Дело № 2-1950/2019
39RS0004-01-2019-002176-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2019 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Семенихина В.А.,
при секретаре Ткаченко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Калининградский транспортный прокуратур обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, указывая, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Калининградской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «Российские железные дороги», по результатам которой выявлены нарушения. Объект транспортной инфраструктуры - <данные изъяты> Калининградской дирекции пассажирских обустройств - СП Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «Российские железные дороги» 21.07.2016 включен в реестр категорированных ОТИ железнодорожного транспорта за № (ОТИ присвоена 2 категория), в отношении которого 13.04.2018 утверждена дополнительная оценка уязвимости. На основании дополнительной оценки уязвимости в соответствии с пп. 18 п. 5 постановления Правительства № 495 субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить внесение соответствующих изменений в план обеспечения транспортной безопасности. В связи с чем, Калининградской дирекцией пассажирских обустройств 07.09.2018 в Федеральное агентство железнодорожного транспорта направлен на утверждение план ОТБ этого ОТИ, в утверждении плана отказано. Вновь план направлен на утверждение лишь 19.02.2019, однако 20.03.2019 получен отказ в утверждении плана. По состоянию на 25.06.2019 нарушения послужившие основанием для отказа в утверждении плана не устранены, план № в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение не направлен. Указанные нарушения препятствуют утверждению плана обеспечения транспортной безопасности, следовательно затягивают срок реализации плана ОТБ ОТИ, что в свою очередь угрожает устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и подвижном составе, что является недопустимым. Просит обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры №, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ, а также с учетом нарушений указанных в Заключении об отказе в утверждении плана ДД.ММ.ГГГГ и представить план ОТБ на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Установить срок для исполнения решения суда - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Калининградского транспортного прокурора Эглит Д.А. заявленные требования поддержал, дав пояснения, аналогичные по содержанию изложенным в иске обстоятельствам. Кроме того, указал, что срок устранения нарушений в данной ситуации не может превышать двух месяцев с момента вступления суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Литвинова Н.П. возражала против требований транспортного прокурора в части сроков исполнения требований, указав, что с учетом характера работ, его объема, выявленных недостатков ранее представленного плана транспортной безопасности ОТИ в Росжелдор считает приемлемым срок в три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон №16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
К объектам транспортной инфраструктуры на основании ч.5 ст.1 Закона №16-ФЗ относятся железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством РФ, тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств.
Как указано в ч.ч.1 и 2 ст.2 Закона №16-ФЗ, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
На основании ч.1 ст.4 Закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора (ч.2 ст.5 Закона №16-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона №16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
По ч.2 ст.9 Закона №16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Частью 4 ст.9 Закона №16-ФЗ предусмотрено, что реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 10.01.2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч.2 ст.20 приведенного Федерального закона возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок), зарегистрированный в Минюсте России 24.03.2010 года №16708, утвержден Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 года №34.
В пункте 2 Порядка указано, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п.3 Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
В силу п.п.6-8 Порядка решение об утверждении плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом). Решение об отказе в утверждении плана направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 года №495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (пп.6); при изменении положений, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), проводить дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и утверждать в установленном порядке ее результаты в трехмесячный срок со дня возникновения таких изменений (пп.17); обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (пп.18).
В соответствии со ст.1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года №397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Судом установлено, что Калининградская дирекция пассажирских обустройств – структурное подразделение Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» осуществляет эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) – <данные изъяты>.
ОТИ – <данные изъяты> присвоена вторая категория транспортной безопасности с реестровым №.
26.02.2018 года по заказу ОАО «РЖД» ООО «Эксзит» проведена дополнительная оценка уязвимости ОТИ и 13.04.2018 года результаты дополнительной оценки утверждены заказчиком. План ОТБ ОТИ после проведения дополнительной оценки уязвимости направлялся на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, однако, 20.03.2019 года получен отказ в утверждении плана.
Как следует из заключения об отказе в утверждении плана ОТБ ОТИ железнодорожного транспорта от 20.03.2019 года, в результате анализа представленного ОАО «РЖД» плана ОТБ ОТИ выявлен ряд нарушений.
Данных о внесении изменений в план ОТБ ОТИ железнодорожного транспорта с учетом устранения указанных Федеральным агентством железнодорожного транспорта нарушений в материалы дела ответчиком не представлено, представителем ответчика данный факт подтвержден в судебном заседании.
Таким образом, ОАО «РЖД» не приняты должные меры, направленные на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности на ОТИ. Не проведение ответчиком мероприятий по устранению недостатков ОТБ ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, в связи с чем требования Калининградского транспортного прокурора, предъявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства гражданского дела, характер и объем работ, которые необходимо произвести, а также требования разумности и справедливости, суд считает возможным установить срок ответчику для внесения изменений в план ОТБ и представления в Федеральное агентство железнодорожного транспорта плана ОТБ ОТИ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры при обращении в суды общей юрисдикции с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Частью 1 ст.103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ при обращении физического лица в суд общей юрисдикции с заявлением неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» внести изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры № с учетом результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ и нарушений, указанных в заключении об отказе в утверждении плана ОТБ ОТИ от 20.03.2019 года и представить план ОТБ на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета городского округа «Город Калининград» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 26 августа 2019 года.
Судья /подпись/ |