Дело № 2а-3608/2019
№
Решение
Именем Российской Федерации
20 сентября 2019 года г. Омска
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Новохатской Р.Р., помощнике Николаевой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Маториной КВ к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании незаконными действий, о возложении обязанности,
Установил:
Маторина К.В. обратилась в суд с административным иском об оспаривании действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, возложении обязанности. В обоснование требований указывает, что 13.08.2019 подала заявку в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на участие в торгах по продаже земельного участка с кадастровым номером № предназначенного для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> №. Заявка была принята административным ответчиком. 13.08.2019 административный истец заключила договор о задатке №12077, внесла задаток. Однако, к участию в торгах, назначенных на 16.08.2019, истец допущена не была. Из объяснений ответчика следует, что денежные средства на счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области не поступили. На письменные обращения к ответчику ответ не получен.
Просит признать действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, выразившиеся в недопущении административного истца к участию в торгах, назначенных на 16.08.2019, в не извещении о недопущении к участию в торгах, в не направлении ответа на заявление о предоставлении истцу документов по несостоявшимся торгам, незаконными. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области устранить нарушение прав административного истца по приобретению земельного участка на торгах, восстановив истца в правах участия в торгах. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области предоставить документацию по несостоявшимся 16.08.2019 торгам, а также предоставить ответ на заявление административного истца от 16.08.2019 (с учетом уточнений л.д. 22-31,143-152).
Административный истец Маторина К.В. в судебном заседании участия не принимала, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца, действующая по доверенности Федорова Н.В. в судебном заседании 20.09.2019 (после перерыва) участия не принимала, ходатайств не представила. Ранее в судебном заседании от 19.09.2019 уточнила основания исковых требований, указав, что в действиях административного ответчика имеются нарушения п.7 ст.79 ФЗ «Об исполнительном производстве», п.4.1., 4.2.,4.6,4.7. главы 4, п.6.2, 7.5., 7.9,7.10,7.12, 7.13, 7.14 главы 6, п.8.5.8.6, 8.7 главы 8 Методических рекомендаций (утвержденных Росимуществом 11.04.2014) по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество. Требования о возложении на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области обязанности предоставить документацию по несостоявшимся 16.08.2019 торгам не поддержала. Остальные заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика, действующий по доверенности Стельмаченко Э.А. в судебном заседании 20.09.2019 исковые требования не признал.
В судебном заседании от 19.09.2019 представитель административного ответчика, действующая по доверенности Лобова Н.В. иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Указала, что Маторина К.В. была ознакомлена с решением комиссии, о чем свидетельствует ее подпись в протоколе №1/1 от 14.08.2019. Денежные средства поступили на счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области только 14.08.2019. Между тем, в соответствии с условиями договора о задатке №12077 от 13.08.2019 денежные средства должны были быть на счете Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области 13.08.2019. Окончание подачи заявок согласно договору - 13.08.2019 в 12.00 часов. Заявка Маториной К.В. была зарегистрирована 13.08.2019 в 11.34 часов. На момент регистрации заявки квитанция о внесении денежных средств была предоставлена, однако, как установлено 14.09.2019, на счете Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области 13.09.2019 денежные средства отсутствовали.
Заинтересованное лицо судебный пристав исполнитель ОСП по Советскому АО г. Омска УФССП России по Омской области Гришмонова Е.О. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ, реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ, торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Как следует из п.1 ст. 448 ГК РФ, аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Таким образом, продажа на публичных торгах организуется и проводится уполномоченным государственным органом, действующим в рамках осуществления своих публичных полномочий по реализации арестованного имущества в связи с принудительным исполнением судебных решений.
В соответствии с ч. 3 ст. 90 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения о проведении торгов по реализации имущества должника.
Согласно п.2 ст. 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Согласно п.5 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
В целях организации работы Росимущества и территориальных управлений Росимущества по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, разработаны "Методические рекомендации по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество" (утверждены Росимуществом 11.04.2014).
Указанные Методические рекомендации не отменены и действуют в настоящее время.
В соответствии с п.7.8 методических рекомендаций при составлении извещения о проведении торгов организатор торгов должен определить размер задатка, вносимого заявителем для участия в торгах, сроки его внесения. Дата окончания срока внесения задатка не может быть установлена позднее даты окончания срока приема заявок.
Документом, подтверждающим внесение претендентом задатка, является выписка со счета, указанного в информационном сообщении. Указанная выписка должна быть представлена организатором торгов в комиссию по проведению торгов до начала подведения итогов приема и регистрации заявок (п. 7.9 методических рекомендаций).
Заявки и документы претендентов рассматриваются комиссией по проведению торгов (п.7.10 методических рекомендаций).
Решение комиссии о допуске и об отказе в допуске претендентов к участию в торгах оформляется единым протоколом окончания приема и регистрации заявок, в котором указываются: все зарегистрированные заявки с указанием имен (наименований) претендентов; все отозванные заявки; имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов; имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах с указанием оснований такого отказа (п. 7.11 методических рекомендаций).
Согласно п. 7.12 методических рекомендаций претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления комиссией по проведению торгов протокола окончания приема и регистрации заявок.
Претенденты, не допущенные к участию в торгах, уведомляются об этом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления (в день подведения итогов приема заявок) либо путем направления такого уведомления по почте (заказным письмом) в срок не более 3 календарных дней со дня подписания протокола окончания приема и регистрации заявок. В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в указанный протокол вносится информация о признании торгов несостоявшимися (п. 7.13 методических рекомендаций).
В ходе рассмотрения дела, нарушений правил проведения торгов, порядка приема заявок на участие в торгах и допуска претендентов, предусмотренных действующим законодательством, судом установлено не было.
Судебным разбирательством установлено, что 20.11.2018 судебным приставом - исполнителем ОСП по Советскому АО г. Омска УФССП России по Омской области в рамках исполнительного производства в отношении должника Моисиади Л.Н. в пользу взыскателя Зерениновой Т.С. в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области передано на реализацию на открытых торгах, проводимых в форме аукциона, следующее имущество: земельный участок, площадью 555 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> № (л.д.48).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области опубликовало на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещение о проведении торгов указанного имущества (лот №1), с указанием наименования организации и ее адреса (организатора торгов), контактных данных, условий проведения торгов, требований к содержанию и форме заявок, даты начала и окончания подачи заявок, места, порядка и формы подачи заявок, перечня документов, прилагаемых к заявке, даты, места и времени проведения аукциона, места срока и порядка подписания протокола о результатах торгов (л.д.164-168, 169-173).
24.01.2019 первые торги, решением комиссии по проведению торгов ТУ Росимущества в Омской области признаны несостоявшимися. Назначены повторные торги.
Как следует из извещения, дата начала подачи заявок 08.07.2019, дата окончания подачи заявок 13.08.2019. Заявки на участие в торгах принимаются с даты выхода настоящего извещения с 09.30 часов четверга, пятницы, субботы и воскресенья и до 12.00 часов даты окончания приема заявок по адресу: <адрес>, <адрес> Дата проведения аукциона 16.08.2019 в 10.45 часов по местному времени по адресу: <адрес>, каб.622. В указанную дату и время продавец и победитель торгов подписывают протокол о результатах торгов на основании оформленного решения комиссии об определении победителя торгов. Размер задатка в валюте лота составляет 400 000 рублей. Задаток вносится на основании предварительно заключенного между продавцом и заявителем договора о задатке, предусматривающего его размер, порядок возврата. Задаток должен поступить на расчетный счет продавца не позднее 13 августа 2019.
Заявка Маториной К.В. на участие в торгах по продаже указанного земельного участка была принята Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области 13.08.2019 в 11.34 часов (л.д.14).
13.08.2019 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и Маториной К.В. (заявитель) заключен договор о задатке №12077 (л.д.15).
В соответствии с условиями данного договора заявитель для участия в торгах по продаже земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 555 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> №, проводимых 16.08.2019 в 10.45 часов по адресу: <адрес>, перечисляет денежные средства в размере 400 00 рублей, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области принимает задаток по реквизитам, указанным в договоре (п.1.1. договора о задатке).
Задаток вносится заявителем в счет обеспечения исполнения обязательств по оплате продаваемого на торгах имущества (п.1.2. договора о задатке).
Задаток должен быть внесен заявителем в указанный в п.1.1. настоящего договора счет не позднее даты окончания приема заявок, указанной в извещении о проведении торгов, а именно не позднее 13.08.2019 и считается внесенным с даты поступления всей суммы задатка на указанный счет. В случае не поступления суммы задатка в установленный срок обязательства заявителя по внесению задатка считаются не выполненными. В этом случае заявитель к участию в торгах не допускается. Документом, подтверждающим внесение или невнесение заявителем задатка является выписка с указанного в п.1.1. настоящего договора счета. Сведения о внесении задатка должны быть представлены ТУ Росимущества в Омской области в Комиссию по проведению торгов до начала подведения итогов приема и регистрации заявок (п.2.1. договора о задатке).
Из протокола №1/1 окончания приема и регистрации заявок (повторные торги) от 14.08.2019 (л.д.118-119) следует, что комиссия по проведению торгов, рассмотрела перечень всех зарегистрированных в журнале регистрации заявок, поступивших от претендентов для участия в торгах, назначенных на 16.08.2019: Сидорович О.В., Маторина К.В.
К участию в торгах допущена Сидорович О.В. Маториной К.В. отказано в допуске к участию в торгах в связи с тем, что поступление задатка в размере 400 00 рублей на расчетный счет ТУ Росимущества в Омской области в срок, установленный п.2.1. договора о задатке - 13.08.2019 не подтверждено выпиской с банковского счета ТУ Росимущества в Омской области по состоянию на 13.08.2019, представленной в комиссию по проведению торгов 14.08.2019 в 16.00 часов.
С решением комиссии Маторина К.В. была надлежащим образом ознакомлена, о чем свидетельствует протокол окончания приема заявок от 14.08.2019, который содержит подпись Маториной К.В. об ознакомлении с решением.
Как следует из материалов дела, денежные средства в размере 400 000 рублей поступили на счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области 14.08.2019, что подтверждается платежным поручением №836032 от 14.08.2019 (л.д.121) и были возвращены Маториной К.В. в соответствии с п.3.2. договора о задатке, что подтверждается платежным поручением №490216 от 22.08.2019 (л.д.131).
Из представленного в материалы дела чека усматривается, что Маториной К.В. 13.08.2019 в 07.53 часов (московское время) на счет УФК по Омской области (ТУ Росимущества в Омской области) внесена сумма в размере 400 000 рублей по договору о задатке №12077 от 13.08.2019 (л.д.2).
Как указано выше, указанные денежные средства в срок, установленный п.2.1. договора о задатке на расчетный счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области не поступили, тем самым обязательства принятые Маториной К.В. по договору о задатке соблюдены не были. Денежные средства поступили на счет после даты окончания приема заявок - 14.08.2019.
Оценивая оспариваемые действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области суд исходит из того, что в соответствии с указанными нормами законодательства, допуск к участию в торгах возможен лишь при соблюдении всех установленных требований.
Об условиях участия и допуска к торгам, процедуре и сроках их проведения, порядке и сроках внесения задатка, административный истец была надлежащим образом осведомлена. Таким образом, при должной внимательности она не была лишена возможности соблюсти установленные требования, заблаговременно внести и обеспечить поступление на расчетный счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области денежные средства, однако этого сделано не было.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
В данном случае нарушений прав административного истца, которые бы требовали судебного пресечения и подлежали восстановлению не усматривается, действия административного ответчика в части не допуска истца до торгов по реализации имущества соответствуют требованиям законодательства.
С решением комиссии по проведению торгов Маторина К.В. была ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись в протоколе №1/1 окончания приема и регистрации заявок от 14.08.2019. Копия указанного протокола была предоставлена Маториной К.В. Таким образом, доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Доводы административного истца об оставлении без ответа ее заявления, адресованного ответчику, суд отклоняет. Из материалов дела следует, что на заявление Маториной К.В. от 16.08.2019 (л.д.13), Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области 10.09.2019 дан мотивированный ответ (направлен в адрес административного истца) с указанием оснований отказа в допуске к участию в торгах, назначенных на 16.08.2019 (л.д.157-159).
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного Кодекса).
Учитывая, что оспариваемые действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области соответствует требованиям действующего законодательства, нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено, суд полагает, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Маториной КВ к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании незаконными действий, выразившихся в недопущении истца к участию в торгах, в не выдаче документов, в не направлении ответа, о возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Ретуева
<данные изъяты>