КОПИЯ
Дело № 2 – 2764/2021
УИД: 89RS0005-01-2021-004512-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.11.2021 г. Ноябрьск
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Бажевой Е. В.,
с участием секретаря судебного заседания Глазуновой Ю. С.,
с участием: истца ФИО2 помощника прокурора г. Ноябрьска – Бородиной К. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Ноябрьска, действующего в интересах ФИО2, к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска, о предоставлении в собственность благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилого помещения, взыскании судебной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Ноябрьска о предоставлении в собственность благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилого помещения, взыскании судебной неустойки.
В обоснование исковых требований истец указал, что ФИО2 является собственником жилого помещения – <адрес> в городе Ноябрьске.
Заключением межведомственной комиссии от 17.01.2014 №) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации города Ноябрьск от 06.02.2014 №69-з (в редакции от 14.05.2020) указанный дом включен в перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования, на собственников помещений дома возложена обязанность осуществить в срок до 20.05.2020 отселение из занимаемых жилых помещений, а в срок до 12.06.2020 осуществить снос дома.
Постановлением Администрации г.Ноябрьска № П-980 от 10.07.2020 земельный участок, на котором расположен аварийный многоквартирный <адрес> для муниципальных нужд.
Многоквартирный <адрес> включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Истец ФИО2 отказался от получения возмещения за аварийное жилое помещение и выбрал способ реализации жилищных прав путем предоставления благоустроенного жилого помещения.
Просит обязать департамент имущественных отношений Администрации г.Ноябрьск предоставить благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32, 40 кв. м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования город Ноябрьск на праве собственности без доплаты взамен принадлежащего на праве собственности аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 32,40 кв.м. и взыскать с департамента имуществе 200 руб. за каждый день неисполнения решения суда со дня, следующего за днем вступления решения в законную силу по день фактического исполнения решения суда.
Помощник прокурора г. Ноябрьск Бородина К. Н. в судебном заседании на требованиях, указанных в иске, настаивала.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования подержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска в судебном заседании участия не принимал, направили письменные возражения, в которых просили в удовлетворении исковых требований в части взыскания судебной неустойки отказать, поскольку исполнение решения суда не зависит от ответчика, Департаментом имущественных отношений принимаются меры для предоставления другого жилого помещения взамен аварийного.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика – Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Направили отзыв в суд, согласно которому департамент не участвует в правоотношениях, связанных с обеспечением жилищных прав граждан, являющихся нанимателями жилых помещений в многоквартирном жилом доме, признанном муниципальным образованием непригодным для проживания и подлежащим сносу. Сроки расселения устанавливаются органом местного самоуправления исходя из времени признания дома аварийным и подлежащим сносу в порядке очередности, а также наличия свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, предназначенного для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предназначенного для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и объема средств, предусмотренного на эти цели в местном и окружном бюджете. Включению в мероприятия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало – Ненецкого автономного округа в 2019 – 2025 годах, утвержденной Постановлением Правительства автономного округа от 05.04.2019 № 346 – П, подлежит жилищный фонд, признанный органами местного самоуправления аварийным и подлежащим сносу в срок до 01.01.2017 в результате физического износа. Вместе с тем, в целях реализации мероприятий по переселению граждан из жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в срок после 01.01.2017, постановлением Правительства автономного округа от 19.08.2019 № 902 – П утверждена Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало – Ненецкого автономного округа на 2019 – 2025 годы. Постановлением Правительства автономного округа от 11.02.2020 № 112 – П утверждена Комплексная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории Ямало – Ненецкого автономного округа на 2019 – 2025 годы, постановление № 902 – П признано утратившим силу. Г. Ноябрьск мкр. П – 6 (п. УТДС) д. 201 включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало – Ненецкого автономного округа в 2019 - 2024 годах, утвержденная постановлением Правительства Ямало – Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 № 346 – П. Разделом III региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало – Ненецкого автономного округа в 2019 – 2025 годах, утвержденной постановлением Правительства Ямало – Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 № 346 – П предусмотрено, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указывается, что в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам ч. 7 ст. 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. Учитывая раздел III региональной адресной программы Ямало – Ненецкого автономного округа, а также позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации иск о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен аварийного без доплаты не может быть удовлетворен.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца ФИО7, ФИО8 в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании ч. 3, ч. 5 ст.167 Гражданского процессуального Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных третьих лиц.
Суд, заслушав помощника прокурора, истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст.17 и ст.40 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из принципов жилищного законодательства является необходимость обеспечения безопасности жилища, недопустимости произвольного лишения жилища.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником жилого помещения – <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельством о государственной регистрации права от 04.06.2008 (л.д.5,6).
Заключением межведомственной комиссии от 17.01.2014 № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, в составе которого находится указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу вследствие наличия деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности. Собственникам помещений в многоквартирном доме осуществить снос дома в разумный срок за счет собственных средств (л.д.10 – 11).
06.02.2014 Администрацией г. Ноябрьска издано распоряжение № 63-з о включении жилых помещений многоквартирного дома по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> перечень непригодных для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Ноябрьск, собственникам помещений предписано осуществить отселение из занимаемых жилых помещений до 20.05.2020, а также осуществить снос дома в срок до 12.06.2020 (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 14.05.2020 №Р-696) (л.д.23 - 25).
В установленный срок снос дома собственниками осуществлен не был.
Постановлением Администрации г. Ноябрьска от 10.07.2020 № П-980 земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 1761 кв. м., входящий в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, признанный аварийным и подлежащем сносу, изъят для муниципальных нужд.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1- 3, 5 - 9 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных норм права в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза.
При этом суд учитывает, что право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения.
Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Исходя из того, что жилой дом, в котором расположено изымаемое жилое помещение, включен в региональную адресную программу, истец ФИО2, имеющий право выбора, выбрал способ реализации своих жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого без доплаты.
При разрешении вопроса о возникновении права на предоставление жилого помещения имеет закон, во исполнение которого принята адресная программа, поскольку безусловное право выбора способа защиты своих жилищных права: путем получения компенсации за изымаемое жилое помещение либо путем предоставления жилого помещения в натуре, имеют лица, которым принадлежат жилые помещения в домах, признанных аварийными, и включенные в региональную адресную программу, принятую исключительно во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 № 346-П, утверждена «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2025 годах», принятая в целях исполнения Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Как указывалось выше, жилой дом, в котором находится принадлежащее ФИО2 жилое помещение, в указанную региональную адресную программу включен и числится под номером №.
С учетом установленных по делу обстоятельств, изложенных выше, суд приходит к выводу, что ФИО2 как собственник жилого помещения в доме, который включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения.
Довод представителя третьего лица Департамента строительства и жилищной политики Ямало – Ненецкого автономного округа ФИО5, действующего на основании доверенности № 29 – Д от 25.11.2020, о том, что истец обязан возместить разницу стоимости нового жилья и признанного непригодным для проживания, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
Целью Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2025 годах, утвержденной Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 № 346-П, является расселение на территории Ямало-Ненецкого автономного округа жилого фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащем сносу в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ. Сроки реализации Программы 2019 - по 01 сентября 2025 года.
В соответствии с Паспортом указанной Региональной Адресной программы, основанием для разработки Программы явились Жилищный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».
Согласно разделу IV Программы источниками финансирования программных мероприятий являются средства фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.
Исходя из буквального толкования и совокупности правовых норм федерального закона от 21 июля 2021 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», разъяснений изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанных с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного суда РФ от 29 апреля 2014 г., положений региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на Территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2025 годах, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 г. №346-П №398 следует, что ни федеральным законодательством, ни адресной программой ЯНАО по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не установлена обязанность граждан, переселяемых из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, по доплате разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
В частности, раздел «Объемы и источники финансирования Программы» паспорта региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО не содержит положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Как следует из указанного раздела паспорта программы, источником финансирования программы являются средства окружного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда ЖКХ.
Следовательно, гражданам, переселяемым из жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и находящихся в признанных аварийными и подлежащими сносу жилых домах, в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилые помещения должны предоставляться без каких-либо доплат.
Таким образом, адресной программой не установлена необходимость доплаты гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Закон ЯНАО от 30.05.2005 N 36-3AO, устанавливает дополнительные гарантии, в соответствии ч.8.1 ст. 32 Жилищной кодекса РФ, согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Поскольку вышеназванным Федеральным законом не предусмотрены такие условия, как мена с доплатой разницы стоимости нового жилья и изымаемого, отсутствие у собственника иных жилых помещений, то нормы Закона ЯНАО от 30.05.2005 N 36-3AO не применимы.
Ссылка в отзыве на изменения, внесенные в региональную адресную программу в ЯНАО в декабре 2020 года, не состоятельны, поскольку земельный участок изъят для муниципальных нужд в июле 2020 года, и именно на это время должна применяться редакция региональной адресной программы, поскольку жилищное законодательство не имеет обратной силы.
Разрешая заявленные исковые требования о взыскании с Департамента имущественных отношений судебной неустойки суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).
В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» на основании п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
По смыслу данной статьи и разъяснений, приведенных в п. 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г №7, суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
Вместе с тем, согласно абз.2 п. 30 Постановления Пленума Верховного суда от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», поскольку по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных о семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членам семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.
Настоящий спор не связан с неисполнением гражданско-правовой обязанности, а вытекает из жилищных правоотношений и обязанности органа местного самоуправления – департамента по обеспечению ответчиков жилым помещением в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания, а на такие отношения распространяются ограничения, приведенные в абз.2 п. 30 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. №7.
10.08.2018 между муниципальным образованием город Ноябрьск и некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства ЯНАО» заключено соглашение о сотрудничество на 2018-2022 гг., согласно условиям которого, такое соглашение заключено в целях создания условий по строительству жилья для переселения граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, на территории Муниципального образования путем сноса данный строений и формирования земельных участков для дальнейшего развития территорий.
Невозможность предоставления в настоящее время ФИО2 благоустроенного жилого помещения в доме капитального исполнения взамен аварийного вызвана объективными уважительными обстоятельствами, независящими от департамента, так как до настоящего времени НО «Фонд жилищного строительства ЯНАО» не ввел в эксплуатацию многоквартирные дома, срок сдачи которых 31.12.2021.
Удовлетворение требований о взыскании неустойки с департамента имущественных отношений Администрации г.Ноябрьска не приведет к достижению той цели, для которой она регламентирована, поскольку сроки завершения строительства многоквартирных домов на территории г. Ноябрьска и ввода их в эксплуатацию от действий департамента не зависят.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о предоставлении в собственность благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилого помещения, взыскании неустойки – удовлетворить частично.
Обязать департамент имущественных отношений Администрации г.Ноябрьска предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32,40 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования город Ноябрьск на праве собственности без доплаты разницы между рыночной стоимостью изымаемого жилого помещения и предоставляемого взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 32, 40 кв.м.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решение в окончательной форме принято (мотивированное решение составлено) 07.12.2021.
Судья (подпись) Е. В. Бажева
Подлинник решения находится в Ноябрьском городском суде в гражданском деле №2-2764/2021