Решение от 23.11.2022 по делу № 2-3209/2022 от 13.04.2022

                Дело № 2-3209/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2022 года                                                                                     г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Байчорова Р.А.,

при секретаре Севостьяновой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимовой Веры Анатольевны к администрации городского округа Солнечногорск Московской области о возложении обязанности организовать круглогодичный подъезд к земельному участку,

У С Т А Н О В И Л:

Анисимова В.А., уточнив требования, обратилась в суд с иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области о возложении обязанности организовать круглогодичный подъезд к земельному участку.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, к которому отсутствует круглогодичный подъезд. Истец неоднократно обращалась в администрацию городского округа Солнечногорск с заявлением о неудовлетворительном состоянии улицы по указанному выше адресу и необходимости организации круглогодичного подъезда, однако до настоящего времени никаких действий по обустройству дороги ответчиком предпринято не было.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, с учетом уточнения исковых требований, просит суд обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать (обеспечить) круглогодичный подъезд к земельному участку с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> устранив существующие препятствия для проезда личного и специального транспорта, путем возведения твердого покрытия ул<адрес> в соответствии вариантом № 1 (отраженным графически на рисунке 7) заключения АНО «Экспертный центр «НИКА», при котором необходимо устройство дорог общего пользования минимальной шириной 3,5 м. в соответствии с нормами по проектированию на месте существующих проездов: по ул. Елизаветинская до земельного участка с кадастровым номером ; начинающегося от земельного участка с кадастровым номером и ведущего к земельному участку с кадастровым номером .

В судебном заседании истец и ее представитель – Родионова С.А. поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика по доверенности – Каравайкина Т.М. против удовлетворения исковых требований возражала.

Представитель третьего лица – Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

При этом согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктами 6, 11 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

В статье 3 Федерального закона № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на мобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

При этом в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с Законом Московской области № 246/2018-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Солнечногорского муниципального района» объединены территории городского поселения Андреевка, городского поселения Менделеево, городского поселения Поварово, городского поселения Ржавки, городского поселения Солнечногорск, сельского поселения Луневское, сельского поселения Пешковское, сельского поселения Смирновское, сельского поселения Соколовское без изменения границ территории Солнечногорского муниципального района. Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Солнечногорского муниципального района наделено статусом городского округа Солнечногорск.

Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, который ранее принадлежал ей на праве аренды на основании договора аренды земельного участка № 860АФ/13 от 16 августа 2013 года, заключенного с Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского муниципального района Московской области.

Из пояснений истца следует, что по указанной улице фактически отсутствует дорожное полотно, в связи с чем истец лишена возможности полноценного прохода и проезда к принадлежащему ей участку.

Из ответа администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 25 апреля 2022 года на обращение представителя истца по вопросу организации дороги местного значения к земельным участкам по ул. <адрес> в районе <адрес>, следует, что по результатам выезда сотрудниками Комитета по управлению имуществом составлен акт обследования от 22 апреля 2022 года земель общего пользования (дороги); указанный в обращении участок автомобильной дороги в реестре муниципальной собственности городского округа Солнечногорск, как объект дорожного хозяйства отсутствует. Перечень бесхозяйного имущества на 2021 год сформирован. Участок дороги по ул. Деревенская и участок дороги по ул. Елизаветинская в IV квартале 2021 года включен в перечень бесхозяйного имущества с последующим принятием в муниципальную собственность городского округа Солнечногорск. Ориентировочный срок окончания работ по принятию в собственность бесхозяйного недвижимого имущества 2022-2023 г.г. В настоящее время проведение работ по содержанию указанных в обращении дорого за счет средств администрации городского округа Солнечногорск невозможно, так как данные затраты будут являться нецелевым использованием бюджетных средств.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени мер по обустройству дороги, возведения твердого покрытия ул. Елизаветинская г. Солнечногорска городского округа Солнечногорск Московской области ответчиком не предпринято.

Определением суда от 29 июня 2022 года по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам АНО «Экспертный центр «НИКА».

По результатам исследования экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> представляет собой участок для индивидуального жилищного строительства. Участок благоустроен и используется в соответствии с целевым назначением, границы на местности закреплены ограждением из металлической сетки на металлических столбах и забором из металлического профлиста. Фактичческое местоположение границ исследуемого земельного участка соответствует сведениям ЕГРН, расхождения координат характерных точек незначительны в рамках исследования по поставленным вопросам. В пределах участка расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , сведения о котором содержатся в ЕГРН.

По результатам натурного визуально-инструментарного исследования методом спутниковых геодезических измерений определено местоположение существующих проездов, посредством которых осуществляется доступ к земельному участку. Местоположение дорог определено на рисунке 5 заключения. Фактически доступ к земельному участку осуществляется по нескольким вариантам, которые отражены на рисунках 5.1-5.2 заключения.

Экспертом указано, что по результатам исследования установлено, что при образовании земельного участка он в обязательном порядке должен быть обеспечен проездом шириной не менее 3,5 м., при этом конструкции дорожной одежды должны обеспечивать долговечность и надежность дорожного полотна при восприятии нагрузки от легковых и пожарных автомобилей. Кроме того, тупиковые проезды, а также проезды протяженностью более 150 м. должны быть оборудованы разворотными площадками не менее 15х15 м.

Доступ к участку истца осуществляется от д. Вертлино и д. Загорье по грунтовым проездам, проходящим по ул. Соловьиная, Елизаветинская и Деревенская, а также по проездам, не имеющим наименований в пределах территории, которые проходят по земельным участкам, представленным для индивидуального жилищного строительства, сельскохозяйственного производства и для размещения карьера по добыче строительного песка и песчано-гравийной смеси. Проезды имеют неровную незакрепленную поверхность, грунт неоднородный и неуплотненный, со следами деформаций под воздействием нагрузок от автотранспорта в период дождей, в грунте имеются неровности и углубления, в которых застаивается вода. Ширина проездов составляет от 2,5 до 3,5 м., разъездные и разворотные площадки отсутствуют.

Кроме того, из приведенных в исследовании вариантов, посредством которых на момент осмотра обеспечивается доступ, каждый предполагает проезды по земельным участкам, предоставленным для индивидуального жилищного строительства, сельскохозяйственного производства и для размещения карьера по добыче строительного песка и песчано-гравийной смеси. Сведения о заключении соглашений об обеспечении доступом через указанные земельные участки отсутствуют в материалах дела, а также в сведениях ЕГРН об указанных земельных участках, соответственно, проезды фактически не являются дорогами общего пользования.

На основании изложенного экспертом установлено, что существующие подъезды не соответствуют требованиям градостроительных и противопожарных норм к устройству проездов и подъездов к зданиям в пределах малоэтажной жилой застройки.

Экспертом разработаны варианты обеспечения доступом земельного участка с кадастровым номером , с учетом: местоположения существующих проездов, неразграниченных земель в соответствии со сведениями ЕГРН, планируемых объектов транспортной инфраструктуры местного значения в границах муниципального образования, согласно документам территориального планирования, возможности установления сервитута на условиях, наименее обременительных для использования земельных участков.

При разработке вариантов не предложены варианты обеспечения доступом посредством установления сервитута на земельные участки для индивидуального жилищного строительства, поскольку в таком случае значительная площадь таких земельных участков будет занята проездами, что приведет к невозможности ее целевого использования в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

Вариант № 1 графически отражен на рисунке 7. В соответствии с данным вариантом для обеспечения доступом исследуемого земельного участка в соответствии с требованиями необходимо устройство дорог общего пользования минимальной шириной 3,5 м. в соответствии с нормами по проектированию на месте существующих проездов: по ул. Елизаветинская до земельного участка с кадастровым номером , начинающегося от земельного участка с кадастровым номером и ведущего к исследуемому участку с кадастровым номером .

Вариант № 2 графически отражен на рисунке 8. В соответствии с указанным вариантом для обеспечения доступом исследуемого земельного участка в соответствии с требованиями необходимо устройство дорог общего пользования минимальной шириной 3,5 м. в соответствии с нормами по проектированию на месте существующих проездов: по ул. Елизаветинская участка проезда в северной стороне рядом с участками с кадастровыми номерами и ; проезда по ул. <адрес>; проезда, расположенного на участке с кадастровым номером на площади 226 м.; проезда от участка с кадастровым номером к участку с кадастровым номером через грунтовый проезд по неразграниченным землям.

Установление сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером на площади 226 кв.м. При этом сервитут может быть установлен как частный, в интересах правообладателя земельного участка, являющегося истцом по делу, так и публичным, так как проезд ведет к значительному количеству земельных участков района, соответственно, может быть установлен в интересах населения.

Устройство дорог общего пользования минимальной шириной 3,5 м. в соответствии с нормами по проектированию на неразграниченных землях, в пределах которых отсутствуют проезды. Местоположение указано на рисунке 8. Данный проезд будет проходить по пересеченной местности, в пределах которой выявлен перепад высотных отметок и обвал грунта в сторону песчаного карьера. Устройство дорог в данной части потребует дополнительных землянных работ по восстановлению и укреплению грунта.

Оснований не доверять заключению судебной землеустроительной экспертизы у суда не имеется, поскольку выводы эксперта согласуется с собранными по делу доказательствами, являются логичными и никем не оспорены. Кроме того, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, выводы заключения поддержал в судебном заседании. Оценивая данное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу с учетом содержания статьи 67 ГПК РФ суд приходит к выводу о соответствии данного заключения экспертизы требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, в связи с чем данное заключение принимается судом как допустимое и относимое доказательство по делу.

Дав оценку указанным выше обстоятельствам дела, принимая во внимание отнесение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения к вопросам местного значения городского округа, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию городского округа Солнечногорск Московской области обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать (обеспечить) круглогодичный подъезд к земельному участку с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, устранив существующие препятствия для проезда личного и специального транспорта, путем возведения твердого покрытия ул. Елизаветинская г. Солнечногорска городского округа Солнечногорск Московской области в соответствии вариантом № 1 (отраженным графически на рисунке 7) заключения АНО «Экспертный центр «НИКА», при котором необходимо устройство дорог общего пользования минимальной шириной 3,5 м. в соответствии с нормами по проектированию на месте существующих проездов: по ул. <адрес> до земельного участка с кадастровым номером ; начинающегося от земельного участка с кадастровым номером и ведущего к земельному участку с кадастровым номером , поскольку данный вариант является наименее обременительным, из предложенных экспертом, и не требует дополнительных землянных работ по восстановлению и укреплению грунта, как при варианте № 2.

Доводы администрации городского округа о том, что возложение на ответчика обязанности организовать работы по обустройству дороги спорной территории в отсутствие финансирования является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления суд не может признать состоятельными.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно (например, определение от 9 ноября 2017 года № 2516-О) высказывался о том, что недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование. Это касается и решения вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 поименованного выше федерального закона, пунктами 6 и 11 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесены: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

Согласно пункту 4.2 Свода правил «СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 266, автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение транспортных средств, пешеходов.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст.

Положения указанного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

Участок дороги у вышеуказанных земельных участков, в том числе земельного участка истца, фактически представляет собой внутриквартальную дорогу, служат проездом к другим домам и фактически являются объектом транспортной инфраструктуры г. Солнечногорска. Дорога предназначена для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов. Поскольку вышеуказанная дорога предназначена для общего пользования неопределенного круга лиц, то обязанность по надлежащему содержанию данного участка дороги относится к полномочиям органов местного самоуправления. Тогда как, дорожное покрытие не соответствует предельно-допустимым значениям ГОСТа Р 50597-2017, состояние указанной территории неудовлетворительное.

Поскольку на администрацию городского округа возложены обязанности по содержанию дорог, подтвержден факт ненадлежащего состояния внутриквартирного проезда, имеются основания для возложения на ответчика обязанности по приведению состояния дороги в соответствии с установленными законом требованиями.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 1 (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 7) ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░», ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3,5 ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░ ░░. <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ; ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ .

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                                ░░░░░░░░ ░.░.

2-3209/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Анисимова Вера Анатольевна
Ответчики
Администрация г.о. Солнечногорск
Другие
КУИ Администрации г.о. Солнечногорск МО
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Судья
Байчоров Рашид Алиевич
Дело на сайте суда
solnechnogorsk.mo.sudrf.ru
13.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2022Передача материалов судье
15.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.05.2022Предварительное судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Судебное заседание
10.10.2022Производство по делу возобновлено
09.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее