89RS0008-01-2023-000310-27
1 инст. №2-184/2023
Судья Степанюк О.В.
Апелл. дело №33-643/2024
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 апреля 2024 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Гниденко С.П..,
судей коллегии: Долматова М.В., Козловой М.В.,
при секретаре: Коневой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам третьего лица Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, ответчика АО «Ямалкоммунэнерго», третьего лица Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округана решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2023 года по исковому заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности выполнить определённые действия, которым постановлено:
Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора - удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (ОГРН 1118901002153) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать установками очистки газа стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на следующих объектах:
- площадка № 18 - котельная «БВК», п. Новый Порт (код объекта №);
- площадка № 20 - котельная «новая БВК», п. Новый Порт (код объекта №);
- площадка № 26 - котельная «КАТ-3,8Ж», с. Салемал (код объекта №);
- площадка № 26 - котельная «БВК», с. Салемал (код объекта 71-0289-001837-П);
- площадка № 1 в п. Сеяха (код объекта 71-0289-001842-П);
- площадка № 1 - котельная № 1 с. Яр-сале, (код объекта №);
- площадка № 2 - котельная № 2 с. Яр-Сале (код объекта №);
- площадка № 3 - котельная № 3, с. Яр-Сале (код объекта №);
- площадка № 4 - котельная № 4, с. Яр-Сале (код объекта №);
- котельная № 1, с. Панаевск (код объекта №);
- котельная № 2, с. Панаевск (код объекта №).
Взыскать с АО «Ямалкоммунэнерго» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
В иске к Администрации Ямальского района, МП «Ямалгаз», отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Долматова М.В., заслушав стороны,судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности выполнить определённые действия.
Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что деятельность ответчика на объектах теплоснабжения сопряжена с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На основании сведений, содержащихся в разделе 5 формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) объектов: «площадка № 18 - котельная «БВК» с. Новый Порт за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества - 0,25 тонны, диоксид серы - 0,094 тонны, оксид углерода - 0,063 тонн, оксид азота - 2,1 тонны; «площадка № 20 - котельная «Новая БВК» с. Новый Порт за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - углерод (сажа) - 0,0525 тонны, диоксид серы - 1,2348 тонны, оксид углерода - 2,845 тонны, оксид азота - 0,235 тонны; «котельная «КАТ-3,8Ж» с. Салемал за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,188 тонны, диоксид серы - 0,023 тонны, оксид углерода - 0,618 тонн, оксид азота - 1,346 тонн; «котельная «БВК» с. Салемал за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,189 тонны, диоксид серы - 0,031 тонны, оксид углерода - 0,757 тонн, оксид азота - 1,417 тонн; «площадка № 1» с. Сеяха за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, в составе: стационарный источник котел водогрейный ВК-22 № 1, стационарный источник котел водогрейный ВК-22 № 2, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - углерод (сажа) - 0,58 тонны, диоксид серы - 2,18 тонны, оксид углерода - 3,08 тонн, оксид азота - 0,36 тонны, диоксид азота - 1,13 тонны; «площадка № 1 - котельная № 1» с. Яр-Сале за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,249 тонны, диоксид серы - 5,175 тонн, оксид углерода - 11,813 тонн, оксид азота -4,134 тонны; «площадка № 2 - котельная № 2» с. Яр-Сале за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,298 тонны, диоксид серы - 7,346 тонн, оксид углерода - 16,747 тонн, оксид азота - 4,038 тонны, углеводы с учетом ЛОС - 0,003 тонны; «площадка № 3 - котельная № 3» с. Яр-Сале за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,868 тонны, диоксид серы - 20,357 тонн, оксид углерода - 43,234 тонн, оксид азота - 10,673 тонны; «площадка № 4 - котельная № 4» с. Яр-Сале за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,413 тонны, диоксид серы - 9,688 тонн, оксид углерода - 21,316 тонн, оксид азота - 4,454 тонны; «Котельная № 1» с. Панаевск за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,388 тонны, диоксид серы - 0,096 тонн, оксид углерода - 0,451 тонн, оксид азота - 2,912 тонн; «Котельная № 2» с. Панаевск за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,218 тонны, диоксид серы - 0,029 тонн, оксид углерода - 0,78 тонн, оксид азота - 1,713 тонны. Между тем, проверочными мероприятиями установлено, что в нарушение требований закона АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения в отсутствие установок очистки газа. По результатам рассмотрения внесенного представления, указанные нарушения не устранены. Просил возложить на ответчика обязанность в срок до 01.06.2014 г. по объектам, расположенным в с. Панаевск, с. Салемал, с. Яр-Сале, с. Сеяха, до 01.08.2024 г. по объектам, расположенным в с. Новый Порт оборудовать установками очистки газа стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - на следующих объектах: площадка № 18 - котельная «БВК», п. Новый Порт (код объекта 71-0289- 001844-П); площадка № 20 - котельная «новая БВК», п. Новый Порт (код объекта №); площадка № 26 - котельная «КАТ-3,8Ж», с. Салемал (код объекта №); площадка № 26 - котельная «БВК», с. Салемал (код объекта 71-0289-001837-П), площадка № 1 в п. Сеяха (код объекта 71-0289-001842-П); площадка № 1 - котельная № 1 с. Яр-сале, (код объекта №); площадка № 2 - котельная № 2 с. Яр-Сале (код объекта №); площадка № 3 - котельная № 3, с. Яр-Сале (код объекта №); площадка № 4 - котельная № 4, с. Яр-Сале (код объекта №); котельная № 1, с. Панаевск (код объекта 71-0289- 001868-П); котельная № 2, с. Панаевск (код объекта №).
Определением суда от 11 октября 2023 года в качестве ответчиков привлечены Администрация Ямальского района и МП «Ямалгаз».
При рассмотрении дела в суде первой инстанции помощник Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора - Дзгоев В.А. на исковых требованиях настаивал.
Представители ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» - Воронцов Г.В., Адучиева К.Э. в удовлетворении исковых требований просили отказать.
Представитель ответчика Администрации Ямальского района - Новиков О.В. с иском не согласился, ссылаясь на то, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО - Кравченко С.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что законодательство не устанавливает обязанность хозяйствующего субъекта по оборудованию установками очистки газа от веществ не являющихся загрязняющими.
Представитель третьего лица Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа - Демин Д.А., просил в иске отказать, ссылаясь на то, что заявление прокурора представляется ошибочным и преждевременным.
Представитель МП «Ямалгаз» в судебное заседание не явился, извещены.
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе представитель Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО Кравченко С.В. просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований к АО «Ямалкоммунэнерго» и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что если факт превышения нормативов допустимого выброса по загрязняющим веществам не установлен, отсутствуют основания требовать от хозяйствующего субъекта оборудования источников выбросов установками очистки газа. Полагает, что необходимо было установить дату ввода в эксплуатацию всех котельных, выяснить наличие утвержденной проектной документации, чего судом сделано не было. Ссылается на то, что судом не доказано, что срок на исполнение решения суда является разумным и достаточным для его исполнения.
В апелляционной жалобе АО «Ямалкоммунэнерго» в лице директора филиала в Ямальском районе Малышева С.С. просит решение суда в части возложения на АО «Ямалкоммунэнерго» в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу обязанности оборудовать установками очистки газа стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на следующих объектах: площадка № 18 - котельная «БВК», п. Новый Порт (код объекта 71 -0289-001844-П); площадка № 20 котельная «новая БВК», п. Новый Порт (код объекта 71-0289- 001843-П); площадка № 26 - котельная «КАТ-3,8Ж», с. Салемал (код объекта 71-0289- 001836-П); площадка № 26 - котельная «БВК», с. Салемал (код объекта 71-0289-001837- П); площадка № 1 в п. Сеяха (код объекта 71-0289-001842-П); площадка № 1 котельная № 1 с. Яр-Сале, (код объекта 71-0289- 001850-11); площадка № 2 - котельная № 2 с. Яр-Сале, (код объекта 71-0289- 001851-П); площадка № 3 - котельная № 3 с. Яр-Сале, (код объекта 71-0289- 001852-П); площадка № 4 - котельная № 4 с. Яр-Сале, (код объекта 71-0289- 001853-П); котельная № 1, с. Панаевск (код объекта 71 -0289-001868-П); котельная № 2, с. Панаевск (код объекта №) - отменить. Считает, что выводы суда о том, что все объекты хозяйственной деятельности, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны быть оснащены установками очистки газа, основаны на неправильном применении норм права и являются неверными. Указывает, что Обществом при осуществлении выбросов в пределах нормативов не допускается негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье человека. Ссылается на то, что обязанность по оборудовать стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установками очистки газа не относится к объектам эксплуатируемым АО «Ямалкоммунэнерго», так как это касается только тех объектов, которые работают на твердом топливе, а эксплуатируемые Обществом объекты работают на дизельном топливе и газовом конденсате, которые не являются твердым топливом.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представители третьего лица Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа - Кислицин Д.В. и Пашков Е.А. просят решение суда отменить, в удовлетворении искового заявления отказать. Полагают, что судом не определены фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для рассмотрения настоящего дела. Приводят доводы о том, что ссылки на какие-либо измерения, количественные и качественные показатели, подтверждающие выводы суда, в решении отсутствуют. Указывают, что ответчиком представлено достаточно доказательств тому, что для котельных были утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые не превышают допустимых выбросов и котельные эксплуатируются в соответствии с разрешительными документами. Считают, что доказательств того, что ответчик при эксплуатации котельных не соблюдает утвержденные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ, прокурором суду не представлено.
В письменных возражениях Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор приводит доводы о законности вынесенного судом решения.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ответчика АО «Ямалкомунэнерго» Ложкин А.И., представители третьих лиц Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ЯНАО Кравцова С.В., губернатора ЯНАО Рамазанова Р.Р. поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить, в иске отказать. Прокурор Руковишников П.А. полагал об отсутствии оснований для отмены состоявшегося решения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
При этом в абзаце 2 пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" указано, что в то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.
Под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.
Судом первой инстанции установлено, что АО «Ямалкоммунэнерго» в том числе на территории Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляет хозяйственную деятельность, сопряженную с эксплуатацией следующих объектов теплоснабжения:площадка № 18 - котельная «БВК», п. Новый Порт, объект III категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта 71-0289-001844- П);
площадка № 20 - котельная «новая БВК», п. Новый Порт, объект III категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №);
площадка № 26 - котельная «КАТ-3,8Ж», с. Салемал, объект III категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №);
площадка № 26 - котельная «БВК», с. Салемал, объект III категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №);
площадка № 1 в п. Сеяха, объект III категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №);
площадка № 1 - котельная № 1 с. Яр-Сале, объект III категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №);
площадка № 2 - котельная № 2 с. Яр-Сале, объект III категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №);
площадка № 3 - котельная № 3, с. Яр-Сале, объект III категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №);
площадка № 4 - котельная № 4, с. Яр-Сале, объект III категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №
котельная № 1, с. Панаевск, объект III категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №);
котельная № 2, с. Панаевск, объект III категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта №).
Спорные объекты теплоснабжения предоставлены АО «Ямалкоммунэнерго» на основании Концессионных соглашений № 101-19/45 от 10 ноября 2018 года, № 101-19/47 от 10 ноября 2018 года, заключенного между Муниципальным образованием Ямальский район, с одной стороны, АО «Ямалкоммунэнерго» с другой стороны, и Ямало-Ненецким автономным округом с третьей стороны.
В соответствии с п.1.1 подпункта б) Концессионных соглашений Концессионер обязуется осуществлять теплоснабжение потребителей с использованием Объекта Соглашения и имущества, принадлежащих Концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной в пункте 1.1 Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения и Иным имуществом для осуществления указанной деятельности.
В концессионном задании отсутствуют мероприятия по оснащению объектов системами по очистке газов и контроля за выбросами.
Концессионные соглашения вступили в силу с момента их подписания и действуют до 31 декабря 2029 года.
Как следует из ответа АО «Ямалкоммунэнерго» от 13 января 2023 года № 10.01-01-04.3-2023/0013 объект теплоснабжения расположенные в с. Новый Порт, с. Сеяха, с. Яр-Сале работают на дизельном топливе, объекты теплоснабжения расположенные в с. Панаевск ис.Салемал работают на газовом конденсате. Удаление загрязняющих веществ, образующих при сгорании топлива в котле, осуществляется через трубы на улицу, попадая в атмосферный воздух.
На основании сведений, содержащихся в разделе 5 формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) объектов:
«площадка № 18 - котельная «БВК» с. Новый Порт за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества - 0,25 тонны, диоксид серы - 0,094 тонны, оксид углерода - 0,063 тонн, оксид азота - 2,1 тонны;
«площадка № 20 - котельная «Новая БВК» с. Новый Порт за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - углерод (сажа) - 0,0525 тонны, диоксид серы - 1,2348 тонны, оксид углерода - 2,845 тонны, оксид азота - 0,235 тонны;
«котельная «КАТ-3,8Ж» с. Салемал за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,188 тонны, диоксид серы - 0,023 тонны, оксид углерода - 0,618 тонн, оксид азота - 1,346 тонн;
«котельная «БВК» с. Салемал за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,189 тонны, диоксид серы - 0,031 тонны, оксид углерода - 0,757 тонн, оксид азота - 1,417 тонн;
«площадка № 1» с. Сеяха за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, в составе: стационарный источник котел водогрейный ВК-22 № 1, стационарный источник котел водогрейный ВК-22 № 2, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - углерод (сажа) - 0,58 тонны, диоксид серы - 2,18 тонны, оксид углерода - 3,08 тонн, оксид азота - 0,36 тонны, диоксид азота - 1,13 тонны;
«площадка № 1 - котельная № 1» с. Яр-Сале за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,249 тонны, диоксид серы - 5,175 тонн, оксид углерода - 11,813 тонн, оксид азота - 4,134 тонны;
«площадка № 2 - котельная № 2» с. Яр-Сале за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,298 тонны, диоксид серы - 7,346 тонн, оксид углерода - 16,747 тонн, оксид азота - 4,038 тонны, углеводы с учетом ЛОС - 0,003 тонны;
«площадка № 3 - котельная № 3» с. Яр-Сале за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,868 тонны, диоксид серы - 20,357 тонн, оксид углерода - 43,234 тонн, оксид азота - 10,673 тонны;
«площадка № 4 - котельная № 4» с. Яр-Сале за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,413 тонны, диоксид серы - 9,688 тонн, оксид углерода - 21,316 тонн, оксид азота - 4,454 тонны;
«Котельная № 1» с. Панаевск за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,388 тонны, диоксид серы - 0,096 тонн, оксид углерода - 0,451 тонн, оксид азота - 2,912 тонн;
«Котельная № 2» с. Панаевск за 2022 год, при эксплуатации Обществом указанного объекта теплоснабжения, осуществляется выброс в атмосферу с дымовыми газами следующих загрязняющих веществ - твердые вещества (углерод (сажа)) - 0,218 тонны, диоксид серы - 0,029 тонн, оксид углерода - 0,78 тонн, оксид азота - 1,713 тонны.
В период с 13 февраля 2023 года по 14 марта 2023 года Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка АО «Ямалкоммунэнерго» на предмет исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха в деятельности организации, эксплуатирующих объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на атмосферный воздух в отсутствие установок очистки газов и средств контроля за выбросами, на территории Ямало- Ненецкого автономного округа.
В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха, АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения в отсутствие установок очистки газа.
В целях устранения выявленных нарушений Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в адрес директора АО «Ямалкоммунэнерго» внесено представление от 06 июня 2023 года № 07-50-2023.
Из ответа АО «Ямалкоммунэнерго» на представление прокурора следует, что предусмотренная действующим законодательством обязанность по оснащению объектов хозяйственной деятельности газоочистными установками направлена на минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно на недопущение превышения установленных нормативов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека. При эксплуатации объектов негативного воздействия на окружающую среду Обществом не допускается превышений установленных нормативов допустимых выбросов, что подтверждается результатами проводимого ежегодного производственного экологического контроля на стационарных источниках выбросов. В связи с чем, указал на отсутствие необходимости по установлению газоочистительных установок, при отсутствии показателей превышения объектом негативного воздействия на окружающую среду установленных нормативов выбросов в атмосферный воздух.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.ст. 9, 42).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом атмосферный воздух - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на земле.
В соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды. Основным принципам государственного управления в области охраны атмосферного воздуха является приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни человека, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Одним из основных принципов, в соответствии с которыми должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, закрепленных в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» являются, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Как указано в п. 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу требований ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» загрязнением атмосферного воздуха является - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения негативного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на атмосферный воздух. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации, сносе объектов капитального строительства должно обеспечиваться соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха (п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 5 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Исходя из положений указанной статьи названная обязанность лиц, эксплуатирующих источники выбросов в атмосферный воздух, не связана с достижением допустимых выбросов вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При этом выполнение лицами, осуществляющими выбросы в атмосферный воздух, обязанностей предусмотренных в ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», а также требований ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» не ставится в зависимость от соблюдения нормативов предельно допустимого воздействия, а также от наличия или отсутствия разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитных зон.
Обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (газоочистными установками, ГОУ) установлены Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 (далее - Правила).
Пунктом 8 указанных Правил запрещены размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (далее - производственный объект), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 9 Правил ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.
Согласно п. 2 Правил они не распространяются: на ГОУ от передвижных источников; на ГОУ, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух; на ГОУ, расположенные внутри производственных помещений и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух.
Пунктом 9.3.1 Свода правил «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки» (утвержден Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 944/пр) предусмотрено оборудование установками для очистки дымовых газов от золы котельных, предназначенных для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланцах, древесных отходах и т.д.). Вместе с тем, это не свидетельствует о том, что котельные, работающие на жидком топливе, в том числе, дизельном, не должны быть оборудованы ГОУ. Положения указанной нормы не могут рассматриваться как освобождающие лиц, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, от выполнения приведенных выше требований федерального законодательства по оборудованию источников выбросов установками очистки газа.
В связи с этим не может быть признана обоснованной ссылка АО «Ямалкоммунэнерго» в возражениях на апелляционную жалобу на пункт 8.3 «ИТС 38-2022. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» (утвержден Приказом Росстандарта от 20.12.2022 №3227), согласно которому газоочистные установки (ГОУ) применяются на угольных ТЭС, на газовых и мазутных ТЭС ГОУ не применяются. По этой причине подлежат отклонению и доводы АО «Ямалкоммунэнерго» о том, что к спорной котельной не применяется государственный стандарт «ГОСТ Р 50831-95. Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования».
Не имеет значения тот факт, что на момент ввода в эксплуатацию котельных указанный Свод правил не был утвержден, равно как и не действовали Правила эксплуатации очистки газа. Данное обстоятельство также не может освобождать АО «Ямалкоммунэнерго» от выполнения обязанности по оборудованию котельных газоочистными установками в силу наличия предусмотренного законом запрета на эксплуатацию объектов капитального строительства, не имеющих предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа.
Таким образом, на основании представленных доказательств установлено, что при эксплуатации ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго» оборудования котельных через организованный стационарный источник выбросов в отсутствие средств очистки газов осуществляется выброс в атмосферу загрязняющих веществ - дымовых газов, образуемых в результате сгорания топлива (дизельное топливо). Это, безусловно, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред атмосферному воздуху и экологии в целом, и свидетельствует об осуществлении производственной деятельности АО «Ямалкоммунэнерго» в нарушение положений ч. 5 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования природоохранного прокурора о возложении на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанность обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при помощи установок очистки газа подлежали удовлетворению.
При этом, вопреки доводам жалоб, любое воздействие хозяйственной деятельности, последствия которой приводят к изменениям качества окружающей среды, является негативным, поступление в окружающую среду загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вне зависимости от соответствия их установленным нормативам, признается загрязнением окружающей среды. Предусмотренные законом меры по охране окружающей среды и воздуха направлены не только на приведение уровня загрязнений до установленных нормативом, но и недопустимость возникновения самого факта загрязнения.
Следовательно, обязанность АО «Ямалкоммунэнерго» как хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего источник выбросов загрязняющих веществ, оборудовать его установками очистки газа, является безусловной в силу предписаний Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
При этом именно АО «Ямалкоммунэнерго» является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям, поскольку, как было указано выше, эксплуатирует котельную на основании концессионного соглашения, в то время как в силу п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение должно включать в себя обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, а согласно ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности оборудовать котельные (площадка № 18 - котельная «БВК», п. Новый Порт (код объекта №), площадка № 20 - котельная «новая БВК», п. Новый Порт (код объекта №), площадка № 26 - котельная «КАТ-3,8Ж», с. Салемал (код объекта №), - площадка № 1 в п. Сеяха (код объекта 71-0289-001842-П); - площадка № 1 - котельная № 1 с. Яр-сале, (код объекта №); - площадка № 2 - котельная № 2 с. Яр-Сале (код объекта №); - площадка № 3 - котельная № 3, с. Яр-Сале (код объекта №); - площадка № 4 - котельная № 4, с. Яр-Сале (код объекта №) установками очистки газа судебная коллегия признает законным и обоснованным.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Администрации Ямальского района, МП «Ямалгаз» проверке не подлежит, поскольку никем из участвующих в деле лиц в этой части решение не было обжаловано.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Действующим законодательством конкретные сроки либо период, по истечении которого возникает обязанность по оборудованию установками очистки газа стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не определены.
Принимая во внимание характер обязанности, которая подлежит выполнению ответчиком АО «Ямалкоммунэнерго», отсутствие доказательств иного разумного срока для исполнения решения суда нежели тот, который был указан прокурором, документально подтвержденных и достоверных данных о невозможности исполнить обязанность в течение одного года, принимая во внимание, что информацией о необходимости выполнить указанные мероприятия ответчик обладал раньше, чем прокурор обратился в суд с настоящим иском, судебная коллегия также находит разумным и достаточным установленный судом срок выполнения обязанности в течение одного года со дня вынесения настоящего решения суда.
В то же время при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления к установленному в решении суда сроку, должник вправе поставить перед судом вопрос об изменении срока исполнения решения суда на более поздний срок с обоснованием уже выполненных и предстоящих к выполнению мероприятий (ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, судебная коллегия не соглашается с выводами суда в части возложения на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанности оборудовать установками очистки газа стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах: площадка № 26 - котельная «КАТ-3,8Ж», с. Салемал (код объекта №); площадка № 26 - котельная «БВК», с. Салемал (код объекта 71-0289-001837-П), котельная № 1, с. Панаевск (код объекта №), котельная № 2, с. Панаевск (код объекта №).
Из представленного в суд апелляционной инстанции ответа АО «Ямалкоммунэнерго» на запрос следует, что площадка № 18 - котельная «БВК», п. Новый Порт (код объекта №), площадка № 20 - котельная «новая БВК», п. Новый Порт (код объекта №), площадка № 26 - котельная «КАТ-3,8Ж», с. Салемал (код объекта №), - площадка № 1 в п. Сеяха (код объекта 71-0289-001842-П); - площадка № 1 - котельная № 1 с. Яр-сале, (код объекта №); - площадка № 2 - котельная № 2 с. Яр-Сале (код объекта №); - площадка № 3 - котельная № 3, с. Яр-Сале (код объекта №); - площадка № 4 - котельная № 4, с. Яр-Сале (код объекта №) используют дизельное топливо. Котельная № 1, с. Панаевск (код объекта №); котельная № 2, с. Панаевск (код объекта №), площадка № 26 - котельная «БВК», с. Салемал (код объекта 71-0289-001837-П) используют газовый конденсат.
До настоящего времени правила охраны атмосферного воздуха на федеральном уровне не установлены.
Из буквального толкования указанных выше норм права следует, что указанный запрет касается объектов капитального строительства, для которых законодательно прямо предписана обязанность иметь установки очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма закона, в системном толковании с п. 5 ст. 16 этого же Федерального закона, предписывает эксплуатацию установок очистки газа в соответствии с установленными правилами на объектах, для которых законодательно прямо предписана обязанность иметь установки очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Как указано выше, Правила эксплуатации установок очистки газа, утверждённые приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498, в том числе и пункт 8 указанных Правил, запрещающий размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (производственных объектов), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, определяют правила эксплуатации таких установок на объектах, где такие установки должны иметься в силу законодательного предписания.
Данные правила не могут по аналогии применяться для других объектов, где установка ГОУ не является обязательной.
При этом прокурор в обоснование своих требований не приводит нормы закона либо подзаконного акта, прямо предписывающей обязательное оборудование ГОУ жидкотопливных котельных (используемых газовый конденсат).
Таким образом, объекты площадка № 26 - котельная «КАТ-3,8Ж», с. Салемал (код объекта №), площадка № 26 - котельная «БВК», с. Салемал (код объекта 71-0289-001837-П), котельная № 1, с. Панаевск (код объекта №), котельная № 2, с. Панаевск (код объекта №) работают на жидком топливе (газовом конденсате), в связи, с чем монтаж ГОУ для указанных объектов не является обязательным.
Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств того, что ответчик при эксплуатации указанных объектов не соблюдает утвержденные нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
В связи с вышеизложенным, оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанности оборудовать установками очистки газа стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах: площадка № 26 - котельная «КАТ-3,8Ж», с. Салемал (код объекта №); площадка № 26 - котельная «БВК», с. Салемал (код объекта 71-0289-001837-П); котельная № 1, с. Панаевск (код объекта №); котельная № 2, с. Панаевск (код объекта №) не имеется. В связи с изложенным решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2023 годаотменить в части, вынести в этой части новое решение.
Отказать в удовлетворении искового заявления Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности оборудовать установками очистки газа стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на следующих объектах:
- площадка № 26 - котельная «КАТ-3,8Ж», с. Салемал (код объекта №);
- площадка № 26 - котельная «БВК», с. Салемал (код объекта 71-0289-001837-П);
- ░░░░░░░░░ № 1, ░. ░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░ №);
- ░░░░░░░░░ № 2, ░. ░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░ №).
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░░░░░░░/
░░░░░: /░░░░░░░/