Дело № 3а-92/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский областной суд в составе:
председательствующего Денисюка О.Н.,
при секретаре Хамковой А.А.,
с участием: представителя административного истца – Самарина Д.В. , представителя административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области Хвалевой О.А. , представителя заинтересованного лица - Управления Росреестра по Брянской области – Богушевской Н.С. .
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2016 года административное дело по исковому заявлению Дивненко В.В. к Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Дивненко В.В., являясь арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере <данные изъяты>, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно отчету, составленному ДД.ММ.ГГГГ ООО «Правовая Оценка» №.
В судебном заседании представитель административного истца Самарин Д.В. доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. заявленное требование не признала, поскольку установление кадастровой стоимости спорного участка в размере рыночной стоимости приведет к уменьшению доходной части консолидированного бюджета Брянской области. Замечаний по представленным административным истцом документам об определении рыночной стоимости земельного участка не имеет.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Брянской области Богушевская Н.С., разрешение спора оставила на усмотрение суда, пояснив, что представленные истцом доказательства не оспаривает.
Дело в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) рассмотрено судом в отсутствие административного истца Дивненко В.В. надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела, и который доверил представление своих интересов Самарину Д.В.,, а также в отсутствие представителей заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, Клинцовской городской администрации Брянской области, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения и которые не предоставили возражений относительно заявленного административного иска.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Брянской области выполнялись на основании Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 11.02.2015 № 335 «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Брянской области».
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории городского округа «Город Клинцы» утверждены приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 № 1854.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Как установлено судом, Дивненко В.В. с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Клинцовской городской администрации № является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом г.Клинцы в лице председателя комитета по управлению имуществом и Дивненко В.В. заключен за № договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещения объекта торговли.
В соответствии с имеющейся в материалах дела кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена на ДД.ММ.ГГГГ и составляет <данные изъяты> руб.. ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» данные об установленной кадастровой стоимости указанного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 245, КАС РФ и абзацем 2 ст. 24.18 Федерального Закона РФ от 29.07.1998 N135-ФЗ (с последующими изменениями) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности. При этом самостоятельным основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз.11 ст.24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и п.2 ч.1 ст. 248 КАС РФ).
В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее право аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Из представленного расчета арендной платы земельного участка, содержащегося в Приложении № 1 к договору аренды земельного участка № 3119 от 26.01.2016 г., следует, что арендная плата производится от кадастровой стоимости.
Таким образом, Дивненко В.В. вправе оспорить кадастровую стоимость арендованного им земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу абз.4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ (с последующими изменениями) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации » в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, то есть в данном случае на 01.01.2015 г..
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика, а также положительное экспертное заключение.
Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, представил отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленный оценщиком ООО «Правовая Оценка», согласно которому рыночная стоимость арендованного им земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб..
На данный отчет имеется положительное экспертное заключение НП СРО «Южно-Сибирская организация Профессиональных Оценщиков и экспертов» от ДД.ММ.ГГГГ №.20ДД.ММ.ГГГГ-3.
В абз. 5 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 разъяснено, что при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости предоставляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение.
Представителями административного ответчика, заинтересованных по делу лиц мотивированных возражений относительно установленной в указанном отчете рыночной стоимости земельного участка, а также доказательств иного размера рыночной стоимости спорного участка не представлено.
Проверяя представленный административным истцом отчет на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд считает, что содержание отчета соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки.
Как следует из отчета итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, оценщиком проанализирован рынок земельных участков, предназначенных под разрешенный вид использования, идентичных району расположения объектов оценки. Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2015, т.е. по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
При этом на отчёт имеется положительное экспертное заключение подготовленное экспертами полномочной организации.
Каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки у суда не имеется.
Таким образом, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Суд также считает необходимым указать, что согласно статье 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 179, 180, частями 1-5 статьи 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Дивненко В.В. к Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на 01 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 10 мая 2016 г..
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.
Председательствующий судья О.Н. Денисюк