ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 ноября 2021 года № 3а-484/2021
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Молоковой Л.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Золотова М.В. об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Золотов М.В. является собственником объектов недвижимости:
- здания с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв. м, назначение: нежилое, количество этажей - ..., расположенного по адресу: <адрес>;
- здания с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв. м, назначение: нежилое, количество этажей - ... расположенного по адресу: <адрес>;
- административно-производственного корпуса с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв. м, назначение: нежилое, количество этажей - ..., расположенного по адресу: <адрес>;
- торгово-административного здания с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв. м, назначение: нежилое, количество этажей - ..., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... определена по состоянию на дату оценки 04 июня 2013 года в размере 35 367 900 рублей 98 копеек, объекта недвижимости с кадастровым номером №... - по состоянию на дату оценки 02 октября 2018 года в размере 59 538 049 рублей 28 копеек и по состоянию на дату оценки 24 апреля 2013 года в размере 57 423 134 рублей 72 копеек, объекта недвижимости с кадастровым номером №... - по состоянию на дату оценки 20 июля 2017 года в размере 22 791 600 рублей 47 копеек, объекта недвижимости с кадастровым номером №... - по состоянию на дату оценки 23 мая 2017 года в размере 28 130 298 рублей 44 копеек.
Административный истец Золотов М.В., полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены его права и законные интересы как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование административных исковых требований административным истцом представлены отчёты от <ДАТА> №..., №..., №..., №..., выполненные оценщиком Е.А.А., являющимся членом ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет».
Согласно отчётам рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 04 июня 2013 года составляет 16 615 000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 02 октября 2018 года - 40 739 000 рублей, по состоянию на дату оценки 24 апреля 2013 года - 40 334 000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 20 июля 2017 года - 14 819 000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 23 мая 2017 года - 14 831 000 рублей.
Административный истец Золотов М.В. просит восстановить срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №..., №..., №..., №..., пересмотреть кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости, установив её в размере их рыночной стоимости, определённой на основании вышеприведённых отчётов оценщика.
Административный истец Золотов М.В., представители административных ответчиков Правительства Вологодской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, заинтересованных лиц Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2016 года.
Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности Золотова М.В. как собственника объектов недвижимости и налогоплательщика, что в силу абзаца 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности даёт ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №... внесены в реестр объектов недвижимости 04 июня 2013 года, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 02 октября 2018 года и по состоянию на 24 апреля 2013 года в указанные даты, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №... - 20 июля 2017 года, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №... - 23 мая 2017 года.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости подано Золотовым М.В. в суд 17 сентября 2021 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №... (по состоянию на дату оценки 24 апреля 2013 года) пропущен, о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №... (по состоянию на дату оценки 02 октября 2018 года), №... и №... не пропущен.
Пропуск названного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (абзац 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
Как усматривается из материалов дела, 09 января 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года в размере 39 857 480 рублей 03 копеек, 52 710 822 рублей 66 копеек, 24 035 227 рублей 56 копеек, 28 972 490 рублей 29 копеек соответственно, следовательно, оспариваемая кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости, на момент рассмотрения спора по существу является архивной.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством.
Применение кадастровой стоимости для целей налогообложения не должно нарушать гарантий прав налогоплательщиков на справедливое и экономически обоснованное налогообложение с учётом особенностей объекта недвижимости.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в силу положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» Золотов М.В. в отношении объектов недвижимости обязан уплачивать налог, который, включая налоговый период 2019 год, подлежит исчислению из размера оспариваемой кадастровой стоимости, административный истец вправе обратиться за перерасчетом начисленного налога, следовательно, сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, ставшей архивной, для целей установленных законодательством, суд полагает правомерным восстановить административному истцу процессуальный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №... (по состоянию на дату оценки 24 апреля 2013 года), требования административного истца рассмотреть по существу.
В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В качестве доказательств рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от <ДАТА> №..., №..., №..., №..., выполненные оценщиком Е.А.А.
В соответствии с отчётами итоговая рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 04 июня 2013 года составляет 16 615 000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 02 октября 2018 года - 40 739 000 рублей, по состоянию на дату оценки 24 апреля 2013 года - 40 334 000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 20 июля 2017 года - 14 819 000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 23 мая 2017 года - 14 831 000 рублей.
Проверяя представленные административным истцом отчёты на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.
Суд, исследовав и проанализировав отчёты от <ДАТА> №..., №..., №..., №..., приходит к выводу, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчётах приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что представленные административным истцом отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с точки зрения соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в них информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечают предъявляемым к ним законодательным требованиям, а потому признаёт их допустимыми и достоверными доказательствами действительной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости.
Представители административных ответчиков, заинтересованных лиц отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости не оспаривали, доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчётах оценщика, величине рыночной стоимости объектов недвижимости, не представили, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.
При указанных обстоятельствах архивная кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №..., №..., №..., №..., может быть пересмотрена и установлена в размере их рыночной стоимости на основании отчётов от <ДАТА> №..., №..., №..., №..., выполненных оценщиком Е.А.А.
Учитывая вышеизложенное, требования административного истца о пересмотре архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости подлежат удовлетворению.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию, если имело место обращение этого лица в комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку Золотов М.В. не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №..., №..., №..., №..., датой его обращения с соответствующим заявлением необходимо считать дату подачи в суд административного искового заявления - 17 сентября 2021 года.
Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
восстановить Золотову М.В. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №..., объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 24 апреля 2013 года.
Административное исковое заявление Золотова М.В. об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв. м, назначение: нежилое, количество этажей - ..., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 16 615 000 рублей по состоянию на дату оценки 04 июня 2013 года.
Пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв. м, назначение: нежилое, количество этажей - ..., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 40 739 000 рублей по состоянию на дату оценки 02 октября 2018 года.
Пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв. м, назначение: нежилое, количество этажей - ..., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 40 334 000 рублей по состоянию на дату оценки 24 апреля 2013 года.
Пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости - административно-производственного корпуса с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв. м, назначение: нежилое, количество этажей - ..., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 14 819 000 рублей по состоянию на дату оценки 20 июля 2017 года.
Пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости - торгово-административного здания с кадастровым номером №..., общей площадью ... кв. м, назначение: нежилое, количество этажей - ..., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 14 831 000 рублей по состоянию на дату оценки 23 мая 2017 года.
Датой обращения Золотова М.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... считать 17 сентября 2021 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.К. Молокова
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021 года