25RS0039-01-2020-001487-91
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
2 декабря 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Гончарова А.А.
судей Судницыной С.П. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Бабицкой Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гаврилова В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю об оспаривании решений по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Приморскому краю на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 14 сентября 2020 года, которым аадминистративное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Управления Росреестра по Приморскому краю, оформленное Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности и решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Гаврилова В.А. на объект капитального строительства - гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для гаражного строительства, общей площадью 24 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, на Управление Росреестра по Приморскому краю возложена обязанность произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Гаврилова В.А. на указанный объект в установленном законом порядке в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Гаврилов В.А. обратился в суд с указанным административным иском, указав в обоснование, что с целью государственной регистрации права на возведенный гараж он обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю с соответствующим заявлением, к которому приложил документ на земельный участок и технический план на созданный объект недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Приморскому краю было приостановлено осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении объекта капитального строительства (гаража) по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, а именно: несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав требованиям законодательства Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Приморскому краю было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, по основаниям, предусмотренным статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218 «О регистрации недвижимости», в связи с истечением срока приостановления.
Считает принятые Управлением Росреестра по Приморскому краю решения незаконными, поскольку административным ответчиком не учтено, что гараж расположен на земельном участке, предназначенном для строительства индивидуального гаража, следовательно, разрешение на строительство гаража, не требуется.
Уточнив исковые требования, просил признать незаконным решение Управления Росреестра по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности Гаврилова В.А. на объект капитального строительство - гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №; признать незаконным решение Управления Росреестра по Приморскому краю об отказе осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, принятого в связи с истечением срока приостановления в отношении гаража, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №; возложить обязанность на Управление Росреестра по Приморскому краю в течении 10 дней повторно рассмотреть заявление Гаврилова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ № и принять решение в соответствии с законом.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования. Суду пояснила, что Управление Росреестра по Приморскому краю неправильно трактует закон, разрешения для строительства гаража на земельном участке истца не требуется, поскольку земельный участок предоставлен для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Действия ответчика создают препятствия в реализации гражданином своих прав.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, направил возражения на административное исковое заявление, в котором выразил не согласие с требованиями.
Судом вынесено указанное решение, на которое административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Гаврилов В.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес: <адрес>, кадастровый номер №, предназначенного для гаражного строительства.
На указанном земельном участке административный истец возвел гараж.
ДД.ММ.ГГГГ Гаврилов В.А. обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> к которому приложил документ, подтверждающий право собственности на земельный участок и технический план, подготовленный на основании декларации.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Приморскому краю приостановлено осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав в отношении объекта капитального строительства (гаража) по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, в связи с несоответствием формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав требованиям законодательства Российской Федерации, указано на необходимость подготовки технического плана на основании проектной документации.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Приморскому краю было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, по основаниям, предусмотренным статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости», в связи с истечением срока приостановления.
Гаврилов В.А., полагая, что приостановление государственной регистрации права собственности и отказ в государственной регистрации права собственности на принадлежащий ему гараж противоречат действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая настоящее дело суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 48, 49 и 51 Градостроительного кодекса РФ, статей 14, 24 и 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации ), установив, что гараж возведен на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, следовательно, административному истцу не требовалось оформление проектной документации и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности административного истца на гараж должны производиться на основании предоставленного им технического плана задания и декларации об объекте недвижимости, содержащей сведения о гараже, пришел к выводу о том, что у Управления Росреестра по Приморскому краю отсутствовали законные основания, предусмотренные статьями 26, 27 Закона о регистрации для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, а в последующем для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности административного истца на спорный объект недвижимости, в связи с чем признал оспариваемые решения Управления Росреестра по Приморскому краю незаконным и в качестве способа восстановления нарушенного права обязал Управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права Гаврилова В.А. на гараж.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности оспариваемых решений, поскольку они основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом и представленным доказательствам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости к числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав относится, в том числе, технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Частью 1 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Перечень сведений, указываемых в техническом плане, предусмотрен частью 2 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости, согласно пункту 1 которой в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Также согласно положениям части 8 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
В силу части 11 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 данной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, которая прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Согласно части 10 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Согласно статье 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Гаврилов В.А. обратился в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на отдельно стоящее нежилое здание гаража, расположенное на земельном участке, находящимся в собственности заявителя приложив к нему технический план указанного здания, подготовленного на основании декларации.
Таким образом, на спорный объект недвижимости, являющегося гаражом, не требовалось получения разрешения на строительство на основании проектной документации, а также издание уполномоченным органом акта ввода его в эксплуатацию.
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Утверждение административного ответчика о том, что в силу положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации не требуется только при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома, следовательно, технический план на спорный объект недвижимости не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 24 Закона о регистрации недвижимости, поскольку он составлен на основании декларации, в связи с чем невозможно провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на созданный объект недвижимости, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий строений и сооружений.
По общему правилу строительство объектов недвижимости осуществляется на основании выданного уполномоченным органом разрешения на строительство в соответствии с требованиями статьи 51 данного кодекса.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Между тем, по смыслу содержащихся в Градостроительном кодексе РФ положений можно сделать вывод о том, что проектная документация не требуется также и в тех случаях, когда ее наличие/отсутствие не влияет на последующее совершение юридически значимых действий. Например, для строительства некоторых объектов, не требующих соответствующего разрешения, не требуется и разработка проектной документации (гаража, строений и сооружений вспомогательного использования).
Как указывалось выше, получение разрешения на строительство спорного объекта недвижимости не требовалось, в связи с чем государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на данный объект недвижимости осуществляются на основании технического плана такого объекта недвижимости подготовленного на основании декларации в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 11 статьи 24 Закона о государственной регистрации недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решения Управления Росреестра по Приморскому краю о приостановлении государственной регистрации, а в последующем об отказе в государственной регистрации права собственности административного истца на спорный объект недвижимости противоречат действующему законодательству, в связи с чем правильно удовлетворил заявленные требования.
Вместе с этим, оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, судебная коллегия отмечает следующее.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции без исследования и оценки документов, представленных Гавриловым В.А. регистрирующему органу, возложил на Управление Росреестра по Приморскому краю произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Гаврилова В.А. на спорный объект, тогда как административный истец просил возложить на Управление Росреестра по Приморскому краю обязанность повторно рассмотреть его заявления.
При этом суд первой инстанции не учел, что при вынесении решения суд не вправе подменять орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и разрешать вопрос о принятии конкретного решения по вопросу, не относящемуся к его компетенции.
Таким образом, у суда имелись правовые основания возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем повторного рассмотрения заявления, о чем и просил Гаврилов В.А. в административном иске.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 14 сентября 2020 года в части возложения на Управление Росреестра по Приморскому краю обязанности произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Гаврилова В.А. на объект капитального строительства – гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 24 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира: <адрес> - отменить.
В отмененной части принять новое решение.
Возложить на Управление Росреестра по Приморскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление Гаврилова В.А. о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства – гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 24 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира: <адрес>.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Приморскому краю без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи