Дело №2-4218/2020
39RS0002-01-2020-004722-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года г.Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.Н.
при секретаре Сичкаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству Финансов РФ по Калининградской области, УМВД России по Калининградской области, ИВС г. Калининграда, МВД России о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав, что постановлением Балтийского городского суда от 18.01.2020 был взят под стражу и помещен в ИВС г. Калининграда, где содержался с 18.01.2020 по 20.01.2020 года. Указывает, что условия содержания в ИВС не соответствовали требованиям действующего законодательства. В камере отсутствовала кровать (индивидуальное место), не было зеркала, вешалки, шкафчика для хранения личных вещей. Не выдавались средства личной гигиены. Стены камеры были окрашены «под шубу», было плохое освещение, дневной свет не попадал в камеру. Не было стола для приема пищи, в туалет выводили один раз в сутки в 06 часов утра, в остальное время в камере стоял бочок. В камере отсутствовала вентиляция. Не было прогулки, не было душевой кабины. Все вышеперечисленное вызывало у истца психическое и физическое расстройство, и причиняло моральный вред. На основании изложенного, просит взыскать с Министерства финансов РФ по Калининградской области компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
Определением суда от 30.07.2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МВД России, УМВД России по Калининградской области.
ФИО1 содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. В судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы, для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте судебного разбирательства истец извещен надлежащим образом, представителя для участия в деле в суд не направил. Проведение судебного заседания с его участием путем видеоконференц-связи не представляется возможным, в связи с отсутствием технической возможности.
Представитель МВД России, УМВД России по Калининградской области по доверенностям Ломакина О.В. полагала иск подлежащим частичному удовлетворению в связи с тем, что из всех указанных истцом нарушений доказанным является только факт отсутствия в ИВС прогулочного дворика и соответственно невозможность ежедневной прогулки задержанных.
Представители ИВС УМВД России по г.Калининграду, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области в судебное заседание не явились по неизвестной причине, извещены надлежащим образом, предоставив копии документов, подтверждающих период и основание содержания истца в ИВС, журнала медицинских осмотров, книги учета лиц, акта проверки Госсанэпиднадзора, технического паспорта ИВС.
Изучив исковое заявление, выслушав сторону ответчика, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст.ст.12, 56 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство – участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.
В соответствии со ст.9 Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст.ст.4, 15, 17, 23, 24 названного выше Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Подозреваемые и обвиняемые имеют, наряду с другими правами, право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место с постельными принадлежностями. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно п. 40, 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин). Камеры ИВС оборудуются одноярусными или двухъярусными; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды зеркалом, вмонтированным в стену; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности);
В соответствии с п. 45 вышеназванных правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
На основании п.134 подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.
Как установлено судом и подтверждается представленными сведениями из ИВС, в частности, книгой учета лиц, содержащихся в ИВС, ФИО1, 25.08.1993 г.р., содержался в ИВС ОМВД России по Центральному району города Калининграда в период времени : с 19 часов 00 минут 18.01.2020 до 09 часов 10 минут 20.01.2020 года на основании протокола задержания, согласно ст.91,92 УПКРФ.
При поступлении в ИВС ФИО1 была доведена устно информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Заявлений и жалоб от ФИО1 администрации ИВС не поступало. В журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС № 409 от 01.01.2020 он собственноручно написал: «Жалоб на здоровье нет, в экстренной мед. помощи не нуждаюсь, подпись».
ФИО1 обеспечивался 3-х разовым горячим питанием. Пища выдаётся в одноразовой (пластиковой) посуде, с одноразовыми столовыми принадлежностями (ложка, вилка). Обеспечивался индивидуальным спальным местом (нарами) с деревянным покрытием, что соответствовало метражу по норме (4,5 кв.м.), постельными принадлежностями и бельём -матрац, подушка, одеяло, две простыни и наволочка.
Прогулки не предоставлялись в связи с отсутствием прогулочного дворика.
В камере имеется шкаф для хранения личных вещей задержанных, имеется естественная и искусственная вентиляция, выдаются средства личной гигиены - мыло, туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва, губка для мытья тела) за отсутствием в камере санузла, вывод подозреваемых в туалет осуществляется согласно распорядка дня. Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением.
Для задержанных в ИВС ОМВД оборудован санузел (унитаз, душевая, раковины), имеется зеркало.
При убытии из ИВС ОМВД, задержанный ФИО1 собственноручно написал: «Жалоб на режим и условия содержания нет, подпись».
В соответствии с актом внеплановой выездной проверки ИВС ОМВД России по Центральному району г. Калининграда от 04.10.2019 года изолятор временного содержания г. Калининграда (ИВС) занимает приспособленные помещения на втором этаже здания довоенной постройки в г. Калининграде по ул. Генделя,4. Водоснабжение, канализация и отопление ИВС от городских сетей. Капитальный ремонт помещений проводился в 2008 году. ИВС не имеет должного набора помещений, предусмотренных Инструкцией МВД РФ СП 12-95 «Проектирование объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России»: отсутствует прогулочный дворик, кладовая хранения вещей задержанных, кладовая хранения чистого белья и предметов вещевого имущества для выдачи задержанным. Отсутствует ряд служебных кабинетов и помещений: комната < ИЗЪЯТО >, комната хранения одежды наряда, класс и др.
Камеры оборудованы механической вытяжной вентиляцией, кроме того, имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы.
По внутренней отделке помещения ИВС соответствуют требованиям СП. 12-95 МВД России и приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (далее - Приказ МВД РФ от 22.11.2005 года № 950), кроме камер, где стены выполнены «под шубу», что является нарушением ст. 18.2 СП 12-95 МВД России.
Оснащение и оборудование камер не соответствует требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005г. № 950: отсутствуют стол, скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды.
Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением. Величина оконных проёмов камер составляет 0,68м на 0,57м, что не соответствует требованиям п.17.11 СП 12-95 МВД России (1,2м на 0,9м). Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки, что является нарушением п.п.17.12, 17.13 СП 12-95 МВД России. Искусственное освещение камер осуществляется люминесцентными энергосберегающими лампами, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом. Уровни искусственной освещенности составляют от 9 до 12 лк, что не соответствует требованиям п.3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278- 03«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (норматив не менее 150 лк). (Приведение показателей искусственной освещенности в камерах в соответствие санитарным требованиям не представляется возможным в связи с конструктивными и иными особенностями помещений).
Уровень искусственной освещенности на рабочих местах начальника ИВС, заместителя начальника, в помещение группы режима и комнате первичного осмотра составляют 80 - 205 лк, что не соответствует требованиям п. 3.3.1СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (норматив - не менее 300 лк).
Для хранения вещей задержанных в коридоре ИВС установлен шкаф с
ячейками.
Вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят помывку под
душем, как и предусмотрено п. 47 приказа МВД РФ от 22 ноября 2005г. № 950,
в соответствии с которым задержанные имеют возможность помывки в душе 1
раз в неделю.
Санузел для задержанных оборудован напольным унитазом, раковиной для
мытья рук с подводом холодной и горячей воды, есть душевая кабина.
Сантехническое оборудование в рабочем состояние. Санитарное состояние
санузла ИВС удовлетворительное.
В связи с отсутствием прогулочного двора, ежедневные прогулки
подозреваемых и обвиняемых не проводятся, что является нарушением ст. 16
Федерального закона от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.»
Не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что он не был обеспечен индивидуальным спальным местом, постельными и туалетными принадлежностями.
Вместе с тем, отсутствие в ИВС необходимого набора помещений, прогулочного двора и достаточного оснащения камер свидетельствует о том, что условия содержания ФИО1 не в полной мере соответствовали требованиям закона. Это обстоятельство позволяет суду согласиться с его доводами о том, что содержание в таких условиях причинило ему моральный вред.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Из приведенных норм материального права вытекает возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного виновного действия или бездействия причинителя вреда, в результате которых были нарушены принадлежащие потерпевшему нематериальные блага, при наличии причинно-следственной связи между неправомерным действием (бездействием) и наступившими последствиями.
Установив факт несоответствия условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС при ОМВД России по городу Калининграду требованиям Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в тот период времени, когда там содержался истец – 19 часов 00 минут 18.01.2020 до 09 часов 10 минут 20.01.2020 года, суд, с учетом приведенных выше норм материального права, приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования о компенсации морального вреда являются обоснованными.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 ст.125ГК РФ определено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В силу подп.1 п.3 ст.158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Аналогичные пояснения разъяснения содержаться в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно ст.6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ;
В соответствии с подп.100 п.11 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом президента РФ от 21.12.2016 № 699, именно МВД РФ осуществляет функции главного распорядителя в получении средств федерального бюджета.
С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер и период нарушения неимущественных прав истца, отсутствие негативных последствий в результате нарушения его прав, незначительный срок пребывания в следственном изоляторе с 19 часов 00 минут 18.01.2020 до 09 часов 10 минут 20.01.2020 года, одни сутки 14 часов 10 минут, обоснованность помещения лица в условия изоляции, а также требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
Таким образом, заявленные ФИО1 исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда за ненадлежащие условия содержания в ИВС ОМВД России по Центральному району г. Калининграда в период с 19 часов 00 минут 18.01.2020 до 09 часов 10 минут 20.01.2020 года в размере 500 (пятьсот) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2020 года.
Судья: