Дело № 2а-548/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2018 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кернечишиной И.М.,
при секретаре Выставкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Топчихинского района Алтайского края, администрации Сидоровского сельсовета Топчихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей,
у с т а н о в и л :
6 декабря 2018 г. прокурор Топчихинского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации Топчихинского района, администрации Сидоровского сельсовета, требуя признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учёт земельных участков под кладбищами, расположенными в с.Сидоровка, с.Ракиты № 1, с.Ракиты № 2, с.Чаячье Топчихинского района Алтайского края, администрации Топчихинского района Алтайского края в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с.Сидоровка, с.Ракиты № 1, с.Ракиты № 2, с.Чаячье Топчихинского района Алтайского края; обязать административных ответчиков в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести формирование, определение границ, постановку на кадастровый учёт земельных участков под кладбищами, расположенными в с.Сидоровка, с.Ракиты № 1, с.Ракиты № 2, с.Чаячье Топчихинского района Алтайского края, администрацию Топчихинского района Алтайского края оформить в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу право муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с.Сидоровка, с.Ракиты № 1, с.Ракиты № 2, с.Чаячье Топчихинского района Алтайского края.
В обоснование заявленных требований прокурор, ссылаясь на статью 15 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1, статьи 6, 11.1, 70 Земельного кодекса РФ, пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ, пункт 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статью 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Правила установления на местности границ объектов землеустройства, утверждённые постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688, указал, что прокуратурой Топчихинского района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, земельного законодательства в деятельности администрации Топчихинского района, по результатам которой выявлены нарушения действующею законодательства, а именно установлено, что администрацией района не принято мер к проведению землеустроительных работ и постановке на кадастровый учёт, оформлению в муниципальную собственность земельных участков под кладбищами, расположенными в с.Сидоровка, с.Ракиты № 1, с.Ракиты № 2, с.Чаячье Топчихинского района. Между тем, осуществление кадастрового учёта и проведение в связи с этим кадастровых работ влечёт за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально-определённой вещи и подтвердить существование такого участка. При этом учтённый по данным кадастрового учёта земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления, на который в силу закона возложена обязанность по осуществлению похоронного дела, своевременно рассчитать резерв свободной земли, используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытии нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределённого круга лиц на гарантированное захоронение.
Проверкой установлено, что в с.Сидоровка, с.Ракиты № 1, с.Ракиты № 2, с.Чаячье Топчихинского района расположены кладбища, однако земельные участки под кладбищами не поставлены на государственный кадастровый учёт, межевые работы по ним не проведены, право муниципальной собственности на земельные участки в установленном законом порядке не зарегистрировано. Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на несформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его как объект с особым режимом использования.
Государственная регистрация имеет правоустанавливающий характер как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц, является единственным доказательством существования зарегистрированного права и соответственно возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.
Отсутствие собственника общественных кладбищ влечёт невозможность обеспечения сохранности не только данных объектов недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку они оказывают экологическую нагрузку на окружающую среду, не соблюдается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Кроме того, сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, а также нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. То обстоятельство, что отсутствие контроля за эксплуатацией действующего места захоронения может явиться очагом вспышки и распространения инфекционных заболеваний, каких-либо доказательств не требует. Непринятие должных мер по установлению границ земельных участков, занятых кладбищами, постановке их на кадастровый учёт препятствует осуществлению надлежащего контроля и надзора за исполнение санитарного и экологического законодательства в местах погребения.
Таким образом, администрацией Топчихинского района допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учёт и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с.Сидоровка, с.Ракиты № 1, с.Ракиты № 2, с.Чаячье Топчихинского района.
Прокурором района 01.10.2018 в администрацию Топчихинского района было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако каких-либо мероприятий по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учёт и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами принято не было, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.
Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения администрации Сидоровского сельсовета переданы полномочия по содержанию мест захоронения на территории поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Топчихинского района Маликова Д.А. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив, что прокурором при предъявлении иска имелись кладбища № 1 и № 2 в селе Ракиты Топчихинского района, а не сёла Ракиты № 1 и Ракиты № 2, что можно понять из текста искового заявления.
Представитель административного ответчика администрации Топчихинского района Трусов Е.Д. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснив, что пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся «иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки». Вместе с тем, статьёй 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления». Формулировка «в ведении» не позволяет отнести земельные участки, на которых размещены существующие общественные кладбища, к собственности муниципальных образований, в связи с чем государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, в силу закона невозможна. Такая же неопределённая ситуация существует в отношении вероисповедальных кладбищ (статья 18), воинских кладбищ (статья 20), военных мемориальных кладбищ, стен скорби (статья 23) и крематориев (статья 24). Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также не позволяет однозначно разрешить данную правовую ситуацию, поскольку согласно статье 50 Закона в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов может находиться, в зависимости от вида муниципального образования, имущество, в том числе земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Также невозможна регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище, ввиду отсутствия объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, на указанном земельном участке (пункт 3 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ). Основаниями для государственной регистрации прав, согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации прав, являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Документов, из которых бы следовало, что кладбище относится к объектам недвижимости, не имеется, иных объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, на обозначенном земельном участке не имеется. Земельный участок, занятый кладбищем, не может быть отнесён к собственности муниципального образования. В силу пункта 10 Федерального закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Отсутствие государственной регистрации права собственности на кладбище не влечёт невозможность исполнения органом местного самоуправления полномочий, предоставленных Законом о погребении, в том числе деятельности по содержанию общественных кладбищ. В соответствии со статьёй 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации на территории поселения генеральными планами и правилами землепользования и застройки территорий утверждены зоны специального назначения, используемые для размещения существующих исторически сложившихся мест погребения, определены границы названных зон, что обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически обеспечивает использование земельного участка в границах установленной зоны по целевому назначению, а также позволяет идентифицировать его как объект с особым режимом использования.
Представитель административного ответчика администрации Сидоровского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, надлежаще извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не представив никаких объяснений по существу административного иска.
Участие представителя административного ответчика администрации Сидоровского сельсовета Топчихинского района Алтайского края в судебном заседании не признано судом обязательным, в связи с чем суд, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора Маликовой Д.А., представителя административного ответчика администрации Топчихинского района Трусова Е.Д., изучив материалы дела, суд принимает следующее решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ (в действующей редакции) «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно пункту 2 статьи 15 указанного Закона места погребения по принадлежности могут быть государственными либо муниципальными.
В пункте 1 статьи 13 Закона Алтайского края от 09.09.2002 № 58-ЗС «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае» указано, что для погребения умерших предназначаются общественные кладбища, которые находятся в ведении органов местного самоуправления.
Исходя из содержания частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в действующей редакции) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения могут закрепляться за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, а если они не отнесены к вопросам местного значения сельских поселений в указанном порядке, то на территориях сельских поселений они решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как видно из Устава муниципального образования Топчихинский район Алтайского края, Устава муниципального образования Сидоровский сельсовет Топчихинского района Алтайского края, полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения за Сидоровским сельсоветом этими нормативными актами не закреплены. Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от 29.12.2017 № 39, заключённым между Администрацией Топчихинского района и Администрацией Сидоровского сельсовета, район передал поселению полномочия по содержанию мест захоронения (пункт 11 Приложения 1 к Соглашению) за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования Топчихинский район в бюджет муниципального образования Сидоровский сельсовет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения полномочия осуществляются за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет поселения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно Приложению 2 к Соглашению распределение межбюджетных трансфертов бюджетам поселений производится в целях финансирования расходов на осуществление части полномочий по содержанию мест захоронения; размер межбюджетных трансфертов, предоставляемых поселению, определяется пропорционально численности населения, постоянно проживающего на территории поселения. Справкой комитета по финансам подтверждается, что межбюджетные трансферты, предоставленные из бюджета муниципального района в бюджет Сидоровского сельсовета на осуществление части полномочий по содержанию мест захоронения составили в 2018 году 3300 рублей. Представитель администрации Топчихинского района Трусов Е.Д. в судебном заседании подтвердил, что эти денежные средства были использованы поселением в соответствии с целевым назначением – на поддержание надлежащего санитарного состояния кладбищ, их благоустройство; их недостаточно для того, чтобы произвести формирование, определение границ, постановку на кадастровый учёт земельных участков под кладбищами.
В судебном заседании установлено, не оспаривается административными ответчиками, что земельные участки под действующими кладбищами, расположенными на территории Сидоровского сельсовета - в с.Сидоровка, с.Ракиты (№ 1 и № 2), с.Чаячье Топчихинского района на государственный кадастровый учёт не поставлены, межевые работы по ним не проведены, право муниципальной собственности на земельные участки в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Между тем, частью 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определённой вещи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно статье 16 этого же Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.
В силу статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Подпунктом 1 пункта 4 указанной статьи предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случае образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
Как установлено статьёй 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
Согласно статье 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ (в действующей редакции) «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688 (в редакции от 17.05.2016).
Статьёй 70 ЗК РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона органы местного самоуправления являются участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частями 1-3 статьи 8 этого Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Поскольку земельные участки под кладбищами, расположенными в в с.Сидоровка, с.Ракиты (№ 1 и № 2), с.Чаячье Топчихинского района не поставлены на государственный кадастровый учёт, межевые работы по ним не проведены, право муниципальной собственности на земельные участки в установленном законом порядке не зарегистрировано, суд соглашается с мнением прокурора о том, что отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельных участков по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на несформированных земельных участках не позволяет идентифицировать их как объекты с особым режимом использования.
Таким образом, администрацией Топчихинского района действительно допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учёт и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с.Сидоровка, с.Ракиты (№ 1 и № 2), с.Чаячье Топчихинского района, и требования прокурора к администрации района подлежат удовлетворению в полном объёме. При этом суд соглашается, что указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что такой срок является разумным и достаточным.
С доводами представителя администрации Топчихинского района об отсутствии необходимости и полномочий на постановку земельных участков под кладбищами на кадастровый учёт и регистрацию права муниципальной собственности на них суд не может согласиться, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учёта, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определённой вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учёт и последующего оформления прав на него.
Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории Топчихинского района, непостановка их на государственный кадастровый учёт и нерегистрация права собственности на данные земельные участки приводит к нарушению прав жителей Топчихинского района на организацию и благоустройство территории кладбищ. При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определённых границ земельных участков препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, что является основанием для удовлетворения административного иска.
Доказательств незаконного бездействия администрации Сидоровского сельсовета Топчихинского района административным истцом суду не представлено. Из акта проверки, в ходе которой выявлены нарушения закона от 01.10.2018, составленного помощником прокурора Топчихинского района Тибейкиной Н.А. и положенного в основу административного искового заявления, усматривается, что при передаче полномочий в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, администрация Топчихинского района не обеспечила отведение земельных участков под кладбища, их межевание, постановку на кадастровый учёт. Денежные средства на указанные цели также выделены не были, заложенных в бюджет денежных средств недостаточно для оформления земельных участков.
Иного в судебном заседании не установлено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска к администрации Сидоровского сельсовета в части признания незаконным её бездействия суд прокурору отказывает, а в части возложения обязанности произвести формирование, определение границ, постановку на кадастровый учёт земельных участков под кладбищами возлагает на администрацию сельсовета эту обязанность в пределах перечисленных ей денежных средств.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора Топчихинского района в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Топчихинского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учёт и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенным в с.Сидоровка, с.Ракиты (№ 1 и № 2), с.Чаячье Топчихинского района Алтайского края.
Обязать администрацию Топчихинского района Алтайского края, администрацию Сидоровского сельсовета Топчихинского района Алтайского края (последнюю – в пределах перечисленных денежных средств) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести формирование, определение границ, постановку на кадастровый учёт земельных участков под кладбищами, расположенными в с.Сидоровка, с.Ракиты (№ 1 и № 2), с.Чаячье Топчихинского района Алтайского края.
Обязать администрацию Топчихинского района Алтайского края оформить в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу право муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенными в с.Сидоровка, с.Ракиты (№ 1 и № 2), с.Чаячье Топчихинского района Алтайского края.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2018 г.
Судья