Решение по делу № 2-303/2022 от 14.10.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2022 года                                                                     пгт. Подосиновец

Судья Подосиновского районного суда Кировской области Ильинская Ю.В., при секретаре Казаковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-303/2022 (УИД 43RS0031-01-2022-000400-60) по иску Ложкиной О.А. к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Ложкина О.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Кировской области о взыскании расходов, понесенных медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, на оплату коммунальных услуг, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в КОГБУЗ «Подосиновская ЦРБ имени Н.В.Отрокова» в должности медицинской сестры. С ДД.ММ.ГГГГ проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, пгт.<адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, с 2005 года ей выплачивается частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. В период с января 2021 года по декабрь 2021 года понесенные расходы на оплату коммунальных услуг по покупке дров и освещению составили 64 408,32 руб. За указанный период ей выплачена частичная компенсация по оплате коммунальных услуг, и общая сумма составила 7 536,00 руб. Ссылалась на то, что на основании ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» имеет право на льготы по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, поселке городского типа, однако, указанная льгота в полном объеме не предоставлена, просит взыскать с ответчика уплаченные расходы по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению за период с января 2021 года по декабрь 2021 года в сумме 56 872,32руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 906,17 руб.

В судебное заседание истец Ложкина О.А. не явилась, согласно заявлению просила рассмотреть дело без ее участия, на удовлетворении исковых требований настаивает.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Кировской области не явился, просит рассмотреть дело без участия представителя, с исковыми требованиями не согласен, указывая, что установление мер социальной поддержки медицинских работников не является обязательством субъекта РФ - Кировская область; предусмотренная Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО частичная компенсация за наем жилого помещения, отопление и электроснабжение за счет средств областного бюджета является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности. Считает, что получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, не означает наличия у него права на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Также указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку истцу выплачивается частичная компенсация коммунальных расходов по Закону Кировской области № 267-ЗО, полагает, что истцом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие факт получения истцом льготы до 01.01.2005; считает, что льготы по коммунальным услугам работникам, проживающим и работающим в сельской местности, должны предоставляться за счет средств федерального бюджета. Просит суд привлечь к участию в деле в качестве ответчика субъект РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области, исключить министерство финансов Кировской области как ответчика по делу.

Представитель третьего лица КОГБУЗ «Подосиновская ЦРБ им.Н.В.Отрокова» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен, согласно заявлению просит рассмотреть дело без участия представителя.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

До 01 января 2005 года федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.

Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в ч.2 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ законодатель указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данное положение признано утратившим силу с 1 января 2005 г. В то же время данная норма дополнена частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.

Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» предусмотрено предоставление частичной компенсации за наем жилого помещения, отопление и электроснабжение для фармацевтических и медицинских работников учреждений здравоохранения, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа.

Вместе с тем в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно ч.1 ст.153 указанного Федерального закона, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками областных и муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 г., а напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том, что именно государственный орган или орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Что касается возражений ответчика относительно привлечения к участию в деле в качестве ответчика - субъекта РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области, - то, в соответствии с ч.1 ст.40 КПК РФ иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). В случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (абз.2 ч.3 ст.40 ГПК РФ).

По общему смыслу процессуального законодательства и принципа его диспозитивности право определения круга ответчиков и предъявления к ним исковых требований принадлежит истцу.

Ложкина О.А. не требовала привлечь субъект РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области к участию в деле в качестве ответчика, соответчика либо третьего лица; не требовала исключить министерство финансов Кировской области как ответчика по делу.

Характер рассматриваемого спора не порождает у суда обязанность по своей инициативе привлекать указанное учреждение к участию в деле и исключать министерство финансов Кировской области из ответчика по делу. Таким образом, ходатайства не подлежат удовлетворению.

Как установлено в п.1.1 Постановления Правительства Кировской области от 24 июня 2015 г. № 44/316 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Кировской области» Министерство финансов Кировской является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах.

Кроме того, суд приходит к выводу, что поскольку финансирование работников учреждения здравоохранения находится непосредственно в ведении Министерства финансов Кировской области, то надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Кировской области. Министерством финансов Кировской области так же должен быть определен размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для медицинских работников муниципального учреждения здравоохранения. А возмещение коммунальных затрат должно быть произведено с казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области.

Как подтверждается материалами дела, Ложкина О.А. с ДД.ММ.ГГГГ без перерывов по настоящее время работает в должности медицинской сестры Подосиновской ЦРБ, которая после неоднократных реорганизаций и переименований с ДД.ММ.ГГГГ относится к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Подосиновская ЦРБ имени Н.В.Отрокова». При этом в течение всего периода трудовой деятельности непосредственное место работы истца находится в <адрес>, которое относится к сельской местности.

Ложкина О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает вместе с членами семьи по адресу: <адрес> (л.д.12, 26).

Согласно паспорту жилого помещения, расположенного в шестиквартирном двухэтажном жилом доме, 1970 года ввода в эксплуатацию, договору о безвозмездной передаче квартиры в собственность, общая площадь квартиры, в которой проживает истец, составляет 62,5 кв.м.

Согласно справке , выданной Администрацией Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области 22.02.2022, пгт.Подосиновец относится к сельской местности городского типа, КОГБУЗ «Подосиновская центральная районная больница им. Н.В.Отрокова» расположено на территории пгт.Подосиновец (л.д.25).

    Факт предоставления Ложкиной О.А. льгот как медицинскому работнику по отоплению и освещению в период до ДД.ММ.ГГГГ подтверждается первичной бухгалтерской документацией, а именно: счет-фактурами, реестрами по возмещению сумм льгот сельской интеллигенции (медработникам) в 2004 г., платежными ведомостями, справкой директора ООО «Вудкрафт» о приобретении дров в 2004 г., заявлением истца главврачу Подосиновской ЦРБ о выплате компенсации с приложением документов(л.д.42-51), а также вступившим в законную силу решением Подосиновского районного суда Кировской области по делу №2-61/2021 от 09.03.2021 (л.д.32-38).

В силу положений ч.2 ст.61 ГПК РФ указанное обстоятельство имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела и не может оспариваться сторонами.

Согласно представленным документам в период с января 2021 года по декабрь 2021 года Ложкина О.А. понесла затраты по электроэнергии в сумме 45 243,22 руб. (л.д.27 справка о расчетах), по покупке дров для отопления жилого помещения в ноябре 2021 года в сумме 14 552,46 руб. (л.д.28 товарная накладная на дрова, л.д. 29счет-фактура ИП ФИО1), и получила частичную компенсацию расходов за коммунальные услуги в сумме 7 536,00 руб. (л.д.23).

Согласно паспорту жилого помещения (л.д.21), договору безвозмездной передачи квартиры в собственность (л.д.22), справке Администрации Демьяновского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26), разрешению на переоборудование жилого помещения (л.д.39),актом о завершенном переоборудовании и перепланировке жилого помещения в муниципальном жилом фонде <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40), -общая площадь квартиры истца за , расположенной в двухэтажном жилом <адрес> пгт.Демьяново,1970 года ввода в эксплуатацию, составляет 62,5м2, с печным отоплением.

Согласно Постановлению Правительства Кировской области №97/118 от 05.04.2011 плотный куб.метр дров на кв.метр в отопительный сезон, исходя из нормативов отопления многоквартирных домов и жилых домов при наличии печного отопления двухэтажного жилого дома, составляет 0,374.

Предельная (максимальная) розничная цена (с учетом НДС) на дрова с 01.07.2021 по 31.12.2021 составляла 621,90 руб.

Следовательно, согласно расчету по нормативам, подлежащая к взысканию сумма компенсации по оплате дров составит 14 536,91 руб.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что до 01.01.2005 истец, работающая и проживающая в поселке городского типа, пользовалась правом на возмещение расходов, связанных с отоплением и обеспечением электроэнергией жилого помещения, трудовые правоотношения с организацией здравоохранения не прекращала, следовательно, данное право сохраняется за ней и после 01.01.2005, в связи с чем, за период с 01.01.2021по 31.12.2021 в пользу Ложкиной О.А. подлежат возмещению расходы по оплате коммунальных услуг за освещение и покупку дров в размере 52 244,13 руб. (45 243,22+ 14 536,91 – 7 536,00).

Из п.1.5 Устава КОГБУЗ «Подосиновская центральная районная больница им. Н.В.Отрокова» следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя Учреждения выполняет департамент здравоохранения Кировской области (л.д.14-17).

Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает Ложкина О.А., передано в ведение Кировской области, расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию подлежат взысканию с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Кировская область.

В силу ст. 88 ГПК РФ уплаченная государственная пошлина относится к судебным расходам. Распределение судебных расходов между сторонами урегулировано статьей 98 ГПК РФ.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.

Действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Истец понесла расходы по уплате государственной госпошлины по чеку-ордеру от 10.10.2022, которая подлежит взысканию с Министерства финансов Кировской области на основании ст.98 ГПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ложкиной О.А. к Министерству финансов Кировской области о взыскании расходов на оплату коммунальных услуг, расходов по уплате госпошлины удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Кировская область в пользу Ложкиной О.А. в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг по освещению и отоплению за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 денежные средства в размере 52 244 руб. 13 коп. и расходы по уплате госпошлины в сумме 1767 руб. 32 коп., - всего сумму 54 011 руб. 45 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ложкиной О.А. отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Подосиновский районный суд <адрес>.

Судья                                                                                     Ю.В. Ильинская

2-303/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ложкина Оксана Александровна
Ответчики
Министрерство финансов Кировской области
Другие
КОГБУЗ "Подосиновская ЦРБ имени Н.В. Отрокова"
Суд
Подосиновский районный суд Кировской области
Судья
Ильинская Ю.В.
Дело на сайте суда
podosinovsky.kir.sudrf.ru
14.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2022Передача материалов судье
18.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2022Судебное заседание
09.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2023Дело оформлено
07.04.2023Дело передано в архив
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее