Решение по делу № 2-599/2023 от 05.06.2023

Дело № 2-599/2023

(43RS0026-01-2023-000778-80)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2023 года                  г. Омутнинск, Кировская область

    Омутнинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Бересневой Ю.В.,

при секретаре Владыкиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кулаков К,Г. к администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение АДРЕС ИЗЪЯТ, МУП ЖКХ «Благоустройство» о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП,

УСТАНОВИЛ:

Кулаков К.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение АДРЕС ИЗЪЯТ, МУП ЖКХ «Благоустройство» о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП. В обоснование требований указал, что ДАТА ИЗЪЯТА в 15 час. 05 мин. на АДРЕС ИЗЪЯТ «А» АДРЕС ИЗЪЯТ Кулакова Л.Ф., управляя автомашиной ВАЗ-21070, гос. рег. знак О210КО43, принадлежащей истцу, совершила наезд на препятствие (выбоины в дорожном полотне проезжей части, превышающие требования безопасности дорожного движения), в результате чего не справилась с управлением транспортного средства и совершила съезд с проезжей части в придорожный кювет с последующим опрокидыванием (переворачиванием) транспортного средства. В результате ДТП истцу причинен материальный ущерб. Прибывшие на место сотрудники отделения ГИБДД полиции «Омутнинский», оформили материал по ДТП и выявили недостатки в состоянии дороги в месте ДТП, а именно – в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 – на проезжей части допущено образование дефектов в виде выбоины размерами: первая выбоина – длина – 300 см, ширина- 299 см, глубина – 14,1 см, площадь 8,97 кв.м, вторая выбоина – длина 630 см, ширина – 180 см, глубина 14,6 см, площадь 11,34 кв.м. В нарушение раздела 4 ГОСТ Р50597-2017 – отсутствует ограничение движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. В нарушение требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р50597-2017 – на асфальтобенном покрытии проезжей части дороги имеется загрязнение (россыпь грунта и песка), что подтверждается актом проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги расположенной на АДРЕС ИЗЪЯТ. Законодательство «Об ОСАГО», в соответствии с которым истец мог бы получить страховое возмещение, на данное ДТП не распространяется. Улично-дорожная сеть АДРЕС ИЗЪЯТ является собственностью администрации МО «Омутнинское городское поселение АДРЕС ИЗЪЯТ», которая не содержит свое имущество в безопасном для участников дорожного движения состоянии, не осуществляет контроль за состоянием дороги. Согласно муниципальному контракту *** от ДАТА ИЗЪЯТА МУП ЖКХ «Благоустройство» приняло от администрации МО Омутнинское городское поселение обязательства на выполнение работ по содержанию дорог и инженерных сооружений на них в границах Омутнинского городского поселения на январь-декабрь 2021 года (с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА). Считает, что виновными в возникновении ущерба истцу от ДТП являются администрация МО Омутнинское городское поселение и МУП ЖКХ «Благоустройство», которые не исполняют свои обязанности по содержанию дорог в состоянии, соответствующем требованиям безопасности дорожного движения и действующим нормативным документам. За нарушение нормативных актов, регламентирующих содержание дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, выявленных в результате произошедшего ДТП, администрация муниципального образования Омутнинское городское поселение и МУП ЖКХ «Благоустройство» были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Согласно экспертному заключению *** от ДАТА ИЗЪЯТА стоимость восстановительного ремонта без учета износа автомобиля ВАЗ-21-70 гос. рег. знак О210КО43 составила 114 100 руб., с учетом износа ТС – 74700 руб. Стоимость годных остатков ТС определена в размере 15800 руб. Стоимость ТС в доаварийном состоянии определена в размере 68500 руб. Просит взыскать с ответчиков материальный ущерб в размере 52700 руб., расходы по оплате оценки 10000 руб., оплате услуг представителя 8000 руб., уплате государственной пошлины в размере 1781 руб., расходы по оплате услуг нотариуса за удостоверение доверенности на представителя в размере 2200 руб., расходы по оплате услуг почтовой связи в размере 375 руб. 30 коп.

Истец Кулаков К.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Кондрашов М.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что выплаты истцу не производились. Вина администрации МО Омутнинского городское поселение и МУП ЖКХ «Благоустройство» доказана материалами административных дел. Расчет выплаты ответчиками не оспаривается.

Представитель ответчика администрации МО Омутнинское городское поселение Волкова Е.Б. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ранее в судебном заседании пояснила, что участок дороги по АДРЕС ИЗЪЯТ находится в собственности муниципального образования. Администрация не является хозяйствующим субъектом, все государственные унитарные учреждения проводят конкурсы по любому виду услуг. В 2020 году был объявлен конкурс на содержание дорог, инженерных сооружений в границах городского поселения, который выиграл МУП ЖКХ «Благоустройство», заключен муниципальный контракт от ДАТА ИЗЪЯТА. Согласно техническому заданию подрядчик обязан проводить обследование дорог, в случае обнаружения дефекта устранить их в нормативные сроки, устанавливать дорожные знаки. В осенний-весенний период составляется смета на работы, после того, как сойдет снег с дорог. Правила содержания дорог расписаны в контракте, подрядчик несет всю ответственность. В обязанности подрядчика входит возмещение материального ущерба в случае нанесения вреда собственнику или другим лицам.

Представитель ответчика МУП ЖКХ «Благоустройство» в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя МУП ЖКХ «Благоустройство», в иске Кулакову К.Г. отказать. Указал, что поддерживает доводы об отсутствии вины в ДТП, приводимые при рассмотрении дела об административном правонарушении ***.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материал по факту ДТП, дела об административных правонарушениях ***, ***, пришёл к следующему.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу п. 1 и п. 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине.

В судебном заседании установлено, что Кулаков К.Г. является собственником автомобиля ВАЗ-21070, гос. рег. знак О210КО43 (л.д.64).

Из материала по факту ДТП следует, что ДАТА ИЗЪЯТА в 15 час. 05 мин. на АДРЕС ИЗЪЯТ Кулакова Л.Ф., управляя автомашиной истца ВАЗ-21070, гос. рег. знак О210КО43, совершила наезд на препятствия (выбоины в дорожном полотне проезжей части), не справилась с управлением транспортного средства и совершила съезд с проезжей части в придорожный кювет с последующим опрокидыванием автомобиля, в результате чего автомобиль получил механические повреждения.

Согласно схеме места совершения административного правонарушения, на проезжей части по АДРЕС ИЗЪЯТ, на проезжей части имеются выбоины размерами: первая выбоина – длина – 300 см, ширина- 299 см, глубина – 14,1 см, площадь 8,197 кв.м, вторая выбоина – длина 630 см, ширина – 180 см, глубина 14,6 см, площадь 11,34 кв.м. На схеме какие-либо дорожные знаки не отмечены.

Из письменных объяснений Кулаковой Л.Ф., данных ДАТА ИЗЪЯТА при расследовании материала по факту ДТП, установлено, что она ДАТА ИЗЪЯТА, около 15 час. 00 мин. двигалась на автомобиле ВАЗ-21070 гос. рег. знак О210КО43 по АДРЕС ИЗЪЯТ по направлению от АДРЕС ИЗЪЯТ к АДРЕС ИЗЪЯТ со скоростью около 30 км/ч. Впереди двигался автомобиль с лесом, в районе АДРЕС ИЗЪЯТА по АДРЕС ИЗЪЯТ она решила его обогнать. Когда двигалась параллельно машине с лесом, совершила наезд на расположенную на проезжей части дороги яму, затем во вторую, после чего переднюю часть управляемого ею автомобиля подкинуло вверх, руль вырвало из рук, машина продолжила движение. Когда она взяла руль в руки, то управляемый ею автомобиль находился у правого кювета. Она попыталась затормозить, но машина съехала в кювет и опрокинулась. В результате происшедшего она получила травмы.

Актом, составленным сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Омутнинский» от ДАТА ИЗЪЯТА, на участке по АДРЕС ИЗЪЯТ выявлены следующие нарушения: в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 на проезжей части допущено образование дефектов в виде выбоины размерами: первая выбоина – длина – 300 см, ширина- 299 см, глубина – 14,1 см, площадь 8,97 кв.м, вторая выбоина – длина 630 см, ширина – 180 см, глубина 14,6 см, площадь 11,34 кв.м; на участке дороги, эксплуатационное состояние которого не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-2017, отсутствует ограничение движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования, чем нарушены требования раздела 4 ГОСТ Р50597-2017; в нарушение пункта 5.1.2 ГОСТ Р50597-2017 на асфальтобенном покрытии проезжей части дороги имеется загрязнение (россыпь грунта и песка); в нарушение раздела 6.3 ГОСТ Р50597-2017 и раздела 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 автомобильная дорога не оборудована горизонтальной разметкой.

Согласно постановлению *** по делу об административном правонарушении от ДАТА ИЗЪЯТА производство по делу об административном правонарушении в отношении Кулаковой Л.Ф. по ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ прекращено по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно постановлению *** по делу об административном правонарушении от ДАТА ИЗЪЯТА производство по делу об административном правонарушении в отношении Кулаковой Л.Ф. по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ прекращено по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Согласно свидетельству о смерти ДАТА ИЗЪЯТА Кулакова Л.Ф. умерла (л.д.65).

Решением Омутнинской городской АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА *** автодорога, проходящая по АДРЕС ИЗЪЯТ, отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения МО Омутнинское городское поселение АДРЕС ИЗЪЯТ, и в соответствии с Техническим паспортом, содержащим данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, имеет на всем протяжении асфальтобетонное покрытие.

В силу ст. 210 Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 17 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п. 2 ст. 28 указанного Федерального закона пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 13 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТА ***, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, утверждены Национальным стандартом РФ «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от ДАТА ИЗЪЯТА N 1245-ст).

Из пункта 3.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации, дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», следует, что дефект: Несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.

Пункт 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 определяет, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, размеры которых превышают в длину 15 см, глубину 5 см, площадью более 0,06 кв.м. Выбоина – местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями.

Согласно п. 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части дорог и улиц, укрепительных полос и полос безопасности не должно иметь загрязнений (розлив горюче-смазочных материалов, россыпь грунта, торфа и т.п.) площадью 1 м2 и более.

Согласно п.п. 4.2 и 4.4 ГОСТ Р 50597-2017, в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п.

До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

Администрация МО Омутнинское городское поселение не оспаривает, что земельный участок, на котором произошло ДТП, не передавался в собственность, аренду и т.д. владельцам каких-либо зданий, либо иным лицам. В связи с чем лицом, ответственным за содержание территорий городского поселения, полномочия в отношении которых не переданы иным лицам, является администрация городского поселения.

При этом из материалов дела следует, что МУП ЖКХ «Благоустройство» осуществляет деятельность по обустройству территорий АДРЕС ИЗЪЯТ на основании муниципального контракта.

Так, ДАТА ИЗЪЯТА администрация Омутнинского городского поселения «заказчик» с одной стороны и МУП ЖКХ «Благоустройство» «подрядчик» с другой стороны заключили муниципальный контракт ***, согласно п. 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по содержанию дорог и инженерных сооружений на них в границах Омутнинского городского поселения на январь-декабрь 2021 в соответствии с утвержденным техническим заданием и сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью контракта. Согласно п. 1.3 контракта источник финансирования – средства бюджета Омутнинского городского поселения на 2021 год.

Согласно п. 3.1.1 контракта подрядчик обязан выполнить работы, указанные в п.1.1 с надлежащим качеством, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и сдать работу заказчику в соответствии с техническим заданием, сметной документацией с оформлением акта приемки выполненных работ.

Согласно п. 5.1. контракта срок выполнения работ по настоящему контракту с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА (л.д.77-81).

Из пункта 6.1 Контракта следует, что выполнение работ производится в соответствии с техническим заданием, требованиями СНиП, СанПиН, ГОСТов, действующих на территории РФ. При этом выполнение, качество и результат работ должны соответствовать в том числе требованиям Федерального закона № 257-ФЗ от ДАТА ИЗЪЯТА, ГОСТ Р 50597-2017 и др.

Техническим заданием к Контракту установлено, что МУП ЖКХ «Благоустройство» обязано проводить обследование состояния дорожного покрытия и в случае обнаружения дефектов покрытия дорог, устранить их в нормативные сроки. До проведения соответствующих работ перед участками дорог и улиц, ровность и сцепные качества которых не соответствуют требованиям стандартов, МУП ЖКХ «Благоустройство» устанавливает дорожные знаки по ГОСТ Р 52289-2019 (1.15 «Скользкая дорога», знак 1.16 «Неровная дорога»). Техническим заданием определены и требования к оказываемым услугам по летнему содержанию дорог, а именно: проводить работы по уборке проезжей части от скопления грязи, мусора, которые должны выполняться до 7 часов, своевременно устранять ненормативные дефекты покрытия автомобильных дорог. Также МУП ЖКХ «Благоустройство» обязано обеспечить постоянное и бесперебойное движение автотранспорта по автомобильным дорогам в границах городского поселения.

Приложением 12 к Контракту определен Перечень дорог и тротуаров Омутнинского городского поселения, подлежащих подметанию, куда относится и АДРЕС ИЗЪЯТ (л.д.82-98).

МУП ЖКХ «Благоустройство» данные обстоятельства не отрицает.

Согласно постановлению Омутнинского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТ по делу *** от ДАТА ИЗЪЯТА администрация муниципального образования Омутнинского городского поселения АДРЕС ИЗЪЯТ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Установлено, что в нарушение ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от ДАТА ИЗЪЯТА, ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 257-ФЗ от ДАТА ИЗЪЯТА, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» *** от ДАТА ИЗЪЯТА на автодороге у АДРЕС ИЗЪЯТ не выполнило требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании данной дороги в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что повлекло причинение легкого вреда Кулаковой Л.Ф. При этом доказательств наличия причинно-следственной связи между допущенными нарушениями требований к нанесению разметки на автодороге по АДРЕС ИЗЪЯТ, и произошедшим ДАТА ИЗЪЯТА ДТП, в результате которого причинен вред здоровью Кулаковой Л.Ф. легкой тяжести, в материалах дела не имелось. Сама Кулакова Л.Ф. полагала, что причинение вреда здоровью связано с наличием на дороге дефектов – выбоин.

В соответствии с постановлением Омутнинского районного суда *** от ДАТА ИЗЪЯТА, которое решением Кировского областного суда от ДАТА ИЗЪЯТА оставлено без изменения, муниципальное унитарное предприятие ЖКХ «Благоусмтройство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в размере 420 000 руб. Установлено, что в нарушение ГОСТ Р 50597-2017, ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от ДАТА ИЗЪЯТА, ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 257-ФЗ от ДАТА ИЗЪЯТА, на автодороге у АДРЕС ИЗЪЯТ МУП ЖКХ «Благоусмтройство» не выполнило обязанностей по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, не приняло мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на участке дороги, когда пользование таким участком угрожает безопасности дорожного движения, что повлекло причинение легкого вреда здоровью Кулаковой Л.Ф., которая не справилась с управлением и совершила съезд в кювет с последующим опрокидыванием. Судья пришёл к выводу, что у МУП ЖКХ «Благоустройство» имелась возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по своевременному выполнению требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Доказательств принятия всевозможных и своевременных мер, направленных на недопущение нарушений безопасности дорожного движения, равно как и доказательств невозможности соблюдения положений действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, материалы дела не представлено.

В силу частей 2 и 4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТА N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 ГК РФ» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Причинно-следственная связь между выявленными недостатками в содержании дороги МУП ЖКХ «Благоустройство» и произошедшим ДАТА ИЗЪЯТА ДТП установлена, поскольку из-за попадания в яму водитель Кулакова Л.Ф. потеряла управление над транспортным средством, вследствие чего произошло ДТП. Виновность в ДТП Кулаковой Л.Ф. не установлена. Доказательств обратного, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено. Доводы МУП ЖКХ «Благоустройство» о неправомерности действий водителя Кулаковой Л.Ф. ничем не подтверждены.

Доводы о необходимости капитального ремонта автодороги не являются основанием для освобождения МУП ЖКХ «Благоустройство» от ответственности, поскольку при наличии дефектов дорожного полотна, угрожающих безопасности дорожного движения, МУП ЖКХ «Благоустройство» имело возможность обозначить участок дороги соответствующими дорожными знаками и при необходимости оградить его.

На основании изложенного, суд полагает, что лицом, ответственным за причинение ущерба, является МУП ЖКХ «Благоустройство».

Согласно разъяснениям, данным в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА ИЗЪЯТА *** «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Согласно экспертному заключению *** от ДАТА ИЗЪЯТА, составленному Центром независимой оценки «КВАДРО» на основании акта осмотра, стоимость ремонта (восстановления) без учета износа транспортного средства определена в размере 114 100 руб., стоимость ремонта (восстановления) с учетом износа транспортного средства определена в размере 74 700 руб., стоимость годных остатков транспортного средства определена в размере 15 800 руб., стоимость транспортного средства в доаварийном состоянии определена в размере 68 500 руб. (л.д. 16-40). За подготовку экспертного заключения Кулаков К,Г. уплачено 10000 руб. (л.д. 41).

Приходя к выводу, что причиной произошедшего ДТП, в результате которого истцу причинён материальный ущерб, явилось ненадлежащее содержание дороги ответчиком МУП ЖКХ «Благоустройство», суд находит требования истца о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в размере 52700 руб. (68 500 руб. - 15 800 руб.)., расходов по оплате экспертного заключения в размере 10 000 руб., с МУП ЖКХ «Благоустройство» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Расчет ущерба, представленный истцом, ответчиками не оспаривался, судом проверен и признан обоснованным.

Оснований для удовлетворения исковых требований к администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение не имеется.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесённые по делу судебные расходы пропорционально удовлетворённой части иска.

В силу ст. 88, 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителя.

В соответствии со ст. 100 ГК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Договором возмездного оказания услуг от ДАТА ИЗЪЯТА ***, копиями кассового чека и справки от ДАТА ИЗЪЯТА, кассовым чеком АО «Почта России» от ДАТА ИЗЪЯТА, доверенностью (л.д. 62-63, 67-68) подтверждено оказание Кондрашовым М.А. юридических услуг истцу в связи с обращением в суд с настоящим иском по составлению искового заявления и участию в одном судебном заседании на общую сумму 8 000 руб., а также несение истцом почтовых расходов по направлению искового заявления ответчику в размере 375 руб. 30 коп., расходов на оплату услуг нотариуса в размере 2 200 руб., поскольку доверенность выдана с связи с настоящим делом о взыскании материального ущерба, возникшего в результате ДТП от ДАТА ИЗЪЯТА.

Данные издержки связаны с рассмотрением дела и являются необходимыми. Учитывая категорию спора, объем и характер выполненной работы, требования разумности и справедливости, суд находит обоснованным и разумным размер расходов по оплате юридических услуг в размере 8 000 руб. В полном объеме подлежат удовлетворению требования по возмещению понесенных истцом расходов на почтовые услуги и услуги нотариуса.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 1781 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кулаков К,Г. к МУП ЖКХ «Благоустройство» удовлетворить.

Взыскать с МУП ЖКХ «Благоустройство» (ИНН 4322006903) в пользу Кулаков К,Г. (СНИЛС 067-543-171-76) в возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП, 52700 руб., расходы по оплате экспертного заключения в размере 10 000 руб., по оплате услуг почты 375 руб. 30 коп., расходы по оплате юридических услуг 8000 рублей, расходы по оплате услуг нотариуса 2200 руб., расходы по оплате государственной пошлины 1781 руб.

В удовлетворении исковых требований к администрации МО Омутнинское городское поселение АДРЕС ИЗЪЯТ отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Омутнинский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                               Ю.В. Береснева

Мотивированное решение составлено ДАТА ИЗЪЯТА.

2-599/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кулаков Константин Геннадьевич
Ответчики
МУП ЖКХ "Благоустройство"
Администрация МО Омутнинское городское поселение
Другие
Кондрашов Михаил Александрович
Суд
Омутнинский районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
omutninsky.kir.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2023Передача материалов судье
09.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2023Дело оформлено
01.09.2023Дело передано в архив
24.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее