Решение по делу № 2-818/2015 (2-6407/2014;) от 07.11.2014

Дело № 2-818/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2015 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

при секретаре Бересневой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Резвых Д.Г к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту проживания,

установил:

Истец, действующий в интересах несовершеннолетнего сына Резвых Г.Д., обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми (далее по тексту Департамент) с требованиями о возложении обязанности предоставить его сыну Резвых Г.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности. В обоснование требований указал, что обратился в Департамент с заявлением о получении места в детском саду по месту жительства ребенка в Индустриальном районе г.Перми, но до настоящего времени не обеспечен местом в детском саду. На основании Конституции РФ, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» истец просит требования удовлетворить.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признает, поскольку законодатель закрепляет за органами местного самоуправления организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В рамках указанных полномочий администрацией города Перми утвержден порядок определения детей в МДОУ, закрепленный в Постановлении администрации города Перми от 01.03.2013 г. № 112, согласно которому комплектование МДОУ осуществляется ежегодно на учебный год, согласно регистру детей дошкольного возраста. Формирование и ведение регистра детей дошкольного возраста осуществляется по дате рождения на основании заявления родителя. Полагает, что удовлетворение требований истца возложит на органы местного самоуправления обязанность исполнить полномочия органов государственной власти субъектов РФ, нарушит право на равный доступ в МДОУ других детей, состоящих в регистре и имеющих дату рождения ранее, чем у Резвых Г.Д. нарушит требования СанПиН 2.4.1.3049-13, которым определено количество детей в группе. Доказательств того, что Резвых Г.Д. имеет право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении истцом не представлено.

Оценив доводы истца, исследовав материалы дела, суд считает требования законными и обоснованными, в силу следующего.

Согласно ст. 18, ст. 43 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).

Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).

К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).

Согласно п.6,7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п.6).

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.7).

Как установлено в судебном заседании, Резвых Д.Г. является отцом Резвых Г.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из доводов искового заявления и не оспаривается ответчиком, в настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении Резвых Г.Д. не предоставлено.

Доказательств иного на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, поскольку Конституцией РФ и федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам, как саму возможность получения образования, так общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний Резвых Г.Д. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получил.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право несовершеннолетнего Резвых Г.Д. на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, при этом, по смыслу положений ст., ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенное право подлежит судебной защите.

Ссылка представителя Департамента образования администрации г. Перми на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.

Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в МДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.

Сторонами не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего Резвых Г.Д. возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Доводы ответчика о том, что предоставлением места Резвых Г.Д. нарушаются права других детей судом признаются несостоятельными, поскольку ответчиком не представлено соответствующих доказательств.

Разрешая требования истца, суд рассматривает дело в пределах заявленных требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), согласно которым, истец просит предоставить место несовершеннолетнему в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми. При этом, суд считает, обоснованными доводы истца и считает, что при предоставлении путевки в детский сад, ответчику следует принимать во внимание принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям). Вместе с тем, в силу вышеуказанных правовых норм, не предусматривающих возможность предоставления места в детском саду в конкретной административно-территориальной единице города (районе), суд считает, что место в МДОУ должно быть предоставлено в пределах муниципального городского округа - г. Пермь, поскольку на его территории проживает малолетний.

В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района, а из с п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, комплектование МДОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми (далее - Департамент).

При названых обстоятельствах, на ответчика – Департамент образования администрации г. Перми – как, на орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, при этом, Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако, Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

При таких обстоятельствах следует возложить обязанность на администрацию г. Перми в лице Департамента образования администрации г. Перми предоставить несовершеннолетнему Резвых Г.Д. бесплатное дошкольное образование в муниципальном образовательном учреждении.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Департамент образования администрации г.Перми предоставить Резвых Г.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах города Перми, по месту проживания с учетом территориальной доступности.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий                         Иванова Н.А.

2-818/2015 (2-6407/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Резвых Д.Г.
Ответчики
Департамент образованияадминистрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
07.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2014Передача материалов судье
14.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.01.2015Предварительное судебное заседание
28.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2015Дело оформлено
08.05.2015Дело передано в архив
28.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее