Дело № 2-479/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Даниловка
Волгоградской области 20 октября 2016 года
Даниловский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего и.о. судьи Поликарпова В.В.,
при секретаре Литвиновой А.А.,
с участием истца ФИО4,
представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Даниловском районе Волгоградской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Даниловском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в части не включения в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Даниловском районе Волгоградской области (далее по тексту – УПФР в Даниловском районе Волгоградской области) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в части не включения в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что решением УПФР в Даниловском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, по причине отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на дату обращения. В специальный стаж истца УПФР в Даниловском районе Волгоградской области не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в качестве специалиста 1 категории Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области. Считает данный отказ незаконным, нарушающим её права, в связи с чем просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Даниловском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности специалиста 1 категории Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Михайловка, Михайловском, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском районах; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Даниловском районе Волгоградской области; взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Даниловском районе Волгоградской области в её пользу судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб.
Истец ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила удовлетворить.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Даниловском районе Волгоградской области ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что решение Управления Пенсионного фонда РФ в Даниловском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным по причине отсутствия у истца требуемого 25-летнего специального стажа на дату обращения. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражении на исковое заявление ФИО4, Волгоградской области указано, что при предварительном подсчете льготного стажа, УПФР в Даниловском районе Волгоградской области руководствовалось п.п. 20 п.1 ст. ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. в соответствии с которой, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г., при определении права на включение периодов работы в стаж заявителей, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимо применять Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, которым утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения… в соответствии с п/п. 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Так как, органы Пенсионного Фонда РФ, учитывая ограниченность своих полномочий сферой правоприменения, не допускают расширенного толкования Списков, то следовательно, территориальные органы ПФР при вынесении решений основываются только на правовых нормах указанных в нормативно-правовых актах исходя из их буквального смысла.
Отказывая во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - специалиста 1 категории Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, УПФР в Даниловском районе Волгоградской области исходило из того, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области не относится к учреждениям здравоохранения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не является учреждением здравоохранения, что является одним из необходимых условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, закрепленным в вышеуказанном Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Кроме того, в соответствии с положениями данного Списка досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную деятельность, в том время как истец осуществлял надзорную деятельность в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а так же должность специалиста 1 категории не поименована вышеуказанным Списком.
Довод истца о том, что после реорганизации санитарно-эпидемилогической службы характер, функции, условия его деятельности не изменились и являются тождественными ранее выполнявшейся работы являются несостоятельными, так как истец замещал должность государственной гражданской службы.
Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица, работодатель не подтверждает льготный характер работы в период работы истца специалистом 1 категории Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области.
Кроме того, УПФР в Даниловском районе Волгоградской области не были включены в специальный стаж периоды курсов повышения квалификации, поскольку в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков. Данный перечень является окончательным, в него не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Таким образом, курсы повышения квалификации включаются в общий стаж, а не в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем УПФР в Даниловском районе было правомерно отказано во включении данного периода в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Отмечает, что согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области в городском округе город Михайловка, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском районах, Новоаннинском, Алексевском, Киквидзенском, Еланском районах», справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ «Даниловской центральной районной больницей», а также выписки из лицевого счета застрахованного лица, работодатель не подтверждает льготный характер работы период нахождения истца на курсах повышения квалификации.
С учетом изложенного выводы УПФР в Даниловском районе Волгоградской области об отказе ФИО9 в назначении досрочной страховой пенсии по старости основаны на нормах действующего законодательства просит истцу в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказать в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы гражданского дела, а также пенсионное дело ФИО4, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1; ст. 7; ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года N 8-П и Определение от 05.11.2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления которого в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно подпункту 20 пункту 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение содержалось в пп. 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подп. "н" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее Список N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее Список N 1066);
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее Список N 464).
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее Правила N 516); Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее Правила N 781); Правил исчисления срока выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее Правила N 1066).
Проверяя законность и обоснованность заявленных исковых требований, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 окончила Камышинское медицинское училище №, и ей присвоена квалификация «санитарный фельдшер», что подтверждается копией диплома РТ № (л.д.16).
ФИО3 и ФИО2 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака супруге присвоена фамилия - ФИО8, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака (л.д.17).
Из трудовой книжки истца, являющейся основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в соответствии со ст.66 ТК РФ, и ст.39 КЗоТ, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015, следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность помощника санитарного врача в санитарно-гигиенический отдел Даниловской районной санитарно-эпидемиологической станции.
ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию по 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ принята на государственную службу и назначена на должность специалиста 1 категории в территориальный отдел в г. Михайловке, Михайловском, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском районах Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ переведена и назначена на должность специалиста 1 разряда территориального отдела в г. Михайловке, Михайловском, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском районах Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы в порядке перевода в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области в г. Михайловка, Михайловском, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском районах», п. 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода из территориального отдела Роспотребнадзора в г. Михайловке, Михайловском, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском районах на должность помощник врача-эпидемиолога в отделение по обеспечению эпидемиологического надзора.
ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с истечением срока трудового договора.
ДД.ММ.ГГГГ принята на должность помощник врача-эпидемиолога в отделение по обеспечению эпидемиологического надзора.
ДД.ММ.ГГГГ уволена с занимаемой должности по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ принята на должность помощник врача-эпидемиолога МУЗ «Даниловская ЦРБ», где работает по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в Даниловском районе Волгоградской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Однако решением Управления Пенсионного фонда РФ в Даниловском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа на дату обращения.
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, в специальный стаж ФИО4 включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 мес. 24 дня с коэффициентом 1,3) – помощник санитарного врача, Даниловская санитарно-эпидемиологическая станция (с ДД.ММ.ГГГГ – Даниловский районный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 5 мес. 16 дней с коэффициентом 1,3) – помощник санитарного врача, Даниловский районный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 мес. 14 дней с коэффициентом 1,3) - помощник санитарного врача, Даниловский районный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 3 мес. 9 дней с коэффициентом 1,3) - помощник санитарного врача, Даниловский районный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 мес. 21 день в календарном порядке) - помощник санитарного врача, центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Даниловском районе (с ДД.ММ.ГГГГ – ГУ центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 1 мес. 5 дней в календарном порядке) - помощник санитарного врача, ГУ центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 мес. 5 дней в календарном порядке) - помощник санитарного врача, ГУ центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 мес. 8 дней в календарном порядке) - помощник санитарного врача, ГУ центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (с ДД.ММ.ГГГГ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области с образованием филиала в городе Михайловка, Михайловском, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском районах»); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 мес. 12 дней в календарном порядке) – помощник врача-эпидемиолога, МУЗ Даниловская центральная районная больница; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 3 дня в календарном порядке) – помощник врача-эпидемиолога, МУЗ Даниловская центральная районная больница; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 1 мес. 14 дней в календарном порядке) – помощник врача-эпидемиолога, МУЗ Даниловская центральная районная больница, а всего 19 лет 8 мес. 9 дней.
При этом оспариваемым решением в специальный стаж не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 мес. 26 дней) - курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 мес. 9 дней) – отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней) – отпуск без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 2 мес. 23 дня) – специалист 1 категории, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области.
Однако суд не может согласиться с решением УПФР (ГУ) в Даниловском районе Волгоградской области в части не включения в специальный стаж истца периодов прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 мес. 26 дней), в связи со следующим.
Так, в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
По смыслу закона, при сохранении за работником места работы, должны сохраняться также дополнительные гарантии, компенсации или льготы, которые предусмотрены для должности, занимаемой работником перед направлением на переподготовку.
В соответствии с требованиями действовавших в спорный период Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (ст. 54), а также приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2008 N 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявление соответствия профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно записям в трудовой книжке, в период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности помощника санитарного врача Даниловского районного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности помощника санитарного врача ГУ центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности помощника врача-эпидемиолога МУЗ Даниловская центральная районная больница.
Факт того, что ФИО4 в оспариваемые периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, представителями ответчика в судебном заседании не оспаривался, и подтверждается копией свидетельства о прохождении курсов усовершенствования при Камышинском гор. центре ГСЭН с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30), копией свидетельства о прохождении повышения квалификации к диплому № РТ 286820, копией свидетельства о повышении квалификации №, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области в городском округе город Михайловка, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском, Новоаннинском, Алексеевском, Киквидзенском, Еланском районах», а также справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ «Даниловская центральная районная больница», в которых указано, что на основании приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № § 2 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 находилась на курсах повышения квалификации.
В силу вышеприведенных положений законодательства в указанные периоды за ФИО4 сохранялось рабочее место, выплачивалась среднемесячная заработная плата, и, следовательно, работодатель должен был производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Таким образом, право лица на назначение досрочной страховой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения ею как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для нее обязательным условием дальнейшего осуществления медицинской деятельности.
Учитывая изложенное, нахождение истца ФИО4 на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не лишает её права на включение спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку она продолжала находиться в трудовых отношениях с учреждением, в котором работала, за ней сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика во включении в специальный стаж истца периодов прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
Таким образом, с учетом требований статьи 187 Трудового кодекса РФ, суд считает подлежащими включению в специальный стаж истца периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего 2 мес. 26 дней.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 2 мес. 23 дня) в должности специалиста 1 категории (1 разряда) территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Михайловка, Михайловском, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском районах, суд исходит из следующего.
Как указано выше, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее Список N 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее Правила № 781).
Списком № 781 ни должность специалиста 1 категории (1 разряда), ни Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы не предусмотрены.
В Номенклатуру учреждений здравоохранения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы также не включены.
Под учреждением понимается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2006 № 308, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Управление в пределах своей компетенции осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей; деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; организацию и осуществление санитарно-карантинного надзора (контроля) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в целях предупреждения завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также потенциально опасных для населения товаров и грузов; государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, другие функции.
В соответствии с положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 года № 745, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области является Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно записи в трудовой книжке, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ принята на государственную службу, и являлась государственным гражданским служащим, что также подтверждается должностным регламентом (л.д.36-38).
Из вышеизложенного следует, что территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, в котором в спорный период осуществляла трудовую деятельность истец, не является и ранее не являлся учреждением здравоохранения, не имеет полномочий на осуществление медицинской деятельности, работа в данном органе исполнительной власти не засчитывается в специальный стаж лечебной деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Истец, занимая должность специалиста 1 категории (1разряда) территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, являлась федеральным государственным гражданским служащим, имеющим иные условия пенсионного обеспечения.
Доводы истца о том, что в п. 8 Списка № 781 указаны «Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора» (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности), деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской в сфере санитарно-эпидемиологического надзора регулируется нормами Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которым ранее регулировалась деятельность Центров госсанэпиднадзоров, функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека полностью совпадают с функциями прежних Центров госсанэпиднадзора, в связи с чем спорный период подлежит включению в специальный стаж, являются несостоятельными, так как Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и отсутствует в Списке N 781.
Доводы истца о тождественности выполняемой ею работы в территориальном отделе Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области выполнявшейся ранее работе помощника санитарного врача ГУ центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора суд также находит несостоятельными, поскольку установление тождественности работы, выполняемой истцом в спорный период, работе, которая дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возможно лишь в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности, чего в данном случае не имеется. При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей, на чем по существу настаивает истец, не допускается (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 2 мес. 23 дня) в должности специалиста 1 категории (1 разряда) территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Михайловка, Михайловском, Кумылженском, Серафимовичском, Даниловском районах удовлетворению не подлежат.
Таким образом, с учетом того, что ответчиком ранее включено в специальный стаж истца 19 лет 8 мес. 9 дней, а также с учетом включенных судом периодов прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 мес. 26 дней), специальный стаж истца составляет менее 25 лет.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец ФИО4 обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Даниловском районе Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, поскольку на момент обращения ФИО4 в пенсионный орган специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составлял менее 25 лет, следовательно, решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Даниловском районе Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости ФИО4 принято на законных основаниях.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом ФИО4 при подаче иска в суд оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Таким образом, исходя из результата разрешения судом спора – частичного удовлетворения требований, с ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Даниловском районе Волгоградской области подлежат взысканию в пользу истца ФИО4 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░ 2 ░░░░░░ 26 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (5 ░░░ 2 ░░░░░░ 23 ░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░ (1 ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.