Решение по делу № 8Г-4325/2023 [88-6423/2023] от 02.02.2023

I инстанция – Калиновская В.М.

II инстанция – Сеземов А.А. (докладчик), Виноградова Т.И., Рыбина Н.С.

Дело № 88-6423/2023

УИД 76RS0008-01-2022-000413-27

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2023 г. г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бибеевой С.Е.,

судей Байбакова М.А. и Курчевской С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-531/2022 по иску управления муниципальной собственности администрации городского округа г. Переславля-Залесский к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, Департаменту лесного хозяйства Ярославской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка

по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях на решение Переславского районного суда Ярославской области от 8 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 декабря 2022 г.

Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Управление муниципальной собственности администрации городского округа города Переславля-Залесского обратилось в суд с иском и, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, просило установить местоположение границ земельного участка, занятого общественным кладбищем в деревне Хмельники городского округа города Переславль-Залесский Ярославской области согласно межевому плану кадастрового инженера Фадеевой О.В. от 19.07.2022; исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером в части пересечения с границами земельного участка, занятого названным общественным кладбищем, в координатах согласно межевому плану кадастрового инженера Фадеевой О.В. от 19.07.2022.

Исковые требования мотивированы тем, что в деревне Хмельники городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области находится место погребения с расположенным на нем общественным кладбищем. Согласно постановлению администрации города Переславля-Залесского от 30.12.2019 № ПОС.03-3008/19 «Об утверждении Перечня действующих общественных кладбищ на территории городского округа города Переславля-Залесского, на которых предоставляются участки земли для захоронений», данное кладбище является действующим.

Решением Переславского районного суда от 20 сентября 2021 г. по гражданскому делу по иску Переславского межрайонного прокурора на администрацию города Переславля-Залесского возложена обязанность по постановке земельного участка, занятого общественным кладбищем в деревне Хмельники, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Пересечение границ земельного участка, занятого общественным кладбищем в деревне Хмельники, с границами земельного участка с кадастровым номером препятствует исполнению решения суда.

Решением Переславского районного суда Ярославской области от 8 сентября 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 декабря 2022 г., исковые требования удовлетворены, постановлено:

«Установить местоположение границ земельного участка, занятого общественным кладбищем в д. Хмельники г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области согласно межевому плану, выполненному 19 июля 2022 г. кадастровым инженером Фадеевой О.В. (Приложение № 1).

Исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с КН в части пересечения с границами земельного участка, занятого общественным кладбищем в д. Хмельники г.о. г. Переславль-Залесский Ярославской области, в координатах согласно межевому плану, выполненному 19 июля 2022 г. кадастровым инженером Фадеевой О.В.».

В кассационной жалобе представитель ответчика Межрегионального территориального управления Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях - Овсянникова О.В. просит принятые по делу судебные постановления отменить в части, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает, что МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях не является надлежащим ответчиком по данному делу; надлежащим лицом, уполномоченным выступать в защиту имущественных интересов Российской Федерации по спорам в области лесных отношений, в том числе о правах на земельные участки лесного фонда, является Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы; федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности иных лиц земельных участков из состава земель лесного фонда.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, от МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Вместе с тем, отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.

Так, согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту - Закон о погребении) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 16 Закона о погребении размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.?

Следовательно, для того, что бы предоставлять участок земли на кладбище соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию.

Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и в силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.

Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о погребении, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о погребении, создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

По смыслу пункта 2 статьи 15 Закона о погребении, места погребения по своей принадлежности могут быть государственные или муниципальные.

При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.

Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении, все общественные кладбища находятся только в ведении органов местного самоуправления.?

Из положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Судом установлено, что в деревне Хмельники городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области находится место погребения с расположенным на нем действующим общественным кладбищем.

Решением Переславского районного суда от 20 сентября 2021 г. по гражданскому делу по иску Переславского межрайонного прокурора на Администрацию города Переславля-Залесского возложена обязанность по постановке земельного участка, занятого общественным кладбищем в деревне Хмельники, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в течение одного года со дна вступления решения суда в законную силу.

Пересечение границ земельного участка, занятого общественным кладбищем в деревне Хмельники, с границами земельного участка с кадастровым номером препятствует исполнению решения суда.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 470903722±379762 кв.м., категория земель: земли лесного фонда, расположенный по адресу: Ярославская область, Переславский район, Пригородное сельское поселение, ГКУ ЯО «Переславское лесничество», Заладьевское участковое лесничество, кварталы 4-114, 117-128, Переславское участковое лесничество, кварталы 1-50, 1001-1059, Рогозининское участковое лесничество кварталы 1-103, Рязанцевское участковое лесничество кварталы 1-15, 22-40, 42, 60, 101, 102, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

В целях установления границ земельных участков, фактически занятым кладбищем, истцом представлен межевой план земельного участка, изготовленный кадастровым инженером Фадеевой О.В.

Согласно заключению кадастрового инженера при проведении кадастровых работ установлено, что имеется 100 % пересечение с земельным участком с КН . При формировании границ земельного участка были учтены существующие захоронения и место для размещения площадки для сбора отходов.

Из акта выездного обследования лесного участка от 27.04.2022, осуществленного ГКУ ЯО «Переславское лесничество», следует, что на момент осмотра кладбища, расположенного в лесном квартале 121 лесотаксационном выделе 34 на площади 0,3 га, данный лесной участок огорожен забором и примыкает к лесотаксационным выделам 33, 35, 40 лесного квартала 121 и лесотаксационному выделу 40 лесного квартала 120. Примыкающие к кладбищу лесотаксационные выделы покрыты лесом, категория защитности лесов - эксплуатация леса, ОЗУ — участки леса вокруг населенных пунктов. Выхода кладбища за пределы границ лесотаксационного выдела 34 не установлено.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, находится на землях лесного фонда. Данный земельный участок на кадастровый учет не поставлен, право муниципальной собственности на данный земельный участок не зарегистрировано. Факт осуществления захоронений на указанном общественном кладбище сторонами не оспаривался. Расположение кладбища на землях, находящихся в федеральной собственности, не препятствует органу местного самоуправления проводить соответствующие мероприятия по передаче таких земель, которые должны находиться в муниципальной собственности в силу закона. Ответчиком в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, было отказано. Таким образом, сведения о координатах границы земельного участка лесного фонда подлежат исключению из ЕГРН в части пересечения с границами земельного участка, занятого общественным кладбищем, границы земельного участка, занятого общественным кладбищем в деревне Хмельники городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области подлежат установлению в соответствии с межевым планом, выполненным кадастровым инженером Фадеевой О.В. 19.07.2022.

Суд пришел к выводу о том, что земельный участок, на котором располагается общественное кладбище, в силу прямого указания закона может находиться в собственности соответствующего муниципального образования, на территории которого располагаются указанные кладбища.

Судом первой инстанции принято во внимание, что установление границ и площади лесных участков является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения лесных участков.

Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав на несостоятельность доводов стороны ответчика о том, что Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на правильность постановленного судом решения не влияют, учитывая при этом, что требований истцом к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях не заявлено, вынесенным решением суда обязанность по выполнению каких-либо действий (либо по воздержанию от таковых) на данного ответчика не возложена.

Доводы стороны ответчика о том, что федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в муниципальной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда, судебная коллегия также сочла несостоятельными, поскольку регистрация права истца в отношении спорного земельного участка не порождает и не свидетельствует о возникновении прав в отношении относящегося к лесному фонду земельного участка, право на который уже ранее было зарегистрировано за иным собственником - Российской Федерацией. Кроме того, истцом не заявлялись исковые требований об оспаривании права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка (в настоящее время с категорией - земли лесного фонда).

Также судебная коллегия указала на несостоятельность доводов стороны истца о том, что в полномочия суда не входит рассмотрение вопроса об устранении ошибки, допущенной регистрационным органом власти, ввиду неверного толкования норм права.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.

Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, оснований не согласиться с которой по доводам жалобы не усматривается.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Переславского районного суда Ярославской области от 8 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-4325/2023 [88-6423/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление муниципальной собственности Администрации г. Переславля-Залесского
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях
Федеральное агентство лесного хозяйства
Департамент лесного хозяйства Ярославской области
Другие
ГКУ Ярославской области «Переславское лесничество»
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области
Управление Росреестра по Ярославской области
ООО Леспромтех
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
21.03.2023Судебное заседание
21.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее