Дело № 2а – 29/2022
42RS0014-01-2020-000436-70
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 января 2022 года г. Мыски
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Куковинца Н.Ю., при помощнике Агеевой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Калиногорского Н. А. к Администрации Мысковского городского круга, Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, Муниципальному казённому учреждению «Управление жилищно - коммунального хозяйства Мысковского городского округа» о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Калиногорский Н. А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Мысковского городского круга, Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, Муниципальному казённому учреждению «Управление жилищно - коммунального хозяйства Мысковского городского округа» о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия.
С учетом уточнения исковых требований истец просит:
Признать незаконным бездействие Администрации Мысковского городского округа, Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» в отношении его права на предоставление транспортных услуг и транспортное обслуживание.
Признать незаконным бездействие Администрации Мысковского городского округа, Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» в отношении ведения дорожной деятельности между поселками Подобас и улицей Береговой поселка Балбынь, а также по улице Береговой посёлка Балбынь для обеспечения следующих его прав:
- права на обеспечение безопасности дорожного движения;
- права на предоставление транспортных услуг и транспортное обслуживание;
- права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право частной собственности;
- права на пожарную безопасность.
Признать незаконным бездействие Администрации Мысковского городского округа, Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» в области противопожарного водоснабжения из-за отсутствия в поселке Балбынь площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей для забора воды из реки Томь пожарной техникой в любое время года.
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа в отношении включения в реестр муниципальной собственности Мысковского городского округа участков автомобильной дороги поселок Подобас-улица Береговая поселка Балбынь.
Обязать Администрацию Мысковского городского округа, Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» до 30.09.2022 г. создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать транспортное обслуживание истца по маршруту ул. Береговая посёлка Балбынь - автовокзал г. Мыски за счёт удлинения маршрута №4 «Мыски-Подобас».
Обязать Администрацию Мысковского городского округа, Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» до 30.09.2022 г. выполнить с учетом требований действующих нормативных актов в области дорожной деятельности, следующие действия:
1) ремонт покрытия проезжей части и установку дорожных знаков на следующих участках автомобильной дороги от поселка Подобас до улицы Береговой посёлка Балбынь, а также дороги по улице Береговой поселка Балбынь:
- Участок №1: <данные изъяты>.
- Участок № 2: <данные изъяты>
- Участок №3: <данные изъяты>
- Участок №4: <данные изъяты>
- Участок №5: <данные изъяты>
- Участок № 6: <данные изъяты>
- Участок №7: <данные изъяты>
- Участок №8: <данные изъяты>
- Участок № 9: <данные изъяты>
- Участок № 10: <данные изъяты>
- Участок № 11: <данные изъяты>
- Участок №12: <данные изъяты>
- Участок № 13: <данные изъяты>
- Участок № 14: <данные изъяты>
Участок №15: <данные изъяты>
Участок №16: <данные изъяты>
- Участок №17: <данные изъяты>
- Участок № 18: <данные изъяты>
- Участок № 19: <данные изъяты>
- Участок №20: <данные изъяты>
- Участок №21: <данные изъяты>
- Участок № 22: <данные изъяты>
2) проведение обследования моста через реку Подобас (координаты: от точки с широтой <данные изъяты>, долгота <данные изъяты> до точки с широтой <данные изъяты>, долгота <данные изъяты> км.) организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ, и выполнение ремонта моста в соответствии с установленными нормативами, включая увеличение ширины моста; установку перил моста не ниже 1,1 м с расстоянием между элементами заполнения перил в свету не больше 150 мм; устранение выступов и отверстий на покрытии моста за счёт установки дорожной одежды моста с обеспечением нормативного коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой; установку стационарного электрического освещения моста и подъездных дорог к нему; организацию осмотра состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также выполнение на основании таких осмотров восстановления лакокрасочных покрытий металлических пролётных строений моста;
3) оснащение следующих участков автомобильной дороги поселок Подобас-улица Береговая поселка Балбынь водопропускными трубами и монолитным и сборным цементобетонным покрытием и основанием, а также материалами, стойкими к воздействию течения воды для обеспечения проезда автобусов, грузовых, пожарных автомобилей и снегоочистительной техники:
- Участок № 6: <данные изъяты>
- Участок № 9: <данные изъяты>
- Участок №16: <данные изъяты>
4) проведение обследования моста через протоку Балгучак (координаты: от точки с широтой <данные изъяты> долготой <данные изъяты> до точки с широтой <данные изъяты> долготой <данные изъяты>) организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ, и выполнение ремонта моста в соответствии с установленными нормативами, включая увеличение ширины моста для проезда автомобилей скорой медицинской помощи и полиции; установку перил моста не ниже 1,1 м с расстоянием между элементами заполнения перил в свету не больше 150 мм; устранение выступов и отверстий на покрытии моста за счёт установки дорожной одежды моста с обеспечением нормативного коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой; установку стационарного электрического освещения моста и подъездных дорог к нему; организацию осмотра состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также выполнение на основании таких осмотров восстановления лакокрасочных покрытий металлических пролётных строений моста;
5) установить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге по улице Береговой посёлка Балбынь от точки с широтой <данные изъяты> долготой <данные изъяты> до начала участка №1 дорог СНТ «Проектировщик» с широтой <данные изъяты>, долготой <данные изъяты>., а также за пределами посёлка на расстоянии 100 м от точки с координатами: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты>
Обязать Администрацию Мысковского городского округа, Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» до 30.09.2022 г. создать в поселке Балбынь с учетом требований действующих нормативных актов в области противопожарного водоснабжения площадку с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и обеспечить проезд к ней пожарных автомобилей для забора воды пожарной техникой в любое время года;
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа до 31.03.2021 г. включить в реестр муниципальной собственности следующие участки автомобильной дороги поселок Подобас-улица Береговая поселка Балбынь:
- Участок №1: <данные изъяты>
- Участок № 2: <данные изъяты>
- Участок №3: <данные изъяты>
- Участок №4: <данные изъяты>
- Участок №5: <данные изъяты>
- Участок № 6: <данные изъяты>
- Участок №7: <данные изъяты>.
- Участок №8: <данные изъяты>
- Участок № 9: <данные изъяты>
- Участок № 10: <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований истец указывает, что он является собственником земельного участка и дома по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Мысковский городской округ, пос. Балбынь, улица Береговая, участок (дом) 93/2, а также собственником земельного участка и дома по адресу: <адрес>
В части бездействия Администрации Мысковского городского округа, Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» в отношении обеспечения права истца на предоставление транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения истец указывает следующее.
Согласно ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно п.7 ст. 16 федерального закона от 6.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
В поселке Балбынь Мысковского городского округа отсутствует транспортное обслуживание населения. На просьбу ситца, направленную в Администрацию Мысковского городского округа, в организации транспортного обслуживания (письмо № 52 от 5.06.2020 г.), получен отказ (письмо № 620 от 26.06.2020 г.).
Основание для отказа, связанно с тем, что истец не является жителем Мысковского городского округа (пункт 2.9 Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Мысковского городского округа, утверждённого решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 23.01.2019 г. № 1-н далее Порядок) считает необоснованным.
Калиногорский Н.А. указывает, что на постоянной основе проживает в поселке Балбынь Мысковского городского округа.
Основание для отказа, связанное с отсутствием в заявлении истца к Главе администрации Мысковского городского округа № 52 от 5.06.2020 г. сведений, предусмотренных п. 2.5 Порядка, считает также необоснованным, т.к. эти сведения должны предоставляться лицами, которые планируют осуществлять перевозки пассажиров.
В части бездействия Администрации Мысковского городского округа, Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» в отношении ведения дорожной деятельности между поселками Подобас и улица Береговая поселка Балбынь, а также по улице Береговой посёлка Балбынь истец указывает следующее.
В соответствии с п.п.5 п.1 ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа;
организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1980 г. органы местного самоуправления бездействуют в осуществлении дорожной деятельности между поселками Подобас и Балбынь, а также в посёлке Балбынь. Истец и жители поселка Балбынь были вынуждены осуществлять строительство, ремонт мостов и дорог от поселка Подобас до улицы Береговой посёлка Балбынь, а также дороги по улице Береговой поселка Балбынь за счёт собственных средств.
Бездействие выражается в том, что дорога между поселками Подобас и Балбынь, а также в посёлке Балбынь не отвечает требованиям действующих нормативных актов в области дорожной деятельности (ГОСТР 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (на автомобильной дороге имеются просадки и выбоины, превышающие предельные размеры, указанные в ГОСТе, ровность покрытия проезжей части также не соответствует нормативным требованиям); не обеспечивает безопасность дорожного движения и требует выполнения, ремонта покрытия проезжей части, установку дорожных знаков, которые на дороге отсутствуют.
Мост через реку Подобасс (участок дороги №3) является единственным средством переправы для жителей ул. Заречной посёлка Подобас и жителей поселка Балбынь. Мост обеспечивает проход пешеходов и проезд легковых автомобилей, включая автомобили скорой помощи и полиции.
Однако его состояние не соответствует требованиям ГОСТ 33384-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования» и ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», поскольку перила моста ниже 1,1 м, частично вообще отсутствуют, расстояния между элементами заполнения перил в свету превышают 150 мм. Дорожная одежда на мосту отсутствует. Требуемый коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой не обеспечивается из-за отсутствия шероховатости металлического покрытия моста.
На покрытии моста имеются выступы и отверстия, превышающие предельные размеры. Отсутствуют дорожные знаки.
Стационарное электрическое освещение на мосту и подъездных дорогах к нему отсутствует. При этом мост находится на территории поселка Подобас.
Ширина проезжей части моста составляет 2,4 м, что меньше нормативной ширины в 3,5 м.
Отсутствует осмотр состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста, выполняемый техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также не проводится соответствующее обследование моста организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ. Не выполняется на основании таких осмотров восстановление лакокрасочных покрытий металлических пролётных строений моста.
В период подъёма воды в реке Подобас через реку Подобасс в брод не могут проехать автобусы, пожарные и грузовые автомобили к домам поселка Балбынь.
В зимний период из-за образования заберегов на этом участке дороги не может пройти снегоочистительная техника.
В период подъёма воды в реке Томь в апреле-июне на участках дороги в поле - №9 и через протоку Балгучак -участок дороги №16 паводковыми водами размывает дорогу.
Автобусы, пожарные, грузовые автомобили и снегоочистительная техника смогут проехать по этим участкам дороги за счёт их оснащения водопропускными трубами и монолитным и сборным цементобетонным покрытием и основанием.
Мост через протоку Балгучак реки Томи (участок дороги № 13) является единственным средством переправы через протоку при подъёме воды в реке Томь в период с апреля по октябрь месяцы из-за значительной глубины протоки. Мост обеспечивает проход пешеходов и проезд легковых автомобилей.
В период подъёма воды в реке Томь по мосту не могут проехать автомобили скорой помощи и полиции, т.к. проём моста между перилами составляет только 2260 мм. Согласно п.6.1.1.2 ГОСТ Р 52567-2006 «Автомобили скорой медицинской помощи» ширина автомобилей скорой медицинской помощи составляет 2200 мм (без учета наружных зеркал).
Указанный мост органами местной власти также не обслуживается, отсутствует осмотр состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста, выполняемый техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также не проводится соответствующее обследование моста организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ. Не выполняется на основании таких осмотров и обследований восстановление лакокрасочных покрытий металлических пролётных строений моста.
Автомобильная дорога, проходящая по улице Береговой посёлка Балбынь (участок дороги №22), не отвечает требованиям действующих нормативных актов в области дорожной деятельности, поскольку в нарушение вышеуказанных требований ГОСТР на автомобильной дороге имеются просадки и выбоины, превышающие предельные размеры, указанные в ГОСТе, ровность покрытия проезжей части также не соответствует нормативным требованиям. Стационарное электрическое освещение автомобильной дороги отсутствует.
Истец указывает, что из-за отсутствия дорожной деятельности в отношении указанных выше автомобильных дорог нарушается его право в отношении предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения.
Согласно ст. 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу ч.1 ст.35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"», скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
При этом п. 30 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 179 от 01.11.2004 года «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» установлено, что выездная бригада скорой медицинской помощи осуществляет немедленный выезд и прибытие к пациенту (на место происшествия) в пределах норматива времени, установленного для данной административной территории (20 мин на территории Кемеровской области), устанавливает диагноз, проводит мероприятия, направленные на стабилизацию или улучшение состояния пациента и, при наличии медицинских показаний, транспортировку его в лечебно-профилактическое учреждение.
Из-за отсутствия дорожной деятельности в отношении указанных выше автомобильных дорог нарушается право истца на охрану здоровья и медицинскую помощь, т.к. невозможно обеспечить проезд автомобилей скорой медицинской помощи.
На основании ст. ст. 20, 22, 25, 35 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право частной собственности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 года № З-ФЗ «О полиции», полиция создана для защиты жизни, здоровья, прав граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В соответствии со ст. 12 № З-ФЗ «О полиции», полиция обязана прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.
Из-за отсутствия дорожной деятельности в отношении указанных выше автомобильных дорог сотрудники полиции не могут своевременно прибыть на место происшествия и пресечь противоправные деяния против граждан. Это нарушает право истца на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право частной собственности.
Статьей 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Кроме того, ст. 22 данного Закона предусмотрено, что тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.
Из-за отсутствия дорожной деятельности в отношении указанных выше автомобильных дорог сотрудники подразделения пожарной охраны не могут своевременно прибыть на тушение пожара и осуществить проведение аварийно-спасательных работ, поскольку не обеспечивается проезд пожарных автомобилей по улице Береговой к реке Томь для забора воды пожарной техникой в любое время года, т.к. не проводится очистка дороги от снега.
В поселке Балбынь не соблюдаются требования действующих нормативных актов в области противопожарного водоснабжения (таблица 6); отсутствуют наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и не организован доступ к реке Томь, как к ближайшему источнику наружного противопожарного водоснабжения.
Кроме того в поселке Балбынь на берегу реки Томь отсутствует площадка с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Из-за отсутствия в поселке Балбынь площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей для забора воды пожарной техникой в любое время года, нарушается право административного истца на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара, т.к. автомобили пожарной охраны не могут произвести забор воды для целей пожаротушения.
Согласно п.9 ст.6 Закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании п. 5 ст. 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа проявляет бездействие в отношении включения участков дороги Подобас-улица Берегова поселка Балбынь с № 1 до №10 в реестр объектов муниципальной собственности Мысковского городского округа, что препятствует ведению полноценной дорожной деятельности в отношении этих участков дороги.
В связи с тем, что указанные участки дороги не включены реестр объектов муниципальной собственности Мысковского городского округа их обслуживание органами местной власти не осуществляется и как следствие ведет к нарушению вышеуказанных прав административного истца.
С учетом изложенного истец просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание административный истец Калиногорский Н.А. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, при участии в судебных заседаниях ранее настаивал на удовлетворении заявленных требований по указанным в административном исковом заявлении основаниям. При этом Калиногорский Н.А. пояснял, что по вопросу не включения в реестр муниципальной собственности части автомобильных дорог полагает незаконным бездействие КУМИ МГО и просит возложить на названого административного ответчика обязанность по включению дорог в реестр.
В остальной части административных исковых требований полагает незаконным бездействие администрации МГО и МКУ «УЖКХ» и просит возложить на названных административных ответчиков обязанности по выполнению заявленных в административном исковом заявлении требований Калиногорского Н.А., установив для этого указанный в иске срок до 30.09.2022 г.
Представители административных ответчиков Администрации Мысковского городского округа, КУМИ МГО, МКУ «УЖКХ», а также представители третьих лиц ООО «Жилсервис», ГП АТП и ОГИБДД ОМВД России по г. Мыски будучи извещены о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении дела и рассмотрении с их участием суду не заявили.
По пояснению представителя административного ответчика, администрация МГО не признаёт требования административного истца в полном объёме по следующим основаниям. По мнению администрации МГО, в ходе рассмотрения административного дела Калиногорский Н.А. изменил предмет и основание административного иска, что в силу ст. 46 КАС РФ является недопустимым.
Дорога на Балбынь до СНТ «Проектировщик» (где находятся земельные участки и дома Калиногорского Н.А.) обслуживается ООО «Жилсервис», с которым 10.03.2020 г. был заключён муниципальный контракт на выполнение работ по текущему содержанию дорог пос. Подобас, пос. Берензас Мысковского городского округа. Поскольку дорога находится на обслуживании, основания для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Истец является председателем правления СНТ «Проектировщик» и им не представлено доказательств того, что спорный участок дороги не входит в границы данного СНТ.
В случае, если участок дороги находится в пределах границ СНТ, содержание данного участка (в том числе, ремонт дороги) относится к обязанностям СНТ «Проектировщик». Последнее относится и к требованиям административного истца о создании площадки с твёрдым покрытием для установки пожарных автомобилей.
В пос. Балбынь Калиногорский Н.А. не проживает (постоянно проживает в г. Новокузнецке). Фактически у административного истца в пос. Балбынь находится дача в СНТ «Проектировщик», где он появляется в дачный (весенне- летне-осенний) период.
В пос. Балбынь зарегистрировано всего 9 человек. Если участок дороги не находится в муниципальной собственности, то ничто не мешает Калиногорскому Н.А. и иным членам СНТ «Проектировщик» улучшить условия проезда по данному участку с привлечением своих сил и средств. Участок дороги через протоку Балбынь является искусственным сооружением (ГОСТ 33161-2014) – водопропускной трубой с насыпью (т. 1 л.д. 148 – 149). Отказ администрации МГО в установлении автобусного маршрута Мыски – Балбынь в ответе от 26.06.2020 г. № 620 на обращение Калиногорского Н.А. является законным, принятым в полном соответствии с нормами закона (ч.1 ст. 11, п.1ч.1 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220 –ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а также Порядком установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Мысковского городского округа, утв. Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 23.01.2019 г. № 1.
Представитель административного ответчика КУМИ МГО, извещённый надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что подтверждается распиской в получении судебной повестки, на рассмотрение дела не явился, не известив суд о причинах неявки. Определением суда дело рассмотрено в отсутствие представителя КУМИ МГО. В судебных заседаниях, проведённых ранее, представитель КУМИ МГО пояснял, что не признаёт требования административного ответчика, поскольку в настоящее время проводится работа по включению части указанных в административном исковом заявлении дорог в реестр муниципальной собственности. Полагает, что при указанных обстоятельствах нельзя признать факт бездействия КУМИ МГО. Необходимость в вынесении судебного решения, обязывающего КУМИ МГО совершить действия по включению участок дорог в реестр муниципальной собственности, отсутствует. Кроме этого, возражения КУМИ МГО обоснованы тем, что часть из указанных в административном исковом заявлении дорог принадлежит СНТ «Проектировщик», потому основания для их включения в реестр муниципальной собственности отсутствуют.
По пояснению представителя административного ответчика, МКУ «УЖКХ МГО» не признаёт требования административного истца, поскольку в целях реализации уставной деятельности по организации и контролю работ по ремонту дорог местного значения, обеспечения эффективной работы дорожного хозяйства МКУ «УЖКХ» заключён муниципальный контракт с ООО «ЖилСервис», в рамках которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по текущему содержанию дорог ТУ ГРЭС, посёлка Подобас, посёлка Берензас Мысковского городского округа.
Представитель ООО «ЖилСервис» в предыдущих заседаниях пояснил, что работа по текущему содержанию дорог осуществляется в рамках указанного контракта. Принятие решение по данному административному делу оставляет на усмотрение суда.
Представитель ОГИБДД ОМВД России по г. Мыски ФИО1 ранее в судебных заседаниях пояснил, что по поручению суда ОГИБДД ОМВД России по г. Мыски проведено обследование дороги между поселками Подобас и улицей Береговой поселка Балбынь, а также по улице Береговой посёлка Балбынь в результате которого установлено несоответствие указанной дороги требования действующего законодательства, а именно неудовлетворительное состояние проезжей части, просадки глубиной от 50 до 110 мм, что не соотвествует требованиям ГОСТР 50597-2017, отсутствуют, обочины, ширина дорожного полотна не соответствует нормативным требованиям, отсутствуют дорожные знаки о чем представлен Акт (л.д. 164. Т.5).
Суд исходя из того, что все стороны извещены судом надлежащим образом, воспользовались своим правом осуществлять участие лично или через своего представителя, либо отказаться от участия в судебном процессе, полагает возможным рассмотреть заявленные исковые требования при указанной явке.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела приходит к следующему.
На основании положений ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Калиногорский Н.А. является собственником земельного участка и дома по адресу: <адрес> что подтверждено выпиской из ЕГРН на дом и земельный участок, а также собственником земельного участка и дома по адресу: <адрес> (выписки из ЕГРН на дом и земельный участок (т. 1 л.д.46 - 55).
Из имеющейся переписки между административным истцом Калиногорским Н.А. с КУМИ Мысковского городского округа, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа», Администрацией Мысковского городского округа следует, что Калиногорским Н.А. как жителем и председателем СНТ «Проектировщик» ставился вопрос о включении в план благоустройства и обслуживания автомобильной дороги от поселка Подобас до улицы Береговой посёлка Балбынь, поскольку данная автомобильная дорога не отвечает нормативным требованиям, по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, требуется ремонт моста через реку Подобас, поскольку является единственным средством переправы для жителей, обеспечивает проход пешеходов и проезд легковых автомобилей. Требуется и оснащение участка автомобильной дороги через реку Подобас, не могут проехать пожарные и грузовые автомобили к домам по улице Береговой поселка Балбынь.
В зимний период из-за образования заберегов на этом участке дороги не может пройти снегоочистительная техника (т.1 л.д.12-15, 109, 110).
Административный истец полагает, что из-за отсутствия дорожной деятельности в отношении указанных выше автомобильных дорог нарушается право истца на охрану здоровья и медицинскую помощь, т.к. невозможно обеспечить проезд автомобилей скорой медицинской помощи, из-за отсутствия дорожной деятельности в отношении указанных выше автомобильных дорог сотрудники полиции не могут своевременно прибыть на место происшествия и пресечь противоправные деяния против граждан. Это нарушает право истца на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право частной собственности.
Судом установлено, что истец обращался с письмом от 14.08.2019 г. к директору муниципального казённого учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа (далее МКУ «УЖКХ») ФИО2, а также с письмом № 29 от 12.11.2019 г. к главе администрации Мысковского городского округа ФИО3 с просьбой включить участок автомобильной дороги от развилки №1 с координатами: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты> до моста через протоку Балгучак и сам мост с координатами от точки с широтой <данные изъяты>, долготой <данные изъяты> до точки с широтой <данные изъяты>, долготой 87<данные изъяты> участок автомобильной дороги под мостом через протоку Балгучак, участок автомобильной дороги от моста через протоку Балгучак до точки с координатами: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты> на улице Береговой посёлка Балбынь; участок автомобильной дороги от развилки № 2 с координатами: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты> через развилку дорог №3 (широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты> до въезда на его земельный участок с координатами: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты> по адресу: <адрес>, а также автомобильную дорогу по улице Береговой поселка Балбынь от точки с координатами: широта <данные изъяты>, долгота <данные изъяты> до точки с координатами: широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты> в план благоустройства Мысковского городского округа.
На указанное обращение 09.10.2019 г. директором МКУ «УЖКХ» ФИО2 дан ответ, из которого следует, что дороги частного сектора, расположенные в пос. Балбынь по улице Береговой, в реестре объектов муниципальной собственности Мысковского городского округа не значатся и не могут быть включены в план благоустройства (л.д. 109).
В ответе первого заместителя главы Мысковского городского округа по городскому хозяйству и строительству ФИО4 от 16.10.2019 г. № 1422 указано, что включением указанных бесхозяйных объектов в реестр муниципальной собственности занимается комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931 «Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» и эта процедура займет не менее года. (л.д. 110).
15.07.2020 г. Калиногорский Н.А. обратился в администрацию МГО по вопросу принятия в муниципальную собственность участков автомобильных дорог (т.2 л.д. 101), на что получил ответ первого заместителя главы Мысковского городского округа, согласно которому в соответствии с выпиской из ЕГРН право собственности на данные объекты недвижимости не зарегистрированы. В соответствии с п. 6 ч.3 ст. 26 Федерального Закона № 217-ФЗ органы местного самоуправления вправе безвозмездно приобретать в муниципальную собственность имущество общего пользования. Полагает, что действующее законодательство не обязывает органы местного самоуправления безвозмездно приобретать в муниципальную собственность имущество общего пользования (т.2 л.д. 100).
Кроме этого, Калиногорский Н.А. 05.06.2020 г. обращался в администрацию МГО с заявлением, согласно которому просил создать условия для предоставления транспортных услуг населению поселка Балбынь и организовать транспортное обслуживание население посёлка, указывая на наличие на улицах Береговая и Кедровская пос. Балбынь 130 домовладений (т. 2 л.д. 97).
Согласно ответу первого заместителя Главы Мысковского городского округа по городскому хозяйству и строительству ФИО4 поскольку пос. Балбынь находится на расстоянии около 9 км от населённого пункта г. Мыски, транспортное сообщение будет относиться к пригородному сообщению. В силу пункта 2.1. Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Мысковского городского округа, утв. Решением Совета народных депутатов МГО от 23.01.2019 г. № 1 – н, установление муниципального маршрута регулярных перевозок осуществляется в случае социальной потребности населения городского округа в регулярных перевозках по предлагаемому маршруту с учётом устойчивого пассажиропотока и при наличии условия перевозки и безопасности дорожного движения.
Согласно сведениям отдела администрации по работе с общественностью, в пос. Балбынь зарегистрировано 9 человек в 5 домовладениях. Остальные домовладения, по сути, являются дачами. В связи с чем, потребность населения в перевозках и устойчивость пассажиропотока вызывают обоснованные сомнения (т.2 л.д. 96).
Как следует из сообщения администрации МГО на запрос суда, согласно сведениям похозяйственного учёта личных подсобных хозяйств по состоянию на 01.012020 г. на территории пос. Балбынь Мысковского городского округа зарегистрировано 9 граждан.
Согласно сообщению директора БУ «Муниципальный архива Новокузнецкого муниципального района» от 06.10.2020 г. № 1100 и Распоряжению администрации Новокузнецкого района от 16.02.1993 г. № 56-р земельные участки переданы в собственность СНТ «Проектировщик» согласно прилагаемому списку. Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости площадь земельных участков месторасположением Кемеровская область г. Мыски СНТ «Проектировщик» 10868+-36 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для коллективного садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества.
Согласно муниципальному контракту № 9 МКУ «УЖКХ» заключён муниципальный контракт с ООО «ЖилСервис», в рамках которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по текущему содержанию дорог ТУ ГРЭС, посёлка Подобас, посёлка Берензас Мысковского городского округа в зимний и летний периоды 2020 г. (т.1 л.д. 150 – 159). Аналогичный муниципальный контракт заключён между указанными сторонами 25.11.2020 г. на зимний и летний период 2021 г. Согласно п. 5 Перечня автомобильных дорог на выполнение работ по содержанию дорог в зимний и период входит Балбынь (по обращению).
Выполнение ООО «Жилсервис» в рамках муниципального контракта работ по текущему содержанию дорог названных территорий документально подтверждено т. 2 л.д. 178 – 249, т.3 л.д. 1 – 202).
Как следует из п. 2.5, 3.7, 3.10., 3.59 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, утверждённого Решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 18 ноября 2010 г. № 65-н, целями и задачами КУМИ МГО является осуществление учёта муниципального имущества и ведение реестра имущества муниципальной собственности. В целях выполнения возложенных задач КУМИ МГО осуществляет следующие функции: ведёт учёт объектов имущества муниципальной собственности реестр муниципальной собственности, включая здания, строения, сооружения, не завершённые строительством объекты, жилой фонд, нежилые помещения и иное имущество; принимает меры по выявлению бесхозяйного имущества на территории муниципального образования и последующему обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности, осуществляет муниципальный контроль сохранности автомобильных дорог местного значения в границах Мысковского городского округа.
Решением Мысковского городского суда от 11.01.2021 года (Т.4 л.д. 42-68) в части не отмененной Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.08.2021г. (Т.4 л.д. 200-219) постановлено признать незаконным бездействия административного ответчика КУМИ МГО в отношении включения в реестр муниципальной собственности участка автомобильной дороги от развилки дорог № 1 до моста через протоку Балгучак, мост через протоку Балгучак, участка автомобильной дороги под мостом через протоку Балгучак, участка автомобильной дороги от моста через протоку Балгучак до точки с координатами широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты> на улице Береговой посёлка Балбынь, участка автомобильной дороги от развилки дорог № 2 через развилку дорог № 3 до въезда на земельный участок по адресу: <адрес>, автомобильной дороги по улице Береговой посёлка Балбынь (за исключением земельных участков, находящихся в границах СНТ «Проектировщик»).
Обязать административного ответчика КУМИ МГО включить в реестр муниципальной собственности участок автомобильной дороги от развилки дорог № 1 до моста через протоку Балгучак, мост через протоку Балгучак, участок автомобильной дороги под мостом через протоку Балгучак, участок автомобильной дороги от моста через протоку Балгучак до точки с координатами широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты> на улице Береговой посёлка Балбынь, участок автомобильной дороги от развилки дорог № 2 через развилку дорог № 3 до въезда на земельный участок по адресу: <адрес>, автомобильную дорогу по улице Береговой посёлка Балбынь (за исключением земельных участков, находящихся в границах СНТ «Проектировщик»).
Таким образом, судом установлено, что на часть автомобильных дорог, указанных в административном исковом заявлении, право муниципальной собственности не зарегистрировано.
Согласно ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 7 "Устава Мысковского городского округа" (утв. Решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 18.11.2010 N 70-н) (ред. от 20.05.2021) (далее – Устав) к вопросам местного значения городского округа относятся:
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5);
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (пункт 7);
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (пункт 9);
- организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией (пункт 10);
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 13);
- создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 16);
В соответствии с п.3 ст. 9 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
В силу пункта 11 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Исходя из содержания данных норм, дорога местного значения, расположенная между поселками Подобас и улицей Береговой поселка Балбынь, а также по улице Береговой посёлка Балбынь, используется жителями пос. Балбынь, в том числе путем передвижения по ней на транспортных средствах, и является автомобильной дорогой местного значения.
В силу части 6 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Поскольку невозможно определить круг лиц, осуществляющий движение по дороге, расположенной по улице Береговой поселка Балбынь, дорога является единственным проездом и используется для движения транспортных средств неограниченным кругом лиц с целью проезда к жилым домам, расположенным по ул. Береговой пос. Балбынь, то указанная дорога в силу закона является дорогой общего пользования.
Поскольку согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом КУМИ МГО именно на КУМИ МГО возложены обязанности по ведению учёта объектов имущества муниципальной собственности, реестра муниципальной собственности, включая здания, строения, сооружения, не завершённые строительством объекты, жилой фонд, нежилые помещения и иное имущество, принятию мер по выявлению бесхозяйного имущества на территории муниципального образования и последующему обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности, осуществление муниципального контроля сохранности автомобильных дорог местного значения в границах Мысковского городского округа, то именно в действиях КУМИ МГО судом установлено бездействие, а именно, отсутствие принятых мер по оформлению в установленном порядке документации на автодорогу, как объект недвижимости, и, соответственно, по внесению в реестр муниципальной собственности и в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Поскольку судом установлено бездействие административного ответчика КУМИ МГО, на КУМИ МГО следует возложить обязанность по включении спорного участка дороги в реестр муниципальной собственности.
При этом в силу принятого ранее Мысковским городским судом решения от 11.01.2021 года суд полагает необходимым Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа до 31.03.2021 г. включить в реестр муниципальной собственности участок автомобильной дороги поселок Подобас-улица Береговая поселка Балбынь: от конца асфальтированной дороги по адресу: г. Мыски, пос. Подобас, ул. Советская, д.62 до улицы Береговой посёлка Балбынь включительно, за исключением участка дороги указанного в решении Мысковского городского суда от 11.01.2021 г. по делу № 2а-14/2021 года, а именно за исключением участка дороги от развилки дорог № 1 до моста через протоку Балгучак, мост через протоку Балгучак, участка автомобильной дороги под мостом через протоку Балгучак, участка автомобильной дороги от моста через протоку Балгучак до точки с координатами широта <данные изъяты> долгота <данные изъяты> на улице Береговой посёлка Балбынь, участка автомобильной дороги от развилки дорог № 2 через развилку дорог № 3 до въезда на земельный участок по адресу: <адрес> автомобильной дороги по улице Береговой посёлка Балбынь (за исключением земельных участков, находящихся в границах СНТ «Проектировщик»).
Не включение указанной дороги в реестр объектов муниципальной собственности затрудняет исполнение административным ответчиком Администрацией Мысковского городского округа обязанностей установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и обязанностей по решению вопросов местного значения установленных ч.1 ст. 7 "Устава Мысковского городского округа" (утв. Решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 18.11.2010 N 70-н) (ред. от 20.05.2021).
Согласно Акта от 28.10.2021 года обследования автодороги участка от дома №62 ул. Советская пос. Подобас, (конец асфальто-бетонной дороги) до территории СНТ «Проетировщик»в пос. Балбынь проведенного государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по г. Мыски ФИО1 установлено несоответствие указанной дороги требованиям действующего законодательства, а именно неудовлетворительное состояние проезжей части, просадки глубиной от 50 до 110 мм, что не соответствует требованиям ГОСТР 50597-2017, отсутствуют, обочины, ширина дорожного полотна не соответствует нормативным требованиям СП34.13330.2012 от 01.07.2013 г., отсутствуют дорожные знаки. (л.д. 164. Т.5).
Таким образом, судом в действиях Администрации Мысковского городского округа установлены нарушения требований действующего законодательства, отсутствие дорожной деятельности в части ненадлежащего содержания указанной Калиногорским Н.А. дороги, нарушения требований к её эксплуатационному состоянию, не обеспечение её очистки в зимний период, не обеспечение возможности проезда по ней в период высоких паводковых вод, в том числе машин скорой помощи, пожарных, машин полиции, личного и коммерческого транспорта, в том числе автобусов и грузовых автомобилей, что влечет за собой нарушение прав административного истца на обеспечение безопасности дорожного движения; предоставление транспортных услуг и транспортное обслуживание; на охрану здоровья и медицинскую помощь; жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право частной собственности, права на пожарную безопасность.
С учетом изложенного суд усматривает основания и полагает необходимым в данной части удовлетворить требования административного истца, а именно:
Признать незаконным бездействие административного ответчика, Администрации Мысковского городского округа, по созданию истцу условий для предоставления транспортных услуг и организации его транспортного обслуживания.
Признать незаконным бездействие Администрации Мысковского городского округа, в отношении ведения дорожной деятельности и организации дорожного движения между поселками Подобас и улицей Береговой поселка Балбынь, а также по улице Береговой посёлка Балбынь.
Признать незаконным бездействие Администрации Мысковского городского округа, по обеспечению противопожарной безопасности административного истца.
В целях устранения выявленных нарушений и восстановления прав административного истца суд полагает необходимым:
Обязать Администрацию Мысковского городского округа, до 30.09.2022 г. создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать круглогодичное транспортное обслуживание по маршруту автовокзал г. Мыски - ул. Береговая посёлка Балбынь - автовокзал г. Мыски, включая обеспечение возможности проезда личного транспорта, автобусов, грузовых, пожарных автомобилей, автомобилей скорой помощи и снегоочистительной техники.
Обязать Администрацию Мысковского городского округа, до 30.09.2022 г. привести в соответствие с требованиями действующих нормативных актов в области дорожной деятельности, и безопасности дорожного движения автомобильную дорогу от поселка Подобас до улицы Береговой посёлка Балбынь, а также дорогу по улице Береговой поселка Балбынь.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (пункта 3 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принимая решения об обязании административных ответчиков совершить действия по восстановлению прав административного истца суд не усматривает оснований для возложения на ответчиков обязанности совершить действия в пределах географических координат указанных истцом.
Суд считает, что излишняя детализация указанной обязанности не только не будет способствовать восстановлению нарушенных прав истца, но и может повлечет за собой в дальнейшем неисполнимость вынесенного решения, поскольку точность измерения географических координат указанных истцом в административном иске, погрешность прибора с помощью которого проводилось их измерение не обоснована истцом и не подтверждена документально.
Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного в части обязания ответчика провести обследование мостов через реки Подобас и протоку Балгучак организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ, и выполнение ремонтов мостов соответствии с установленными нормативами, включая увеличение ширины моста для проезда автомобилей скорой медицинской помощи и полиции; установку перил моста не ниже 1,1 м с расстоянием между элементами заполнения перил в свету не больше 150 мм; устранение выступов и отверстий на покрытии моста за счёт установки дорожной одежды моста с обеспечением нормативного коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой; установку стационарного электрического освещения мостов и подъездных дорог к ним в том числе (установить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге по улице Береговой посёлка Балбынь); организацию осмотра состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций мостов техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также выполнение на основании таких осмотров восстановления лакокрасочных покрытий металлических пролётных строений мостов.
Учитывая, что судом принято решение о признании незаконным бездействия ответчика Администрации Мысковского городского округа и обязании привести в соответствие с требованиями действующих нормативных актов в области дорожной деятельности, и безопасности дорожного движения автомобильную дорогу от поселка Подобас до улицы Береговой посёлка Балбынь, а также дорогу по улице Береговой поселка Балбынь, излишняя детализация способов, которыми ответчик может воспользоваться для исполнения возложенной на него судом обязанности, не только не будет способствовать восстановлению нарушенных прав истца, но и может повлечь за собой в дальнейшем неисполнимость либо затягивание сроков исполнения вынесенного решения.
К тому же в силу требований действующего законодательства в том числе Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления свободны в выборе способов решения возложенных на них задач.
Рассмотрев требования Калиногорского Н.А. Обязать Администрацию Мысковского городского округа, Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» до 30.09.2022 г. создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать транспортное обслуживание истца по маршруту ул. Береговая посёлка Балбынь - автовокзал г. Мыски за счёт удлинения маршрута №4 «Мыски-Подобас», суд находит их обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 05.06.2020 г. Калиногорский Н.А. обратился в администрацию МГО с заявлением, согласно которому просил создать условия для предоставления транспортных услуг населению поселка Балбынь и организовать транспортное обслуживание население посёлка, указывая на наличие на улицах Береговая и Кедровская пос. Балбынь 130 домовладений.
26.06.2020 г. ему был дан ответ первым заместителем Главы Мысковского городского округа по городскому хозяйству и строительству ФИО4, согласно которому поскольку пос. Балбынь находится на расстоянии около 9 км от населённого пункта г. Мыски, транспортное сообщение будет относиться к пригородному сообщению. В силу пункта 2.1. Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Мысковского городского округа, утв. Решением Совета народных депутатов МГО от 23.01.2019 г. № 1 – н, установление муниципального маршрута регулярных перевозок осуществляется в случае социальной потребности населения городского округа в регулярных перевозках по предлагаемому маршруту с учётом устойчивого пассажиропотока и при наличии условия перевозки и безопасности дорожного движения. Согласно сведениям отдела администрации по работе с общественностью, в пос. Балбынь зарегистрировано 9 человек в 5 домовладениях. Остальные домовладения, по сути, являются дачами. В связи с чем, потребность населения в перевозках и устойчивость пассажиропотока вызывают обоснованные сомнения (т.2 л.д. 96). Как следует из сообщения администрации МГО на запрос суда, согласно сведениям похозяйственного учёта личных подсобных хозяйств по состоянию на 01.012020 г. на территории пос. Балбынь Мысковского городского округа зарегистрировано 9 граждан.
Вместе с тем, из приведенных выше норм Закона и положений Устава Мысковского городского округа следует, что обязанность организации транспортного обслуживания населения, в том числе и отдаленных поселков, таких как Балбынь, возлагается на органы местной власти.
При этом суд не находит обоснованными доводы административного ответчика о нецелесообразности ради 9 зарегистрированных в поселке человек организовывать транспортное сообщение с поселком.
Суд исходит из того, что ст. 27 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому законно находящемуся на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться.
При этом обеспечение указанного права Законом возложено в том числе и на органы местного самоуправления.
С учетом изложенного суд полагает необходимым обязать Администрацию Мысковского городского округа, до 30.09.2022 г. создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать круглогодичное транспортное обслуживание по маршруту автовокзал г. Мыски - ул. Береговая посёлка Балбынь - автовокзал г. Мыски.
Вместе с тем, суд полагает, что излишняя детализация указанной обязанности путем указания на обязанность удлинения маршрута №4 «Мыски-Подобас» не только не будет способствовать восстановлению нарушенных прав истца, но и может повлечет за собой в дальнейшем неисполнимость вынесенного решения, в виду возможности в дальнейшем совершения организационно-технических мероприятий, переименования маршрута, смены лица оказывающего транспортные услуги и т.п.
При этом данная детализация также противоречит требованиям действующего законодательства наделяющего органы местной власти правом самостоятельно решать возложенные на них задачи.
Разрешая требование административного истца относительно признания незаконным бездействия административных истцов администрации МГО и МКУ «УЖКХ» в части Обязать Администрацию Мысковского городского округа, Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» до 30.09.2022 г. создать в поселке Балбынь с учетом требований действующих нормативных актов в области противопожарного водоснабжения площадку с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и обеспечить проезд к ней пожарных автомобилей для забора воды пожарной техникой в любое время года суд руководствуется следующим.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьёй 19 Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. П. 9.4. СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» было предусмотрено, что водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В соответствии с ч.1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Несмотря на то, что в силу п.5 указанного Закона допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение (к которому исходя из п.2 ч.2 ст. 68 названного закона относятся водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации) населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, суд полагает, что диспозитивность в вопросе выбора средств обеспечения пожарной безопасности п. Балбынь, при отсутствии иных доступных способов и технических средств пожаротушения, а также отдаленности поселка от места дислокации пожарных автомобилей не будет способствовать обеспечению пожарной безопасности жителей п. Балбынь, в том числе административного истца.
С учетом изложенного суд полагает необходимым обязать Администрацию Мысковского городского округа, до 30.09.2022 г. создать в поселке Балбынь с учетом требований действующих нормативных актов в области противопожарной безопасности площадку с твердым покрытием и доступом к воде для установки пожарных автомобилей и забором ими воды, а также обеспечить круглогодичный проезд к ней пожарных автомобилей для забора воды пожарной техникой.
В удовлетворении остальной части исковых требований, суд считает необходимым отказать за необоснованностью.
Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца к ответчику МКУ «УЖКХ» поскольку полномочиями по разрешению вопросов местного значения на территории Мысковского городского округа в силу приведенных выше норм Закона и Устава Мысковского городского округа наделена Администрация Мысковского городского округа.
При этом способы решения указанных вопросов в том числе и делегирование их иным организациям и хозяйствующим субъектам относятся к полномочиям органов местной власти.
В соответствии с ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст. 103 КАС РФ в состав судебных расходов входит государственная пошлина. Взысканию с Комитета по управлению муниципальным имуществом в пользу Калиногорского Н.А. подлежат расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд (л.д. 10) в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░,
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ 30.09.2022 ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ - ░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ 30.09.2022 ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ 30.09.2022 ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 31.03.2021 ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, № ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11.01.2021 ░. ░░ ░░░░ № 2░-14/2021 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № 2 ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░»).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░» ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 150 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.01.2022 ░.