Решение по делу № 33а-4808/2022 от 30.06.2022

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-4808/2022

(№ 2а-2337/2022)

Строка № 3.198

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» июля 2022 года г. Воронеж

Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

Председательствующего - Сухова Ю.П.,

судей: Андреевой Н.В., Меремьянина Р.В.,

при секретаре Поповой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Куркина Павла Владимировича на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10 марта
2022 года,

по административному делу № 2а-2337/2022 по административному исковому заявлению ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Куркину Павлу Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени

заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Сухова Ю.П., руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

(судья районного суда Анисимова Л.В.),

УСТАНОВИЛА:

административный истец ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просили:

- взыскать задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в сумме 4853 рубля, пени, начисленные за период с 2 декабря 2020 года по 8 марта 2021 года, в размере 66 рублей 69 копеек, пени, начисленные за период с 16 декабря 2018 года по 24 марта 2021 года, в размере 1904 рубля 25 копеек;

- взыскать задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: за 2018 год в размере 537 рублей, за 2019 год в размере 2409 рублей, пени, начисленные за период с 19 декабря 2018 года по 24 марта 2021 года, в размере
133 рубля 35 копеек, пени, начисленные за период с 2 декабря 2020 года по 8 марта 2021 года, в размере 22 рублей 70 копеек.

В обоснование заявленных требований указали, что административный ответчик Куркин П.В. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, так как в его собственности находится транспортное средство марки Опель Astra GTS, государственный регистрационный знак , транспортное средство марки Лада 217230 Лада Приора, государственный регистрационный ; недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер ; <адрес>,. кадастровый номер ; <адрес>, кадастровый номер .

ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа в адрес Куркина П.В. были направлены налоговое уведомление и требование об уплате транспортного налога и пени, налога на имущество физических лиц и пени, однако, обязанность по их уплате Куркиным П.В. не была исполнена.

На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 5 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 15 июля 2021 года с Куркина П.В. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 4853 рублей, пени за период с 3 февраля 2020 года по 24 марта 2021 года в размере 3516 рублей 47 копеек, задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018,
2019 годы: налог в размере 2946 рублей, пени за период с 3 февраля 2020 года по 24 марта 2021 года в размере 156 рублей 5 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 17 августа 2020 года судебный приказ мирового судьи судебного участка № 5 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 15 июля 2021 года отменен.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10 марта 2022 года заявленные требования ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа удовлетворены.

С Куркина П.В. в пользу ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 года в размере 4853 рублей, пени за период с 2 декабря 2020 года по 8 марта 2021 года в размере 66 рублей 69 копеек, пени за период с 16 декабря 2018 года по 24 марта 2021 года в размере 1904 рубля 25 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 года в размере537 рублей, за 2019 год в размере 2409 рублей, пени за период с 19 декабря 2018 года по 24 марта 2021 года в размере 133 рублей 35 копеек, пени за период с 2 декабря 2020 года по 8 марта 2021 года в размере 22 рублей 70 копеек.

С Куркина П.В. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей (л.д. 60, 61-67).

Не согласившись с вынесенным решением, Куркин П.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10 марта 2022 года отменить как незаконное и необоснованное (л.д. 73-75).

Административный ответчик Куркин П.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явился, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положением части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа Доманина М.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа – Доманиной М.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В случае неуплаты налогов в установленный срок, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3-5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 399 Налогового Кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 357 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотренно, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей

В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 359 Налогового Кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с законом Воронежской области № 80-ОЗ от 27 декабря 2002 года
«О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» установлены налоговые ставки и сроки уплаты транспортного налога.

На основании пункта 1 статьи 363 Налогового Кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 400 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс,

Как следует из материалов административного дела, Куркин П.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа (л.д. 7-8).

Куркину П.В. с 29 декабря 2012 года на праве собственности принадлежит транспортное средство марки ОПЕЛЬ ASTRA GTC, P-J|SW, государственный регистрационный знак .

Кроме того, Куркину П.В. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер ; гараж, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ; квартира, кадастровый номер (л.д.8).

ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления: № 29774698 от 23 августа 2017 года, № 78536991 от 30 октября 2018 года, № 37532335 от 11 июля 2019 года, № 36822932 от 3 августа 2020 года (л.д. 9-12).

В связи с неуплатой налога в установленный законом срок в полном объеме ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога, сбора, пеней: № 21908 по состоянию на 30 июня
2020 года, № 32242 по состоянию на 7 июля 2020 года, № 12814 по состоянию на 9 марта
2021 года, № 13081 по состоянию на 11 марта 2021 года, № 15160 по состоянию на 25 марта 2021 года, № 14888 по состоянию на 25 марта 2021 года (л.д. 13-24).

На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 5 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 15 июля 2021 года с Куркина П.В. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 4 853 рублей, пени за период с 3 февраля 2020 года по 24 марта 2021 года в размере 3 516 рублей 47 копеек, задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018,
2019 годы: налог в размере 2 946 рублей, пени за период с 3 февраля 2020 года по 24 марта
2021 года в размере 156 рублей 05 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 17 августа 2020 года судебный приказ мирового судьи судебного участка № 5 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 15 июля 2021 года отменен (л.д. 31).

Разрешая спор по существу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц.

Свой вывод относительно обоснованности заявленных требований суд первой инстанции мотивировал тем, что Куркин П.В., являясь налогоплательщиком, в силу действующего законодательства обязан исполнять требования налогового органа об уплате задолженности по налогам.

Так суд обоснованно исходил из того, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, обязан производить оплату налогов в установленные законом сроки, налоговый орган выполнил свои обязанности по уведомлению налогоплательщика, а также направлению ему уведомлений и требований об уплате налогов и пени.

Поскольку требования налогового органа Куркиным П.В. в добровольном порядке исполнено не было, то суд правомерно пришел к выводу о взыскании задолженности по налогам в размере 9925 рублей 99 копеек, в том числе, транспортному налогу за 2019 год в размере 4 853 рубля, пени по транспортному налогу пени за период с 2 декабря 2020 года
по 8 марта 2021 года в размере 66 рублей 69 копеек, пени за период с 16 декабря 2018 года по 24 марта 2021 года в размере 1904 рубля 25 копеек, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 года в размере537 рублей, за 2019 год в размере 2409 рублей, пени за период с 19 декабря 2018 года по 24 марта 2021 года в размере 133 рублей 35 копеек, пени за период с 2 декабря 2020 года по 8 марта 2021 года в размере 22 рублей 70 копеек

Размер задолженности, представленный налоговым органом, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана надлежащая оценка. Административным ответчиком сведений о погашении задолженности представлено не было. Не оспорен и расчет размера задолженности по транспортному налогу и пени.

Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судом применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность его выводов о наличии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 упомянутого Кодекса, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.

В апелляционной жалобе административный ответчик Куркин П.В. указывает на то, что суд принял решение при существенном нарушении процессуальных норм и неправильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что административным истцом не представлены доказательства направления в адрес административного ответчика требований об уплате налогов, а также обращения ответчика с уведомлением об использовании личного кабинета налогоплательщика – физического лица и представления налоговым органом ответчику регистрационной карты для использования личного кабинета налогоплательщика – физического лица, являются несостоятельными по следующим основаниям.

На основании пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу, в частности через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 Приказа ФНС России от 22 августа 2017 года
№ ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» (далее – Приказ) получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика может осуществляться с использованием идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 107 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2012 года, регистрационный номер 23952), с изменениями, внесенными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 августа 2012 года № 218 «О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2012 года, регистрационный номер 25546), приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23 июля 2015 года № 278 «О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2015 года, регистрационный номер 39470) и приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 7 июля 2016 года
№ 307 «О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2016 года, регистрационный номер 44379).

В этом случае, согласно пункту 8 указанного Приказа, регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика – физического лица формируется автоматически.

В соответствии с пунктом 23 Приказа датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.

Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в подтверждение факта направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, пени и их получения в электронной форме представлены скриншоты с интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (л.д. 40-45).

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 части 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем сведений о том, что Куркин П.В. обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного действия налогового органа, направившего в адрес налогоплательщика Куркина П.В. – административного ответчика по делу уведомления и требования о необходимости уплаты задолженности по налогам и пени в электронном виде, были осуществлены в соответствии с требованиями Приказа ФНС России от 22 августа
2017 года № ММВ-7-17/617@.

При таких обстоятельствах, с доводом Куркина П.В. о нарушении налоговым органом порядка направления налоговых уведомления и требования согласиться нельзя ввиду их несостоятельности.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом процессуального срока для обращения в суд, с требованием об уплате налога и пени, не принимаются судебной коллегией во внимание.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (в редакции федерального закона от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (в редакции федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.

Как следует из материалов дела, требование № 21908 по состоянию на 30 июня
2020 года указывало срок исполнения обязанности до 19 ноября 2020 года, требование № 32242 по состоянию на 7 июля 2020 года – 27 ноября 2020 года, требование № 12814 по состоянию на 9 марта 2021 года – 12 апреля 2021 года, требование № 13081 по состоянию на 11 марта
2021 года – 13 апреля 2021 года, требование № 15160 по состоянию на 25 марта 2021 года –
12 мая 2021 года, требование № 1488 по состоянию на 25 марта 2021 года – 12 мая 2021 года Общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с Куркина П.В., превысила 3 000 рублей на момент выставления требования № 12814 по состоянию на 9 марта 2021 года, в связи с чем шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа надлежит исчислять с 12 апреля 2021 года.

На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 5 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 15 июля 2021 года с Куркина П.В. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 4 853 рублей, пени за период с 3 февраля 2020 года по 24 марта 2021 года в размере 3 516 рублей 47 копеек, задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018,
2019 годы: налог в размере 2 946 рублей, пени за период с 3 февраля 2020 года по 24 марта
2021 года в размере 156 рублей 05 копеек.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 17 августа 2021 года отменен судебный приказ от 15 июля
2021 года.

В Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась 2 февраля 2022 года.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что срок для обращения налогового органа с административным иском о взыскании налогов и пени, в рассматриваемом случае, не пропущен.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении
от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Как уже указывалось выше, обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля
2007 года № 381-О-П).

Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога на имущество физических лиц, транспортного налога, а также пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворения административных исковых требований налогового органа.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куркина Павла Владимировича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 августа 2022 года.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33а-4808/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС по Коминтерновскому району г.Воронежа
Ответчики
Куркин Павел Владимирович
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Сухов Юрий Петрович
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
30.06.2022Передача дела судье
26.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2022Передано в экспедицию
26.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее