Дело № 2-645-2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2015 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Арслановой Е.А.,
при секретаре Петряковой Е.В.,
с участием истца Угарина Н.В., представителя истца Мальцева Э.Г., представителя ответчика Молибоженко А.И., представителя третьего лица Ильина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Угарин Н.В. к Открытому акционерному обществу «Национальная страховая компания «Татарстан» о взыскании недовыплаченной страховой суммы,
УСТАНОВИЛ:
Угарин Н.В. обратился в суд с иском к ОАО «НАСКО» о взыскании недоплаченной страховой выплаты, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ уволился с должности <данные изъяты>. В связи с установлением ему ДД.ММ.ГГГГ инвалидности третьей группы, он обратился с заявлением о страховой выплате в ОАО «НАСКО», которое осуществило страховую выплату в размере <данные изъяты>. Он считает, что страховая компания не в полной мере исполнила положение части 2 ст.5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому размер страховой суммы, выплачиваемой при наступлении страховых случаев инвалидам III группы, составляет <данные изъяты>. Истец полагает, что при определении размера страховой суммы следует учитывать момент установления инвалидности и условия, изложенные в законе, а не положения договора страхования. В связи с этим, истец просил взыскать с ответчика разницу между причитающейся и выплаченной страховой суммой в размере <данные изъяты>
В судебном заседании истец Угарин Н.В. и его представитель Мальцев Э.Г. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Молибоженко А.И. иск не признал, указав, что в соответствии с государственным контрактом и прежней редакцией ст.5 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ истцу выплачена страховая сумма не в фиксированном размере, а в размере 25 окладов. В Федеральном законе от 08 ноября 2011 года № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносящем изменения в ст. 5 Федерального закона № 52-ФЗ, не указано, что он распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие. Какие –либо изменения в действующий контракт не внослись. Поскольку III группа инвалидности истцу была установлена в ДД.ММ.ГГГГ году, а уволен он был в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть в период действия контракта, заключенного на ДД.ММ.ГГГГ год, то и выплата страховой суммы (25 окладов) должна рассчитываться на основании окладов, установленных на дату увольнения истца – ДД.ММ.ГГГГ, а не на дату установления инвалидности – ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица МВД по Чувашской Республике Ильин А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, просил применить закон, действовавший в период установления инвалидности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 969 Гражданского кодекса РФ обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.
Между Министерством внутренних по Чувашской Республике (страхователь) и ОАО «НАСКО» (страховщик) ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел по Чувашской Республике № №, предметом которого являлось страхование в ДД.ММ.ГГГГ году жизни и здоровья указанных лиц.
В соответствии с пунктом № Государственного контракта страховым случаем являлось установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболеваний, полученных в период прохождения службы.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.
В соответствии с частью 2 ст. 5 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года №309-ФЗ, действующей с 1 января 2012 года, страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев – среди прочего, в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, инвалиду III группы в размере 500000 рублей.
В редакции закона, действовавшей до 1 января 2012 года, страховая сумма инвалиду III группы предусматривалась в размере 25 окладов.
Условием пункта № государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № также предусматривалась страховая сумма инвалиду III группы при установлении инвалидности в период прохождения службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, военных сборов в размере 25 окладов.
Истец Угарин Н.В. уволен ДД.ММ.ГГГГ приказом министра внутренних дел по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. №).
Инвалидность ему установлена <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. №).
Ответчик перечислил ему страховую сумму в размере <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. №).
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением положений, для которых этой статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Из содержания приведенных норм следует, что положения ст. 5 в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ, устанавливающие фиксированные выплаты по страховым случаям, распространяются на отношения, возникшие после 1 января 2012 года.
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ и государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № право на получение страховой суммы возникло у Угарина Н.В. не с момента увольнения со службы, а со времени наступления страхового случая.
Согласно абз. 9 п. 2 ст. 5 Закона № 52-ФЗ в редакции от 8 ноября 2011 года, действующей с 1 января 2012 года, страховые выплаты уплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Таким образом, поскольку ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена III группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы до истечения одного года со дня увольнения, именно этот день ДД.ММ.ГГГГ является днем наступления страхового случая. Поскольку правоотношения по выплате страхового возмещения возникают с момента наступления страхового случая, в к ним подлежат применению положения закона, действующего в момент возникновения правоотношений.
Положения статьи 5 в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, устанавливающие фиксированные страховые выплаты, распространяются на страховые случаи, наступившие с 1 января 2012 года. Принимая во внимание, что страховой случай наступил ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. после внесения в статью 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ вышеуказанных изменений, истец как инвалид III группы приобрел право на получение названной страховой выплаты в размере <данные изъяты> на основании статьи 5 в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ (действующей с 1 января 2012 года).
Ввиду изложенного исковое требование о взыскании с ответчика суммы разницы между причитающейся страховой суммой и выплаченной страховой суммой подлежит удовлетворению. Данная сумма составляет <данные изъяты> (<данные изъяты>).
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> <данные изъяты> (п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ) в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Открытого акционерного общества «Национальная страховая компания «Татарстан» в пользу Угарин Н.В. невыплаченное страховое возмещение в счет страховой выплаты в связи с установлением инвалидности в период военной службы в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Национальная страховая компания «Татарстан» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня вынесения решения в мотивированном виде.
Судья Е.А. Арсланова
Решение в мотивированном виде изготовлено 2 марта 2015 года