Решение по делу № 2а-1436/2019 от 13.11.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 декабря 2019 года                                                      г. Киреевск Тульской области

Судья Киреевского районного суда Тульской области Дорошков А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-1436/19 по административному иску Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и муниципального образования Киреевский район, к администрации муниципального образования Киреевский район, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Октябрьский центр образования» муниципального образования Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к оснащению объекта муниципальной собственности прибором учета энергетических ресурсов,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и муниципального образования Киреевский район, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Киреевский район, МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к оснащению объекта муниципальной собственности прибором учета энергетических ресурсов.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы оснащения зданий, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета энергетических ресурсов.

Как указывает истец, проведенной проверкой установлено, что муниципальному образованию Киреевский район на праве собственности принадлежат здания, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>. Данные здания используются собственником, в лице администрации муниципального образования Киреевский район, для размещения подведомственного учреждения МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район, за которым оно закреплено на праве оперативного управления. Теплоснабжение здания образовательного учреждения осуществляется на основании муниципального контракта на подачу тепловой энергии, заключенного между МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район и <данные изъяты> В силу пункта 2.3.14 указанного муниципального контракта МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район обеспечивает надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых тепловых сетей и оборудования в соответствии с действующей нормативной документацией, соблюдает установленный режим потребления тепловой энергии, а также незамедлительно сообщает теплоснабжающей организации о нарушениях, допущенный при использовании тепловой энергии и систем теплоснабжения.

Однако в нарушение установленных требований закона в МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район не осуществляются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, не исполняются обязанности по осуществлению учета используемых энергоресурсов и снижению суммарного объема потребляемой тепловой энергии, до настоящего времени здания образовательного учреждения не оснащены прибором учета тепловой энергии, к собственнику имущества администрация учреждения с соответствующей заявкой не обращалась, сметы на выполнение работ не составлялись. Установлено, что до настоящего времени здание школы, здание детского сада «Березка», здание детского сада «Родничок» не оснащены приборами учета потребления тепловой энергии.

По мнению административного истца, отсутствие прибора учета тепловой энергии приводит к невозможности определения характеристик тепловой энергии, теплоносителя, в целях контроля качества теплоснабжения при предоставлении образовательных услуг несовершеннолетним и лишает образовательную организацию возможности принятия должных мер по защите прав несовершеннолетних в случае предоставления услуги теплоснабжение ненадлежащего качества. Кроме того, отсутствие прибора учета приводит к невозможности учета показаний теплосчетчика при расчетах с поставщиком ресурса в рамках договора теплоснабжения, что в свою очередь приводит к увеличению размера платы за поставленный энергоресурс.

14 марта 2019 года по данному факту Киреевской межрайонной прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений закона, однако мероприятия по оснащению прибором учета потребленной тепловой энергии объектов муниципальной собственности проведены не были.

Между тем, неисполнение администрацией муниципального образования Киреевский район установленной законом обязанности по оснащению приборами учета энергетических ресурсов зданий, находящихся в муниципальной собственности, нарушает интересы Российской федерации в области энергоснабжения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Непринятие административными ответчиками мер к установке прибора учета нарушает интересы муниципального образования, поскольку препятствует проведению муниципальным учреждением мероприятий по энергосбережению, предусмотренных статьей 24 Федерального закона №261-ФЗ, определению объема снижения потребляемых муниципальным учреждением ресурсов в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития от 24 октября 2011 года №591, достижению экономии средств за счет снижения потребления энергетических ресурсов и использования ее для нужд учреждения, а также осуществлению надлежащего планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг казенными учреждениями.

В силу вышеизложенного, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Киреевский район, МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район по оснащению зданий, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета энергетических ресурсов; обязать администрацию муниципального образования Киреевский район в срок до 1 августа 2020 года профинансировать мероприятия по оснащению зданий, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> приборами учета тепловой энергии; обязать МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район в срок до 1 сентября 2020 года установить в зданиях, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> приборы учета тепловой энергии и ввести их в эксплуатацию.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании пункта 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области теплоснабжения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №216-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №216-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под энергоснабжением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона правовое регулирование в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе на принципе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.

В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №216-ФЗ государственное регулирование в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №216-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 216-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №216-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно части 1 статьи 102 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.

Пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:

1) установку приборов учета;

2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства изменений» ввод в эксплуатацию средства измерений – документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению; поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Как усматривается из материалов дела, Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы оснащения зданий, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета энергетических ресурсов.

В ходе проверки выявлены факты неисполнения администрацией муниципального образования Киреевский район установленной законом обязанности по оснащению приборами учета энергетических ресурсов зданий, находящихся в муниципальной собственности, что нарушает интересы Российской Федерации в области энергоснабжения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Как установлено материалами дела, непринятие мер к установке прибора учета нарушает интересы муниципального образования, поскольку препятствует проведению муниципальным учреждением мероприятий по энергосбережению, определению объема снижения потребляемых муниципальным учреждением ресурсов, достижению экономии средств за счет снижения потребления энергетических ресурсов и использования ее для нужд учреждения, а также осуществлению надлежащего планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг казенными учреждениями.

На администрацию муниципального образования Киреевский район, как на учредителя и собственника имущества, возложены соответствующие полномочия, в том числе по обеспечению деятельности казенного учреждения, предоставленные Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В связи с этим 14 марта 2019 года Киреевским межрайонным прокурором в адрес МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район внесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации об энергосбережении, повышении энергетической эффективности и законодательства об образовании.

Из сообщения МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район следует, что предусмотрено выделение финансирования на покупку и установку тепловых счетчиков.

Как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего административного дела, приборы учета тепловой энергии в зданиях МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, не установлены, и соответственно не введены в эксплуатацию.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования Киреевский район и МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район является незаконным.

В связи с изложенным, судья приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и муниципального образования Киреевский район, к администрации муниципального образования Киреевский район, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Октябрьский центр образования» муниципального образования Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к оснащению объекта муниципальной собственности прибором учета энергетических ресурсов, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и муниципального образования Киреевский район, к администрации муниципального образования Киреевский район, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Октябрьский центр образования» муниципального образования Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к оснащению объекта муниципальной собственности прибором учета энергетических ресурсов, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Киреевский район, муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Октябрьский центр образования» муниципального образования Киреевский район по оснащению здания, находящегося в муниципальной собственности, приборами учета энергетических ресурсов.

Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район в срок до 1 августа 2020 года профинансировать мероприятия по оснащению зданий, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> приборами учета тепловой энергии.

Обязать МКОУ «Октябрьский центр образования» МО Киреевский район в срок до 1 сентября 2020 года установить в зданиях, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> приборы учета тепловой энергии и ввести их в эксплуатацию.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья:

2а-1436/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Администрация муниципального образования Киреевский район
МКОУ "Октябрьский центр образования муниципального образования Киреевский район"
Киреевский межрайонный прокурор
Суд
Киреевский районный суд Тульской области
Судья
Дорошков А.В.
Дело на сайте суда
kireevsky.tula.sudrf.ru
28.11.2019Регистрация административного искового заявления
28.11.2019Передача материалов судье
28.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2019Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
10.12.2019Регистрация административного искового заявления
10.12.2019Передача материалов судье
10.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2019Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
10.12.2019Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
10.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2019Регистрация административного искового заявления
12.12.2019Передача материалов судье
12.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2019Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
12.12.2019Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
12.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее