Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2023 года
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Брижевской И.П.
С участием прокурора ФИО5
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения <адрес>, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения <адрес>, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения о взыскании компенсации морального вреда, в обоснование требований указали, что 11.01.2018г. ФИО7, приходящийся отцом ФИО1 и дедом ФИО2 A.И. умер в стационаре ГБУЗ МО «ДЦГБ». Истцы обратились в Следственный отдел <адрес> с заявлением о проведении расследования по факту оказания ненадлежащей медицинской помощи ФИО8 На основании данного заявления было возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ. 15.01.2020г. в рамках данного уголовного дела была проведена комиссионная экспертиза Отделом сложных экспертиз ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» подготовлено заключение, из которого следует, что медицинская помощь ФИО8 оказана своевременно, но не в полном объеме, допущены дефекты оказания медицинской помощи.
Истцы считают, что ответчиками не было обеспечено надлежащее функционирование системы здравоохранения, в отношении которой они наделены государственными полномочиями при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, поскольку Министерство здравоохранения Российской Федерации в системном взаимодействии с Министерством здравоохранения <адрес> и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на территории РФ осуществляют надзорно-контрольные функции за субъектами, оказывающими медицинские услуги на поднадзорных территориях, уполномочивая их на ведение деятельности по оказанию медицинских услуг, путем выдачи соответствующей лицензии, что определяет наличие у них солидарной ответственности за действия и (или) бездействия поднадзорных субъектов.
В связи с чем, своими действиями ответчики причинили истцам моральный вред, выразившейся в физических, нравственных страданиях и душевных переживаниях, который они оценивают в пользу каждого из них в размере 1 000 000,00 рублей и просят взыскать указанную сумму солидарно с ответчиков в пользу каждого из истцов, а также взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300,00 рублей.
В судебное заседание истцы ФИО1 и ФИО2 не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
В судебном заседании представитель ответчика Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен, представил возражения на исковое заявление.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 41 Конституции РФ к числу основных прав человека отнесено право на охрану здоровья. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно ч.2, ч.3 ст.98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские организации, медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11.01.2018г. ФИО8, приходящийся отцом ФИО1 и дедом ФИО2, умер в стационаре ГБУЗ МО «ДЦГБ».
Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в Следственный отдел <адрес> с заявлением о проведении расследования по факту оказания ненадлежащей медицинской помощи ФИО8 На основании данного заявления возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ.
15.01.2020г. в рамках данного уголовного дела проведена комиссионная экспертиза, Отделом сложных экспертиз ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» подготовлено заключение, из которого следует, что медицинская помощь ФИО8 оказана своевременно, но не в полном объеме, допущены дефекты оказания медицинской помощи в период времени с 07.09.2017г. по 22.09.2017г.: дефекты диагностики - не описано состояние кожи и волосяного покрова голеней, наличие/отсутствие пульсации артерий, не проведены консультации терапевта и эндокринолога, в сопутствующую патологию не внесена артериальная гипертензия, не проведено контрольное клинико-лабораторное обследование перед выпиской из стационара. Также допущены дефекты оформления медицинской документации: не указано, каким препаратом и в какой дозировке проводилась инсулинотерапия. В период времени с 20.10.2017г. по 31.10.2017г. также допущены следующие дефекты оказания медицинской помощи: дефект диагностики, не проведена консультация терапевта и эндокринолога, в сопутствующую патологию не внесена артериальная гипертензия. Также имеет место преждевременная выписка из стационара. При оказании медицинской помощи с 16.11.2017г. по 01.12.2017г. допущены дефекты оказания медицинской помощи, преждевременная выписка из стационара. При оказании медицинской помощи в период времени с 05.01.2018г. по 11.01.2018г. допущены следующие дефекты оказания медицинской помощи: дефекты диагностики - не проведена консультация терапевта и эндокринолога, в сопутствующую патологию не внесена артериальная гипертензия, не дана интерпретация тяжелой гипогликемии, не проводился контроль гликемии каждые 15 мин.; дефекты лечения - не назначена гипотензивная терапия, не вводилась глюкоза, не проведена, не проводилась корректировка инсулинотерапии. При оформлении медицинской документации отсутствуют объективные данные о гипогликемическом состоянии. При этом, указанные дефекты оказания медицинской помощи, не оказали существенного неблагоприятного влияния на состояние здоровья ФИО8 Причинной связи между смертью ФИО8 и указанными нарушениями не установлено. Смерть ФИО8 наступила от тяжелого хронического заболевания сердца (ишемическая болезнь сердца), на фоне сахарного диабета, тяжелого поражения сосудов нижней конечности, потребовавшей ее ампутации, которое осложнилось развитием декомпенсации хронической сердечно-сосудистой недостаточности.
Указанное выше уголовное дело было прекращено.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Согласно п.1 ст.1068 ГК РФ, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В силу ст.1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее - Пленум), разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
По смыслу приведенных нормативных положения гражданского законодательства и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, моральный вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.
В соответствии с п. 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, в том числе причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом.
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как указано в абзаце третьем п. 37 Пленума, моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 7 Положения Минздрав России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения Минздрав России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных учреждений, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
ГБУЗ МО «ДЦГБ» к ведению Минздрава России не отнесено. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц полномочия учредителя ГБУЗ МО «ДЦГБ» осуществляет Министерство здравоохранения <адрес>.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство здравоохранения <адрес> (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере охраны здоровья населения <адрес>, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <адрес>, государственных органов <адрес> и государственных учреждений <адрес>, образованных для реализации отдельных функций государственного управления <адрес>ю
В соответствии с пп.12.13. п. 12 к полномочиям Министерства относится осуществление ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных организаций в порядке, установленном федеральным законодательством. В соответствии со статьей 89 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н "Об утверждении Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности", на основании п. 12.13 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 5.1.3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», Росздравнадзор осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
При этом основания и порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий по состоянию на момент оказания гражданину медицинской помощи в учреждении здравоохранения был установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на нарушение которого, включая непроведение контрольных мероприятий при наличии предусмотренных законом оснований, на проведение контрольных мероприятий с нарушений установленного законом порядка истцы не ссылаются, произвольное проведение проверок контрольно-надзорным органом не допускается.
Кроме того, в соответствии с п. 5.3.1.8 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» в соответствующей редакции, Росздравнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы.
Вместе с тем, истцами в материалы дела не представлено доказательств наличия причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага), что противоправное поведение ответчиков повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего.
При этом доводов и доказательств о конкретных нарушениях ответчиками требований законодательства и конкретных действиях ответчиков, образующих эти нарушения, истцами не приведено и не представлено.
Также не представлено доказательств об обращении истцов по доводам искового заявления к ответчикам, в том числе содержащих основания для организации контрольно-надзорных мероприятий в рамках контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в результате которых были нарушены права истцов.
При этом, согласно разъяснениям данным в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», медицинские организации, медицинские и фармацевтические работники государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи и обязаны компенсировать моральный вред, причиненный при некачественном оказании медицинской помощи (статья 19 и части 2, 3 статьи 98 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Учитывая изложенное, ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи несут соответствующие медицинские учреждения и организации, в которых данная медицинская помощь была оказана.
Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела не установлено нарушений прав истцов ответчиками, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения <адрес>, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения о взыскании компенсации морального вреда в размере 2000000 рублей, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Красногорского
Городского суда
<адрес> И.П.Брижевская
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.П.Брижевская