2-168/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2022 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего – судьи Тахтобиной О.П.,
при секретаре Кравченко Н.Н.,
с участием представителя истца Гудыма Е.Н., истца Капустиной Л.И. рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, материалы гражданского дела по исковому заявлению заместителя военного прокурора Кяхтинского гарнизона Аблаева М.А. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о взыскании недоплаченной заработной платы в пользу Капустиной Лидии Ивановне,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Кяхтинского гарнизона обратился в суд в интересах гр-ки Капустиной Л.И. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», в котором просит признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой Капустиной Л.И. на основании приказа МО РФ от 26.072010 г. №1010, в состав минимального размера оплаты труда, незаконными, взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Капустиной Л.И. недоплаченную заработную плату (премию) за февраль, март, апрель, июль и август 2021года, всего в размере 5836 рублей 81 копейка. В обоснование заявленных требований истец сослался на следующие обстоятельства. Так, в результате проведенной прокурорской проверки установлено, что Капустина Л.И., осуществляет трудовую деятельность в в/ч 69647 с января 2014 г., в должности <данные изъяты>, не во всех случаях выплачивается заработная плата в размере не ниже определенного законом минимального размера оплаты труда, которая состоит из должностного оклада в размере <данные изъяты> рублей, процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера-30% и за выслугу лет-40%. Таким образом, истцу не доначислено и не выплачено в 2021 году заработной платы в размере <данные изъяты> рублей) поскольку при начислении заработной платы подлежащие выплате суммы премии, выплачиваемой на основании Приказа №1010, включены работодателем в состав минимального размера оплаты труда, между тем, дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое на основании Приказа №1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала филиала, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежат начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в РФ МРОТ с коэффициентами за работу в особых климатических условиях. Взаимосвязанные положения статей 123, 133 Трудового кодекса РФ и Приказа №1010 не предполагают включение в состав заработной платы указанного дополнительного материального стимулирования. Премия экономии фонда оплаты труда выплачивается за счет экономии бюджетных средств и не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, соответственно не может быть включена в среднюю заработную платы работника и должна выплачиваться сверх минимального размера оплаты труда с коэффициентами за работу в особых климатических условиях.
В судебном заседании представитель процессуального истца Гудыма Е.Н. истец Капустина Л.И. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердили, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» Шиндяеева Н.Н. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, при этом направив письменные возражения, в которых исковые требования не признала, находя их необоснованными, указав при этом, что Управление производит финансовое обслуживание воинских частей и организаций, зачисленных на обеспечение приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации. Согласно приказу от 18.08.2020г. № 910дсп «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» на финансовое обеспечение в Управление зачислена войсковая часть 69647 без открытия лицевого счета в органах Федерального казначейства. Денежные средства, выделяемые из федерального бюджета для финансирования расходов войсковой части 69647 по утверждённой бюджетной смете, поступают и расходуются через лицевой счёт Управления. Управление не является работодателем гражданского персонала войсковой части 69647. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда, направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда. Фонд оплаты труда формируется как на укомплектованные (замещенные), так и на вакантные (не замещенные) должности, предусмотренные штатами воинских частей и организаций. Экономия фонда оплаты труда складывается в связи с наличием количества вакантных (не замещенных) должностей. Таким образом, в состав заработной платы гражданского персонала включаются стимулирующие выплаты, производимые за счет средств экономии фонда оплаты труда. Следовательно, выплаты стимулирующего характера, производимые за счет средств экономии фонда оплаты труда, являются составной частью стимулирующих выплат в системе оплаты труда гражданского персонала, при этом в расчет фонда оплаты труда гражданского персонала не включаются. Более того, Министром обороны Российской Федерации представителям Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя, даны указания от 21.01.2018г. исх. №, в соответствии с которыми необходимо обеспечить выплату месячной заработной платы гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), не ниже МРОТ в пределах доведенных на оплату труда гражданского персонала лимитов бюджетных обязательств (контрольных сумм) за счёт экономии фонда оплаты труда гражданского персонала. Согласно утвержденному приказом № 1010 Порядку дополнительное материальное стимулирование производится периодически, т. е. за счет средств экономии фонда оплаты труда. Тем самым, премии, выплаченные в соответствии с приказом № 1010 являются неотъемлемой составной частью заработной платы, а потому не могут не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом МРОТ. Ссылаясь на незаконность действий Управления по включению в состав МРОТ дополнительного материального стимулирования, а также премии и стимулирующих выплат за счет экономии фонда оплаты труда заместитель военного прокурора не приводит ни одной нормы права, которая могла бы обосновать его требования и не указывает за счет каких средств подлежит выплата заработной платы работникам воинских частей в размере МРОТ. МРОТ гарантируется работнику независимо от применяемой у работодателя системы оплаты труда. Тем самым, доплата до МРОТ гражданскому персоналу законно и обоснованно осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, которая включает в себя дополнительное материальное стимулирование по приказу № 1010 и премии из фонда экономии труда. Кроме того, ни приказом № 545, ни приказом № 1010 не установлено, что предусмотренное приказом № 1010 дополнительное материальное стимулирование и премии из фонда экономии оплаты труда должны начисляться и выплачиваться работнику только после доначисления его заработной платы до размера МРОТ, либо не подлежат учёту при производстве доплаты до размера МРОТ. При этом, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2021 года № 8-П указано, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом № 1010, является периодической выплатой, предоставляемой работнику за счёт бюджетных средств, выделенных на заработную плату и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением им своих должностных обязанностей. Из толкования ч. 3 ст. 133 ТК РФ и ч. 1 ст. 129 ТК РФ следует, что не менее МРОТ должна быть сумма всех элементов вознаграждения за труд, включая компенсационные и все стимулирующие выплаты. На основании ежеквартальных решений Министра обороны Российской Федерации в 2021 году выплата дополнительного материального стимулирования носила ежемесячный характер. Премия по приказу № 1010, как и выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, подлежит налогообложению и, безусловно, относится к доходам работника, получаемым за исполнение трудовых обязанностей. Следовательно, при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведённые работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей. Командиры воинских частей, издавая приказы на производство данной выплаты, отражают в них применение к данной выплате и включение в её состав районного коэффициента и северной надбавки, в связи с чем, в расчётных листках она отражается одной суммой с уже включенными в неё коэффициентом и надбавкой. В соответствии со сведениями, содержащимися в справке 2-НДФЛ за 2021 год, ежемесячный доход Капустина Л.И. за оспариваемый период значительно превышал установленный МРОТ. Таким образом, за весь оспариваемый период 2021 года Капустина Л.И. начислена и выплачена заработная плата не менее установленного МРОТ, тем самым Управлением не допущено нарушений положений ч. 3 ст. 133 ТК РФ. Управлением полностью соблюдены требования ТК РФ по начислению и выплате заработной платы, а законность расчётов оплаты до МРОТ подтверждается и полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ изложенной в постановлении от 26 марта 2021 года № 8-П, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований заместителя военного прокурора к Управлению не имеется.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика были привлечены Министерство обороны РФ и войсковая часть 69647, представители которых о дне и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела слушанием в суд не поступало.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Трудового кодекса РФ установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно части второй статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В силу части первой статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Согласно ч. 2 ст. 349 ТК РФ для работников заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Президента РФ приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 2 данного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.3 названного Порядка).
В п.38 главы III Приказа МО РФ от 18.09.2019 г. №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» указано, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).
В силу части третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в 2021 году минимальный размер оплаты труда составлял 12 792 рубля в месяц.
Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела Капустина Л.И. является работником войсковой части 69647, что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ За период февраль, март, апрель, июль, август 2021 года истцу начислялась и выплачивалась премия в соответствии с Приказом МО РФ от 26.07.2010 г. №1010, при этом подлежащие в соответствии с данным Приказом №1010 выплате суммы премии были включены работодателем в состав месячной заработной платы работника, что подтверждается расчетными листами за указанные периоды.
Между тем, дополнительная выплата, установленная Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты и премии, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 г. №1010, осуществляется за счет экономии бюджетных средств, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и не может быть включена в состав заработной платы гражданского персонала воинской части, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с коэффициентами за работу в особых климатических условиях. Приходя к такому выводу суд также учитывает положения коллективного договора, заключенного между командованием и гражданским персоналом войсковой части 69647 на 2020-2023 годы, где в п.2.4 указано, что дополнительная выплата по приказу Минобороны РФ от 26.07.2010 г. №1010 не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда работнику и не может быть включена в состав средней заработной платы работника.
При таких условиях следует, что ответчиком, как финансовым органом, Капустина Л.И. заработная плата за указанные выше периоды без учета названной дополнительной выплаты начислена менее установленного минимального размера оплаты труда, что является нарушением ст.133 Трудового кодекса РФ. Из заключения специалиста следует, что Капустина Л.И. не доначислено и не выплачено за указанный выше период <данные изъяты> рублей.
Расчет, представленный представителем ответчика в размере <данные изъяты> рублей судом во внимание не принимается, поскольку в данный расчет включены премии из экономии фонда оплаты труда, которые не имеют отношения к предмету рассматриваемого правового спора.
С учетом установленных по делу обстоятельств, поскольку премия, выплачиваемая на основании приказа МО РФ от 26.07.2010 года №1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части 69647 является дополнительным материальным стимулированием, с ответчика в пользу Капустина Л.И. подлежит взысканию денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей, поскольку в силу ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Взыскание спорной денежной суммы подлежит с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», осуществляющим финансовое обеспечение войсковой части 69647.
С учетом изложенного доводы представителя ответчика о том, что начисление и выплата истцу заработной платы производились в соответствии с трудовым законодательством отклоняются.
При таких условиях исковые требования военного прокурора Кяхтинского гарнизона суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению, за исключением, искового требования о возложении на ответчика обязанности начислять Капустина Л.И. заработную плату без учета премии, начисляемой на основании приказа МО РФ от 26.072010 г. №, в составе минимального размера оплаты труда, в удовлетворении данного требования суд считает необходимым отказать, поскольку в силу ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат только нарушенные права, правовых оснований для удовлетворения данного искового требования не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя военного прокурора Кяхтинского гарнизона Аблаева М.А. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о взыскании недоплаченной заработной платы в пользу Капустиной Лидии Ивановны – удовлетворить частично.
Признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой Капустиной Лидии Ивановны на основании приказа МО РФ от 26.072010 г. №1010, в состав минимального размера оплаты труда, незаконными.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Капустиной Лидии Ивановны недоплаченную заработную плату (премию) за февраль, март, апрель, июль и август 2021 года, всего в размере 5836 (пять тысяч восемьсот тридцать шесть) рублей 81 копейка.
В удовлетворении искового требования о возложении обязанности начислять Капустина Л.И. заработную плату без учета премии, начисляемой на основании приказа МО РФ от 26.072010 г. №1010, в составе минимального размера оплаты труда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Тахтобина О.П.