Решение по делу № 2-124/2019 от 03.09.2019

Дело №2-124/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Луза Кировской области 16 октября 2019 года

Лузский районный суд Кировской области в составе:

председательствующей судьи Захаровой С.Н.,

при секретаре Чушовой Н.Б.,

с участием зам. прокурора Лузского района Кировской области Макарова В.И.,

представителя ответчика Токовининой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере обращения с отходами,

УСТАНОВИЛ:

Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» с исковыми требованиями о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере обращения с отходами, в котором просил обязать муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис»: - разработать проект санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222; - получить экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222; - получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; - обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222, приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны» от 05.12.2018 №1000, указав, что полигон, эксплуатируемый МУП «Коммунсервис», предназначен для твердых бытовых отходов, однако, отсутствуют согласованный с компетентными органами проект санитарной защитной зоны, экспертные заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы полигона, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании зам.прокурора Лузского района Кировской области Макаров В.И. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в полном объеме. Поскольку выполнение исковых требований требует временных затрат, на основании ч.2 ст.206 ГПК РФ просит суд установить срок исполнения решения до 01.11.2020.

В судебном заседании представитель ответчика Токовинина Е.Н. признала исковые требования в части возложения на МУП «Коммунсервис» обязанностей по получению экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны полигона и санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, а также обязанности обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов. Не признает исковые требования в части возложения на МУП «Коммунсервис» обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, указав, что в отношении МУП «Коммунсервис» решением Арбитражного суда Кировской области введена процедура наблюдения, что свидетельствует об отсутствии денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и также законодательства в сфере обращения с отходами. Полигон является собственностью муниципального образования Лузский муниципальный район Кировской области, на которого и должна быть возложена обязанность по разработке указанного проекта. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Третье лицо – муниципальное образование Лузский муниципальный район Кировской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Поддерживает заявленные Кировским межрайонным природоохранным исковые требования в полном объеме, указав, что полигон твердых бытовых отходов передан на правах аренды ответчику, на которого в соответствии с договором аренды, а также требованиями действующего законодательства должны быть возложены обязанности, изложенные в исковом заявлении.

Третье лицо – муниципальное образование Лузское городское поселение Лузского района Кировской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, поддерживает заявленные Кировским межрайонным природоохранным прокурором исковые требования.

Третье лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, оставляет решение на усмотрение суда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав зам.прокурора Лузского района Кировской области, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Охрана окружающей среды является выражением публичного интереса в сохранении и восстановлении природной ресурсов и благоприятной среды обитания человека, представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в том числе направленную на предотвращение негативного воздействия от их хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природоохранная деятельность).

Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния среды (ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления") как на территории объектов, так и в пределах их воздействия на окружающую среду (ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). В качестве территориальных пределов такого воздействия могут выступать границы санитарно-защитной зоны, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнений до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Кроме того, право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В целях защиты окружающей среды и обеспечения безопасности населения, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Поэтому вне зависимости от даты строительства объекта размещения отходов и проведения его реконструкции или капитального ремонта, осуществление на нем производства (хозяйственной деятельности, связанной с его эксплуатацией) должно соответствовать действующим на момент производства нормативам и требованиям.

Кроме того, п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержит прямое указание на то, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации промышленного объекта и производства. В перечень таких объектов подп. 2 пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 включены полигоны твердых бытовых отходов. При этом следует различать объект как имущество и производство как деятельность по эксплуатации данного объекта.

Таким образом, разработка, утверждение проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и ее фактическая организация в окончательном варианте являются обязательными для обеспечения при осуществлении хозяйственной деятельности по обороту отходов требований санитарно-эпидемиологического законодательства о благоприятной среде обитания, факторы которой не оказывают значительного вредного воздействия на человека и окружающую среду.

Соблюдение нормативов и требований санитарно-эпидемиологического законодательства обязательно для физических и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими хозяйственной деятельностью (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") под угрозой запрещения данной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Законодательно определено, что любая хозяйственная деятельность, связанная с негативным воздействием на окружающую среду и здоровье населения, допускается при условии соблюдения субъектами данной деятельности требований в области охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), при условии выполнения ими санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Поэтому освобождение хозяйствующих субъектов при эксплуатации ими полигонов твердых бытовых отходов, являющихся источником повышенной опасности, от соблюдения санитарных правил, введенных в действие после строительства, реконструкции или капитального ремонта полигонов, но действующих в период их хозяйственной деятельности по обороту отходов на этих полигонах, является недопустимым.

Из материалов дела следует, что управлением имуществом и земельными ресурсами Лузского района Кировской области (Арендодателем) 15.02.2019 МУП «Коммунсервис» (Арендатору) передан во временное пользование и владение сроком на 5 лет полигон для твердых бытовых отходов, назначение коммунальное, площадь застройки 25716,2 кв.м., расположенный по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта), в соответствии с целевым назначением – прием, временное складирование и захоронение твердых коммунальных отходов, что подтверждается договором аренды муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Лузский муниципальный район Кировской области, №03/2019 (л.д.15-22).

В соответствии с п.5.2.7 указанного договора Арендатор обязан соблюдать при использовании имущества требования органов государственного надзора, иных контролирующих органов, отраслевых правил и норм, действующих в отношении деятельности арендатора.

В силу п.5.2.14 указанного договора арендатор обязан в течение срока аренды обеспечивать сохранность арендованного имущества, нести расходы на его содержание, а также нести риск случайной гибели или случайной порчи имущества.

Администраций Лузского городского поселения (Арендодателем) 18.03.2019 МУП «Коммунсервис» (Арендатору) передан земельный участок, общей площадью 34438 кв.метров, расположенный в г.Луза Лузского района Кировской области, для эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов, что подтверждается договором №1691 аренды земельного участка от 18.03.2019 (л.д.23-30).

МУП «Коммунсервис» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является сбор отходов, дополнительным, в том, числе обработка и утилизация отходов, деятельность по очистке и уборке, прочая, сбор и обработка сточных вод и другие (л.д.31-38).

По информации Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 08.04.2019 (л.д.7), Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении МУП «Коммунсервис» проведена проверка, в ходе которой установлено, что МУП «Коммунсервис» не разработало проект санитарно-защитной зоны полигона; не получило на него экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, а также санитарно-эпидемиологическое заключение; не обратилось в установленном порядке в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с соответствующим заявлением об установлении санитарно-защитной зоны полигона (л.д.8-9).

По результатам проверки в адрес руководителя МУП «Коммунсервис» 10.06.2019 внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства (л.д.10-11).

Вместе с тем, МУП «Коммунсервис» не устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также в сфере обращения с отходами.

Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании.

Принимая во внимание, что допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории Лузского муниципального района населения и иных граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Кировским межрайонным природоохранным прокурором обоснованно заявлены исковые требования в интересах неопределенного круга лиц.

Оценивая все доказательства в совокупности, суд находит исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

Так, договор аренды недвижимого имущества, включающего спорный полигон, заключенный ответчиком 15.02.2019 сроком на пять лет, в настоящее время продолжает действовать, а спорный полигон по настоящее время не исключен из государственного реестра объектов размещения отходов и из схемы обращения с отходами производства и потребления на территории области, не законсервирован и хозяйственная деятельность по обороту отходов на нем ведется. Поэтому установление вокруг спорного полигона санитарно-защитной зоны является публичной обязанностью пользователя полигона твердых бытовых отходов, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду и здоровье человека.

Действующие санитарные правила обязывают лицо, в интересах деятельности которого должна быть установлена санитарно-защитная зона, обустроить зону практически безотносительно к тому, кто является собственником или пользователем земельного участка, на котором она установлена, а также кто является собственником земельного участка, на котором расположен эксплуатируемый им полигон твердых бытовых отходов. Природоохранное и санитарно-эпидемиологическое законодательство определяет обязанное лицо исходя из того, кто непосредственно осуществляет потенциально опасную хозяйственную деятельность.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Пунктом 5.2.14 договора аренды №30/2019 предусмотрено, что ответчик как арендатор обязан в течение срока аренды обеспечивать сохранность арендованного имущества, нести расходы на его содержание, а также нести риск случайно гибели или случайной порчи имущества. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Кроме того, в соответствии с п.5.2.4, 5.2.5 договора аренды №30/2019 арендатор принял на себя обязательства по соблюдению действующих технических, санитарных, противопожарных и иных требований, предъявляемым к такого рода объектам в соответствии с принятыми нормами эксплуатации согласно действующим нормативно-правовым актам. Выделять для этих целей необходимые средства, в том числе для устранения предписаний надзорных органов; в соответствии с с п.5.2.5 договора аренды №30/2019 соблюдать действующие правила пожарной безопасности, поддерживать имущество в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

Таким образом, МУП «Коммунсервис» не может быть освобождено в силу договора от обязанности исполнять требования об охране окружающей среды и санитарно-гигиенические нормы.

Отсутствие денежных средств на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и также законодательства в сфере обращения с отходами не освобождает от исполнения закона.

Предложенный прокурором срок исполнения решения отвечает требованиям разумности, обеспечивает исполнимость решения и соблюдение баланса интересов сторон.

В силу требований ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом положений ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Согласно положениям ч.2 ст.333.20 НК РФ суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины.

Учитывая имущественное положение МУП «Коммунсервис» суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика до 1000 рублей.

Ссылки на трудное финансовое положение предприятия не являются основаниями для отказа истцу в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кировского межрайонного природоохранного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Коммунсервис» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в сфере обращения с отходами удовлетворить полностью.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис» (ИНН 4316005919, КПП 431601001, ОГРН 1134316000367, дата регистрации 25.12.2013):

- разработать проект санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222;

- получить экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны полигона для твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Лузский район, Кировская область (в 4-х км от г.Луза с левой стороны Лальского тракта) в соответствии с требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2018 №222, приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны» от 05.12.2018 №1000.

Срок исполнения решения установить до 01 ноября 2020 года.

Взыскать с Коммунсервис» (ИНН 4316005919, КПП 431601001, ОГРН 1134316000367, дата регистрации 25.12.2013) в бюджет муниципального образования «Лузский муниципальный район Кировской области» государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрения дела в суде.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (18 октября 2019 года), с подачей жалобы через Лузский районный суд Кировской области.

Судья С.Н.Захарова

Мотивированное решение составлено 18 октября 2019 года

Судья С.Н.Захарова

2-124/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кировский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МУП "Коммунсервис"
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучияя человека в Кировской области
МО Лузский муниципальный район Кировской области
Администрация Лузского городского поселения Лузского района Кировской области
Суд
Лузский районный суд Кировской области
Судья
Захарова С.Н.
Дело на сайте суда
luzsky.kir.sudrf.ru
03.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2019Передача материалов судье
06.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2019Судебное заседание
18.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2020Дело оформлено
13.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее