Решение по делу № 8а-3574/2021 [88а-4393/2021] от 16.04.2021

Дело № 2а-38/2020,

     № 88а-4393/2021

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                     16 июня 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июня 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Владивостокский морской терминал» и кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Приморского края Пантелеева Р.С. на решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 4 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Владивостокский морской терминал» к администрации города Владивостока о признании незаконным постановления об установлении публичного сервитута.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Владивостокский морской терминал» Михалёва И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы и кассационного представления представителей публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» Третьяковой С.А., Бабаева Т.И. и представителя администрации города Владивостока Жембровской О.В, а также заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Нишоновой Ф.А., поддержавшей кассационное представление и полагавшей, что решение и апелляционное определение подлежат отмене, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

общество с ограниченной ответственностью «Владивостокский морской терминал» (далее – ООО «ВМТ») является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 17410 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.

22 августа 2017 года администрацией города Владивостока (далее – Администрация) ООО «ВМТ» выдано разрешение на строительство в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами и здания многофункционального центра сроком до 30 июня 2020 года.

Постановлением Администрации от 21 января 2019 года № 307 «Об установлении публичного сервитута» (далее – Постановление от 21 января 2019 года № 307) в отношении земельного участка с кадастровым номером установлен публичный сервитут площадью 326 кв. м. в целях прохода или проезда через данный земельный участок сроком на 49 лет, границы которого налагаются на площадь планируемой застройки здания многофункционального центра.

Постановлением от 3 июня 2019 года № 2187 Администрация отменила ранее выданное административному истцу разрешение на строительство.

ООО «ВМТ» обратилось в Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением о признании Постановления Администрации от 21 января 2019 года № 307 недействующим со дня его принятия, указав, что данное постановление принято в нарушение установленного порядка, не соответствует требованиям действующего земельного законодательства, а также нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.

Определением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 19 сентября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено публичное акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (ПАО «ВМТП»).

Решением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 4 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 октября 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований ООО «ВМТ» было отказано.

18 апреля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная 8 апреля 2021 года через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

28 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Приморского края Пантелеева Р.С., в котором ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права и о направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы и кассационного представления с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из содержания части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

К числу целей, для которых возможно установить публичный сервитут, пункт 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации относит: проход или проезд через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; использование земельного участка в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу положений подпункта 4 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель устанавливается решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения – в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 – 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.

Исходя из содержания пункта 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешённым использованием.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 14 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов настоящего административного дела, ООО «ВМТ» является собственником следующих земельных участков:

- с кадастровым номером , площадью 548 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: объекты коммерческого назначения, необходимые для эксплуатации, содержания и развития зоны объектов водного транспорта, местоположение которого установлено относительно ориентира – нежилого здания (Лит. А), находящегося в границах участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>-б), о чём в Едином государственном реестре недвижимости 9 декабря 2016 года сделана регистрационная запись ;

- с кадастровым номером , площадью 17410 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: объекты коммерческого назначения, необходимые для эксплуатации, содержания и развития зоны объектов водного транспорта, местоположение которого установлено относительно ориентира – нежилого здания (Лит. 1), находящегося в границах участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>), о чём в Едином государственном реестре недвижимости 9 декабря 2016 года сделана регистрационная запись .

22 августа 2017 года Администрация выдала разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многофункциональный центр по ул. Нижнепортовая, в г. Владивостоке» на земельных участках с кадастровыми номерами и сроком действия до 22 мая 2019 года, который позже был продлён до 30 июня 2020 года.

Постановлением от 21 января 2019 года № 307 в отношении земельного участка с кадастровым номером установлен публичный сервитут площадью 326 кв. м. в целях прохода или проезда через данный земельный участок сроком на 49 лет, границы которого налагаются на площадь планируемой застройки объекта капитального строительства.

Постановлением Администрации от 3 июня 2019 года № 2187 разрешение на строительство от 22 августа 2017 года № RU было отменено.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований о признании Постановления от 21 января 2019 года № 307 недействующим со дня его принятия, Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, указал в решении, что при принятии обжалуемого нормативного правового акта Администрацией были соблюдены: требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия органа местного самоуправления; форма и вид нормативного правового акта; порядок его принятия и введения в действие, включая порядок его опубликования. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Постановление от 21 января 2019 года № 307 не противоречит. Необходимость установления публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером обусловлена тем, что по данному земельному участку проходит автомобильная дорога с асфальтобетонным покрытием, движение транспорта (в том числе крупногабаритного и спецтехники), следующего в ПАО «ВМТП», на всём её протяжении организовано в двустороннем режиме, какие-либо альтернативные автомобильные дороги в этом районе отсутствуют; к автомобильной дороге примыкает полоса отвода железнодорожной дороги, в связи с чем смещение проезжей части в сторону от земельного участка, принадлежащего ООО «ВМТ», невозможно. Со стороны административного истца не представлено доказательств того, что обжалуемое постановление нарушает его права и охраняемые законом интересы, решением Арбитражного суда Приморского края от 28 февраля 2020 года ООО «ВМТ» отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Администрации от 3 июня 2019 года № 2187 об отмене разрешения на строительство от 22 августа 2017 года № .

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются; при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, о признании нормативного правового акта недействующим и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ, в полном объёме.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года     № 23 «О судебном решении»).

Обжалуемые решения и апелляционное определение требованиям законности и обоснованности не отвечают.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций о соблюдении процедуры принятия Постановления от 21 января 2019 года № 307, в частности о выполнении Администрацией требований пункта 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющего, что публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешённым использованием, не подтверждены какими-либо документами, в материалах дела отсутствуют доказательства, необходимые для установления судами данного юридически значимого обстоятельства.

Указание нижестоящих судов на то, что в пределах границ земельного участка с кадастровым номером проходит автомобильная дорога местного значения, подтверждается содержанием имеющегося в материалах дела постановления Администрации от 21 февраля 2011 № 155 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Владивостокского городского округа» (в редакции постановления Администрации от 4 октября 2019 года № 3543), согласно которому в соответствующий перечень под номером 390 включена асфальтовая автомобильная дорога, расположенная по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нижнепортовая от пересечения с ул. Корабельная Набережная до проходной порта. Вместе с тем судами оставлено без внимания то обстоятельство, что процедура установления публичного сервитута в целях размещения автомобильных дорог местного значения городского округа имеет особенности, предусмотренные главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, по сравнению с установлением публичного сервитута в целях прохода или проезда через земельный участок с кадастровым номером .

Вопрос соблюдения данной процедуры при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций не выяснялся.

Также необходимо отметить, что городские улицы градостроительным законодательством отнесены к территориям общего пользования, границы которых обозначаются красными линиями и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункты 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

    Из содержания положений статей 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что границы красных линий устанавливаются проектами планировки и проектами межевания территорий.

    В силу пункта 17 части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация о красных линиях должна содержаться в градостроительном плане земельного участка.

Имеющийся в материалах дела градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 25:28:020031:208, утверждённый распоряжением управления градостроительства и архитектуры Администрации от 11 августа 2017 года № 1476, содержит в себе информацию о красных линиях, расположенных в пределах границ данного земельного участка, однако координаты характерных точек соответствующих красных линий не совпадают с координатами вершин углов поворота границ действия публичного сервитута, установленного Постановлением от 21 января 2019 года № 307. Данному обстоятельству оценка в судебных постановлениях не дана, следовательно, суды по существу не выяснили вопрос совпадает ли граница обжалуемого публичного сервитута с границей территории, отведённой в установленном законом порядке под автомобильную дорогу местного значения.

Кроме того, решение Арбитражного суда Приморского края от 28 февраля 2020 года, на которое имеется ссылка в решении суда первой инстанции, отменено постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2020 года № Ф03-3908/2020 с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Таким образом, в нарушение требований КАС РФ суды первой и апелляционной инстанций не определили круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего административного дела, надлежащим образом не исследовали доводы и возражения участвующих в деле лиц, не проверили обоснованность заявленных административных исковых требований, не исследовали и не оценили в установленном процессуальным законом порядке все необходимые по делу доказательства.

Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, без их устранения невозможно вынесение по делу законного и обоснованного решения.

При таких обстоятельствах, исходя из положений части 2 статьи 328, пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а административное дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 4 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 октября 2020 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в ином составе судей.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.

Председательствующий

Судьи

8а-3574/2021 [88а-4393/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ООО "Владивостокский морской терминал"
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ВЛАДИВОСТОКА
Другие
Михалёв Илья Вячеславович
ПАО "Владивостокский морской торговый порт"
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ровенко Павел Анатольевич
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
02.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
16.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее