Решение по делу № 2-2022/2023 от 13.01.2023

Дело № 2-2022/2023(21) УИД66RS0004-01-2023-000187-19

Мотивированное решение изготовлено 07.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «31» марта 2023 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при секретаре Лапшевой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах Лысак Т. В. – законного представителя, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Лысак Д. А., к Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

истец прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах Лысак Т.В. – законного представителя, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Лысак Д.А., <данные изъяты> года рождения, предъявил к ответчику Министерству здравоохранения Свердловской области иск о возложении обязанности обеспечить ребенка лекарственным препаратом МНН Каннабидиол в дозах, рекомендуемых уполномоченной организацией, на весь период её нуждаемости в полномобъеме с учетом заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены данного препарата; взыскании в пользуЛысак Т.В.и малолетнейЛысак Д.А. в лице её законного представителя Лысак Т.В. компенсации морального вреда в сумме по 50 000 рублей в пользу каждой.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга по поручению прокуратуры Свердловской области проводилась проверка соблюдения федерального законодательства в части обеспечения лекарственным препаратом Лысак Д.А., <данные изъяты> года рождения, которая является ребенком-инвалидом,ей установлен диагноз: <данные изъяты> Медицинским заключением врача-невролога ФГАОУ «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Обособленное структурное подразделение – научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева от 28.04.2021 Лысак Д.А. рекомендовано применение маслаCBD (Каннабидиол), данный препарат на территории Российской Федерации не зарегистрирован, его аналогов в стране не производится. В период с апреля 2021 года законный представитель ребенка Лысак Т.В. приобретала его за свой счет. Консилиумом врачей Обособленного структурного подразделения – научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева от 29.09.2022 Лысак Д.А. данный препарат МНН Каннабидиол назначен по жизненным показаниям длительно. Однако, на обращение законного представителя Лысак Т.В. в Министерство здравоохранения свердловской области в письме от 16.12.2022 был получен фактический отказ в лекарственном обеспечении ребенка указанным лекарственным препаратом, поскольку вопрос финансирования обеспечения незарегистрированными лекарственными препаратами до настоящего времен законодательно не урегулирован. Для приобретения таких лекарственных препаратов возможно использование средств организаций и граждан, средств, поступивших от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований и иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. По мнению истца, данный отказ является незаконным, нарушающим права и законные интересы малолетней Лысак Д.А., которая имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом МНН Каннабидиол по жизненным показаниям.Отсутствие жизненно необходимого для ребенка лекарственного препарата причиняет ребенку и его семье нравственные страдания, влечет дополнительные расходы на его самостоятельное приобретение, при это, при приобретении препарата через посредников.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга Вохмянин С.В., а также истец Лысак Т.В. поддержали исковые требования в полном объеме по изложенным доводам и основаниям.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Свердловской областиСоколов Д.Н., действующий по доверенности от 10.01.2022, в судебном заседании иск не признал по доводам представленных письменных возражений, в которых указано, что иск подан с нарушением норм процессуального права, поскольку из иска не следует, что Лысак Т.В. лишена возможности самостоятельно обратиться в суд либо нарушены её права. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 771, на которое ссылается истец, утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 853. Утвержденные этим постановлением Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, предусматривают, что ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента может осуществляться только на основании заключения Министерства здравоохранения Российской Федерации по заявлениям юридических лиц. В выдаче такого разрешения по заявлению АО «Фирма Евросервис» для ввоза незарегистрированного в Российской Федерации лекарственного препарата для Лысак Д.А. Министерство здравоохранения Российской Федерации отказало, по причине установленного законом запрета на использование лекарственного средства «Эпидиолекс» (МНН Каннабидиол) в медицинских целях. Таким образом, при установленных в Федеральном законе от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрете на использование препарата, производимого на основе «каннабиса», в медицинских целях и отказе Министерства здравоохранения Российской Федерации в выдаче заключения (разрешительного документа) на ввоз в Российскую Федерацию лекарственного средства МНН Каннабидиол, судебное решение будет нарушать закон и будет являться неисполнимым для ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области. Поскольку по доводам искового заявления Лысак Д.А. данным лекарственным средством обеспечена, она не испытывает каких – либо страданий, связанных с отсутствием препарата, в связи с чем не имеется оснований для взыскания компенсации морального вреда. Наличие дополнительных расходов и отсутствие препарата на территории Российской Федерации сами по себе моральным вредом не являются. Наличие/отсутствие лекарственных средств на территории Российской Федерации и их регистрация не относятся к компетенции Министерства здравоохранения Свердловской области – регионального органа управления здравоохранением, в связи с чем требования о компенсации за переживания, возникшие в связи с указанными обстоятельствами, не могут быть адресованы указанному в иске ответчику. Несение дополнительных расходов обусловлено обязанностью, установленной статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с нормами которой родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Представитель третьего лица Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Областная детская клиническая больница» (далее – ГАУЗ СО «ОДКБ») Перешеина Н.А., действующая по доверенности от 28.03.2022, в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению по доводам представленного письменного отзыва, в котором указано, что в период с 21.07.2022 по 25.07.2022 Лысак Д.А. проходила стационарное лечение в ГАУЗ СО «ОДКБ», в дальнейшем по итогам консультативного приема невролога в ДКДЦ ГАУЗ СО «ОДКБ» 16.12.2022 законному представителю Лысак Т.В. выдан препарат Сабрил (МНН Вигабатрин), ребенок обеспечен препаратом без учета имеющегося на руках, до 17.12.2023. До приема пациент был обеспечен препаратом до 14.01.2023. Последний консультационный прием у нейрохирурга был 23.01.2023. Пакет документов для получения разрешения на ввоз препарата МНН Каннабидиол, назначенного ребенку консилиумом врачей Обособленного структурного подразделения – научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева от 29.09.2022, направлен ГАУЗ СО «ОДКБ» в Министерство здравоохранения Свердловской области 12.10.2022, с законным представителем ребенка проведена беседа о процедуре получения разрешения на ввоз указанного лекарственного препарата. Кроме того, ранее Лысак Д.А. наблюдалась специалистами паллиативной помощи г. Первоуральска. Учитывая диагноз, анамнез, тяжесть состояния, характер течения заболевания, ребенок был признан нуждающимся в оказании паллиативной помощи и включен в «Реестр детей, нуждающихся в оказании паллиативной помощи Свердловской области». С марта 2022 года Лысак Д.А. наблюдается в Областном центре паллиативной медицинской помощи «Детский хоспис» ГАУЗ СО «ОДКБ». Также Лысак Д.А. включена в программу обеспечения лечебным питанием детей, нуждающихся в оказании паллиативной помощи, центром нутритивной поддержки на базе ОЦПМПД «Детский хоспис» ГАУЗ СО «ОДКБ», обеспечена олигомерной (полуэлементарной) смесью для энтерального питания детей от года и взрослых до марта 2023 года.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое своего представителя в судебное заседание не направило. Своевременно и надлежащим образом извещалось о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав лиц объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что Лысак Д.А., <данные изъяты> года рождения установлена категория «ребенок-инвалид» до 14.05.2036, что подтверждается справкой серия МСЭ-

Законным представителем ребенка является её мать Лысак Т.В.

ОбращениеЛысак Т.В.в прокуратуру Ленинского района г. Екатеринбурга по вопросу обеспечения его дочери лекарственным препаратом МНН Каннабиодилпо результатам проведенной прокурорской проверки послужило основанием для обращения прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга с настоящим иском в суд, что отвечает требованиям статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем доводы представителя ответчика о том, что исковое заявление предъявлено истцом с нарушением процессуального законодательства не могут быть приняты судом во внимание.

В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.

Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Так, в соответствии со статьями 10 и 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:

- обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам, в том числе в области сексуального и репродуктивного здоровья и по линии предлагаемых населению государственных программ здравоохранения;

- предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;

- не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области либо получении пищи или жидкостей по причине инвалидности.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Так, согласно статье 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты оказания медицинской помощи предусмотрены статьей 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 15 статьи 37 указанного Федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Из материалов дела следует, чтоЛысак Д.А. наблюдается в ГАУЗ СО «ОДКБ»с диагнозом<данные изъяты>

Медицинским заключением врача-невролога ФГАОУ «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Обособленное структурное подразделение – научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева от 28.04.2021 родители Лысак Д.А. информированы о возможности применения масла CBD.

Согласно протокола консилиума врачей ГАУЗ СО «ОДКБ» от 25.07.2022 Лысак Д.А. с мая 2021 года получает «Каннабидиол», на фоне чего отмечено уменьшение эпилептиформной активности по данным ЭЭГ. При этом с учетом решения консилиума врачей ФГАОУ «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России от 28.04.2021, было разрешено к индивидуальному ввозу и применение не зарегистрированного на территории Российской федерации лекарственного препарата Вигабатрин для оказания медицинской помощи пожизненным показаниям, поскольку на фоне приема данного препарата имеется положительная динамика в виде снижения частоты приступов.

В период с 21.07.2022 по 25.07.2022 Лысак Д.А. проходила стационарное лечение в неврологическом отделении ГАУЗ СО «ОДКБ».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 853 «Об утверждении правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию…» и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» консилиумом врачейГАУЗ СО «ОДКБ» 25.07.2022 было разрешено к индивидуальному ввозу и применению незарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата Каннабидиол для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям пациенту Лысак Д.А., <данные изъяты> года рождения.

Консилиумом врачей Обособленного структурного подразделения – научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева от 29.09.2022 Лысак Д.А.разрешен к индивидуальному применению и ввозунезарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат с МНН Каннабидиолдля оказания медицинской помощи по жизненным показаниям длительно. Расчёт количества препарата: пациенту нужно 300 мг.в сутки.

Пакет документов для получения разрешения на ввоз препарата МНН Каннабидиол с учетом данного консилиума врачей,направлен ГАУЗ СО «ОДКБ» в Министерство здравоохранения Свердловской области 12.10.2022.

При этом в данном пакете документов отсутствовало решение врачебной комиссии ГАУЗ СО «ОДКБ»по вопросу назначения и применения Лысак Д.А. лекарственного препарата с МНН Каннабидиол, поскольку такая комиссия не проводилась, ранее препарат приобретался самостоятельно за счет средств и возможностей семьи Лысак, что в судебном заседании подтвердили все лица, участвующие в деле.

На обращение Лысак Т.В. по вопросу лекарственного обеспечения малолетней Лысак Д.А., ответчик Министерство здравоохранения Свердловской области в письме от 16.12.2022 указал, что вопросы регистрации лекарственных препаратов в государственном реестре лекарственных средств не входят в компетенцию Министерства здравоохранения свердловской области. Вопрос финансирования обеспечения незарегистрированными лекарственными препаратами до настоящего времен законодательно не урегулирован. Для приобретения таких лекарственных препаратов возможно использование средств организаций и граждан, средств, поступивших от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований и иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. В соответствии с порядком ввоза на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных препаратов, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 853, Министерством здравоохранения Свердловской области направлены документы в Министерство здравоохранения Российской Федерации для получения разрешения на ввоз лекарственного препарата МНН Каннабидиол раствор для приема внутрь 100 мг/мл, флакон 100 мл для Лысак Д.А.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственной регистрации не подлежат лекарственные препараты, ввозимые в Российскую Федерацию для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В соответствии с данным перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.

Таким образом, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», он предусматривает, что дети – инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами по медицинским показаниям.

На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24, частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 статьи 15, части 8 статьи 83 и части 4 статьи 101 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что организационные и финансовые полномочия по обеспечению больных по Перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, относятся к полномочиям Российской Федерации, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации с их финансовым обеспечением за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Порядок ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию в силу статьи 47 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 47 указанного Федерального закона предусмотрено, что допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 настоящего Федерального закона. Рассмотрение такого заявления и принятие решения о выдаче разрешения на ввоз конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо об отказе в выдаче указанного разрешения производятся в срок, не превышающий пяти рабочих дней. Плата за выдачу указанного разрешения не взимается.

Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 853 «Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В пункте 3 данных Правил предусмотрено, что ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или для оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией в рамках деятельности Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» может осуществляться на основании заключения по заявлениям юридических лиц, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.

Согласно пункту 6 Правил для получения юридическим лицом, указанным в пункте 2 настоящих Правил, заключения заявитель представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерациизаявление(с указанием наименования лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции, лекарственной формы, дозы, концентрации, фасовки, наименования организации - производителя лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции, страны производства лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции)с приложением документов в электронной форме (пакета электронных документов), которые указаны в данном пункте.

На основании пункта 7 Правил ввоз не зарегистрированного в Российской Федерации лекарственного препарата для оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией (за исключением случаев ввоза лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией в рамках деятельности Фонда) осуществляется на основании заключения, подготовленного во исполнение акта Правительства Российской Федерации, в котором указываются юридическое лицо, осуществляющее ввоз в Российскую Федерацию незарегистрированного лекарственного препарата, международные непатентованные наименования лекарственных препаратов, их формы, дозировки, объемы, подлежащие ввозу, а также заболевание (состояние) пациентов, для ограниченного контингента которых ввозится лекарственный препарат.

В соответствии с подпунктом «в» пунктом 9 Правил Министерство здравоохранения Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, принимает решение о выдаче заключения или решение об отказе в выдаче заключения с указанием причин отказа.

В судебном заседании представитель ответчика представил письменный ответ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.01.2023 на заявление АО «Фирма Евросервис», в котором со ссылкой на пункт 12 вышеназванных Правил отказано в выдаче заключения, отмечено, что по данным реестра и ГРЛС лекарственные препараты для медицинского применения, созданные на основе веществ, содержащихся в частях конопли (растения рода Cannabis), в Российской Федерации не зарегистрированы. Каннабис (марихуана), масло каннабиса (гашишное масло), гашиш (анаша, смола каннабиса), тетрагидроканнабинолы (все из изомеры) и их производные являются наркотическими средствами, внесенными в список I наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В соответствии со статьями 34-35 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» оборот веществ, включенных в Список I, разрешен только для целей оперативно – розыскной деятельности. В Российской Федерации использование веществ, включенных в данный Список, в медицинских целях запрещено.

Оценивая по правилам части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, чтопри вышеуказанных обстоятельствах, и отсутствия заключения уполномоченного органа на ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, ответчик объективно не имеет возможности обеспечить ребенка Лысак Д.А. лекарственным препаратом МНН Каннабидиол в дозах, рекомендуемых уполномоченной организацией, на весь период её нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и назначения по медицинским показаниям.

Суд находит обоснованными и заслуживающими внимание доводы представителя ответчика о том, что возложение на него такой обязанности будет являться нарушением действующего законодательства и являться неисполнимым для Министерства здравоохранения Свердловской области.

Представленный в судебном заседании стороной истца аналитический паспорт не позволяет установить, что он относится к лекарственному препарату МНН Каннабидион, в связи с чем не принимается судом в качества доказательства по делу.

При таких обстоятельствах требования истца о возложении на ответчика обязанности обеспечить малолетнюю Лысак Д.А. лекарственным препаратом МНН Каннабидиол не подлежат удовлетворению, что, в свою очередь, является основанием для отказа в удовлетворении производного требования о компенсации морального вреда.

Иных требований и по иным основаниям на рассмотрение и разрешение суда не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении искаПрокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах Лысак Т. В. – законного представителя, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Лысак Д. А., к Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья Ю.А. Блинова

Дело № 2-2022/2023(21) УИД66RS0004-01-2023-000187-19

Мотивированное решение изготовлено 07.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «31» марта 2023 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при секретаре Лапшевой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах Лысак Т. В. – законного представителя, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Лысак Д. А., к Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

истец прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах Лысак Т.В. – законного представителя, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Лысак Д.А., <данные изъяты> года рождения, предъявил к ответчику Министерству здравоохранения Свердловской области иск о возложении обязанности обеспечить ребенка лекарственным препаратом МНН Каннабидиол в дозах, рекомендуемых уполномоченной организацией, на весь период её нуждаемости в полномобъеме с учетом заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены данного препарата; взыскании в пользуЛысак Т.В.и малолетнейЛысак Д.А. в лице её законного представителя Лысак Т.В. компенсации морального вреда в сумме по 50 000 рублей в пользу каждой.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга по поручению прокуратуры Свердловской области проводилась проверка соблюдения федерального законодательства в части обеспечения лекарственным препаратом Лысак Д.А., <данные изъяты> года рождения, которая является ребенком-инвалидом,ей установлен диагноз: <данные изъяты> Медицинским заключением врача-невролога ФГАОУ «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Обособленное структурное подразделение – научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева от 28.04.2021 Лысак Д.А. рекомендовано применение маслаCBD (Каннабидиол), данный препарат на территории Российской Федерации не зарегистрирован, его аналогов в стране не производится. В период с апреля 2021 года законный представитель ребенка Лысак Т.В. приобретала его за свой счет. Консилиумом врачей Обособленного структурного подразделения – научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева от 29.09.2022 Лысак Д.А. данный препарат МНН Каннабидиол назначен по жизненным показаниям длительно. Однако, на обращение законного представителя Лысак Т.В. в Министерство здравоохранения свердловской области в письме от 16.12.2022 был получен фактический отказ в лекарственном обеспечении ребенка указанным лекарственным препаратом, поскольку вопрос финансирования обеспечения незарегистрированными лекарственными препаратами до настоящего времен законодательно не урегулирован. Для приобретения таких лекарственных препаратов возможно использование средств организаций и граждан, средств, поступивших от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований и иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. По мнению истца, данный отказ является незаконным, нарушающим права и законные интересы малолетней Лысак Д.А., которая имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом МНН Каннабидиол по жизненным показаниям.Отсутствие жизненно необходимого для ребенка лекарственного препарата причиняет ребенку и его семье нравственные страдания, влечет дополнительные расходы на его самостоятельное приобретение, при это, при приобретении препарата через посредников.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга Вохмянин С.В., а также истец Лысак Т.В. поддержали исковые требования в полном объеме по изложенным доводам и основаниям.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Свердловской областиСоколов Д.Н., действующий по доверенности от 10.01.2022, в судебном заседании иск не признал по доводам представленных письменных возражений, в которых указано, что иск подан с нарушением норм процессуального права, поскольку из иска не следует, что Лысак Т.В. лишена возможности самостоятельно обратиться в суд либо нарушены её права. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 771, на которое ссылается истец, утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 853. Утвержденные этим постановлением Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации, предусматривают, что ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента может осуществляться только на основании заключения Министерства здравоохранения Российской Федерации по заявлениям юридических лиц. В выдаче такого разрешения по заявлению АО «Фирма Евросервис» для ввоза незарегистрированного в Российской Федерации лекарственного препарата для Лысак Д.А. Министерство здравоохранения Российской Федерации отказало, по причине установленного законом запрета на использование лекарственного средства «Эпидиолекс» (МНН Каннабидиол) в медицинских целях. Таким образом, при установленных в Федеральном законе от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрете на использование препарата, производимого на основе «каннабиса», в медицинских целях и отказе Министерства здравоохранения Российской Федерации в выдаче заключения (разрешительного документа) на ввоз в Российскую Федерацию лекарственного средства МНН Каннабидиол, судебное решение будет нарушать закон и будет являться неисполнимым для ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области. Поскольку по доводам искового заявления Лысак Д.А. данным лекарственным средством обеспечена, она не испытывает каких – либо страданий, связанных с отсутствием препарата, в связи с чем не имеется оснований для взыскания компенсации морального вреда. Наличие дополнительных расходов и отсутствие препарата на территории Российской Федерации сами по себе моральным вредом не являются. Наличие/отсутствие лекарственных средств на территории Российской Федерации и их регистрация не относятся к компетенции Министерства здравоохранения Свердловской области – регионального органа управления здравоохранением, в связи с чем требования о компенсации за переживания, возникшие в связи с указанными обстоятельствами, не могут быть адресованы указанному в иске ответчику. Несение дополнительных расходов обусловлено обязанностью, установленной статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с нормами которой родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Представитель третьего лица Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Областная детская клиническая больница» (далее – ГАУЗ СО «ОДКБ») Перешеина Н.А., действующая по доверенности от 28.03.2022, в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению по доводам представленного письменного отзыва, в котором указано, что в период с 21.07.2022 по 25.07.2022 Лысак Д.А. проходила стационарное лечение в ГАУЗ СО «ОДКБ», в дальнейшем по итогам консультативного приема невролога в ДКДЦ ГАУЗ СО «ОДКБ» 16.12.2022 законному представителю Лысак Т.В. выдан препарат Сабрил (МНН Вигабатрин), ребенок обеспечен препаратом без учета имеющегося на руках, до 17.12.2023. До приема пациент был обеспечен препаратом до 14.01.2023. Последний консультационный прием у нейрохирурга был 23.01.2023. Пакет документов для получения разрешения на ввоз препарата МНН Каннабидиол, назначенного ребенку консилиумом врачей Обособленного структурного подразделения – научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева от 29.09.2022, направлен ГАУЗ СО «ОДКБ» в Министерство здравоохранения Свердловской области 12.10.2022, с законным представителем ребенка проведена беседа о процедуре получения разрешения на ввоз указанного лекарственного препарата. Кроме того, ранее Лысак Д.А. наблюдалась специалистами паллиативной помощи г. Первоуральска. Учитывая диагноз, анамнез, тяжесть состояния, характер течения заболевания, ребенок был признан нуждающимся в оказании паллиативной помощи и включен в «Реестр детей, нуждающихся в оказании паллиативной помощи Свердловской области». С марта 2022 года Лысак Д.А. наблюдается в Областном центре паллиативной медицинской помощи «Детский хоспис» ГАУЗ СО «ОДКБ». Также Лысак Д.А. включена в программу обеспечения лечебным питанием детей, нуждающихся в оказании паллиативной помощи, центром нутритивной поддержки на базе ОЦПМПД «Детский хоспис» ГАУЗ СО «ОДКБ», обеспечена олигомерной (полуэлементарной) смесью для энтерального питания детей от года и взрослых до марта 2023 года.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое своего представителя в судебное заседание не направило. Своевременно и надлежащим образом извещалось о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав лиц объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что Лысак Д.А., <данные изъяты> года рождения установлена категория «ребенок-инвалид» до 14.05.2036, что подтверждается справкой серия МСЭ-

Законным представителем ребенка является её мать Лысак Т.В.

ОбращениеЛысак Т.В.в прокуратуру Ленинского района г. Екатеринбурга по вопросу обеспечения его дочери лекарственным препаратом МНН Каннабиодилпо результатам проведенной прокурорской проверки послужило основанием для обращения прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга с настоящим иском в суд, что отвечает требованиям статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем доводы представителя ответчика о том, что исковое заявление предъявлено истцом с нарушением процессуального законодательства не могут быть приняты судом во внимание.

В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.

Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Так, в соответствии со статьями 10 и 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:

- обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам, в том числе в области сексуального и репродуктивного здоровья и по линии предлагаемых населению государственных программ здравоохранения;

- предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;

- не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области либо получении пищи или жидкостей по причине инвалидности.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Так, согласно статье 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты оказания медицинской помощи предусмотрены статьей 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 15 статьи 37 указанного Федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Из материалов дела следует, чтоЛысак Д.А. наблюдается в ГАУЗ СО «ОДКБ»с диагнозом<данные изъяты>

Медицинским заключением врача-невролога ФГАОУ «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Обособленное структурное подразделение – научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева от 28.04.2021 родители Лысак Д.А. информированы о возможности применения масла CBD.

Согласно протокола консилиума врачей ГАУЗ СО «ОДКБ» от 25.07.2022 Лысак Д.А. с мая 2021 года получает «Каннабидиол», на фоне чего отмечено уменьшение эпилептиформной активности по данным ЭЭГ. При этом с учетом решения консилиума врачей ФГАОУ «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России от 28.04.2021, было разрешено к индивидуальному ввозу и применение не зарегистрированного на территории Российской федерации лекарственного препарата Вигабатрин для оказания медицинской помощи пожизненным показаниям, поскольку на фоне приема данного препарата имеется положительная динамика в виде снижения частоты приступов.

В период с 21.07.2022 по 25.07.2022 Лысак Д.А. проходила стационарное лечение в неврологическом отделении ГАУЗ СО «ОДКБ».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 853 «Об утверждении правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию…» и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» консилиумом врачейГАУЗ СО «ОДКБ» 25.07.2022 было разрешено к индивидуальному ввозу и применению незарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата Каннабидиол для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям пациенту Лысак Д.А., <данные изъяты> года рождения.

Консилиумом врачей Обособленного структурного подразделения – научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева от 29.09.2022 Лысак Д.А.разрешен к индивидуальному применению и ввозунезарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат с МНН Каннабидиолдля оказания медицинской помощи по жизненным показаниям длительно. Расчёт количества препарата: пациенту нужно 300 мг.в сутки.

Пакет документов для получения разрешения на ввоз препарата МНН Каннабидиол с учетом данного консилиума врачей,направлен ГАУЗ СО «ОДКБ» в Министерство здравоохранения Свердловской области 12.10.2022.

При этом в данном пакете документов отсутствовало решение врачебной комиссии ГАУЗ СО «ОДКБ»по вопросу назначения и применения Лысак Д.А. лекарственного препарата с МНН Каннабидиол, поскольку такая комиссия не проводилась, ранее препарат приобретался самостоятельно за счет средств и возможностей семьи Лысак, что в судебном заседании подтвердили все лица, участвующие в деле.

На обращение Лысак Т.В. по вопросу лекарственного обеспечения малолетней Лысак Д.А., ответчик Министерство здравоохранения Свердловской области в письме от 16.12.2022 указал, что вопросы регистрации лекарственных препаратов в государственном реестре лекарственных средств не входят в компетенцию Министерства здравоохранения свердловской области. Вопрос финансирования обеспечения незарегистрированными лекарственными препаратами до настоящего времен законодательно не урегулирован. Для приобретения таких лекарственных препаратов возможно использование средств организаций и граждан, средств, поступивших от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований и иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. В соответствии с порядком ввоза на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных препаратов, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 853, Министерством здравоохранения Свердловской области направлены документы в Министерство здравоохранения Российской Федерации для получения разрешения на ввоз лекарственного препарата МНН Каннабидиол раствор для приема внутрь 100 мг/мл, флакон 100 мл для Лысак Д.А.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственной регистрации не подлежат лекарственные препараты, ввозимые в Российскую Федерацию для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В соответствии с данным перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.

Таким образом, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.

Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», он предусматривает, что дети – инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами по медицинским показаниям.

На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24, частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 статьи 15, части 8 статьи 83 и части 4 статьи 101 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что организационные и финансовые полномочия по обеспечению больных по Перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, относятся к полномочиям Российской Федерации, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации с их финансовым обеспечением за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Порядок ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию в силу статьи 47 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 47 указанного Федерального закона предусмотрено, что допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 настоящего Федерального закона. Рассмотрение такого заявления и принятие решения о выдаче разрешения на ввоз конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо об отказе в выдаче указанного разрешения производятся в срок, не превышающий пяти рабочих дней. Плата за выдачу указанного разрешения не взимается.

Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 853 «Об утверждении Правил ввоза лекарственных средств для медицинского применения в Российскую Федерацию и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В пункте 3 данных Правил предусмотрено, что ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или для оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией в рамках деятельности Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» может осуществляться на основании заключения по заявлениям юридических лиц, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.

Согласно пункту 6 Правил для получения юридическим лицом, указанным в пункте 2 настоящих Правил, заключения заявитель представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерациизаявление(с указанием наименования лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции, лекарственной формы, дозы, концентрации, фасовки, наименования организации - производителя лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции, страны производства лекарственного препарата и (или) фармацевтической субстанции)с приложением документов в электронной форме (пакета электронных документов), которые указаны в данном пункте.

На основании пункта 7 Правил ввоз не зарегистрированного в Российской Федерации лекарственного препарата для оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией (за исключением случаев ввоза лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией в рамках деятельности Фонда) осуществляется на основании заключения, подготовленного во исполнение акта Правительства Российской Федерации, в котором указываются юридическое лицо, осуществляющее ввоз в Российскую Федерацию незарегистрированного лекарственного препарата, международные непатентованные наименования лекарственных препаратов, их формы, дозировки, объемы, подлежащие ввозу, а также заболевание (состояние) пациентов, для ограниченного контингента которых ввозится лекарственный препарат.

В соответствии с подпунктом «в» пунктом 9 Правил Министерство здравоохранения Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, принимает решение о выдаче заключения или решение об отказе в выдаче заключения с указанием причин отказа.

В судебном заседании представитель ответчика представил письменный ответ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.01.2023 на заявление АО «Фирма Евросервис», в котором со ссылкой на пункт 12 вышеназванных Правил отказано в выдаче заключения, отмечено, что по данным реестра и ГРЛС лекарственные препараты для медицинского применения, созданные на основе веществ, содержащихся в частях конопли (растения рода Cannabis), в Российской Федерации не зарегистрированы. Каннабис (марихуана), масло каннабиса (гашишное масло), гашиш (анаша, смола каннабиса), тетрагидроканнабинолы (все из изомеры) и их производные являются наркотическими средствами, внесенными в список I наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В соответствии со статьями 34-35 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» оборот веществ, включенных в Список I, разрешен только для целей оперативно – розыскной деятельности. В Российской Федерации использование веществ, включенных в данный Список, в медицинских целях запрещено.

Оценивая по правилам части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, чтопри вышеуказанных обстоятельствах, и отсутствия заключения уполномоченного органа на ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, ответчик объективно не имеет возможности обеспечить ребенка Лысак Д.А. лекарственным препаратом МНН Каннабидиол в дозах, рекомендуемых уполномоченной организацией, на весь период её нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и назначения по медицинским показаниям.

Суд находит обоснованными и заслуживающими внимание доводы представителя ответчика о том, что возложение на него такой обязанности будет являться нарушением действующего законодательства и являться неисполнимым для Министерства здравоохранения Свердловской области.

Представленный в судебном заседании стороной истца аналитический паспорт не позволяет установить, что он относится к лекарственному препарату МНН Каннабидион, в связи с чем не принимается судом в качества доказательства по делу.

При таких обстоятельствах требования истца о возложении на ответчика обязанности обеспечить малолетнюю Лысак Д.А. лекарственным препаратом МНН Каннабидиол не подлежат удовлетворению, что, в свою очередь, является основанием для отказа в удовлетворении производного требования о компенсации морального вреда.

Иных требований и по иным основаниям на рассмотрение и разрешение суда не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении искаПрокурора Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах Лысак Т. В. – законного представителя, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Лысак Д. А., к Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья Ю.А. Блинова

2-2022/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Лысак Татьяна Владимировна, действующая в интересах несовершеннолетней Лысак Д.А.
прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга в интересах Лысак Татьяны Владимировны
Ответчики
Министерство здравоохранения Свердловской области
Другие
Министерство здравоохранения РФ
Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области Областная детская клиническая больница
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
13.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2023Передача материалов судье
19.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Судебное заседание
07.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.06.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.06.2023Судебное заседание
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
31.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее