Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2023 года пгт. Безенчук
Безенчукский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Бурдиной Д.Ю.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя истца ФИО7, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика АО «Самарская сетевая компания» ФИО3, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика ПАО «Россети Волга», ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО6 к АО «Самарская сетевая компания», ПАО «Россети Волга», МБУК муниципального района <адрес> «Безенчукский межпоселенческий культурно-досуговый центр» об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем демонтажа объектов электросетевого хозяйства, исключении сведений из ЕГРН,
установил:
ФИО6 обратился в суд с иском к АО «Самарская сетевая компания», ПАО «Россети Волга», МБУК муниципального района <адрес> «Безенчукский межпоселенческий культурно-досуговый центр» об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем демонтажа объектов электросетевого хозяйства, исключении сведений из ЕГРН.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО6 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м., нежилое строение с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>
На принадлежащем истцу земельном участке находится объект электросетевого хозяйства, состоящий из трансформаторной подстанции-КТП, железобетонных опор линии электропередачи, воздушной линии электропередач (ВЛЭ). Трансформаторная подстанция-КТП Ал.1508/100 ВЛ-10 кВ Ф-15 ПС 35/10 «Алексеевская» принадлежит ответчику АО «Самарская сетевая компания». Железобетонные опоры линии электропередачи № ВЛ-10 кВФ-15 ПС 35/10 кВ «Алексеевская» и № ВЛ-10 кВФ-15 ПС 35/10 кВ «Алексеевская», подводящая воздушная линия электропередач, на вводе с <адрес> с присоединением к вышеуказанной трансформаторной подстанции, находятся на балансовой (имущественной) принадлежности и эксплуатационной ответственности у ответчика ПАО «Россети Волга».
Железобетонные опоры линии электропередачи в количестве двух штук, подводящие воздушные линии электропередачде, подключенны к спорной трансформаторной подстанции и далее на выводе присоединены к потребителю электроснабжения-«Безенчукский межпоселенческий культурно-досуговый центр" МБУ культуры м.<адрес> и находятся на его балансовой (имущественной) принадлежности, эксплуатационной ответственности.
В отношении земельного участка с кадастровым номером №, установлены ограничения по использованию части участка в размере № кв.м., при этом как указывает истец, на момент выкупа из государственной собственности земельного участка отсутствовали сведения в ЕГРН о наличии ограничений (обременения) на земельном участке с кадастровым номером №, в виде охранной зоны ЛЭП.
Истец считает незаконным нахождение на принадлежащем ему участке вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства, нарушающим его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель истца ФИО7, действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, просила суд:
-признать спорный объект электросетевого хозяйства-трансформаторная подстанция-КТП № опоры линии электропередач, воздушная линия электропередач (BJ1-10 кВ), находящиеся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, самовольной постройкой, выполненной с нарушением норм действующего законодательства;
-обязать АО ««Самарская сетевая компания» устранить препятствия в пользовании земельным участком путем демонтажа за свой счёт объекта электросетевого хозяйства-трансформаторной подстанции-КТП Ал. №, находящейся на земельном участке с кадастровым номером № расположенной по адресу: <адрес>, привести часть земельного участка, на котором она возведена, в пригодное для дальнейшего использования состояние в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу;
-обязать ПАО «Россети Волга» устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем демонтажа за свой счёт объекта электросетевого хозяйства- двух железобетонных опор линии электропередач: № «Алексеевская» и № «Алексеевская», воздушной линии электропередач (BJI-10 кВ), привести часть земельного участка, на котором они возведены, в пригодное для дальнейшего использования состояние в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу;
-обязать «Безенчукский межпоселенческий культурно-досуговый центр" МБУ культуры м.<адрес> устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем демонтажа за свой счёт объекта электросетевого хозяйства- двух железобетонных опор линии электропередач, воздушной линии электропередач (BJ1-10 кВ), привести часть земельного участка, на котором они возведены, в пригодное для дальнейшего использования состояние в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу,
-исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об объекте недвижимости на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части границ участка №, площадью № кв.м., установленных ограничений (обременений), предусмотренные ст. 56 Земельного Кодекса РФ (охранной зоны ЛЭП, реестровый номер границы:63.ДД.ММ.ГГГГ).
Представитель ответчика ПАО «Россети Волга», ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основания, указанным в возражениях на иск, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика АО «Самарская сетевая компания» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основания, указанным в возражениях на иск, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика МБУК м.<адрес> «Безенчукский межпоселенческий культурно-досуговый центр» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Средне-Поволжское управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц Администрации м.<адрес>, Управление Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены, причину не явки не сообщили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит уточненные заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании этого гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие неосновательного обогащения.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита нарушенного права может осуществляться, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункт 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (статья 25 этого же кодекса).
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Согласно разъяснениям, приведенным в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права и направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Пункт 45 совместного постановления содержит разъяснение, согласно которому иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
По смыслу приведенных норм закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, предъявляя иск, направленный на защиту правомочий владения и пользования имуществом, истец должен доказать, помимо наличия у него правомочий владения и пользования имуществом и факта нахождения данного имущества в его владении и пользовании, факт создания ответчиком препятствий в осуществлении правомочий по владению и пользованию этим имуществом, противоправность действий ответчика, реальный характер чинимых препятствий либо наличие реальной угрозы нарушения права истца.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ФИО6 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью №,0 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, нежилое строение с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>
На указанном земельном участке находится объект электросетевого хозяйства, состоящий из трансформаторной подстанции-КТП, железобетонных опор линии электропередачи, воздушной линии электропередач (ВЛЭ), трансформаторная подстанция-КТП Ал№Алексеевская» принадлежит ответчику АО «Самарская сетевая компания», железобетонные опоры линии электропередачи № «Алексеевская» и № кВ «Алексеевская», подводящая воздушная линия электропередач, на вводе с <адрес> с присоединением к вышеуказанной трансформаторной подстанции, находятся на балансовой (имущественной) принадлежности и эксплуатационной ответственности у ответчика ПАО «Россети Волга» и железобетонные опоры линии электропередачи в количестве двух штук, подводящие воздушные линии электропередачде, подключенны к спорной трансформаторной подстанции и далее на выводе присоединены к потребителю электроснабжения-«Безенчукский межпоселенческий культурно-досуговый центр" МБУ культуры м.<адрес> и находятся на его балансовой (имущественной) принадлежности, эксплуатационной ответственности.
Государственная регистрация права на трансформаторную подстанцию-КТП не требуется, поскольку является движимым имуществом.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 104 Земельного кодекса РФ в целях защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов энергетики устанавливаются зоны с особыми условиями использования.
При этом, земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территории, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но их использование по назначению должно осуществляться с соблюдением особых условий.
В соответствии с п. 8 Правил Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"
в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:
а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;
б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах, созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;
в) производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;
г) размещать свалки;
д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
Согласно пункту 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;
г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы;
е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи)
з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, обременен BЛ 10 кв Ф15 п/ст Алексеевская, входящей в состав элетросетевого комплекса ЛЭП ПС Алексеевская Ф-15, и ее охранной зоной. Год ввода (постройки) объекта в эксплуатацию - 1976 (п/п 106677 «Перечня прав и обязательств №» - приложение № к передаточному акту, утвержденному решением общего собрания акционеров ОАО «Волжская МРК» по протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ).
АО «ССК» КТП 1508/100 принадлежит по договору купли-продажи № ог 30.09.2009г. Согласно паспорта трансформаторной подстанции Алексеевская, год выпуска указан – 1979. Кроме того, согласно протоколов испытаний силового трансформатора б/н от 20.02.2013г, 16.07.2015г., 06.03.2017г, 03.03.2017г., год транформатора указан 1979, с 2013 (ранее документы не сохранились) проводится выполнение работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию электрооборудования ТП.
Линии электропередач, находящиеся на земельном участке, на основании актов разграничения балансовой принадлежности №-ССК от 05.05.2017г. и № от 01.07.2012г. принадлежат, балансодержателем ПАО «МРСК Волги» и МБУ культуры муниципального района <адрес> «Безенчукский межпоселенческий культурно-досуговый центр».
ПАО «Россети Волга» владеет указанным электросетевым объектом в порядке правопреемства от ОАО «Самараэнерго» и от ОАО «Волжская МРК» согласно Договору о присоединении и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ. Охранная зона установлена в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Приложению к Правилам, охранная зона устанавливается от крайних проводов для В Л 10 кВ на расстоянии 10 метров вдоль воздушной линии электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении.
При использовании земельного участка в охранной зоне необходимыми условиями являются: соблюдение Правил, а также обеспечение беспрепятственного прохода и проезда специализированной техники и персонала Чапаевского производственного отделения филиала ПАО «Россети Волга» - «Самарские распределительные сети» в охранной зоне ВЛ для выполнения технических осмотров, ремонтных и эксплуатационных работ. ПАО «Россети Волга», являясь межрегиональной электросетевой компанией, осуществляет обеспечение безопасного функционирования и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, в том числе использование земельных участков, находящихся в охранных зонах ЛЭП.
Согласно предоставленного в материалы дела договора энергоснабжения, письменных пояснений ПАО «Самараэнерго» следует, что между последним и МБУ культуры муниципального района <адрес> «Безенчукский межпоселенческий культурно-досуговый центр» энергоснабжение осуществляется еще до 2012 года, контракты между указанными организациями перезаключались.
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (абзац 1 п. 1 ст. 222 ГК РФ).
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 222 ГК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 339-ФЗ), не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Конституция Российской Федерации, наделяя законодателя дискрецией при регулировании права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом (статья 71, пункты "в", "о"), закрепляет в статье 55 (часть 3), что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из данной нормы Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 1, 8, 17, 19, 34 и 35 вытекает, что ограничения права собственности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты иных конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и пропорциональности, носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо этого права (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и др.).
Реализуя дискреционные полномочия применительно к отношениям, объектом которых являются земельные участки, законодатель в статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрел возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным данным Кодексом и федеральными законами, в том числе - в подпункте 1 ее пункта 2 - возможность ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Как следует из пункта 3 данной статьи, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 этой же статьи, - в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с данным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, для безопасной эксплуатации, в частности, объектов транспорта и энергетики, в целях сохранения объектов культурного наследия, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для этого, в силу пункта 2 указанной статьи, в границах названных зон вводятся ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких участках объектов недвижимости и (или) ограничивают или запрещают использование участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления названных зон.
При этом, согласно пункту 3 этой же статьи, земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве зон с особыми условиями использования территорий, в числе прочих, предусмотрены охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) (подпункт 3), в границах которых не могут быть построены какие бы то ни было здания, строения, сооружения без согласования с организацией - собственником системы электроснабжения или уполномоченной ею организацией.
Ограничения права собственности, продиктованные публичными интересами, требуют достижения баланса личных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности. Эффективной гарантией этого выступает установление надлежащих процедур ограничения права, непосредственно обеспечивающих такой баланс. Законодатель, призванный реализовывать данную гарантию, должен руководствоваться критериями правовой определенности, стабильности и предсказуемости в этой сфере гражданского оборота, поддерживая как можно более высокий уровень доверия между субъектами экономической деятельности и создавая все условия для защиты права собственности и иных имущественных прав (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П).
Статья 75.1 Конституции Российской Федерации закрепляет, что в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. Осуществляемое законодателем регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания нормы или системы норм, находящихся в очевидной взаимосвязи, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при единообразном понимании и толковании нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 29-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П и др.).
Несоблюдение правового режима зон с особыми условиями использования территорий, которые устанавливаются публичной властью, может привести к признанию возведенной на земельном участке постройки самовольной. При этом действующее законодательство исходит из принципа защиты добросовестных участников гражданского оборота, проявляющих при реализации своего права добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 35-П и др.). Следовательно, при введении ограничений права собственности на земельные участки баланс частных и публичных интересов достигается в том числе тем, что собственники участков должны иметь возможность знать об ограничениях их прав. Именно наличие такой возможности обусловливает допустимость привлечения лица, осуществившего постройку с нарушением ограничений, к ответственности в виде ее сноса за его счет.
Ранее действовавшее законодательство не обеспечивало общедоступный характер сведений об охранных зонах объектов электроэнергетики, об ограничениях в использовании земельного участка в связи с наличием в непосредственной близости от него объектов электросетевого хозяйства как опасного производственного объекта. Лишь с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно связать начало комплексной регламентации зон с особыми условиями использования территорий, включая обеспечение публичности сведений о таких зонах. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий", предусмотревшей, помимо прочего, охранные зоны объектов электроэнергетики. Одновременно Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в развитие положений статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации был дополнен требованием вносить в Единый государственный реестр недвижимости сведения об охранных зонах объектов электроэнергетики.
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что принятие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ свидетельствует о ранее существовавшей недостаточной открытости сведений об ограничениях прав на земельные участки в связи с прохождением рядом с ними объектов электроэнергетики.
Согласуется с этой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и абзац второй пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 339-ФЗ, о том, что не является самовольной постройка, возведенная с нарушением ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии таких ограничений в отношении его участка.
С учетом изложенного суд считает, что объекты электросетевого хозяйства нельзя признать самовольной постройкой, кроме того, доводы истца об отсутствии согласования на нахождение объектов сетевого хозяйства на его участке, суд во внимание не принимает, поскольку данные обстоятельства с учетом неосведомленности об ограничениях прав на земельный участок (границах охраняемой зоны объектов электроэнергетики), не являются юридически значимыми при разрешении возникшего между сторонами спора.
Право собственности у ФИО4 на земельный участок, возникло уже с имеющимся на нем обременением в виде линии электропередач, установленной на законных основаниях, соответствующей требованиям закона и специальным нормам для такого рода установок. При этом отсутствие государственной регистрации обременения в виде охранной зоны земельного участка, который впоследствии поступил в собственность истца, не является основанием для удовлетворения требований истца.
Вместе с тем, не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что после того, как истец стал собственником земельного участка, каким-либо образом изменялось положение спорных объектов по отношению к его участку, как и доказательства того, что они создают препятствия в пользовании и распоряжении спорным земельным участком, а также, что указанный электросетевой комплекс создает угрозу жизни и здоровью истца.
Таким образом, в нарушение ст. ст. 56, 57 ГПК РФ истцом суду не представлены достоверные, отвечающие требованиям относимости и допустимости доказательства о нарушении ответчиком его прав и охраняемых законом интересов, поскольку, на момент приобретения спорного земельного участка, рассматриваемые спорные объекта уже находились по вышеуказанному земельному участку.
Кроме того, вышеуказанные объекта электросетевого хозяйства обеспечивают качественным и бесперебойным электроснабжением не только физических лиц, но и социально-значимые объекты.
Таким образом, необходимость соблюдения ограничений в использовании земельного участка, связанных с прохождением кабельной линии электропередач и установлением охранной зоны, не может служить основанием для демонтажа законно возведенных линейных объектов электроэнергетики. Демонтаж кабельных линий электропередачи приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц потребителей электроэнергии.
Согласно п. 4 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ в случае, если объекты (линии электропередачи), размещенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права.
Исходя из заявленных требований, норм материального права, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, в соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, именно на истце лежит бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих факт создания ему, истцу, ответчиком препятствий в пользовании имуществом и необходимости применения такого исключительного способа защиты их нарушенных прав, как демонтаж (снос) принадлежащих ответчику сооружений.
Предъявляя иск, направленный на защиту правомочий владения и пользования имуществом, истец должен доказать факт создания ответчиком препятствий в осуществлении собственником правомочий по пользованию этим имуществом, противоправность действий ответчика, реальный характер чинимых препятствий.
Обращаясь с иском ФИО6 ссылался на то, что на участке находится объекта электросетевого хозяйства, состоящий из трансформаторной подстанции-КТП, железобетонных опор линии электропередачи, воздушной линии электропередач (ВЛЭ) с охранной зоной, что нарушает его права, в связи с чем, спорные объекта должны быть демонтированы. Из материалов дела следует, что на момент приобретения и оформления прав собственности ФИО6 объекта электросетевого хозяйства уже находились на земельном участке. Учитывая, что истцом в материалы дела не было представлено допустимых и достоверных доказательств того, что нахождение объектов электросетевого хозяйства на земельном участке и нахождение части участка в охранной зоне создает препятствия и невозможности его использования, суд приходит в выводу, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат в том числе и ввиду недоказанности реального, а не мнимого характера препятствий чинимых истцу ответчиками в пользовании земельным участком по его целевому назначению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении уточненных исковых требований ФИО6 к АО «Самарская сетевая компания», ПАО «Россети Волга», МБУК муниципального района <адрес> «Безенчукский межпоселенческий культурно-досуговый центр» об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем демонтажа объектов электросетевого хозяйства, исключении сведений из ЕГРН, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий /подпись/ Бурдина Д.Ю.
Копия верна. Судья:
Подлинный документ подшит в материалах дела №)
находится в производстве Безенчукского районного суда <адрес>