№ 2а-4855/2019
39RS0002-01-2018-004469-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Калининград 23 октября 2019 г.
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кисель М.П.,
при секретаре Королевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краева Александра Сергеевича к Призывной комиссии Военного комиссариата гор. Калининграда Калининградской области, Военному комиссару гор. Калининграда по Калининградской области, Военному комиссариату Калининградской области, заинтересованное лицо отдел Военного комиссариата по гор. Калининграду о признании незаконным и отмене решения об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с названными требованиями, в обоснование которых указал, что по своим сформировавшимся в течение длительного периода времени взглядам и убеждениям является противником военной службы. Накануне весеннего призыва 2019 г. в ряды ВС РФ он обратился в адрес Призывной комиссии Военного комиссариата гор. Калининграда с заявлением о замене ему срочной военной службы на альтернативную гражданскую службу, однако решением от 11.06.2019 г. ему было необоснованно отказано, указанное решение ему не выдавалось и в его адрес не направлялось.
Полагая названное решение незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, Краев А.С. просил суд признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии Военного комиссариата гор. Калининграда от 11.06.2019 г. об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
В судебном заседании Краев А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, настаивал на их удовлетворении, акцентировал внимание суда на том, что членами призывной комиссии при вынесении оспариваемого решение не были учтены его взгляды и убеждения, а оспариваемое решение было принято формально.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии муниципального образования ГО «Город Калининград» (далее по тексту также – Призывная комиссия, Призывная Военного комиссариата гор. Калининграда), представитель административного ответчика Военного комиссара гор. Калининграда Калининградской области и представитель заинтересованного лица Военного комиссариата по гор. Калининграду, в одном лице, Степанов В.И. с заявленными требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении, представил возражения на административный иск, из содержания которых следует, что характеризующие Краева А.С. сведения опровергают доводы указанного лица о том, что несение военной службы противоречит его убеждениями. Личное дело не содержит документов, подтверждающих его позицию пацифиста, а действия фактически направлены на уклонение от процедуры прохождения медицинского освидетельствования в призывной период. Кроме того, административным истцом при подаче соответствующего заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой были нарушены установленные законом сроки обращения.
Административный ответчик Военный комиссариат Калининградской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения спора, явку своего представителя в суд не обеспечил, заявлений и ходатайств в адрес суда не представил.
Выслушав явившихся лиц, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ч. 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 2). Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту – ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 22 названного федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 5 статьи 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Согласно абз. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее по тексту – ФЗ "Об альтернативной гражданской службе") гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает: подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление); рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене; явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы (п. 1 ст. 10 названного выше ФЗ).
Согласно абз. 1-3 п. 1 ст. 11 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
С соответствии с п. 2 ст. 11 указанного выше ФЗ в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно (п. 1 ст. 12 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе").
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения) (абз. 1 и 4 п. 2 ст. 12 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе").
В п. 4 ст. 12 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, а именно в случаях, если: он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.
Судом достоверно установлено, не оспорено сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что 27.03.2019 г. Краев А.С. обратился в адрес Военного комиссара гор. Калининграда с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которому был присвоен входящий норме №, приложил к утканному заявлению характеристику и автобиографию.
По результатам рассмотрения названного заявления решением Призывной комиссии от 11.06.2019 г. административному истцу отказано в удовлетворении заявленных требований по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 12 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", в связи тем, что характеризующие Краева А.С. документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
14.06.2019 г. административный истец обратился в адрес Призывной комиссии с заявление о выдаче указанного оспариваемого решения, которое удовлетворено, Краеву А.С. 20.06.2019 г. за исх. № направлена выписка из протокола № 3 заседания Призывной комиссии от 11.06.2019 г.
В обоснование заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, и оспаривая решение призывной комиссии об отказе в такой замене, Крае А.С. по существу ссылается на то, что он имеет антимилитаристские убеждения, которые противоречат несению им военной службы.
Однако документов, из которых следует, что административный истец в действительности имеет убеждения, которые складывались на протяжении длительного времени жизни административного истца и которым противоречат обязанности несения военной службы, Краевым А.С. как Призывной комиссии, так и суду представлено не было. Требование заявления административного истца о замене военной службы по призыву альтернативной не может быть принято в качестве самостоятельного доказательства указанной позиции.
Более того, доводы административного истца о наличии у него антимилитаристских убеждений приведены им в заявлении при обращении в призывную комиссию по вопросу замены военной службы на альтернативную гражданскую содержит ссылку на заявление в части мировоззрения и восприятия окружающего; иными доказательствами не подтверждены. При этом личное дело призывника также не содержит ссылок на наличие таких убеждений у Краева А.С.
Суд критично относится к содержанию представленной административным истцом характеристике с места учебы, подписанной доцентом Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта ДИО, поскольку вывод указанного лица о формировании у Краева А.С. в период обучения в ВУЗ антимилитаристских взглядов не носит категоричный характер, и основан на личном общении Краева А.С. с Дементьевым И.О., преподававшего у истца только 1 дисциплину за четырехлетний период обучения.
Кроме того, в названной характеристике отсутствует указание на прямые действия ДИО направленные на привлечение Краева А.С. к участию в военно-мемориальных исследованиях, в связи с чем неучастие последнего в них не может объективно свидетельствовать о наличии у административного истца взглядов и убеждений, препятствующих прохождению военной службы. Доказательств обратного, в том числе отказов Краева А.С., оформленных в письменном виде, аудио- или видеофайле суду не представлено.
Как следует из материалов дела, во время первоначальной постановки на воинский учет, а также в дальнейшем, до осеннего призыва 2018 г. административный истец о своих антимилитаристских убеждениях Призывную комиссию не информировал.
Также из содержания названного выше заявления Краева А.С. от 27.03.2019 г. следует, что административный истец не согласен с положениями п. 1 ст. 1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", полагает их противоречащими Конституции РФ.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Само по себе отсутствие совокупности условий для признания недействительным оспариваемого бездействия влечет отказ в удовлетворении заявленных требований (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обобщая совокупность установленных обстоятельств, принимая во внимание содержание указанных норм и положений, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
При названных условиях, учитывая, фактически установленные обстоятельства суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Краева Александра Сергеевича – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.11.2019 г.
СУДЬЯ: