№ 2а-116/2022 (УИД 61RS0044-01-2021-001966-27)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 февраля 2022 года с. Чалтырь Мясниковского района
Ростовской области
Мясниковский районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Даглдяна М.Г.
с участием прокурора Кременица А.А.
представителя административного ответчика Администрации Мясниковского района по доверенности Омельченко И.В.
при секретаре Бабиян Г.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мясниковского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мясниковского района Ростовской области, заинтересованное лицо - ООО «Стройсервис», о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мясниковского района обратился в Мясниковский районный суд Ростовской области с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мясниковского района, указав, что прокуратурой района на основании обращения депутата Законодательного Собрания Ростовской области Федяева Е.А. проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства должностными лицами Администрации Мясниковского района. Установлено, что Администрацией Мясниковского района ООО «Стройсервис» выдано разрешение от 03.05.2011 года № RU 61525307-44ж на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. 6-я Линия, 104, корпус 3. Данный дом введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.12.2012 года № RU 61525307-13ж, выданного отделом координации работы отраслей строительства, архитектуры, ЖКХ, транспорта и связи Администрации Мясниковского района. Проектной документацией на строительство указанного многоквартирного дома предусмотрены мероприятия по благоустройству придомовой территории. Согласно генеральному плану № 453-ГП от 28.04.2011 года «Строительство 3-х этажного жилого дома и гаражей по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104, корпус 3» предусмотрено следующее: площадь твердых покрытий 1 410 кв. м, площадь озеленения 340 кв. м, процент озеленения - 10 %, устройство асфальтобетонного покрытия тротуаров и площадок 60 кв. м, устройство асфальтобетонного покрытия проездов 1 175 кв. м; высадка липы мелколистной - 7 штук, можжевельника казацкого - 10 штук, газон - 340 кв. м; площадки для отдыха взрослого населения - 9 кв. м, площадки для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста - 28 кв. м, площадки для хозяйственных целей - 25 кв. м; малые архитектурные формы - скамьи, урны, качалка-балансир, качалка на пружине, горка, песочница, стойка для сушки белья, площадка для мусоросборников. Однако выездом по месту нахождения многоквартирного дома установлено, что ООО «Стройсервис» мероприятия по благоустройству не выполнены. В частности, отсутствуют площадки для отдыха детей и взрослых, мусоросборников, выгула собак, лиственные деревья, кустарники, газоны, а также асфальтобетонное покрытие проездов, тротуаров. В нарушение требований ч.ч. 1, 5 ст.55 Градостроительного кодекса РФ Администрацией Мясниковского района осмотр построенного объекта капитального строительства не проведен, несоответствие объекта градостроительному плану земельного участка, а также требованиям проектной документации не выявлено, в результате чего ООО «Стройсервис» необоснованно выдано разрешение на ввод в эксплуатацию указанного выше многоквартирного дома без выполнения мероприятий по благоустройству. Кроме того, в ходе проверки было установлено, что мероприятия по благоустройству территории не выполнены ООО «Стройсервис» и при строительстве многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/2 и 104/4, разрешения на ввод в эксплуатацию которых выданы Администрацией района 31.12.2009 года и 13.01.2016 года, соответственно. Также установлено, что собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, дома №№ 104/1-104/4, не реализован выбранный способ управления многоквартирными домами - непосредственное управление. А именно, жильцами не заключены договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. По сведениям ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» собственниками помещений в указанных многоквартирных домах (за исключением корпуса 5) не заключены договоры на техническое обслуживание общего газового имущества. В отношении дома по адресу: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/5 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22.12.2020 года № 61-525-114-2020), согласно информации Администрации района от 13.07.2021 года № 86/539, собственниками жилых помещений способ управления не определен. Таким образом, в нарушение требований ЖК РФ, Администрацией Мясниковского района управляющая организация в отношении домов по адресам: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/1 - 104/4, не определена, а в отношении многоквартирного дома по адресу: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/5, в течение 20 дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации не размещено, соответственно, открытый конкурс не проведен. По фактам выявленных нарушений 15.07.2021 года Главе администрации Мясниковского района внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Согласно ответу Главы администрации Мясниковского района от 19.08.2021 года, органом местного самоуправления не усматриваются нарушения федерального законодательства, а конкурсы по отбору управляющих организаций для многоквартирных домов по адресам: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/1 - 104/5, будут проведены до конца 2021 года. Таким образом, в нарушение ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Администрацией Мясниковского района не приняты меры к устранению нарушений градостроительного законодательства, законодательства в жилищно-коммунальной сфере, мероприятия в рамках муниципального жилищного контроля не организованы и не проведены, управляющая организация до проведения открытых конкурсов не определена, извещения о проведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» не размещены. На основании изложенного, прокурор Мясниковского района просил суд:
1. Признать бездействие Администрации Мясниковского района в части непринятия мер к устранению нарушений градостроительного законодательства, законодательства в жилищно-коммунальной сфере, отраженных в представлении прокуратуры Мясниковского района от 15.07.2021, незаконным.
2. Признать действия Администрации Мясниковского района по выдаче разрешений на ввод многоквартирных домов, расположенных по адресам: Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. 6-я линия, д.104, корпусы 1-5, незаконными.
3. Обязать Администрацию Мясниковского района определить управляющие организации для многоквартирных домов, расположенных по адресам: Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. 6-я линия, д.104, корпусы 1-5.
В судебном заседании помощник прокурора Мясниковского района Кременица А.А. административные исковые требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Мясниковского района по доверенности Омельченко И.В. административный иск прокурора не признал.
Представитель заинтересованного лица ООО «Стройсервис» в суд не явился, о времени и месте слушания дела был извещен, в связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в порядке ст.150 КАС РФ в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска, руководствуясь следующим.
Согласно ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия (бездействие) административного ответчика могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из административного искового заявления, прокуратурой Мясниковского района Ростовской области на основании обращения депутата Законодательного Собрания Ростовской области Федяева Е.А. (л.д.34-36) проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства должностными лицами Администрации Мясниковского района.
Установлено, что Администрацией Мясниковского района ООО «Стройсервис» выдано разрешение от 03.05.2011 года № RU 61525307-44ж на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. 6-я Линия, 104, корпус 3 (л.д.21).
Данный дом введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.12.2012 года № RU 61525307-13ж, выданного отделом координации работы отраслей строительства, архитектуры, ЖКХ, транспорта и связи Администрации Мясниковского района (л.д.23-24).
Проектной документацией на строительство указанного многоквартирного дома предусмотрены мероприятия по благоустройству придомовой территории. Согласно генеральному плану № 453-ГП от 28.04.2011 года «Строительство 3-х этажного жилого дома и гаражей по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104, корпус 3» (л.д.25-29), предусмотрено следующее: площадь твердых покрытий 1 410 кв. м, площадь озеленения 340 кв. м, процент озеленения - 10 %, устройство асфальтобетонного покрытия тротуаров и площадок 60 кв. м, устройство асфальтобетонного покрытия проездов 1 175 кв. м; высадка липы мелколистной - 7 штук, можжевельника казацкого - 10 штук, газон - 340 кв. м; площадки для отдыха взрослого населения - 9 кв. м, площадки для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста - 28 кв. м, площадки для хозяйственных целей - 25 кв. м; малые архитектурные формы - скамьи, урны, качалка-балансир, качалка на пружине, горка, песочница, стойка для сушки белья, площадка для мусоросборников.
В ходе прокурорской проверки осуществлен выезд по месту нахождения указанного многоквартирного дома и установлено, что ООО «Стройсервис» мероприятия по благоустройству не выполнены. В частности, отсутствуют площадки для отдыха детей и взрослых, мусоросборников, выгула собак, лиственные деревья, кустарники, газоны, а также асфальтобетонное покрытие проездов, тротуаров (л.д.33).
Мероприятия по благоустройству территории не выполнены ООО «Стройсервис» и при строительстве многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/2 и 104/4, разрешения на ввод в эксплуатацию которых выданы Администрацией района 31.12.2009 года и 13.01.2016 года, соответственно.
Также проверкой установлено, что собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, дома №№ 104/1-104/4, не реализован выбранный способ управления многоквартирными домами - непосредственное управление. А именно, жильцами не заключены договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, не заключены договоры на техническое обслуживание общего газового имущества. В отношении дома по адресу: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/5, согласно информации Администрации района, собственниками жилых помещений способ управления не определен.
Таким образом, Администрацией Мясниковского района управляющая организация в отношении домов по адресам: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/1 - 104/4, не определена, а в отношении многоквартирного дома по адресу: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/5, в течение 20 дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации не размещено, соответственно, открытый конкурс не проведен.
По фактам выявленных нарушений 15.07.2021 года Главе администрации Мясниковского района внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, законодательства в жилищно-коммунальной сфере (л.д.9-12).
Согласно ответу Главы администрации Мясниковского района от 19.08.2021 года, органом местного самоуправления не усматриваются нарушения федерального законодательства, а конкурсы по отбору управляющих организаций для многоквартирных домов по адресам: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/1 - 104/5, будут проведены до конца 2021 года (л.д.13-15).
Суд при разрешении административных исковых требований прокурора учитывает следующее.
Согласно ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В данном случае Администрацией Мясниковского района, в нарушение требований ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», не приняты меры к устранению нарушений градостроительного законодательства, законодательства в жилищно-коммунальной сфере, управляющая организация до проведения открытых конкурсов не определена, извещения о проведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» не размещены.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованным признать бездействие Администрации Мясниковского района, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений градостроительного законодательства, законодательства в жилищно-коммунальной сфере, отраженных в представлении прокурора Мясниковского района Ростовской области от 15.07.2021 года № 7-16-2021, незаконным.
Согласно ч.2 ст.161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно ч.13 ст.161 ЖК РФ, в течение двадцати дней со дня выдачи… разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс... В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту…, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
Согласно ч.17 ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация,…, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией.
Как указано в административном иске и подтверждается материалами дела, собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, дома 104/1-104/4, не реализован выбранный способ управления многоквартирными домами - непосредственное управление. А именно, жильцами не заключены договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, не заключены договоры на техническое обслуживание общего газового имущества. В отношении дома по адресу: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/5, согласно информации Администрации Мясниковского района от 13.07.2021 года № 86/539, собственниками жилых помещений способ управления не определен.
Таким образом, Администрацией Мясниковского района управляющая организация в отношении домов по адресам: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/1 - 104/4, не определена, а в отношении многоквартирного дома по адресу: с. Чалтырь, ул. 6-я линия, 104/5, в течение 20 дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации не размещено, открытый конкурс не проведен.
В связи с изложенным, суд считает законным требование прокурора о возложении на Администрацию Мясниковского района обязанности по определению управляющей организации для многоквартирных домов, расположенных по адресам: Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. 6-я линия, д.104, корпусы №№ 1, 2, 3, 4, 5.
Административные исковые требования прокурора в остальной части суд оставляет без удовлетворения.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Статья 46 Конституции РФ не предполагает возможность выбора лицом, обратившимся в суд, по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам производства и категориям дел определяются исходя из ст.ст. 46 - 53, 118, 120, 123 и 125 - 128 Конституции РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Из системного толкования положений статей 226, 227 КАС РФ следует, что по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 КАС РФ, юридически значимыми для разрешения спора являются, как установление обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд (в рассматриваемом случае - неопределенного круга лиц), так и наличие способа восстановления нарушенного права, который должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, поэтому его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
Из материалов дела следует, что строительство многоквартирных домов по адресам: Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. 6-я линия, д.104, корпусы №№ 1, 2, 3, 4, 5, а также введение их в гражданский оборот было осуществлено на основании выданных администрацией разрешений.
Прокурор, заявляя рассматриваемые требования, не учел, что признание незаконными действий администрации по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию вышеуказанных многоквартирных домов не приведет к восстановлению законных интересов, в защиту которых предъявлено заявление по настоящему делу, так как объекты, при строительстве которых допущены нарушения, сохранятся. Признание незаконными оспариваемых действий по выдаче разрешений в сфере градостроительной деятельности не повлияет на факт прекращения владения и пользования данными объектами, а потому административный иск прокурора в указанной части подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Мясниковского района Ростовской области к Администрации Мясниковского района Ростовской области удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации Мясниковского района Ростовской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений градостроительного законодательства, законодательства в жилищно-коммунальной сфере, отраженных в представлении прокурора Мясниковского района Ростовской области от 15.07.2021 года № 7-16-2021, незаконным.
Обязать Администрацию Мясниковского района Ростовской области определить управляющие организации для многоквартирных домов, расположенных по адресам: Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. 6-я линия, д.104, корпусы №№ 1, 2, 3, 4, 5.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора Мясниковского района к Администрации Мясниковского района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Даглдян М.Г.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 февраля 2022 года.