Судья 1 инстанции Каракич Л.Л.
Судья - докладчик Гусарова Л.В. № 33а-7361/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 сентября 2019 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Туглаковой Л.Г.,
судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,
при секретаре Матрозе Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Ангарская нефтехимическая компания» к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе администрации Ангарского городского округа на решение Иркутского областного суда от 27 мая 2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска указано, что АО «Ангарская нефтехимическая компания» (далее – АО «АНХК») на праве собственности владеет земельными участками с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, расположенными на землях населенных пунктов в промышленной зоне города Ангарска, предназначенными для эксплуатации и развития административных и производственных объектов.
Кадастровая стоимость указанных участков определена на основании Постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. №517-пп (в редакции постановления от 5 мая 2014 г. № 239-пп) и по состоянию на 26 января 2012 г. установлена: для земельного участка №Номер изъят в размере (данные изъяты), для земельного участка № Номер изъят в размере (данные изъяты), для земельного участка № Номер изъят в размере (данные изъяты), для земельного участка № Номер изъят в размере (данные изъяты), для земельного участка № Номер изъят в размере (данные изъяты); для земельного участка № Номер изъят по состоянию на 4 сентября 2013 года - в размере (данные изъяты), что подтверждается выписками из ЕГРН.
Рыночная стоимость земельных участков определена оценочной компанией ООО «(данные изъяты)» на дату установления их кадастровой стоимости и согласно Отчетам от 11 сентября 2018 г. № 17-522 и № 17-644 составляет для участка № Номер изъят - (данные изъяты), №Номер изъят - (данные изъяты), №Номер изъят - (данные изъяты), №Номер изъят - (данные изъяты), №Номер изъят - (данные изъяты), №Номер изъят - (данные изъяты).
В рамках досудебного урегулирования Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области решениями от 19 июля 2018 г. № 13.22 и № 13.23 отклонила заявления АО «АНХК» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков ввиду несоответствия отчетов об оценке требованиям Закона об оценочной деятельности, ФСО № 7.
Административный истец, считая кадастровую стоимость завышенной, ссылаясь на нарушение права на уплату земельного налога в экономически обоснованном размере, просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их действительной рыночной стоимости, определенной оценщиком.
Решением Иркутского областного суда от 27 мая 2019 г. административные исковые требования акционерного общества «Ангарская нефтехимическая компания» удовлетворены, установлена кадастровая стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 549 295 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 января 2012 г. в размере (данные изъяты);
- земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 805 740 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 января 2012 г. в размере (данные изъяты);
- земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 266 793 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 января 2012 г. в размере (данные изъяты);
- земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 3 019 371 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 января 2012 г. в размере (данные изъяты);
- земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 3 332 982 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 января 2012 г. в размере (данные изъяты);
- земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, общей площадью 498 326 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 4 сентября 2013 года в размере (данные изъяты).
Постановлено датой обращения АО «Ангарская нефтехимическая компания» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят считать 12 июля 2018 г.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации Ангарского городского округа, по доверенности, Белоус Д.С. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указал, что полагает заключение судебной экспертизы №105/4-4 от 11.03.2019, положенное в основу решения, вызывающим сомнение в своей обоснованности, поскольку в качестве объектов аналогов эксперт выбрал земельные участки, существенно отличающиеся от оцениваемых земельных участков по площади. Полагает, что экспертом некорректно принято решение о сужении анализа рынка незастроенных земельных участков под производственное строительство только на территории города Ангарска. В экспертизе не названо кадастровых номеров объектов-аналогов, что лишает возможности получить информацию об этих объекта из государственного кадастра недвижимости и ЕГРП.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель АО «Ангарской нефтехимической компании» Кузьмина Ю.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного истца, по доверенности, Кузьминой Ю.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12). Кадастровая стоимость также может быть установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3). Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены, в частности, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1 статьи 24.18). Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (абзац 3 части 11 статьи 24.18). При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (часть 2 статьи 3). Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15). При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости датой определения кадастровой стоимости таких объектов является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 24.19).
Удовлетворяя требование административного истца, суд обоснованно исходил из того, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объекта, нарушают права административного истца, и подлежат восстановлению путем установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Судом установлено, что АО «Ангарская нефтехимическая компания» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, и в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации - плательщиком земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Таким образом, АО «АНХК» является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости участков, относительно которой возник данный спор.
Земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет 26 января 2012 г., земельный участок с кадастровым номером Номер изъят поставлен на государственный кадастровый учет 4 сентября 2013 г..
Все земельные участки отнесены к 9-ой группе видов разрешенного использования, их кадастровая стоимость определена в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222, с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Приложению № 2 к Постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп (в ред. Постановления Правительства от 5 мая 2014 г. № 239-пп) для 9-ой группы видов разрешенного использования и составляет для земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – (данные изъяты), для земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – (данные изъяты), для земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – (данные изъяты), для земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – (данные изъяты), для земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – (данные изъяты), для земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – (данные изъяты).
Это подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 26 июля 2018 г. и выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31 июля 2018 г..
Рыночная стоимость земельных участков определена оценщиком ООО «(данные изъяты)» оценочная компания, ее величина отражена в отчетах от 11 сентября 2018 года № 17-522 и № 17-644.
В целях определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 26 января 2012 г. и на 4 сентября 2013 г. на основании определения Иркутского областного суда от 1 февраля 2019 г. была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, производство которой поручено Федеральному бюджетному учреждению Иркутская лаборатория судебной экспертизы. На разрешение эксперта были поставлены вопросы о соответствии отчетов об оценке от 11 сентября 2018 г. № 17-522 и № 17-644 требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки, и об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят.
Эксперт ФБУ Иркутская ЛСЭ ***. имеет высшее профильное образование и обладает необходимой квалификацией для проведения оценки объектов недвижимости.
Согласно заключению судебного эксперта по состоянию на 26 января 2012 г. рыночная стоимость объектов недвижимости составляет:
- земельного участка с кадастровым № Номер изъят - (данные изъяты);
- земельного участка с кадастровым № Номер изъят - (данные изъяты);
- земельного участка с кадастровым № Номер изъят (данные изъяты);
- земельного участка с кадастровым № Номер изъят - (данные изъяты);
- земельного участка с кадастровым № Номер изъят - (данные изъяты);
- земельного участка с кадастровым № Номер изъят - (данные изъяты) по состоянию на 4 сентября 2013 г..
В заключении судебной экспертизы от 11 марта 2019 г. № 105/4-4 судебный эксперт указала, что при проверке отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленного оценщиком ООО «(данные изъяты)», на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, установлены допущенные нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявленные к содержанию отчета, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.
Доказательств установления иной рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков по состоянию на 26 января 2012 г. и 4 сентября 2013 г. суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил административный иск и установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № Номер изъят по состоянию на 26 января 2012 г. в размере (данные изъяты), кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № Номер изъят по состоянию на 26 января 2012 г. в размере (данные изъяты), кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № Номер изъят по состоянию на 26 января 2012 г. в размере (данные изъяты), - кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № Номер изъят по состоянию на 26 января 2012 г. в размере (данные изъяты), кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № Номер изъят по состоянию на 26 января 2012 г. в размере (данные изъяты), кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № Номер изъят по состоянию на 4 сентября 2013 г. в размере - (данные изъяты).
Выводы суда мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на верно примененных нормах материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Администрации Ангарского городского округа Белоус Д.С. полагает заключение судебной экспертизы №105/4-4 от 11.03.2019 необоснованным, поскольку в качестве объектов аналогов эксперт выбрал земельные участки, существенно отличающиеся от оцениваемых земельных участков по площади и некорректно принял решение о сужении анализа рынка незастроенных земельных участков под производственное строительство только на территории города Ангарска. В экспертизе не названо кадастровых номеров объектов-аналогов.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на несогласие с результатами судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков не подтверждены какими-либо доказательствами, опровергающими достоверность указанной экспертизы. Для анализа и расчета рыночной стоимости экспертом в качестве аналогов выбрано 3 земельных участка, сопоставимых по характеристикам с оцениваемыми земельными участками. Заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации. Итоговый результат величины рыночной стоимости оцениваемых земельных участков основан на анализе ценностных и физических характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 27 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ангарского городского округа – без удовлетворения.
Председательствующий | Л.Г. Туглакова |
Судьи | Л.В. Гусарова |
Р.И. Харин |