая, Обуховка, Дугино, Рогожкино, Усть-Койсуг, Калинин, Чалтырь, Крым, Хапры, Недвиговка, Синявка.
Как утверждал представитель истца, поскольку земельный участок, принадлежащий ответчику расположен в <адрес>, то входит во второй пояс зон санитарной охраны водного объекта. Однако, следует отметить, что нахождения спорного земельного участка в границах <адрес>, само по себе не может свидетельствует о нахождении земельного участка с кадастровым номерами № во втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
При этом, истец для доказательств расположения спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны не заявлял ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, для установления расположения земельного участка ответчика во втором поясе.
Давая оценку доводам истца, суд исходит из требований статьи 56 ГПК РФ, в силу которых каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из материалов дела также следует, что на основании решения Азовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Бомбина Виталия Васильевича к Администрации Обильненского сельского поселения Азовского района, ФИО3 о включении состав наследственного имущества объекта недвижимости и признании права собственности, исковые требования были удовлетворены.
Согласно указанного решения суда: включено в состав наследственной массы после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ объекты, в том числе: жилой дом, общей площадью 40 кв.м., КН №, и земельный участок, площадью 1000 кв.м., земли населенных пунктов, разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, КН №, расположенные по адресу: <адрес>. И за Бомбиным Виталием Васильевичем признано право собственности в том числе на: жилой дом, общей площадью 40 кв.м., КН №, и земельный участок, площадью 1000 кв.м., земли населенных пунктов, разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, КН №, расположенные по адресу: <адрес>.
Таим образом, на спорном земельном участке расположен жилой дом №, право собственности на который было зарегистрировано в ЕГРН - ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика в судебном заседании заявила также о пропуске срока исковой давности.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса
В соответствии со статьей 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока начинается в том числе, когда лицо должно было узнать о нарушении права.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Тем же постановлением разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.4).
При обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление (п.5).
По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 6).
Таким образом, срок исковой давности подлежит исчислению с момента передачи прав на спорный земельный участок.
С учетом вышеизложенного суд не находит правовых оснований для признания сделки недействительной, а кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, в связи с этим суд приходит к выводу об оставлении требований Комитета имущественных отношений Азовского района Ростовской области к ответчику о признании договора купли-продажи недействительным, признании отсутствующим право собственности на земельный участок, без удовлетворения, в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета имущественных отношений Азовского района Ростовской области к Бомбину Виталию Васильевичу, 3 лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ростовской области, Администрация Обильненского сельского поселения о признании договора купли-продажи недействительны, признании отсутствующим право собственности на земельный участок – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Азовский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.09.2023.
Судья Е.В.Кислова