Дело № 2-813/2021
УИД: 18RS0024-01-2021-001159-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 декабря 2021 года г. Сарапул
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шарова Р.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галичаниной Т.Р.,
с участием:
старшего помощника прокурора Каракулинского района УР Короткова А.С.,
представителя ответчика Администрации муниципального образования «Сарапульский район» - Мымриной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сарапульского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сарапульский район» об обязании к приведению автомобильных дорог в нормативное состояние,
установил:
Прокурор Сарапульского района Удмуртской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сарапульский район» об обязании к приведению автомобильных дорог в нормативное состояние. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по поступившему обращению гражданина с доводами о ненормативном состоянии автомобильных дорог в <адрес>. Проверка проведена с привлечением специалистов дорожного надзора Отдела ГИБДД МО МВД «Сарапульский» ДД.ММ.ГГГГ, обследованы автомобильные дороги общего пользования местного значения в <адрес> и в <адрес> на предмет из надлежащего содержания. В ходе обследования автомобильных дорог выявлены следующие нарушения требований "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 г. №1245-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017), и иных нормативных актов, а именно:
- на участке автомобильной дороги <адрес> от автодороги <данные изъяты> до пересечения с <адрес> на проезжей части дороги имеется выбоина длиной 65 см, глубиной до 7 см, площадью 0,38 кв.м., чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> у дома № на проезжей части дороги имеется колея длиной 35 см, глубиной до 6 см, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> от автодороги <данные изъяты> до пересечения с <адрес> на проезжей части дороги имеется колея длиной 212 м, глубиной до 9 см, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> от автодороги <данные изъяты> до развилки на проезжей части дороги имеется просадка длиной 75 см, глубиной 7 см, площадью 2,65 кв.м, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> от автодороги <данные изъяты> до развилки обочина имеет занижение над уровнем проезжей части дороги до 17 см, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> у дома № на проезжей части дороги имеются просадки различной формы длиной до 120 см, глубиной до 20 см, площадью 1,66 кв.м, чем нарушен п. 5.2.4 ФИО5 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> у дома № на проезжей части дороги имеется колея длиной 28 м, глубиной до 12 см, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> у дома № на проезжей части дороги имеется выбоина длиной 650 см, глубиной 9 см, площадью 8.1 кв.м, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> от дома № до дома № водопропускная труба на ручье от пруда, расположенного выше по рельефу местности по <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствует серповидный профиль проезжей части автомобильной дороги, чем нарушены п. 11.4 – 11.6 ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах.
В силу закона ответственным лицом за дорожную деятельность в границах поселений района является Администрация Сарапульского района. Перечисленные участки дорог включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Сарапульский район», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Сарапульский район» от ДД.ММ.ГГГГ №. По фактам выявленных нарушений главе муниципального образования «Сарапульский район» прокуратурой района внесено представление, в котором предложено устранить выявленные нарушения. Нарушения Администрацией муниципального образования «Сарапульский район» не устранены. Выявленные нарушения автомобильных дорог затрудняют движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, могут привести к возникновению аварийных ситуаций на дорогах и угрожают безопасности дорожного движения, в результате чего может быть причинен вред жизни и здоровью граждан, повреждено их имущество. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Реализуя представленные законом полномочия, прокурор просит обязать Администрацию муниципального образования «Сарапульский район» Удмуртской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к организации устранения просадок, выбоин, иных повреждений дорожного покрытия проезжей части следующих автомобильных дорог, а также элементов их обустройства до степени соответствия их требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах: на участке автомобильной дороги <адрес> от автодороги <данные изъяты> до пересечения с <адрес>; на участке автомобильной дороги <адрес> у дома №; на участке автомобильной дороги <адрес> от автодороги <данные изъяты> до пересечения с <адрес>; на участке автомобильной дороги <адрес> от автомобильной дороги <данные изъяты> до развилки; на участке автомобильной дороги <адрес> у домов № и №; на участке автомобильной дороги <адрес> у дома №; на участке автомобильной дороги <адрес> от дома № до дома №.
В судебном заседании старший помощник прокурора Сарапульского района Коротков А.С. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Сарапульский район» Мымрина А.Е. исковые требования прокурора не признала, просила продлить срок устранения недостатков до октября 2022 года.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, представленные письменные доказательства в совокупности суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одним из полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктами 5 и 12 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом к содержанию автомобильных дорог относится комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 "О Правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом положений ч. 1 ст. 7.4 Закона УР от 13.07.2005 г. № 42-РЗ "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
Аналогичный вывод следует и из п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу п. 7 ст. 34 Устава муниципального образования «Сарапульский район», указанные вопросы отнесены к полномочиям Администрации Сарапульского района.
Таким образом, в силу закона ответственным лицом за дорожную деятельность в границах поселений Сарапульского района является Администрация муниципального образования «Сарапульский район».
В судебном заседании из акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, наличие недостатков в улично – дорожной сети <адрес>, а именно:
- на участке автомобильной дороги <адрес> от автодороги <данные изъяты> до пересечения с <адрес> на проезжей части дороги имеется выбоина длиной 65 см, глубиной до 7 см, площадью 0,38 кв.м., чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги ул. азина <адрес> у дома № на проезжей части дороги имеется колея длиной 35 см, глубиной до 6 см, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги ул. азина <адрес> от автодороги <данные изъяты> до пересечения с <адрес> на проезжей части дороги имеется колея длиной 212 м, глубиной до 9 см, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> от автодороги <данные изъяты> до развилки на проезжей части дороги имеется просадка длиной 75 см, глубиной 7 см, площадью 2,65 кв.м, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> от автодороги <данные изъяты> до развилки обочина имеет занижение над уровнем проезжей части дороги до 17 см, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> у дома № на проезжей части дороги имеются просадки различной формы длиной до 120 см, глубиной до 20 см, площадью 1,66 кв.м, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> у дома № на проезжей части дороги имеется колея длиной 28 м, глубиной до 12 см, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> у дома № на проезжей части дороги имеется выбоина длиной 650 см, глубиной 9 см, площадью 8.1 кв.м, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на участке автомобильной дороги <адрес> от дома № до дома № водопропускная труба на ручье от пруда, расположенного выше по рельефу местности по <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствует серповидный профиль проезжей части автомобильной дороги, чем нарушены п. 11.4 – 11.6 ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах.
Перечисленные участки дорог включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Сарапульский район», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Сарапульский район» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. ГОСТ Р 50597-2017.
Пунктами 11.4 – 11.6 ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах, утвержденной Минавтодором РСФСР 31.03.1981 года, установлены требования к водопропускным трубам под насыпями автомобильных дорог.
ДД.ММ.ГГГГ по фактам выявленных нарушений прокурором Сарапульского района внесено представление Главе муниципального образования «Сарапульский район» с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений закона, а именно обеспечить устранение выявленных недостатков при содержании дорог, однако недостатки, указанные в исковом заявлении, ответчиком устранены не были.
Указанное обстоятельство послужило поводом для обращения прокурора в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В ходе рассмотрения дела достаточных доказательств устранения указанных в исковом заявлении нарушений, суду не представлено.
Представленная суду представителем ответчика информация от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в <адрес> ямочный ремонт по <адрес> проезжей части дороги выполнен у дома № и на участке дороги по <адрес> от автодороги <данные изъяты> до пересечения с <адрес>, по мнению суда, не является достаточным доказательством, свидетельствующим об устранении выявленных недостатков.
Бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении мероприятий по ремонту и надлежащему содержанию вышеуказанных автомобильных дорог, создает угрозу для жизни, здоровья участников дорожного движения.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Сарапульского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сарапульский район» об обязании к приведению автомобильных дорог в нормативное состояние, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае если указанные в решении действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Рассматривая вопрос об установлении срока исполнения решения суда, суд, исходя из требований разумности, соглашается со сроком, предложенным прокурором – до 01.06.2022 года. Указанный срок, по мнению суда, является достаточным для выполнения возложенной на ответчика обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сарапульского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сарапульский район» об обязании к приведению автомобильных дорог в нормативное состояние удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию муниципального образования «Сарапульский район» в срок до 01 июня 2022 года принять меры к организации устранения просадок, выбоин, иных повреждений дорожного покрытия проезжей части следующих автомобильных дорог, а также элементов их обустройства до степени соответствия их требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах:
- на участке автомобильной дороги <адрес> от автодороги <данные изъяты> до пересечения с <адрес>;
- на участке автомобильной дороги <адрес> у дома №;
- на участке автомобильной дороги <адрес> от автодороги <данные изъяты> до пересечения с <адрес>;
- на участке автомобильной дороги <адрес> от автомобильной дороги <данные изъяты> до развилки;
- на участке автомобильной дороги <адрес> у домов № и №;
- на участке автомобильной дороги <адрес> у дома №;
- на участке автомобильной дороги <адрес> от дома № до дома №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд УР.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.М.Шаров