К делу № 5-1310/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Новороссийск 01 декабря 2017 года
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.,
с участием представителей АО «Черномортранснефть» рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть»,
УСТАНОВИЛ:
В отношении юридического лица АО «Черномортранснефть» Черноморо-Азовским морским Управлением Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ - нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты при следующих обстоятельствах.
На основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 01 июня 2017 г. № 150-КНД в отношении АО «Черномортранснефть» проведена плановая выездная проверка.
На основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15 мая 2015 г. <№>, АО «Черномортранснефть» предоставлен водный объект (акватория Черного моря) в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод.
18 июля 2017 г. работниками Новороссийского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» были отобраны пробы сточных вод АО «Черномортранснефть» СОК "Фрегат" перед сбросом в водный объект (Черное море) через водовыпуск № 1. Составлен соответствующий протокол отбора (измерений) проб сточной воды № 684 от 18 июля 2017 г.
По результатам анализа сточных вод, поступающих в Черное море от АО «Черномортранснефть» (выпуск № 1) установлено, что АО «Черномортранснефть» осуществляет сброс загрязняющих веществ (железо общее, нефтепродукты, медь, ртуть) без специального разрешения. По данным загрязняющим веществам АО «Черномортранснефть» не осуществляется производственный контроль.
В связи с чем, административный орган пришел к выводу, что 18 июля 2017 г. АО «Черномортранснефть», при осуществлении сброса загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект - Черное море) нарушало правила водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.
По данному факту 01 сентября 2017 года в отношении АО «Черномортранснефть» составлен протокол об административном правонарушении <№> по факту нарушения требований ст. 3, ст. 4, ст.23, ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды, ст.35, ст.39, ст.44, ст.55, ст.56 Федерального закона от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс РФ».
Представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, причина неявки не известна.
В судебном заседании представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, АО «Черномортранснефть», действующие на основании доверенностей Никульниковой Е.В., Пелипенко С.В. просили производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Черномортранснефть» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. При этом пояснили, что СОК "Фрегат АО "Черномортранскнефть" осуществляет пользование водными объектами (Черное море) для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15 мая 2015 года и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (Черное море) по выпускам №№ 1, 2 от 01 апреля 2014 года № С14, утвержденного приказом Управления Росприродназора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 01 апреля 2014 го № 16-29/14. Указанными документами установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водный объект.
Исследованиями, проведенными в рамках мероприятий по контролю соблюдения законодательства в области использования и охраны водных объектов, превышение установленных нормативов допустимого сброса не выявлено.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы участников, суд приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании приказа от 01 июня 2017 г. № 150-КНД в период с 14 июня 2017 по 31 июля 2017 года проведена плановая выездная проверка акционерного общества «Черноморские магистральные нефтепроводы» соблюдения АО «Черномортранснефть» обязательных требований по предотвращению причинения вреда окружающей среде.
В соответствии с протоколом отбора (измерений) проб сточной воды № 684 от 18 июля 2017 г. работниками Новороссийского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» 18 июля 2017 г. были отобраны пробы сточных вод АО «Черномортранснефть» перед сбросом в водный объект (Черное море) через водовыпуск № 1.
По результатам анализа сточных вод, поступающих в Черное море от АО «Черномортранснефть» (выпуск № 1) административный орган пришел к выводу, что АО «Черномортранснефть» осуществляет сброс загрязняющих веществ (железо общее, нефтепродукты, медь, ртуть) без специального разрешения. По данным загрязняющим веществам АО «Черномортранснефть» не осуществляется производственный контроль.
Однако суд не может согласится с доводами административного органа по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 8.14, являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования (в частности, водопользования). Виновный нарушает нормы Закона об охране окружающей среды и Водного кодекса.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных в 4.1 ст.8.14 состоит в том, что виновный нарушает правила водопользования при заборе (например, для промышленных нужд, полива земель, а также без изъятия воды, т.е. когда вода не забирается, например, используется как источник получения водорослей) и сбросе сточных вод (канализации, промышленного объекта) в водные объекты (реку, озеро, пруд и т.п.). При этом виновный либо полностью игнорирует эти правила, либо частично.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (часть 1).
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий (часть 2).
В соответствии с ч.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Согласно пункту 12 Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12.12.2007 № 328 величины нормативов допустимых сбросов веществ (НДС) разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций- водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.
В судебном заседании установлено, что приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №16- 29/14 от 01 апреля 2014 г. утверждено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (в Черное море) по выпуску №1 в составе коллекторно-дренажных и хоз-бытовых сточных вод; по выпуску №2 в составе поверхностных и производственных сточных вод ОАО (АО) «Черномортранснефть» (ПК «Шесхарис). Установлен срок действия разрешения с 01 апреля 2014 г. до 18 декабря 2018 г.
Таким образом на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №16-29/14 от 01 апреля 2014 г. ПК «Шесхарис» АО «Черномортранснефть» осуществляет пользование водным объектом (Черное море) для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15 мая 2015 <№> (выпуск № 2 производственно-дождевых сточных вод) и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (Черное море) по выпускам №№ 1, 2 от 01 апреля 2014 № С14.
Согласно перечню и количестве загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водный объект в Черное море по выпуску №1, который является приложением №2 к разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (в водный объект) от 01 апреля 2014 г. №С14, выданного Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса - нефтепродукты - 0,005 мг/дм3, железо общее 0,05 мг/дм3 водородный показать 7,5 ед.рН, медь 0,001 мг/дм3 ртуть 0,002 мг/дм3.
Превышение установленных нормативов допустимого сброса других загрязняющих веществ, в ходе анализа сточных вод, поступающих в Черное море от АО «Черномортранснефть» (выпуск №1) не выявлено.
Согласно имеющего в материалах дела экспертному заключению от 24 июля 2017 № 217 ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», содержание указанных загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах меньше предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Показатели: железо общее, нефтепродукты, водородный показатель, прозрачность, цветность, медь, ртуть, не может быть установлен, ввиду отсутствия данных показателей в перечне загрязняющих веществ разрешенных к сбросу в водные объекты.
В материалах дела, в частности ни в акте проверки, ни в протоколе не указано, какие в АО «Черномортранснефть» изменились показатели, определяющие водохозяйственную обстановку на водном объекте, либо изменилась технология производства, методы очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса.
Административный орган не представил в суд доказательства об изменении хозяйственной деятельности в АО «Черномортранснефть» на ПК «Шесхарис».
Кроме этого, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 ноября 2017 года предписание Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования г.Новороссийск от 31 июля 2017 года № <№>, вынесенное в отношении АО "Черноморский магистральные нефтепроводы" г.Новороссийск признано незаконным.
Указанные обстоятельства исключают наличие в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В соответствии со ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато а начатое производство подлежит прекращению при отсутствий состава административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской федерации об, административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 8,14, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное ч.1 ст.8.14 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть» - прекратить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» состава административного правойнарушения.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Н. Литвинов