Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации04 февраля 2014 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., с участием истца Полякова И.Н., его представителя Поляковой Л.Н., представителя ответчика Трусовой Т.Ю., третьего лица Поляковой Н.С., при секретаре судебного заседания Бриняк Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полякова И. Н. к Администрации Серпуховского муниципального района Московской области о признании постановления незаконным и необоснованным, обязании включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы,
УСТАНОВИЛ:
Истец Поляков И.Н. обратился в суд с иском к Администрации Серпуховского муниципального района Московской области о признании незаконным и необоснованным постановление <номер> от <дата> «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей»; об обязании признать нуждающимся в жилом помещении для включения в подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей».
Свои требования истец Поляков И.Н. мотивирует тем, что он 26.08.2013 года обратился к Главе Серпуховского муниципального района Московской области с заявлением о признании истца нуждающимся в жилом помещении для включения в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и включении семьи истца в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 года. Постановлением администрации Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер> истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». При этом какого-либо обоснования обжалуемое постановление не содержало, в вводной части постановления были приведены ссылки на нормы законодательства РФ. Представленными истцом с заявлением документы подтверждалось наличие оснований, как для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и для включения в указанную программу, из которых следовало, что будучи зарегистрирован в жилом помещении, собственником которого является П., сам истец не является нанимателем, ни собственником жилого помещения. После создания своей молодой семьи фактическое место жительства истца подтверждалось копией договора аренды жилого помещения, в котором истец проживает вместе со своей супругой. Совместного хозяйства истец с П. не ведет и с ним не проживает. Супруге истца, Поляковой Н.С., принадлежит на праве собственности 1/3 доли квартиры, с приходящейся на эту долю площадью, равной <данные изъяты>, что менее учетной нормы, установленной в Серпуховском районе.
Истец Поляков И.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении, добавив, что по <адрес> истец зарегистрирован в качестве проживающего, собственником которого является его дядя. Сам истец совместно со своей супругой проживает в квартире, расположенной в <адрес>, оформив договор найма с владельцем данной квартиры.
Представитель истца Полякова И.Н. по доверенности Полякова Л.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования своим доверителем поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо Полякова Н.С. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Серпуховского муниципального района Трусова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в своем исковом заявлении истец ссылается на незаконный отказ Администрации Серпуховского муниципального района в принятии его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с дальнейшим включением в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», мотивируя тем, что в Постановлении не содержится какого-либо основания для отказа. Администрация Серпуховского района не согласна с доводами приведенными в иске по следующим основаниям. Так, в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных " Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Те же нормы закреплены в пункте 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 № 1064 и пункте 6 Правил, утвержденных Постановлением администрации Серпуховского муниципального района от 21.11.2012 № 243. Согласно пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 № 1064 - под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным ст.51 Жилищного кодекса РФ. Этим же пунктом установлен перечень документов необходимых для признания молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях. В соответствии с п.11 указанных Правил, в случае если члены молодой семьи проживают в разных муниципальных образованиях Московской области, для признания нуждающейся молодая семья обращается в орган, осуществляющий принятие на учет, по месту жительства одного из супругов. Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя их суммарной общей площади помещений, на которых проживают супруги, а также жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, при наличии таких помещений и общего количества проживающих в этих помещениях. Как следует из указанных норм, заявители должны подтвердить свою нуждаемость в жилом помещении. Согласно представленных в Администрацию Серпуховского муниципального района документов, Полякова Н. С., супруга заявителя, проживает по <адрес>, и является собственником 1/3 доли указанной квартиры, общей площадью <данные изъяты> с количеством трех жильцов, включая Полякову Н.С., указанная квартира находится в удовлетворительном состоянии, пригодном для проживания, что подтверждается актом проверки жилищных условий от <дата>. Поляков И. Н., зарегистрирован по адресу: <адрес> Общая площадь квартиры - <данные изъяты> справки о проверке жилищных условий от <дата> – квартира находится в удовлетворительном состоянии. Исходя из вышеизложенного, общая площадь помещений на которой проживают супруги составила - <данные изъяты> общее количество проживающих - 10 человек, количество квадратных метров приходящихся на одного человека составила <данные изъяты> что больше учетной нормы площади установленной на территории Серпуховского муниципального района (10 кв.м). Таким образом, при определении уровня обеспеченности молодой семьи, исходя из суммарной площади помещений, на которых проживают супруги Поляковы, с учетом общего количества проживающих в этих помещениях, а также данных проверки жилищных условий, Администрацией было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в свое время послужило отказом во включение в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Администрацией Серпуховского муниципального района было издано Постановление <номер> от <дата> согласно которого Поляковым было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» со ссылками на статью 54 Жилищного кодекса РФ; пункт 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050; пункт 13 Правил утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 № 1064; пункты 6 и 17 Правил, утвержденных Постановлением администрации Серпуховского муниципального района от 21.11.2012 №243. Из данных норм видно, что снованием отказа послужило непредставление документов, подтверждающих признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, что опровергает факт отсутствия в Постановлении администрации Серпуховского муниципального района какого-либо основания для отказа. Кроме того, в своем иске Поляков И.Н. указывает на то, что он не является ни собственником жилья, расположенным по <адрес> в котором он прописан, ни членом семьи собственника жилого помещения, т.е. согласно п. 4 ст. 31 ЖК РФ за истцом не сохранено право пользования жилым помещением. Однако, в соответствии со ст. 19 Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», действие положения части 4 ст.31 ЖК РФ не распространяются на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим. Так, на момент предоставления квартиры отчиму истца - П., Поляков И. относился к членам его семьи и жилое помещение выделялось на семью из 10 человек, в том числе и с его учетом. Кроме того, Поляков И. Н. имел право на приватизацию указанной квартиры, но добровольно отказался от данного права, что подтверждается нотариально удостоверенным согласием от <дата> То есть, Поляков И. Н., несмотря на переход квартиры в собственность его отчима П., имеет право пользования указанным жилым помещением. На основании изложенного, администрация Серпуховского муниципального района считает, что Постановление <номер> от <дата> было издано законно и обоснованно, со ссылкой на требования действующего законодательства, в связи с чем нет оснований для удовлетворения исковых требований.
26.08.2013 года истец подал в Администрацию Серпуховского муниципального района заявление, в котором просил включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы» и заявление о признании истца нуждающегося в жилом помещении для включения в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д. 6-8).
Постановлением администрацией Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер> Полякову И.Н. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью включения в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы и отказано во включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы; в обосновании отказа администрация муниципального органа сослалась на нормативные акты (л.д. 9).
Истцом в материалы дела представлен договор аренды жилого помещения от <дата>, согласно которого Н., предоставляет Полякову И.Н. и члену его семьи – Поляковой Н.С. в пользование комнату общей площадью <данные изъяты> по <адрес>, сроком до <дата> Также представлен договор найма <номер> от <дата>, в соответствии с которым Т. передает Полякову И.Н. и Поляковой Н.С. однокомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> расположенную по <адрес>, сроком по <дата> (л.д. 10-11, 12-14).
Согласно решения Совета Депутатов Серпуховского района от 26.10.2005 года № 5/28 установлена учетная норма площади и норма предоставления жилого помещения: при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площадью жилья; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере от 15 кв.м. до 18 кв.м. общей площади (л.д.19).
Постановлением Главы городского поселения Оболенск, Московская область от <дата> <номер> Полякову И.Н. предоставлено на семью из десяти человек, проживающих по <адрес>, подсобное помещение на втором этаже площадью <данные изъяты>, прилегающее к комнате <номер> (л.д.20).
<дата> Поляков И.Н., <дата> рождения дал нотариально удостоверенное согласие, согласно которого не возражал против приватизации квартиры, находящейся по <адрес> а также отказался от права на приватизацию на указанную квартиру, правовые последствия отказа от права на приватизацию Полякову И.Н. были известны (л.д. 21).
Постановлением администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 21.11.2012 года № 2431 утверждена долгосрочная целевая программа Серпуховского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013-2015 годы (л.д. 22).
В материалы дела представлены правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их исполнения (л.д. 23-31).
Согласно выписки из домовой книги по состоянию на 06.08.2013 года по <адрес> зарегистрированы: Поляков И.Н., <дата> рождения, Поляков И.Н., <дата> рождения, Н., <дата> рождения, И., <дата> рождения, Ш., <дата> рождения, К., <дата> рождения, А., <дата> рождения (л.д.35-36).
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования частично.
В соответствии со п.1,2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
Согласно ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 ст.52 Жилищного кодекса РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 ст.52 Жилищного кодекса РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса РФ срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 6 Приложения №3 подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно же пункту 7 указанного Приложения в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено в ходе судебного разбирательства Поляков И.Н. обратился в Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области с заявлениями о его включении и включении его супруги в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы и о его признании нуждающимся в жилом помещении для включения в подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей». Постановлением Администрации Серпуховского муниципального района Московской области <номер> от <дата> Полякову было отказано в удовлетворении его заявлений. В вводной и постановляющей частях данного Постановления отсутствует какое-либо обоснование отказа в удовлетворении заявления Полякова, а имеются лишь ссылки на соответствующую норму Жилищного кодекса РФ и нормы соответствующих подзаконных актов, не позволяющие достоверно установить причину отказа для данного конкретного случая.
Таким образом, отсутствие основания отказа Полякову И.Н. в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в состав участников указанной подпрограммы, является существенным нарушением требований ч.2 ст.54 Жилищного кодекса РФ, позволяющее сделать вывод о незаконности и необоснованности принятого решения.
С учётом изложенного Администрации Серпуховского муниципального района Московской области необходимо вернуться к рассмотрению заявлений Полякова и принять по ним установленные жилищным законодательством решения, рассмотрев в установленном порядке все вопросы, связанные с наличием оснований к отказу или, наоборот, к безусловному удовлетворению заявления истца о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в состав участников подпрограммы, что в настоящее время не входит в прерогативу суда, учитывая вышеуказанное процедурное нарушение, допущенное ответчиком при вынесении оспариваемого Постановления.
Исходя из изложенного, на основании ст.ст.51, 54 Жилищного кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать Постановление Администрации Серпуховского муниципального района Московской области <номер> от <дата> «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Полякова И.Н» незаконным и необоснованным.
Обязать Администрацию Серпуховского муниципального района Московской области г.Серпухова рассмотреть заявление Полякова И. Н. о его включении и включении его супруги Поляковой Н. С. в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы и заявление о его признании нуждающимся в жилом помещении для включения в подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей», и принять решения по данным заявлениям.
В остальной части заявленных требований – обязании Администрации Серпуховского муниципального района Московской области признать Полякова И. Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Крючков С.И.
Мотивированное решение составлено 11 февраля 2014 года.