Дело № 2-290/2021
УИД 29RS0011-01-2021-000381-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года село Красноборск
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Гарбуз С.В.,
при секретаре Поротовой С.Н.,
с участием истца Шахова И.Л. посредством систем видеоконференц-связи,
прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Вилкова Д.Л.,
представителя ответчиков ОМВД России «Красноборский» и МВД России Чупровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шахова И.Л. к Прокуратуре Верхнетоемского района Архангельской области о признании ответов незаконными и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Шахов И.Л. обратился в суд с иском к прокуратуре Верхнетоемского района Архангельской области о признании ответа прокурора Верхнетоемского района Архангельской области от 14.12.2020 и ответа начальника ОМВД России «Красноборский» от 30.10.2020 незаконными и взыскании компенсации морального вреда в размере 120 000 рублей.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области на его жалобу от 14.11.2020 на условия содержания в изоляторе временного содержания отделения полиции по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский» даны, по его мнению, неправильные ответы от 23.11.2020 за № *** и ОМВД России «Красноборский» ответ от 30.10.2020 за № ***.
14.11.2020 им в прокуратуру Верхнетоемского района Архангельской области была подана жалоба на условия содержания в ИВС отделения полиции ОМВД России «Красноборский», в которой он указал, что содержался в ИВС в с. Верхняя Тойма в периоды с 31.07.2020 по 04.08.2020, с 05.08.2020 по 09.08.2020, и с 19.09.2020 по 23.09.2020 в камерах № *** и № *** в ненадлежащих условиях содержания, в которых отсутствовали: санузел, кабинки-перегородки в камере закрытого типа, который должен быть отгорожен от общей камеры, унитаза со сливным бачком, умывальника с краном и с проведенным водопроводом к нему, вентиляции, присутствием оконных проемов несоответствующих стандартам, так же в ИВС с. Верхняя Тойма отсутствует баня и душевая кабинка.
Прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области в его адрес был направлен ответ от 23.11.2020 за № ***, который им получен 07.12.2020, который не соответствует изложенному в его жалобе от 14.07.2021 содержанию. После чего им 08.12.2020 была подана жалоба в Красноборский районный суд, на которую он получил ответ от 23.12.2020 вх. № *** об оставлении заявления без движения, для устранения недостатков, указанных 12.01.2021 судьёй Красноборского районного суда, позже срок был продлен до 20.01.2021, в связи с несвоевременным получением данного определения судьи, но было вынесено определение о возврате искового заявления, поданного им.
С учётом уточненных требований просил суд: признать незаконным ответ прокуратуры Верхнетоемского района от 23.11.2020 за № *** и ответ ОМВД России «Красноборский» ответ от 30.10.2020 за № ***; взыскать компенсацию морального вреда и с прокуратуры Верхнетоемского района и с ОМВД России «Красноборский» по 60 000 рублей с каждого ответчика, при этом, поддержав требование к соответчикам Министерству внутренних дел РФ и Министерство финансов РФ.
Определениями судьи от 11.06.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноборский», Министерство финансов РФ, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В судебном заседании Шахов И.Л. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Прокурор Верхнетоемского района Вилков Д.Л. и представитель ОМВД России «Красноборский», МВД РФ Чупрова Н.Н. указали, что с иском не согласны.
В возражениях на иск прокурор пояснил, что, по мнению Шахова И.Л., прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области не предприняты надлежащие меры прокурорского реагирования, так как его обращение перенаправлено для рассмотрения в органы, чьи действия им оспаривались.
В силу статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации определяется Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
Согласно пунктам 3.2-3.5 Инструкции, обращения, решения по которым не принимались руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 62 постановления Пленума от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Письменное обращение заявителя от 14.11.2020, поступившее в прокуратуру Верхнетоемского района Архангельской области 19.11.2020, рассмотрено в установленные законом о прокуратуре и Инструкцией порядке и сроки с направлением Шахову И.Л. ответа 23.11.2020.
Несогласие заявителя с содержанием ответа прокурора само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконными и необоснованными его действий.
Необходимость перенаправления обращения Шахова И.Л. вытекала из поставленных им вопросов, относящихся к компетенции иного государственного органа.
При этот тот факт, что жалоба Шахова И.Л. была переадресована в ОМВД России «Красноборский», не противоречит ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
По всем обращениям Шахова И.Л. ему были даны письменные ответы в установленные законом сроки, при этом несогласие истца с содержанием данных ответов правового значения не имеет.
В период нахождения Шахова И.Л. в изоляторе временного содержания отделения полиции по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский», расположенного по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Советская, д. 10, претензии на условия содержания последним не заявлялись. Он обратился с жалобой на условия содержания в органы прокуратуры только 24.09.2020 и 14.11.2020. На его обращения начальником ОМВД России «Красноборский», получившим данное заявление для разрешения из прокуратуры района, дан подробный ответ.
На основании проведенной проверки и внесенного прокуратурой района 12.08.2020 начальнику ОМВД России «Красноборский» представления, деятельность ИВС ОП по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский» с октября 2020 года по настоящее время приостановлена.
Полагал, что истец не представил доказательств причинения ему морального вреда и не доказал его размер, как и не доказана незаконность действий должностных лиц.
В указанные в жалобах заявителем периоды его содержания в ИВС ОП по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский» прокуратурой района осуществлялись ежедневные обходы камер изолятора временного содержания и проводились опросы лиц в нем содержащихся о наличии каких-либо замечаний. В ходе проведенных мероприятий устных либо письменных обращений в прокуратуру района от Шахова И.Л. не поступало.
Представитель ОМВД России «Красноборский», МВД РФ Чупрова Н.Н. пояснила, что 19.10.2020 в ОМВД России «Красноборский» от осужденного Шахова И.Л. поступила жалоба на условия содержания в ИВС отделения полиции по Верхнетоемскому району ОМВД, датированная им 24.09.2020 и, направленная прокурором Верхнетоемского района для рассмотрения в порядке федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» исх. № 1р-2020 от 13.10.2020.
Изложенные в иске Шахова И.Л. доводы о ненадлежащих условиях содержания его в ИВС ОП по Верхнетоемскому району ранее уже были предметом исследования в судебном заседании по исковым требованиям истца, предъявленным в порядке права на реабилитацию по гражданскому делу № 2-107/2021, решением суда от 30.03.2021 по которому исковые требования о денежной компенсации морального вреда были удовлетворены частично, с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Шахова И.Л. взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 30 000 рублей.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о его времени и месте. Заявлений и ходатайств не поступало.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично в государственные органы и их должностным лицам.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 12 Закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В силу статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации определяется Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
Согласно пунктам 3.2-3.5 Инструкции, обращения, решения по которым не принимались, руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
В силу ст. 5 и 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» граждане имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Приказом МВД России от 12.09.2013 N 707 утверждена «Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»., которая определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно п. 3 Инструкции рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению; личный прием граждан; анализ рассмотрения обращений; контроль за рассмотрением обращений.
В п.9.3 Инструкции закреплено право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с п. 37,88,91 Инструкции все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления. Сроки рассмотрения обращений исчисляются в календарных днях. Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.
Согласно п. 139 и 145 Инструкции ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме, он должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются.
В судебном заседании установлено, что 09.10.2020 в прокуратуру Верхнетоемского района Архангельской области от истца Шахова И.Л. поступила жалоба, датированная 24.09.2020, направленная им в прокуратуру Архангельской области, в которой он указывал на ненадлежащие условия содержания в ИВС ОП по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский». В жалобе поименованной истец указал на площадь камер в 1,5 метра, отсутствие окна, отсутствие доступа воздуха и солнечного света, санузла, туалета, грязь в камерах и темный цвет их стен, наличие в них пятен дыр, трещин, наличие эмалированных ведер со зловонными запахами, отсутствие душа и бани, отсутствие возможности постирать белье, наличие раздачи пищи без перчаток, наличия грызунов, отсутствие радио; этапирование производиться на автомобилях УАЗ «Буханка», в «стаканах-камерах» пристегнутыми, в том числе при переправе на барже через реку; на недостаток питания. Данное обращение зарегистрировано в прокуратуре Верхнетоемского района 30.09.2020 № ВО№ ***. В жалобе истец так же просил выплатить ему компенсацию в размере 50000 рублей.
Данная жалоба Шахова И.Л. на основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации, 13.10.2020 направлена прокурором для рассмотрения по существу начальнику ОМВД России «Красноборский, что подтверждается копией письма прокурора Верхнетоемского района Архангельской области от 13.10.2020 № 1р-2020.
В данном письме заявителю (Шахову И.Л.) сообщено и разъяснено, что в силу ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц. Данный ответ направлен как в ОМВД России «Красноборский» для разрешения обращения, так и заявителю (Шахову И.Л.) для сведения.
ОМВД России «Красноборский» истцу 30.10.2020 был дан ответ на 4 страницах за исходящим номером 13/2078086306629.
Из ответа ОМВД России «Красноборский» от 30.10.2020 № ***, адресованного Шахову И.Л. следует, что его жалоба от 24.09.2020, на условия содержания в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделения полиции по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский», поступившая в ОМВД 19 октября 2020 года, зарегистрированная за № ***, рассмотрена руководством ОМВД России «Красноборский».
«Проведенной проверкой установлено следующее:на основании решения Красноборского районного суда Архангельской области от 31.07.2020 года, Вы были взяты под стражу и отконвоированы в ИВС ОП по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский», где содержались в период с 31.07.2020 года по 04.08.2020 года, после чего были отконвоированы к месту назначения в ФКУ СИЗО - *** УФСИН ФИО1 по <адрес>. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой на территории Архангельской области и введения карантинных условий по (COVID-19), на основании указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у, вы не были приняты данным учреждением УФСИН, по медицинским показаниям. Затем вы вновь вы были помещены в ИВС ОП по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский», где содержались в период с 05.08.2020 года по 09.08.2020 года, после чего были отконвоированы к месту назначения. На основании требования Красноборского районного суда Архангельской области от 28.08.2020, для принятия участия в судебном заседании, Шахов был этапирован плановыми конвоями из ФКУ СИЗО-*** УФСИН ФИО1 по <адрес> в ИВС ОП по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский», где содержались в период с 19.09.2020 года по 23.09.2020 года, после чего были отконвоированы к месту назначения.
ь
По изложенным в обращении фактам невыносимых условий содержания в ИВС ОП по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский» установлено, что камера № *** и камера № ***, в которых Вы содержались, имеют площадь 4,6 кв.м каждая, что соответствует требованиям Федерального закона от __.__.______г. № ***-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями от __.__.______г., __.__.______г.). Стены оштукатурены цементным раствором и покрашены в полстены. В камере имеется окно, для поступления естественного освещения и воздуха, а также необходимая мебель.
Согласно статьи 123 приказа МВД ФИО1 от __.__.______г. № *** «Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.
В период содержания в изоляторе Вам (Шахову) оказывалась квалифицированная медицинская помощь, а именно: 31.07.2020 года, 01.08.2020 года, 04.08.2020 года - с диагнозом *** а также 05.08.2020 года и 09.08.2020, года с диагнозом - острая респираторная вирусная инфекция. 22.09.2020 года с диагнозом - ***, в остальной период времени диагноз - практически здоров.
Согласно приказа МВД России № 950, объём и порядок проведения дезинфекционных мероприятий определяется специалистами Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора МВД, ГУМВД, УМВД субъекта Российской Федерации или медицинским работником ИВС в соответствии с санитарными правилами. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой на территории Архангельской области и введения карантинных условий по (COVID-19), на основании указа Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у, дезинфекция, дезинсекция и дератизация камер и помещений ИВС проводится силами сотрудников ИВС еженедельно, а также при убытии подозреваемых и обвиняемых из ИВС к месту назначения, о чем делается отметка в санитарном журнале ИВС.
В период нахождения в ИВС с жалобами на условия содержания к руководству ОП, администрации ИВС, а также работникам прокуратуры Вы не обращались. При ежедневном утреннем обходе камер письменных заявлений,жалоб и обращений не предъявляли. В камерной карточке при убытии из ИВС имеется запись и личная подпись Шахова по отсутствию претензий по условиям содержания.
В соответствии с требованиями п. 17 приказа МВД России от 07 марта ода № 140 дсп, применение специальных средств, сотрудниками изоляторов временного содержания, подразделений охраны и конвоирования либо иными сотрудниками органов внутренних дел, привлекающимися для обеспечения правопорядка, допускается только на основании и в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации.Конвоирование заключенных под стражу лиц, с применением специальных средств ограничения подвижности, осуществляется в соответствии с п. 6 ч. 1 и п. 3 ч. 2 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года « 3-ФЗ «О полиции». Кроме этого, доставка подозреваемых и обвиняемых, к месту назначения осуществляется, как правило, в специально о^рудованных автомобилях, в соответствии с требованиями п. 192 приказа МВД России от 07 марта 2006 года № 140 дсп.
Специальные автомобили УАЗ ОМВД России «Красноборский» применяемые для перевозки заключенных под стражу лиц, имеют конструкцию согласно технических требований Стандарта организации СТО 061 - 2019 «автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», утвержденных и введенных в действие приказом ФКУ НПО «СТиТ» МВД России от 28 июня 2019 года № 512. Спецавтомобили, принятые на снабжение органов внутренних дел Российской Федерации до введения в действия настоящего стандарта, должны" быть приведены в соответствие с его требованиями в срок до 1 июля 2022 года. (за исключением спецавтомобилей, находящихся в эксплуатации).
ИВС ОП по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский»расположен на правом берегу реки Северная Двина, в связи с чем, в период с мая по октябрь месяц, транспортное сообщение с автомобильной дорогой Усть Вага - Ядриха, проходящая по левому берегу реки Северная Двина осуществляется только при помощи паромной переправы в районе села верхняя Тоима. Альтернативного маршрута, автодороги, либо автомобильного моста с данным населенным пунктом не имеется.В целях осуществления конвоирования заключенных под стражу лиц в изоляторвременного содержания отделения полиции по Верхнетоемскому району и обратно к месту назначения, ОМВД России «Красноборский» заключен Государственный контракт с перевозчиком, осуществляющим паромные перевозки автомобильного транспорта и пассажиров, который имеет полный пакет разрешительных документов и лицензию на осуществление навигации 2020 года. Осуществление конвоирования заключенных под стражу лиц пешим порядком, не предусмотренных приказом МВД России от 07 марта 2006 года №140-дсп - запрещено.
Нормы питания на сутки для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205.
Питание лиц содержащихся в изоляторе осуществляется согласно государственного контракта от 01.08.2019 года № 55, об организации питания лиц, содержащихся в ИВС ОП по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский». Настоящим контрактом предусмотрен рацион питания в соответствии с приложением № 4 Приказа МВД России от 19 октября 2012 года № 966, когда обеспечение питанием подозреваемых и; обвиняемых в совершении преступлений в случаях, если предоставление им горячей пищи по нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 года № 205, невозможно по объективным причинам. В связи с чем, при осуществлении конвоирования заключенных под стражу лиц из ИВС к месту назначения, они обеспечиваются суточным рационном питания (сухим пайком), согласно норм положенности.
Проведя проверку по факту законности Вашего конвоирования, в действиях сотрудников ИВС ОП по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский» нарушений нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ИВС, охранно-конвойных подразделений, и действующего законодательства не установлено.
По другим нарушениям условий содержания, указанным в Вашей жалобе, ранее была организована проверка прокуратуры Верхнетоемского района Архангельской области, с принятием соответствующих мер реагирования в отношении ОМВД России «Красноборский», которые в настоящий момент изучены и приняты меры по их устранению.
Оснований для выплаты Вам компенсации в размере 50000 рублей в ходепроверки не установлено».
14.11.2020истец Шахов И.Л. вновь обратился в прокуратуру Верхнетоемского района с заявлением, в котором просил провести проверку в ИВС с. Верхняя Тойма, мотивировав тем, что с 31.07.2020 по 04.08.2020, с 05.08.2020 по 09.08.2020, с 19.09.2020 по 23.09.2020 он содержался в ИВС с. Верхняя Тойма в камерах № 3 и № 5. За указанные периоды содержания его в ИВС были нарушены его права, предусмотренные Федеральным законом № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей…» и Приказом МВД №950 от 22.11.2005 указав в ней дополнительно на следующие недостатки его содержания: отсутствие санитарного узла с унитазом с соблюдением необходимых требований приватности, умывальника с краном с водопроводной водой, приточной и вытяжной вентиляции, санпропускника. Данное обращение зарегистрировано в прокуратуре Верхнетоемского района 19.11.2020 № ВО№ ***.
Прокурором Верхнетоемского района Архангельской области 23.11.2020 в адрес Шахова И.Л. направлен ответ с исходящим номером *** из содержания, которого следует, что обращение Шахова И.Л. от 14.11.2020 на условия содержания в ИВС отделения полиции по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский» рассмотрено.
В ответе указано, что в ходе проверки прокурором, установлено, что 09.10.2020 в прокуратуру района от Шахова И.Л. поступила жалоба от 24.09.2020, направленная в прокуратуру Архангельской области, на условия содержания в указанном ИВС. Данная жалоба на основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации, 13.10.2020 направлена для рассмотрения по существу начальнику ОМВД России «Красноборский». Шахову разъяснено, что на указанное обращение ему ОМВД России «Красноборский» в полном объеме дан ответ от 30.10.2020 № ***, а также то, что каких-либо новых сведений в обращении от 14.11.2020 им не сообщено, в связи с чем, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается. Также разъяснено право обжалования данного ответа, в случае не согласия с ним.
То обстоятельство, что истцом Шаховым при подаче повторной жалобы 14.11.2020 были указаны и другие недостатки условий содержания в ИВС, а именно: отсутствие санитарного узла с унитазом, санпропускника, приточной и вытяжной вентиляции, умывальника с краном, по сути, были проанализированы начальником ОМВД России «Красноборский» в ответе от 30.10.2020, поэтому прокурор Верхнетоемского района обоснованно дал ответ с исходящим номером ***.
Оспариваемые ответы, даны должностными лицами в пределах своей компетенции, в установленный законом срок, по своему содержанию являются мотивированными с изложением норм закона, мнения прокурора и результатов проведенной проверки ОМВД России «Красноборский» по поставленным в обращении вопросам со ссылками на конкретные обстоятельства дела и нормы материального права.
Принятие мер прокурорского реагирования по результатам рассмотрения заявлений является правом, а не обязанностью прокурора.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.
Судебные органы не вправе вмешиваться в осуществление прокурорского надзора, в противном случае, это означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Непринятие прокурором мер реагирования на заявление гражданина не препятствует ему в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права этого лица в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
При этом, истец своим правом на получение компенсации в судебном порядке воспользовался, что подтверждается решением Красноборского районного суда от 30 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-107/2021, не вступившим на момент принятия настоящего решения в законную силу, которым иск Шахова И.Л. к Министерству финансов Российской Федерации и Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноборский» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворен частично, взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шахова И.Л. денежная компенсация морального вреда в размере 30 000 рублей как в порядке реабилитации. При этом в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-107/2021 Шахов обосновывал свои нравственные страдания не только фактом вынесения в отношении него оправдательного приговора, но и фактами ненадлежащих условий содержания в ИВС ОП по Верхнетоемскому району ОМВД России «Красноборский».
В связи с указанным иск не подлежит удовлетворению.
В силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении иска Шахова И.Л. к Министерству финансов Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Прокуратуре Верхнетоемского района Архангельской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноборский» о признании ответа прокурора Верхнетоемского района Архангельской области от 23.11.2020 № *** и ответа начальника Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноборский» от 30.10.2020 № *** незаконными и взыскании компенсации морального вреда с Прокуратуры Верхнетоемского района Архангельской области, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в размере 60 000 руб. и компенсации морального вреда с Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Красноборский», Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в размере 60 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Гарбуз
Верно:
Судья С.В. Гарбуз