Решение по делу № 33-5688/2021 от 23.11.2021

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Стефанская Н.В.                  39RS0002-01-2020-006553-84

Дело № 2-1131/2021;

33-5688/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2021 года                                                                       г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шевченко С.В.,

судей Ганцевича С.В., Тращенковой О.В.,

при секретаре Каленик А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управлению дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 апреля 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Калининграда к Муниципальному казенному учреждению «Городское дорожное строительство и ремонт», администрации городского округа «Город Калининград», Администрации Гурьевского городского округа, Управлению дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа, Министерству развития инфраструктуры Калининградской области, о возложении обязанности провести ремонт дороги.

Заслушав доклад судьи Ганцевича С.В., объяснения: представителя администрации Гурьевского городского округа Мануйлова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; представителя Министерства развития инфраструктуры Калининградской области Корнилова А.А., прокурора Новожиловой С.А. просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Калининграда (далее – прокурор) обратился в суд с иском к МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» (далее – МКУ «ГДСР»), администрации ГО «Город Калининград» (далее – Администрация ГО), указав, что прокуратурой в результате проведения проверки в сфере безопасности дорожного движения с выходом на место 25.09.2020 установлены многочисленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Так, на ул. Орудийная (в том числе в районе домов №№ 34, 34а, 34б, 34г, 36, 36б, 36в, 30в, 32а) отсутствуют тротуары, отведение дождевых вод осуществляется посредством придорожных кюветов. Покрытие ул. Сурикова грунтовое с добавлением инертных материалов (асфальтобетонная крошка) также требует приведение в нормативное состояние, отсутствуют тротуары, отведение дождевых вод осуществляется посредством придорожных кюветов. При этом проектная документация по объекту «Реконструкция транспортного узла в границах улиц Пирогова-Сурикова в г. Калининграде, Калининградской области» разработана, получено положительное заключение государственной экспертизы от 07.05.2015. На участке ул. Старокаменной от ул. Орудийная до д. № 8 по ул. Старокаменной отсутствуют тротуары, водоотведение осуществляется посредством придорожного кювета. Покрытие переулка Старокаменного уложено железобетонными дорожными плитами, дождевая канализация и тротуары отсутствуют. По покрытию наблюдаются неровности. В настоящее время муниципальной программой «Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа «Город Калининград» на 2020-2022 г.г. мероприятия по реконструкции вышеуказанных объектов не предусмотрены, финансированием не обеспечены. Данные обстоятельства, указывают на несоответствие названных выше улиц требованиям абз. 5 ГОСТ Р 50597-2017. Ссылаясь на положения статьи 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьи 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч.3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор просил суд обязать МКУ «ГДСР», администрацию ГО провести ремонт дороги по ул. Орудийной (в том числе в районе домов №№ 34,34а, 34б, 34г, 36, 36б, 36в, 30в, 32а), Сурикова, Старокаменной, пер. Старокаменный в границах ГО «Город Калининград» в соответствии     п. 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

24.02.2021 прокурор уточнил исковые требования, указав на многочисленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, выявленные в ходе проверок, проведенных совместно с сотрудниками Центра ДиТН ПБДД ГИБДД УМВД России по Калининградской области 25.09.2020, 18.01.2021. Просил суд: 1. обязать МКУ «ГДСР» в срок до июня 2021 года устранить дефекты в виде просадок и выбоин дорожного покрытия проезжей части и обочин улицы Орудийной, привести горизонтальную дорожную разметку дорожного полотна улицы Орудийной в соответствие с требованиями п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, заменить дорожные знаки «Пешеходный переход» на улице Орудийной в соответствии с требованиями           п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019, и перенести остановочные пункты, расположенные в районе д. 47 «а», д. 42 «а» по ул. Орудийной, от перекрестка и пешеходного перехода на расстояние, соответствующее требованиям п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007, оборудовать остановочные пункты в районе д. 47 а,      д. 42 а по улице Орудийной необходимыми элементами, предусмотренными п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007; 2. обязать Администрацию ГО, МКУ «ГДСР» в срок до июня 2022 года разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт дорог улиц Орудийной, Сурикова, переулка Старокаменного в г. Калининграде; 3. осуществить капитальный ремонт улиц Орудийной, Сурикова, Старокаменной, переулка Старокаменного в г. Калининграде в срок до января 2024 года. В рамках капитального ремонта оборудовать улицы Орудийную, Сурикова, Старокаменную, переулок Старокаменный в г. Калининграде предусмотреть остановочные карманы. Заменить железобетонное покрытие переулка Старокаменного и улицы Орудийной в г. Калининграде. Устранить неогороженные массивные препятствия обочины ул. Орудийной в г. Калининграде.

16.03.2021 прокурором вновь были уточнены исковые требования, указано на то, что дороги, в отношении которых проводилась проверка, относятся к дорогам местного значения. Улица Старокаменная частично (от ул. Орудийной до д. 8 по ул. Старокаменной) расположена в границах ГО «Город Калининград», другая часть улицы расположена в границах Гурьевского городского округа. Нахождение дорог в неудовлетворительном состоянии нарушает требования безопасности дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга граждан. Дополнительно в качестве соответчика по делу указал администрацию Гурьевского городского округа (далее – Гурьевская администрация), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию (далее – Агентство). В дополнение к заявленным требованиям просил обязать Администрацию ГО, Администрацию Гурьевского городского округа в срок до июня 2022 года совместно разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт дороги улицы Старокаменной;

Определением суда от 06.04.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управлению дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа (далее – Управление дорожного хозяйства), Министерство развития инфраструктуры Калининградской области (далее - Министерство).

Решением Центрального районного суда г. Калининград от 29.04.2021 исковые требования прокурора были удовлетворены.

В апелляционной жалобе Управление дорожного хозяйства просит отменить решение суда в части возложения обязанности на администрацию ГО и Гурьевскую администрацию в срок до июня 2022 года совместно разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт дороги ул. Старокаменной, а также в части возложения обязанности осуществить капитальный ремонт улиц Орудийной, Сурикова, Старокаменной, переулка Старокаменного в г. Калининграде в срок до января 2024 года; в рамках капитального ремонта оборудовать улицы Орудийную, Сурикова, Старокаменную, переулок Старокаменный тротуарами или пешеходными дорожками; по улице Орудийной в г. Калининграде предусмотреть остановочные карманы. Заменить железобетонное покрытие переулка Старокаменного и улицы Орудийной в г. Калининграде. Устранить неогороженные массивные препятствия обочины ул. Орудийная в г. Калининграде. В указанной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в адрес Гурьевской администрации предписания органов ГИБДД о необходимости устранения недостатков в эксплуатационном состоянии дороги по ул. Старокаменной не выносились, доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения именно капитального ремонта ул. Старокаменной, в материалах дела нет. Более того, работы по строительству тротуара (пешеходной зоны) относятся не к капитальному ремонту, а к реконструкции, поскольку происходит изменение параметров автомобильной дороги и изменение границы полосы отвода. Выполнить строительство тротуара без подготовки проекта межевания и планировки территории невозможно в рамках капитального ремонта. Кроме того, в абзаце 5 резолютивной части решения судом не уточнено, кто из ответчиков и какие работы обязан выполнить.

Неявившиеся в судебное заседание лица извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учётом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Суд первой инстанции, сославшись на ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007), ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее – ГОСР Р 52289-2019), по существу принял правильное решение по делу.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В пункте 51 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021 разъяснено, что согласно пп. 5 п. 1 ст. 14, пп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

В статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч.1).

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч.4).

В пункте 4.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» указано, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела, что автомобильная дорога по ул. Орудийная в г. Калининграде имеет асфальтобетонное покрытие, тротуар существует на участке от д. 14 до 30 по ул. Орудийная, где располагается МДОУ детский сад     № 17, далее по ул. Орудийная тротуары отсутствуют. Отведение дождевых вод осуществляется посредством придорожных кюветов. Покрытие ул. Сурикова в г. Калининграде грунтовое с добавлением инертных материалов (асфальтобетонная крошка). Переулок Старокаменный состоит в реестре муниципального имущества ГО «Город Калининград». Покрытие пер. Старокаменного уложено железобетонными дорожными плитами, дождевая канализация и тротуары отсутствуют. По покрытию наблюдаются неровности, аварийные разрушения отсутствуют. Улица Старокаменная расположена частично в границах ГО «Город Калининград» (участок от ул. Орудийная, до дома №8 по ул. Старокаменная) далее ул. Старокаменная расположена в границах Гурьевского городского округа Калининградской области. Мероприятия по ремонту и содержанию улично-дорожной сети по ул. Старокаменной и пер. Старокаменному в период с 2018 года по 2020 год не осуществлялись.

Указанные обстоятельства подтверждаются предписаниями, выданными Центром ДиТН ГИБДД в адрес МКУ «ГДСР» от 06.07.2020, 13.08.2020, 21.07.2020, 03.09.2020, актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, фотоматериалом, и свидетельствуют о несоответствии состояния указанных улиц требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСР Р 52289-20.

Учитывая приведенные выше правовые нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора.

Довод апелляционной жалобы Управления дорожного хозяйства о том, что в адрес Гурьевской администрации предписания органов ГИБДД о необходимости устранения недостатков в эксплуатационном состоянии дороги по ул. Старокаменной не выносились, доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения именно капитального ремонта ул. Старокаменной, в материалах дела нет, не свидетельствует о том, что Гурьевская администрация, являясь владельцем указанной автомобильной дороги, не должна исполнять надлежащим образом обязанность по содержанию дорог в состоянии, соответствующем требованиям технических регламентов, в границах своего муниципального образования.

При этом судебная коллегия отмечает, что согласно ответам специалистов МКУ «ГДСР» именно капитальный ремонт требуется автомобильной дороги на ул. Старокаменной в ходе, которого её необходимо оборудовать тротуарами или пешеходными дорожками.

Действительно, согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Вместе с тем, Управлением дорожного хозяйства суду не представлено допустимых доказательств, достоверно подтверждающих, что при капитальном ремонте ул. Старокаменной в границах Гурьевского городского округа требуется изменение границ полосы отвода данной автомобильной дороги.

Различие же в определениях - реконструкция дороги или её капитальный ремонт не меняет при этом надлежащего ответчика по настоящему делу и не указывает на выход судом за пределы исковых требований, так как отсутствие на указанной улице тротуаров объективно подтверждено материалами дела, о понуждении обустройства данных тротуаров и заявлял в своём иске прокурор.

Кроме того, данные обстоятельства не исключали возложения на орган местного самоуправления обязанности привести указанную автомобильную дорогу в населённом пункте в состояние, соответствующее нормативным требованиям для обеспечения безопасности дорожного движения и предотвращения ДТП, в результате которых может быть причинён вред жизни и здоровью участникам дорожного движения.

Однако, с учётом того, что ул. Старокаменная частично: от ул. Орудийной до д. 8 по ул. Старокаменной расположена в границах ГО «Город Калининград», частично – в границах Гурьевского городского округа, судебная коллегия считает необходимым изменить обжалуемое решение суда, изложив пятый абзац резолютивной части решения в следующей редакции: обязать администрацию ГО «Город Калининград», администрацию Гурьевского городского округа осуществить капитальный ремонт в пределах своих муниципальных образований улиц Орудийной, Сурикова, Старокаменной, переулка Старокаменного в срок до января 2024 года. В рамках капитального ремонта оборудовать улицы Орудийную, Сурикова, Старокаменную, переулок Старокаменный тротуарами или пешеходными дорожками. По улице Орудийной в г. Калининграде предусмотреть остановочные карманы. Заменить железобетонное покрытие переулка Старокаменного и улицы Орудийной в г. Калининграде. Устранить неогороженные массивные препятствия обочины ул. Орудийной в г. Калининграде.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения, так как доводы, изложенные в ней, не являются основанием для отмены решения суда (ст. 330 ГПК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 апреля 2021 года изменить, изложив пятый абзац резолютивной части решения в следующей редакции:

обязать администрацию ГО «Город Калининград», администрацию Гурьевского городского округа осуществить капитальный ремонт в пределах своих муниципальных образований улиц Орудийной, Сурикова, Старокаменной, переулка Старокаменного в г. Калининграде в срок до января 2024 года. В рамках капитального ремонта оборудовать улицы Орудийную, Сурикова, Старокаменную, переулок Старокаменный тротуарами или пешеходными дорожками. По улице Орудийной в г. Калининграде предусмотреть остановочные карманы. Заменить железобетонное покрытие переулка Старокаменного и улицы Орудийной в г. Калининграде. Устранить неогороженные массивные препятствия обочины ул. Орудийной в г. Калининграде.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 декабря 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-5688/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Калининграда
Ответчики
Муниципальное казенное учреждение "Городское дорожное строительство и ремонт"
УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГУРЬЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Администрация «Город Калининград»
Министерство развития инфраструктуры Калининградской области
АДМИНИСТРАЦИЯ МО ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
Другие
Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию»
Центр ДиТН ГИБДД УМВД Рссии по Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Ганцевич Сергей Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
24.11.2021Передача дела судье
15.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2021Передано в экспедицию
15.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее