Дело №2-124/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Луза Кировской области 16 октября 2019 года
Лузский районный суд Кировской области в составе:
председательствующей судьи Захаровой С.Н.,
при секретаре Чушовой Н.Б.,
с участием зам. прокурора Лузского района Кировской области Макарова В.И.,
представителя ответчика Токовининой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере обращения с отходами,
УСТАНОВИЛ:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» с исковыми требованиями о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере обращения с отходами, в котором просил обязать муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис»: - разработать проект санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222; - получить экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222; - получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; - обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222, приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны» от 05.12.2018 №1000, указав, что полигон, эксплуатируемый МУП «Коммунсервис», предназначен для твердых бытовых отходов, однако, отсутствуют согласованный с компетентными органами проект санитарной защитной зоны, экспертные заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы полигона, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны.
В судебном заседании зам.прокурора Лузского района Кировской области Макаров В.И. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в полном объеме. Поскольку выполнение исковых требований требует временных затрат, на основании ч.2 ст.206 ГПК РФ просит суд установить срок исполнения решения до 01.11.2020.
В судебном заседании представитель ответчика Токовинина Е.Н. признала исковые требования в части возложения на МУП «Коммунсервис» обязанностей по получению экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны полигона и санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, а также обязанности обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов. Не признает исковые требования в части возложения на МУП «Коммунсервис» обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, указав, что в отношении МУП «Коммунсервис» решением Арбитражного суда Кировской области введена процедура наблюдения, что свидетельствует об отсутствии денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и также законодательства в сфере обращения с отходами. Полигон является собственностью муниципального образования Лузский муниципальный район Кировской области, на которого и должна быть возложена обязанность по разработке указанного проекта. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Третье лицо – муниципальное образование Лузский муниципальный район Кировской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Поддерживает заявленные Кировским межрайонным природоохранным исковые требования в полном объеме, указав, что полигон твердых бытовых отходов передан на правах аренды ответчику, на которого в соответствии с договором аренды, а также требованиями действующего законодательства должны быть возложены обязанности, изложенные в исковом заявлении.
Третье лицо – муниципальное образование Лузское городское поселение Лузского района Кировской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, поддерживает заявленные Кировским межрайонным природоохранным прокурором исковые требования.
Третье лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, оставляет решение на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав зам.прокурора Лузского района Кировской области, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Охрана окружающей среды является выражением публичного интереса в сохранении и восстановлении природной ресурсов и благоприятной среды обитания человека, представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в том числе направленную на предотвращение негативного воздействия от их хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природоохранная деятельность).
Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния среды (ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления") как на территории объектов, так и в пределах их воздействия на окружающую среду (ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). В качестве территориальных пределов такого воздействия могут выступать границы санитарно-защитной зоны, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнений до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Кроме того, право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
В целях защиты окружающей среды и обеспечения безопасности населения, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Поэтому вне зависимости от даты строительства объекта размещения отходов и проведения его реконструкции или капитального ремонта, осуществление на нем производства (хозяйственной деятельности, связанной с его эксплуатацией) должно соответствовать действующим на момент производства нормативам и требованиям.
Кроме того, п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержит прямое указание на то, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации промышленного объекта и производства. В перечень таких объектов подп. 2 пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 включены полигоны твердых бытовых отходов. При этом следует различать объект как имущество и производство как деятельность по эксплуатации данного объекта.
Таким образом, разработка, утверждение проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и ее фактическая организация в окончательном варианте являются обязательными для обеспечения при осуществлении хозяйственной деятельности по обороту отходов требований санитарно-эпидемиологического законодательства о благоприятной среде обитания, факторы которой не оказывают значительного вредного воздействия на человека и окружающую среду.
Соблюдение нормативов и требований санитарно-эпидемиологического законодательства обязательно для физических и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими хозяйственной деятельностью (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") под угрозой запрещения данной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Законодательно определено, что любая хозяйственная деятельность, связанная с негативным воздействием на окружающую среду и здоровье населения, допускается при условии соблюдения субъектами данной деятельности требований в области охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), при условии выполнения ими санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Поэтому освобождение хозяйствующих субъектов при эксплуатации ими полигонов твердых бытовых отходов, являющихся источником повышенной опасности, от соблюдения санитарных правил, введенных в действие после строительства, реконструкции или капитального ремонта полигонов, но действующих в период их хозяйственной деятельности по обороту отходов на этих полигонах, является недопустимым.
Из материалов дела следует, что управлением имуществом и земельными ресурсами Лузского района Кировской области (Арендодателем) 15.02.2019 МУП «Коммунсервис» (Арендатору) передан во временное пользование и владение сроком на 5 лет полигон для твердых бытовых отходов, назначение коммунальное, площадь застройки 25716,2 кв.м., расположенный по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта), в соответствии с целевым назначением – прием, временное складирование и захоронение твердых коммунальных отходов, что подтверждается договором аренды муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лузский муниципальный район Кировской области, №03/2019 (л.д.15-22).
В соответствии с п.5.2.7 указанного договора Арендатор обязан соблюдать при использовании имущества требования органов государственного надзора, иных контролирующих органов, отраслевых правил и норм, действующих в отношении деятельности арендатора.
В силу п.5.2.14 указанного договора арендатор обязан в течение срока аренды обеспечивать сохранность арендованного имущества, нести расходы на его содержание, а также нести риск случайной гибели или случайной порчи имущества.
Администраций Лузского городского поселения (Арендодателем) 18.03.2019 МУП «Коммунсервис» (Арендатору) передан земельный участок, общей площадью 34438 кв.метров, расположенный в г.Луза Лузского района Кировской области, для эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов, что подтверждается договором №1691 аренды земельного участка от 18.03.2019 (л.д.23-30).
МУП «Коммунсервис» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является сбор отходов, дополнительным, в том, числе обработка и утилизация отходов, деятельность по очистке и уборке, прочая, сбор и обработка сточных вод и другие (л.д.31-38).
По информации Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 08.04.2019 (л.д.7), Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении МУП «Коммунсервис» проведена проверка, в ходе которой установлено, что МУП «Коммунсервис» не разработало проект санитарно-защитной зоны полигона; не получило на него экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, а также санитарно-эпидемиологическое заключение; не обратилось в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с соответствующим заявлением об установлении санитарно-защитной зоны полигона (л.д.8-9).
По результатам проверки в адрес руководителя МУП «Коммунсервис» 10.06.2019 внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства (л.д.10-11).
Вместе с тем, МУП «Коммунсервис» не устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также в сфере обращения с отходами.
Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории Лузского муниципального района населения и иных граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Кировским межрайонным природоохранным прокурором обоснованно заявлены исковые требования в интересах неопределенного круга лиц.
Оценивая все доказательства в совокупности, суд находит исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
Так, договор аренды недвижимого имущества, включающего спорный полигон, заключенный ответчиком 15.02.2019 сроком на пять лет, в настоящее время продолжает действовать, а спорный полигон по настоящее время не исключен из государственного реестра объектов размещения отходов и из схемы обращения с отходами производства и потребления на территории области, не законсервирован и хозяйственная деятельность по обороту отходов на нем ведется. Поэтому установление вокруг спорного полигона санитарно-защитной зоны является публичной обязанностью пользователя полигона твердых бытовых отходов, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду и здоровье человека.
Действующие санитарные правила обязывают лицо, в интересах деятельности которого должна быть установлена санитарно-защитная зона, обустроить зону практически безотносительно к тому, кто является собственником или пользователем земельного участка, на котором она установлена, а также кто является собственником земельного участка, на котором расположен эксплуатируемый им полигон твердых бытовых отходов. Природоохранное и санитарно-эпидемиологическое законодательство определяет обязанное лицо исходя из того, кто непосредственно осуществляет потенциально опасную хозяйственную деятельность.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Пунктом 5.2.14 договора аренды №30/2019 предусмотрено, что ответчик как арендатор обязан в течение срока аренды обеспечивать сохранность арендованного имущества, нести расходы на его содержание, а также нести риск случайно гибели или случайной порчи имущества. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Кроме того, в соответствии с п.5.2.4, 5.2.5 договора аренды №30/2019 арендатор принял на себя обязательства по соблюдению действующих технических, санитарных, противопожарных и иных требований, предъявляемым к такого рода объектам в соответствии с принятыми нормами эксплуатации согласно действующим нормативно-правовым актам. Выделять для этих целей необходимые средства, в том числе для устранения предписаний надзорных органов; в соответствии с с п.5.2.5 договора аренды №30/2019 соблюдать действующие правила пожарной безопасности, поддерживать имущество в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.
Таким образом, МУП «Коммунсервис» не может быть освобождено в силу договора от обязанности исполнять требования об охране окружающей среды и санитарно-гигиенические нормы.
Отсутствие денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и также законодательства в сфере обращения с отходами не освобождает от исполнения закона.
Предложенный прокурором срок исполнения решения отвечает требованиям разумности, обеспечивает исполнимость решения и соблюдение баланса интересов сторон.
В силу требований ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом положений ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Согласно положениям ч.2 ст.333.20 НК РФ суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины.
Учитывая имущественное положение МУП «Коммунсервис» суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика до 1000 рублей.
Ссылки на трудное финансовое положение предприятия не являются основаниями для отказа истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кировского межрайонного природоохранного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере обращения с отходами удовлетворить полностью.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис» (ИНН 4316005919, КПП 431601001, ОГРН 1134316000367, дата регистрации 25.12.2013):
- разработать проект санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222;
- получить экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222, приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны» от 05.12.2018 №1000.
Срок исполнения решения установить до 01 ноября 2020 года.
Взыскать с Коммунсервис» (ИНН 4316005919, КПП 431601001, ОГРН 1134316000367, дата регистрации 25.12.2013) в бюджет муниципального образования «Лузский муниципальный район Кировской области» государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрения дела в суде.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (18 октября 2019 года), с подачей жалобы через Лузский районный суд Кировской области.
Судья С.Н.Захарова
Мотивированное решение составлено 18 октября 2019 года
Судья С.Н.Захарова