Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.03.2024
судья Новокщёнова Н.Г.
|
№ 33-1069/2024 УИД 51RS0008-02-2023-000252-34 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
20 марта 2024 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Койпиш В.В. |
судей |
Власовой Л.И. |
Исаевой Ю.А. |
|
при секретаре |
Кауфман О.Н. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-246/2023 по исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних, к муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством», администрации городского округа Закрытое территориально-административное образование город Заозерск Мурманской области об обязании произвести работы по оборудованию места временного складирования снега
по апелляционной жалобе администрации городского округа закрытое территориально-административное образование город Заозерск Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в закрытом административно-территориальном образовании город Заозерск Мурманской области) от 14 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы помощника прокурора Кольского района Мазнева Д.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к муниципальному казенному учреждению «Управление городским хозяйством» (далее - МКУ «УГХ»), администрации городского округа закрытое территориально-административное образование город Заозерск Мурманской области (далее – администрация ЗАТО г. Заозерск) об обязании произвести работы по оборудованию места временного складирования снега.
В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления установлены нарушения требований федерального законодательства при организации работы по складированию снега на территории ЗАТО г. Заозерск Мурманской области, определенные для временного складирования снега площадки не оборудованы водонепроницаемым покрытием, отсутствуют снегоплавильные установки.
Непринятие мер к оснащению мест временного складирования снега может повлечь попадание отходов в поверхностные и подземные водные объекты, недра и на почву.
В этой связи, уточнив исковые требования, прокурор просил обязать МКУ «УГХ» произвести работы по оснащению площадки № 1 для временного складирования снега, ориентировочной площадью 2500 кв.м., расположенной в кадастровом квартале *, на территории общего пользования с географическими координатами *, определенной постановлением администрации ЗАТО г. Заозерск № * от _ _ «Об определении мест временного складирования снега на территории муниципального образования ЗАТО город Заозерск», водонепроницаемым покрытием в срок не позднее _ _ ; обязать администрацию ЗАТО г. Заозерск обеспечить финансирование мероприятий на территории ЗАТО город Заозерск по обустройству площадок для временного складирования снега водонепроницаемым покрытием.
Судом принято решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены; на МКУ «УГХ» возложена обязанность в срок не позднее _ _ произвести работы по оснащению водонепроницаемым покрытием площадки № * для временного складирования снега, ориентировочной площадью 2500 кв.м., расположенной в кадастровом квартале * на территории общего пользования с географическими координатами *, определенной постановлением администрации ЗАТО г. Заозерск № * от _ _ «Об определении мест временного складирования снега на территории муниципального образования ЗАТО город Заозерск»; на администрацию ЗАТО г. Заозерск возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий на территории ЗАТО город Заозерск по обустройству площадок для временного складирования снега водонепроницаемым покрытием.
В апелляционной жалобе глава ЗАТО город Заозерск Пеньшин А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам…» закреплен специальный порядок складирования снежных масс в целях недопущения их негативного влияния на окружающую среду.
Считает, что суд, возлагая на администрацию ЗАТО г. Заозерск обязанность по финансированию мероприятий по обустройству площадок для временного складирования снега водонепроницаемым покрытием, тем самым лишил ответчика возможности вывозить снежные массы на снегоплавильной установке.
Обращает внимание, что администрация ЗАТО г. Заозерск находится в сложном финансовом положении, а мероприятия по оборудованию площадки для временного складирования снега водонепроницаемым покрытием являются дорогостоящими, в соответствии с пунктом 34 СанПиН ответчик в зависимости от своих материальных ресурсов на свое усмотрение вправе выбирать способ складирования (утилизирования) снежных масс.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кольского района Гусаров А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ЗАТО г. Заозерск - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика МКУ «УГХ», представитель ответчика администрация ЗАТО г. Заозерск, представители третьих лиц Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области, Управления Росреестра по Мурманской области, Министерства финансов Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; в том числе, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Так, пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 11 часть 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код *), то есть снег.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г., предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Уставом МКУ «УГХ» является некоммерческой организацией, создано для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Предметом деятельности МКУ «УГХ» является реализация муниципальных программ в сфере благоустройства, организации работ по содержанию муниципальных программ в сфере пользования местного значения, организации работ по благоустройству, организации сбора и вывоза коммунальных отходов.
Учредителем МКУ «УГХ» является администрация ЗАТО г. Заозерск Мурманской области.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами благоустройства муниципального образования ЗАТО город Заозерск, в целях обеспечения безопасного движения транспорта и пешеходов, создания благоприятной экологической обстановки, с целью соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды постановлением администрации ЗАТО г. Заозерск Мурманской области от 12 февраля 2020 г. (в редакции от 26 марта 2020 г. № 185) в качестве мест открытых площадок для временного складирования снега, кола льда, среди прочего, определена площадка № *, ориентировочной площадью _ _ кв.м., расположенной в кадастровом квартале * на территории общего пользования с географическими координатами *.
Прокуратурой Кольского района Мурманской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что площадка № 1, ориентировочной площадью 2500 кв.м., расположенная в кадастровом квартале * на территории общего пользования с географическими координатами *, не оборудована водонепроницаемым покрытием, снегоплавильной установки не имеется, что не соответствует требованиям пункту 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от _ _
По результатам проведенной проверки прокурором внесено представление главе администрация ЗАТО г. Заозерск об устранении нарушений требований законодательства с требованиями: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры; принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения; о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в письменной форме.
_ _ во исполнение требований представления прокурора администрацией ЗАТО г. Заозерск сообщено, что в летний период _ _ г. запланировано оборудование места временного складирования снега в соответствии с пунктом 34 постановления главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений…», а также в _ _ г. запланировано приобретение снегоплавильной установки.
До настоящего времени водонепроницаемое покрытие у открытой площадки № 1 для временного складирования снега отсутствует, что ответчиками в ходе разрешения спора не оспаривалось, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Разрешая спор и установив, что ответчиком МКУ «УГХ» допущено нарушение требований Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 в части оборудования места для складирования снега, то есть обеспечение площадки для размещения снежных масс водонепроницаемым покрытием, с учетом правоотношений сторон и приведенного в оспариваемом решении анализа федерального законодательства, оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора и возложении на МКУ «УГХ» обязанности в срок не позднее 31 декабря 2024 г. провести работы по оснащению водонепроницаемым покрытием площадки № 1 для временного складирования снега, ориентировочной площадью 2500 кв.м., расположенной в кадастровом квартале * на территории общего пользования с географическими координатами *, на администрацию ЗАТО город Заозерск - обеспечить финансирование мероприятий на территории ЗАТО город Заозерск по обустройству площадок для временного складирования снега водонепроницаемым покрытием.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда, которые достаточно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и согласуются с нормами материального права, регулирующими правоотношения сторон, судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Из системного анализа положений пунктов 18 и 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 статьи 8 Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что уборка и вывоз снега в зимний период должны организовываться в соответствии с установленными законодательством требованиями, включая и требования действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране окружающей среды.
Пунктами 1 и 10 части 2 статьи 45.1 приведенного Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочих, регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
Пунктом 9.3.1 Правил благоустройства территории ЗАТО город Заозерск, утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от 27 декабря 2022 г. № 55-4281, период осенне-зимней уборки установлен с 15 октября по 15 мая и предусматривает уборку и вывоз среди прочего снега и льда; в зависимости от климатических условий постановлением администрации ЗАТО город Заозерск период осенне-зимней уборки может быть изменен.
Разрешается укладка свежевыпавшего снега в валы и кучи на всех улицах, площадях, скверах ЗАТО город Заозерск с последующим его вывозом (пункт 9.3.2 Правил благоустройства территории ЗАТО город Заозерск).
В соответствии с пунктами 9.3.10-9.3.11 Правил благоустройства территории ЗАТО город Заозерск уборка и вывозка снега и льда с улиц, площадей, мостов, скверов начинается немедленно с начала снегопада и производится, в первую очередь, с центральных улиц, мостов для обеспечения бесперебойного движения транспорта во избежание наката. Вывоз снега производится только в специально отведенные места отвала.
Приведенное правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории сельского поселения в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, проведение работ по оснащению места временного складирования снежных масс водонепроницаемым покрытием не исключает возможность уборки снега с применением альтернативных способов (в частности, вывоза снежных масс на снегоплавильные установки).
Не ставят под сомнение правильность выводов суда и доводы апелляционной жалобы о том, что мероприятия по оборудованию площадки для временного складирования снега водонепроницаемым покрытием являются дорогостоящими, а также ссылки на отсутствие в бюджете денежных средств на указанные цели, что не является юридически значимыми обстоятельствами по настоящ9ему спору.
Охрана жизни и здоровья граждан и окружающей среды не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования, а дефицит соответствующего бюджета не должен освобождать ответчиков от обязанности по выполнению возложенных на них законом обязанностей.
В целом доводы апелляционной жалобы содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителями действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, вместе с тем данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении.
Поскольку в части установленного судом срока исполнения судебного постановления решение суда не обжаловано, в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда в указанной части не является предметом проверки судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области (постоянное судебное присутствие в закрытом административно-территориальном образовании город Заозерск Мурманской области) от _ _ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа закрытое территориально-административное образование город Заозерск Мурманской области – без удовлетворения.
председательствующий
судьи