РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2022 года пгт. Подосиновец
Судья Подосиновского районного суда Кировской области Ильинская Ю.В., при секретаре Казаковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-303/2022 (УИД 43RS0031-01-2022-000400-60) по иску Ложкиной О.А. к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Ложкина О.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Кировской области о взыскании расходов, понесенных медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, на оплату коммунальных услуг, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в КОГБУЗ «Подосиновская ЦРБ имени Н.В.Отрокова» в должности медицинской сестры. С ДД.ММ.ГГГГ проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, пгт.<адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, с 2005 года ей выплачивается частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. В период с января 2021 года по декабрь 2021 года понесенные расходы на оплату коммунальных услуг по покупке дров и освещению составили 64 408,32 руб. За указанный период ей выплачена частичная компенсация по оплате коммунальных услуг, и общая сумма составила 7 536,00 руб. Ссылалась на то, что на основании ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» имеет право на льготы по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, поселке городского типа, однако, указанная льгота в полном объеме не предоставлена, просит взыскать с ответчика уплаченные расходы по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению за период с января 2021 года по декабрь 2021 года в сумме 56 872,32руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 906,17 руб.
В судебное заседание истец Ложкина О.А. не явилась, согласно заявлению просила рассмотреть дело без ее участия, на удовлетворении исковых требований настаивает.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Кировской области не явился, просит рассмотреть дело без участия представителя, с исковыми требованиями не согласен, указывая, что установление мер социальной поддержки медицинских работников не является обязательством субъекта РФ - Кировская область; предусмотренная Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО частичная компенсация за наем жилого помещения, отопление и электроснабжение за счет средств областного бюджета является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности. Считает, что получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, не означает наличия у него права на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Также указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку истцу выплачивается частичная компенсация коммунальных расходов по Закону Кировской области № 267-ЗО, полагает, что истцом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие факт получения истцом льготы до 01.01.2005; считает, что льготы по коммунальным услугам работникам, проживающим и работающим в сельской местности, должны предоставляться за счет средств федерального бюджета. Просит суд привлечь к участию в деле в качестве ответчика субъект РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области, исключить министерство финансов Кировской области как ответчика по делу.
Представитель третьего лица КОГБУЗ «Подосиновская ЦРБ им.Н.В.Отрокова» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен, согласно заявлению просит рассмотреть дело без участия представителя.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
До 01 января 2005 года федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.
Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в ч.2 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ законодатель указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данное положение признано утратившим силу с 1 января 2005 г. В то же время данная норма дополнена частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.
Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» предусмотрено предоставление частичной компенсации за наем жилого помещения, отопление и электроснабжение для фармацевтических и медицинских работников учреждений здравоохранения, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа.
Вместе с тем в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ч.1 ст.153 указанного Федерального закона, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками областных и муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том, что именно государственный орган или орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Что касается возражений ответчика относительно привлечения к участию в деле в качестве ответчика - субъекта РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области, - то, в соответствии с ч.1 ст.40 КПК РФ иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). В случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (абз.2 ч.3 ст.40 ГПК РФ).
По общему смыслу процессуального законодательства и принципа его диспозитивности право определения круга ответчиков и предъявления к ним исковых требований принадлежит истцу.
Ложкина О.А. не требовала привлечь субъект РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области к участию в деле в качестве ответчика, соответчика либо третьего лица; не требовала исключить министерство финансов Кировской области как ответчика по делу.
Характер рассматриваемого спора не порождает у суда обязанность по своей инициативе привлекать указанное учреждение к участию в деле и исключать министерство финансов Кировской области из ответчика по делу. Таким образом, ходатайства не подлежат удовлетворению.
Как установлено в п.1.1 Постановления Правительства Кировской области от 24 июня 2015 г. № 44/316 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Кировской области» Министерство финансов Кировской является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах.
Кроме того, суд приходит к выводу, что поскольку финансирование работников учреждения здравоохранения находится непосредственно в ведении Министерства финансов Кировской области, то надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Кировской области. Министерством финансов Кировской области так же должен быть определен размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения. А возмещение коммунальных затрат должно быть произведено с казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области.
Как подтверждается материалами дела, Ложкина О.А. с ДД.ММ.ГГГГ без перерывов по настоящее время работает в должности медицинской сестры Подосиновской ЦРБ, которая после неоднократных реорганизаций и переименований с ДД.ММ.ГГГГ относится к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Подосиновская ЦРБ имени Н.В.Отрокова». При этом в течение всего периода трудовой деятельности непосредственное место работы истца находится в <адрес>, которое относится к сельской местности.
Ложкина О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает вместе с членами семьи по адресу: <адрес> (л.д.12, 26).
Согласно паспорту жилого помещения, расположенного в шестиквартирном двухэтажном жилом доме, 1970 года ввода в эксплуатацию, договору о безвозмездной передаче квартиры в собственность, общая площадь квартиры, в которой проживает истец, составляет 62,5 кв.м.
Согласно справке №, выданной Администрацией Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области 22.02.2022, пгт.Подосиновец относится к сельской местности городского типа, КОГБУЗ «Подосиновская центральная районная больница им. Н.В.Отрокова» расположено на территории пгт.Подосиновец (л.д.25).
Факт предоставления Ложкиной О.А. льгот как медицинскому работнику по отоплению и освещению в период до ДД.ММ.ГГГГ подтверждается первичной бухгалтерской документацией, а именно: счет-фактурами, реестрами по возмещению сумм льгот сельской интеллигенции (медработникам) в 2004 г., платежными ведомостями, справкой директора ООО «Вудкрафт» о приобретении дров в 2004 г., заявлением истца главврачу Подосиновской ЦРБ о выплате компенсации с приложением документов(л.д.42-51), а также вступившим в законную силу решением Подосиновского районного суда Кировской области по делу №2-61/2021 от 09.03.2021 (л.д.32-38).
В силу положений ч.2 ст.61 ГПК РФ указанное обстоятельство имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела и не может оспариваться сторонами.
Согласно представленным документам в период с января 2021 года по декабрь 2021 года Ложкина О.А. понесла затраты по электроэнергии в сумме 45 243,22 руб. (л.д.27 справка о расчетах), по покупке дров для отопления жилого помещения в ноябре 2021 года в сумме 14 552,46 руб. (л.д.28 товарная накладная на дрова, л.д. 29счет-фактура ИП ФИО1), и получила частичную компенсацию расходов за коммунальные услуги в сумме 7 536,00 руб. (л.д.23).
Согласно паспорту жилого помещения (л.д.21), договору безвозмездной передачи квартиры в собственность (л.д.22), справке Администрации Демьяновского городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26), разрешению на переоборудование жилого помещения (л.д.39),актом о завершенном переоборудовании и перепланировке жилого помещения в муниципальном жилом фонде <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40), -общая площадь квартиры истца за №, расположенной в двухэтажном жилом <адрес> пгт.Демьяново,1970 года ввода в эксплуатацию, составляет 62,5м2, с печным отоплением.
Согласно Постановлению Правительства Кировской области №97/118 от 05.04.2011 плотный куб.метр дров на кв.метр в отопительный сезон, исходя из нормативов отопления многоквартирных домов и жилых домов при наличии печного отопления двухэтажного жилого дома, составляет 0,374.
Предельная (максимальная) розничная цена (с учетом НДС) на дрова с 01.07.2021 по 31.12.2021 составляла 621,90 руб.
Следовательно, согласно расчету по нормативам, подлежащая к взысканию сумма компенсации по оплате дров составит 14 536,91 руб.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что до 01.01.2005 истец, работающая и проживающая в поселке городского типа, пользовалась правом на возмещение расходов, связанных с отоплением и обеспечением электроэнергией жилого помещения, трудовые правоотношения с организацией здравоохранения не прекращала, следовательно, данное право сохраняется за ней и после 01.01.2005, в связи с чем, за период с 01.01.2021по 31.12.2021 в пользу Ложкиной О.А. подлежат возмещению расходы по оплате коммунальных услуг за освещение и покупку дров в размере 52 244,13 руб. (45 243,22+ 14 536,91 – 7 536,00).
Из п.1.5 Устава КОГБУЗ «Подосиновская центральная районная больница им. Н.В.Отрокова» следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя Учреждения выполняет департамент здравоохранения Кировской области (л.д.14-17).
Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает Ложкина О.А., передано в ведение Кировской области, расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию подлежат взысканию с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Кировская область.
В силу ст. 88 ГПК РФ уплаченная государственная пошлина относится к судебным расходам. Распределение судебных расходов между сторонами урегулировано статьей 98 ГПК РФ.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.
Действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Истец понесла расходы по уплате государственной госпошлины по чеку-ордеру от 10.10.2022, которая подлежит взысканию с Министерства финансов Кировской области на основании ст.98 ГПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ложкиной О.А. к Министерству финансов Кировской области о взыскании расходов на оплату коммунальных услуг, расходов по уплате госпошлины удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Кировская область в пользу Ложкиной О.А. в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг по освещению и отоплению за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 денежные средства в размере 52 244 руб. 13 коп. и расходы по уплате госпошлины в сумме 1767 руб. 32 коп., - всего сумму 54 011 руб. 45 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ложкиной О.А. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Подосиновский районный суд <адрес>.
Судья Ю.В. Ильинская