Решение по делу № 3а-228/2018 от 28.12.2017

дело №3а-228/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2018 года                   г. Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего: судьи Бушманова А.П.,

при секретаре Федчун Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пушкиной Галины Арсентьевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания, общей площадью 112,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 612 000,00 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Пушкина Галина Арсентьевна обратилась с указанным заявлением в Амурский областной суд, в обоснование требований, указав, что ей на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое здание, общей площадью 112,8 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по <адрес>.

Постановлением Правительства Амурской области №536 от 29.11.2016 установлена кадастровая стоимость указанного объекта по состоянию на 01.01.2016 равная 3 707 881 руб. 51 коп. Между тем, в соответствии с отчетом независимого оценщика Ф.И.О.9 №104/2017 от 24.11.2017 рыночная стоимость указанного объекта по состоянию на 01.01.2016 составляет 1 612 000 рублей.

На основании изложенного, административный истец просит суд пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания, общей площадью 112,8 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по <адрес>, и установить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016 в размере 1 612 000,00 рублей.

Представитель Управления Росреестра по Амурской области – Ф.И.О.10 в письменном отзыве указала, что требования административного истца подлежат удовлетворению только в случае предоставления отчета, соответствующего требованиям, установленным законодательством РФ. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Из письменного отзыва министра имущественных отношений Амурской области – Ф.И.О.11 следует, что отчет не может быть признан соответствующим ст. 11 ФЗ от №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Пушкиной Г.А. – Моисеенкова А.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Административный истец Пушкина Г.А., представитель Правительства Амурской области, представители ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области, Управления Росреестра по Амурской области, администрации г. Зея, уведомленные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь положениями части 4 статьи 247 КАС РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки. Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости (статья 13).

В силу статьи 24.18 данного Федерального закона, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Амурской области от 29.11.2016 года № 536 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» на территории Амурской области утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2016.

Из материалов дела следует, что Пушкиной Г.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое здание, общей площадью 112,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенное по <адрес>.

Постановлением Правительства Амурской области №536 от 29.11.2016 установлена кадастровая стоимость указанного объекта по состоянию на 01.01.2016 равная 3 707 881 руб. 51 коп.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статьями 11, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьей 246 КАС РФ установлено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в суд представляется отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Так, из отчета №104/2017 от 24.11.2017 об определении рыночной стоимости объекта недвижимости - нежилого здания, общей площадью 112,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, следует, что рыночная стоимость указанного объекта по состоянию на 01.01.2016 составляет 1 612 000 рублей.

Из указанного отчета усматривается, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , оценка объекта выполнена на основе свидетельства о государственной регистрации права 28АА 690403 от 17 января 2014 года, технического паспорта на здание от 10 октября 2013 года, нормативно-справочной и статистической информации, анализа о наиболее эффективном использовании объекта недвижимости, а также анализа рынка недвижимости в Амурской области. Специалистом использованы затратный и сравнительный подходы для оценки рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, даны четкие разъяснения о причинах неприменения доходного подхода.

При этом исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.

В соответствии с положениями статьи 246 КАС РФ и абзаца 5 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Аналогичное положение было предусмотрено абзацем 6 части 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, однако, Федеральным законом от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное положение закона, предусматривающее необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения признано утратившим силу, следовательно, экспертиза отчетов об оценке саморегулирующими организациями в настоящее время носит добровольный характер.

Согласно ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого заявителем объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Как следует из постановления Правительства Амурской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» от 29.11.2016 N 536, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю, были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних (минимальных) значений удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) в разрезе кадастровых кварталов муниципальных образований и городских округов Амурской области.

Следовательно, в данном случае установление рыночной стоимости полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В ходе судебного разбирательства заинтересованными лицами, привлеченными к участию в деле, не оспаривались представленные заявителем доказательства о рыночной стоимости объекта недвижимости - нежилого здания, общей площадью 112,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, которая определена согласно отчету № 104/2017 от 24 ноября 2017 года, не представлено суду и доказательств опровергающих выводы, изложенные в данном отчете. Ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось.

В силу статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 №361-ФЗ) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного, с учетом в совокупности исследованных доказательств с точки зрения относимости и допустимости в соответствии со статьями 60, 61 КАС РФ, и с учетом установленных обстоятельств по делу, суд находит подлежащими удовлетворению требования Пушкиной Г.А. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания, общей площадью 112,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, и установлении с 01 января 2016 года кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, равной рыночной стоимости в размере 1 612 000, 00 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания, общей площадью 112,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, и установить с 01.01.2016 кадастровую стоимость данного объекта недвижимости равной рыночной стоимости в размере 1 612 000, 00 (один миллион шестьсот двенадцать тысяч) рублей.

Датой подачи административного искового заявления в Амурский областной суд считать 28 декабря 2017 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Амурского областного суда в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Амурского областного суда А.П. Бушманов

3а-228/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пушкина Г.А.
Ответчики
Правительство Амурской области
Другие
Администрация г. Зеи
Управление Росреестра по Амурской области
Суд
Амурский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.amr.sudrf.ru
28.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
10.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2018[Адм.] Судебное заседание
27.03.2018[Адм.] Судебное заседание
28.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2018[Адм.] Дело оформлено
27.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее