Решение по делу № 2а-2601/2022 от 01.12.2021

УИД 11RS0001-01-2021-020423-80                дело № 2а-2601/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.

при секретаре Баранове Д.А.,

с участием административного истца Кочеткова Н.В.,

представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России по Республике Коми Жабинца М.В.,

    рассмотрев в отрытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 18 апреля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Кочеткова Николая Владимировича к ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании ненадлежащими условий содержания в исправительном учреждении, взыскании денежной компенсации,

установил:

    Кочетков Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Коми, в котором с учетом представленных дополнений, ссылаясь на ненадлежащие условия содержания в указанном учреждении в период с 11.03.2020 по 04.09.2020 и с 06.11.2020 по 01.07.2021, просил взыскать в его пользу денежную компенсацию в размере 3000000 руб. По утверждению административного истца содержание в камерах ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми носило жесткий, бесчеловечный характер и являлось для него пыткой. По месту его содержания в камерах за заявленный период административным ответчиком не обеспечено соблюдение норматива приходящейся на каждого в камере площади помещения, санитарный узел камер оборудован вместо унитаза напольной чашей «генуа», оборудование которой не предусматривает гидрозатворной пробки, горячее водоснабжение в раковине, вытяжка в санитарном узле и свет отсутствуют, санитарный узел не имеет полноразмерной двери. В единственном оконном проеме установлена решетка, которая препятствует естественному освещению в камере. Ссылается на установку в камерах двухъярусных кроватей, не имеющих бортов, имеющих острые углы, низкое качество предоставляемого питания, также на отсутствие в камерах холодильников, плит для разогрева пищи.

    Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России.

    В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал.

Представители административных ответчиков ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил суд в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.

    Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, суд приходит к следующему.

    Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).

    Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ и изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, имеет право на присуждение за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.

ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и утвержденными приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Согласно статье 4 Федерального закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В случае нарушения предусмотренных законодательством РФ условий содержания под стражей подозреваемый, обвиняемый наделены правом обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 22 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством РФ. Подозреваемым и обвиняемым представляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы необходимости, а также другие промышленные товары.

Материально-бытовое обеспечение осужденных подразумевает создание подозреваемым и обвиняемым бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (статья 23 Федерального закона № 103-ФЗ).

Наряду с правами, закрепленными названным Федеральным законом за подозреваемыми и обвиняемыми, осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания; они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию; вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; право на личную безопасность; для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (части 2, 4, 6, 8 статьи 12, часть 1 статьи 13 Уголовно – исполнительного кодекса РФ).

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, о чем отмечено выше, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

Указанные нормы введены в Кодекс административного судопроизводства РФ Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и применяются с 27.01.2020.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, положениями части 1 статьи 218 которого гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В то же время, разрешая поданное стороной ответчика ходатайство о пропуске административным истцом срока обращения, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», о том, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Изложенное свидетельствует о том, что за компенсацией, установленной Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ в порядке, предусмотренном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27.01.2020), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с 27.01.2020, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.

В этой связи, принимая во внимание, что административный истец на дату обращения с исковым заявлением находился в местах лишения свободы, ненадлежащее условия содержания в которых явилось поводом обращения в суд с настоящим иском, правовых оснований для применения при разрешении заявленных требований пропуска срока на обращение в суд, что в соответствии с пунктом 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, суд не усматривает.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Разрешая заявленные требования с учетом доводов и пояснений административного истца, приведенных в их обоснование, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период, заявленный истцом, с 01.03.2020 по 04.09.2020, с 06.11.2020 по 01.07.2021 Кочетков Н.В., содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.

На дату прибытия в изолятор, 12.03.2020 Кочетков Н.В. был размещен в камере № 67, где находился по 13.03.2020 в режима карантина, в последующем находился в указанной камере до 17.03.2020, в период с 17.03.2020 до 01.04.2020 был размещен в камере № 14, в период с 01.04.2020 до 11.06.2020 в камере № 90, в последующем в период с 11.06.2020 по 15.06.2020 в камере № 49, с 15.06.2020 по 03.08.2020 в камере № 21, с 03.08.2020 до 13.08.2020 в карцере, с 13.08.2020 до 17.08.2020 в камере № 85, с 17.08.2020 до 27.08.2020 в карцере, с 27.08.2020 до 03.09.2020 в камере № 27, в период с 03.09.2020 до 04.09.2020 в камере № 84. В последующем, в период с 06.11.2020 до 08.02.2021 в камере №14, с 08.02.2021 до 24.02.2021 – в камере № 79, с 24.09.2021 до 27.02.2021 в камере № 90, с 27.02.2021 до 01.04.2021 – в камере № 82, с 01.04.2021 до 13.04.2021 в карцере, с 13.04.2021 до 19.05.2021 в камере № 82, с 19.05.2021 до 25.05.2021 в карцере, с 25.05.2021 до 01.06.2021 в камере № 85, с 01.06.2021 до 24.06.2021 в камере № 82, в период с 24.06.2021 по 01.07.2021.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регулирующего условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, обвиняемые и подозреваемые наделены правом получать бесплатное питание, материально – бытовое и медико – санитарное обеспечение, пользоваться иными правами предусмотренными положениями указанной статьи.

На основании положений статьи 22 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством РФ.

Согласно статье 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

В силу требований статьи 32 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих и одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями статьи 36 Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка, в том числе, выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей, соблюдать требования гигиены и санитарии.

Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с которыми в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В соответствии с пунктом 13 Правил внутреннего распорядка, принятым в СИЗО, подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, который, в свою очередь, разработан на основе примерного распорядка дня, с учетом наполняемости СИЗО, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.

Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, приема пищи, участия в следственных действиях и судебных заседаниях, прогулок и т.д.

На основании пункта 15 Правил на период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции либо на срок не более двух часов в одноместные боксы сборного отделения, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением.

При поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку (пункт 16 Правил).

В соответствии с пунктом 40 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами; миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством РФ, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин).

Согласно пункту 42 Правил камеры СИЗО оборудуются одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних – в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (пункт 43).

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ (пункт 44 Правил).

Пунктами 15 и 20.2 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых в Женеве 30 августа 1955 года Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья. Каждый заключенный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает в ней потребность.

В соответствии с пунктом 5 названного Приложения № 1 камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой. Для оборудования одиночных камер исправительных учреждений такие требования вышеуказанным Приказом не предусмотрены.

В камерных помещениях на двух и более мест напольные чаши (унитаз) следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабинки должны иметь перегородки высотой 1 м от пола уборной.

Естественное освещение в камерах следует определять согласно требованиям СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (зарегистрирован за № СП 52.13330.2011). Размеры оконных проемов должны составлять не менее 1,2 м по высоте и 0,9 м по ширине. Оконные переплеты в камерах должны выполняться створными и оборудоваться для вентиляции форточками или фрамугами. Низ оконных проемов в камерах должен быть на высоте не менее 1,5 м от уровня пола. В оконных проемах камер вместо подоконников следует устраивать откосы с закругленными углами (пункт 9.8).

В силу п. 20.33 Приказа Минюста России № 130-ДСП от 02.06.2003 «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» освещенность жилых комнат (помещений), камер, палат, должна составлять не менее 50 лк для ламп накаливания, и не менее 100 лк для люминесцентных ламп.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, которое в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Reс (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-технических средств охраны и надзора.

В соответствии с пунктом 3 Наставления инженерно-технические средства охраны и надзора (ИТСОН) применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы УИС (пункт 3), обеспечивают необходимые условия для выполнения служебных задач минимальной численностью караула и дежурной смены в любое время суток и года, повышение эффективности несения службы подразделениями УИС для поддержания установленного режима содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, раздельное содержание и изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными режимными требованиями; безопасность осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории охраняемого объекта (пункт 4).

Выполнение поставленных задач обеспечивается созданием комплексов ИТСОН на объектах охраны УИС. В соответствии с пунктом 20 Наставления решетчатые перегородки, а также оконные решетки относятся к сооружениям и конструкциям в специальных зданиях.

Пункт 20.1.7 СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы» предусматривает, что в режимных зданиях (помещениях) и общежитиях со строгими условиями отбывания наказания следует блокировать: все окна общего коридора (при их наличии в общих коридорах) в пределах камерных блоков и блоков ночного и дневного пребывания осужденных; двери каждой камеры, спального помещения, спальной комнаты, прогулочного двора; дверцы окон в камерных дверях (каждая камерная дверь и дверца окна в камерной двери выполняются отдельными шлейфами); решетчатые двери в отсекающих поперечных решетчатых перегородках в торцах камерных блоков, блоков ночного и дневного пребывания осужденных.

В камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер (подпункт 10 пункта 20 Наставления).

При изучении представленных в материалы дела доказательств относительно доводов иска, касающихся установки решетки окна, двухъярусных кроватей, напольных унитазов, отсутствия в камерах холодильников, плит для разогрева пищи, с учетом законодательно установленного порядка их установки, размещения, и обязанности предоставления, суд исходит из того, что нарушений прав заявителя в изложенной части не допущено, соблюдение установленных требований закона нашло свое подтверждение при разрешении требований по существу.

Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

В материалы дела представлен акт проверки «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России от 24.12.2020 № 85, в соответствии с которым по итогам проведения внеплановой выездной проверки относительно заявленных в обоснование требований иска доводов установлено, что численность спецконтингента составляет 485 человек при установленном лимите 502 человека. Настоящей проверкой установлено, что в 39 камерах из 115 количество подследственных, подозреваемым и (или) осужденных превышает нормы, предусмотренные Федеральным законом № 103-ФЗ. В 2020 году учреждением заключены договоры на проведение дератизационных и дезинсекционных работ с ФГУП «Дезинфекция», на водообеспечение и водоотведение с ОАО «Сыктывкарский Водоканал». В рамках реализации программ производственного контроля учреждением за 2020 год отобрано для микробиологического исследования 10 проб воды, 9 проб готовых блюд, 70 смывов. Результаты всех проб удовлетворительные. Еженедельно проводится дезинфекция во всех подразделениях учреждения, о чем свидетельствуют записи в соответствующих журналах и оформлены акты по результатам дезинфекционных работ.

Согласно акту питание содержащихся в СИЗО организовано в соответствии с Приказом Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 за № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ на мирное время». Выдача готовых блюд осуществляется по 8 нормам, качество приготовленной пищи ежедневно контролируется медицинским работником и ответственным работником от учреждения, о результатах контроля вносятся соответствующие записи в бракеражном журнале. Замечаний нет.

В 2020 проведены ремонтные работы в камерах 15, 23, 35-42, 51, 55-59, 87, карцерах 1-8, камерах сборного отделения № 5-6. По результатам обследования камер учреждения санитарное состояние камер удовлетворительное.

Параметры микроклимата и уровни освещенности в камерах отвечают требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Из акта ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России от 29.11.2021 № 94 следует, что на день обследования в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Коми численность спецконтингента составляет 484 человека при установленном лимите 502. При этом в 34 камерах из 115 количество подследственных, подозреваемых и (или) осужденных превышает нормы, предусмотренные Федеральным законом № 103-ФЗ. На 2021 год учреждением заключены контракты на проведение дератизационных работ с ФГУП «Дезинфекция» г.Сыктывкар Роспортебнадзора, на водообеспечение и водоотведение с ОАО «Сыктывкарский водоканал». В рамках реализации программ производственного контроля учреждением за 2021 отобрано на микробиологическое исследование 8 проб воды, 9 проб готовых блюд, 69 смывов. Еженедельно проводится дезинсекция во всех подразделениях учреждения, о чем свидетельствуют записи в соответствующих журналах и оформлены акты по результатам дезинфекционных работ. Питание осужденных организовано в соответствии с отраженным в ранее озвученном в акте ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России порядке. В соответствии с требованиями пункта 2,5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» планировка производственных помещений пищеблока обеспечивает поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья и готовой продукции, использованной и обработанной посуды. Санитарное состояние камер удовлетворительное. Параметры микроклимата и уровни освещенности в камерах отвечают требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативны и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Изложенные в актах сведения нашли свое отражение в материалах дела.

При проверке доводов административного истца на основании информации, предоставленной административным ответчиком, установлено, что каждая камера режимного корпуса СИЗО – 1, где содержался истец, оборудована в соответствии с пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов: двухъярусными кроватями, столом, скамейками, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, настенным зеркалом, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, огороженными напольной чашей (унитазом) и умывальником, приточно-вытяжной вентиляционной системой «Remak», поддерживающей среднюю температуру воздуха в камерах +20/+22, светильниками дневного и ночного освещения, водопроводной водой, радиатором системы водяного отопления. В камерах предусмотрено дневное (естественное) освещение (имеются окна), розетки для подключения электроприборов, вызывная сигнализация, урна для мусора, бачок с регулярно обновляемой, в соответствии с графиком замены, питьевой водой, установленный на подставке, тазы для гигиенических целей и стирки одежды.

Ежегодно проводится косметический ремонт камер режимного корпуса следственного изолятора в соответствии с графиком, утверждаемым начальником учреждения.

Материалами дела подтверждается, что в период содержания в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми Кочетков Н.В. был обеспечен индивидуальным спальным местом, которым пользовался только он.

По результатам проведенных Прокуратурой Республики Коми проверок соблюдения в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иного законодательства РФ, по итогам изучения внесенных в адрес ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республики Коми представлений нарушений, касающихся указанных административным истцом условий содержания применительно к местам его содержания, не установлено.

В соответствии с требованиями СП 247.1323800.2016, утвержденного приказом Минстроя России от 15.09.2019 №245/пр, все жилые камеры режимного корпуса ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми оборудованы 1 умывальником и 1 унитазом различной модификации. В ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми в туалетах установлены напольные унитазы, что не противоречит требованиям внутриведомственных строительных правил.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» для лиц, содержащихся под стражей, норма санитарной площади в камере на одного человека установлена в размере четырех квадратных метров.

Проверяя обоснованность доводов административного истца в части соблюдения при его содержании в камере следственного изолятора нормы санитарной площади, принимая во внимание, что в оспариваемые периоды своего содержания в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми Кочетков Н.В. до 29.05.2020 являлся обвиняемым, в соответствии с установленным порядком административный истец подлежал обеспечению площадью из расчета 4 кв.м, с 30.05.2020 с даты вступления приговора в законную силу являлся лицом, в отношении которого постановлен обвинительный приговор, в связи с чем при расчете санитарной площади, приходящейся на осужденного, с указанной даты (30.05.2020) подлежали применению нормы, установленные Уголовно-исполнительным кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Таким образом, за период с 11.03.2020 по 29.05.2020 при расчете площади, приходящейся на истца, с целью установления соблюдения (нарушения) прав административного истца следует исходить из норматива площади, равного 4 кв.м., с 30.05.2020 по 01.072.2021 – 2 кв.м.

По книге количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО, установлено, что при лимите наполняемости камеры № 67 в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ 7 человек с 12.03.2020 по 13.03.2020 требования указанного закона не были нарушены, количество осужденных (7 человек) не превышало установленный лимит, в период с 13.03.2020 по 16.03.2020 при размещении в камере осужденных от 8 до 9 человек требования закона по обеспечению Кочеткова Н.В. необходимой площадью не были соблюдены (обеспечение площадью при размещении 8 человек составило 3,6 кв.м, 9 – 3,27 кв.м из расчета при площади камеры 29,5 кв.м), в период с 17.03.2020 по 30.03.2020 истец размещался в камере № 14, площадью 31,1 кв.м, в период размещения истца в камере нормой площади он был обеспечен с 26.03.2020 по 27.03.2020, в иной период с 17.03.2020 по 25.03.2020 (9-11 человек) и с 28.03.2020 (8 человек) площадь камеры, приходящаяся на каждого не превышала 3,6 кв.м, с 01.04.2020 по 29.05.2020 истец размещался в камере площадью 31,6 кв.м, в период с 01.04.2020 в камере размещалось 8 человек (3,95 кв.м на каждого), с 02.04.2020 по 05.05.2020 – 9 человек (3,5 кв.м), с 06.05.2020 по 15.05.2020 – 10 человек (3,1 кв.м), с 16.05.2020 по 19.05.2020 - 8 человек (3,95 кв.м на каждого), с 20.05.2020 по 26.05.2020 – 9 человек (3,5 кв.м), с 27.05.2020 по 29.05.2020 – 1- человек (3,1 кв.м).

При проверке обеспечения Кочеткова Н.В. площадью за период с 30.05.2020 расчет норматива подлежит исчислению из расчета 2 кв.м на каждого в соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Согласно копий журналов количественной проверки лиц, таблице ответчика покамерного размещения Кочеткова Н.В. установлено, что с 30.05.2020 по 10.06.2020 административный истец размещался в камере № 90, площадью 31,6 кв.м, в указанный период в камере содержалось от 8 до 11 человек, в данном случае необходимая площадь, приходящаяся на каждого, соблюдена (31,6 кв.м/11 чел. =2,87 кв.м), в период с 11.06.2020 по 14.06.2020 – в камере № 49, площадью 10,5 кв.м, где всего размещалось 2 человека (на каждого 5, 25 кв.м), с 15.06.2020 по 02.08.2020 в камере № 21, площадью 31,3 кв.м, максимально установленное количество осужденных в камере составило 11 человек (площадь на каждого 2,87 кв.м), с 03.08.2020 по 12.08.2020 в карцере, площадью 6,8 кв.м, один. В период с 13.08.2020 по 16.08.2020 в камере № 85, площадью 17,6 кв.м, где всего размещалось 4 человека (на каждого 4,4 кв.м), в период с 17.08.2020 по 26.0872020 один в карцере, площадью 7,3 кв.м, с 27.08.2020 по 02.09.2020 в камере № 27, площадью 39,8 кв.м, при максимальной заполненности камеры 11 человек (3,61 кв.м), с 03.09.2020 по 04.09.2020 в камере № 84, площадью 26,2 кв.м, где всего содержалось 7 человек (3,74 кв.м на каждого), с 06.11.2020 по 07.02.2021 в камере № 14, площадью 31,1 кв.м, где за указанный период максимальная загруженность составляла 12 человек, при которой норма площади, также как за ранее указанный период нахождения Кочеткова Н.В. в статусе осужденного, соблюдена (2,58 кв.м), в период с 08.02.2021 по 23.02.2021 истец содержался в камере № 79, площадью 32, 3 кв.м, заполненность которой при максимально возможной 12 человек составляла до 11 человек (2,93 кв.м), с 24.02.2021 по 26.02.2021 в камере 90, площадью 31,6 кв.м, где содержалось 10 человек (3,16 кв.м на каждого), с 27.02.2021 по 31.03.2021 в камере 82, площадью 23,6 кв.м, совместно с 7 осужденными, при расчете площадь на каждого составила 2,95 кв.м, с 01.04.2021 по 12.04.2021 Кочетков Н.В. содержался в карцере, площадью 7,1 кв.м, один, с 13.04.2021 по 18.05.2021 истец содержался в камере № 82, площадью 23,6 кв.м, всего в камере за указанный период содержалось 7 человек, из расчета площадь на каждого 3,37 кв.м, с 19.05.2021 по 24.05. 2021 содержался в карцере, площадью 7,1 кв.м, один, с 25.05.2021 по 31.05.2021 в камере 85, площадью 17,6 кв.м, совместно с 3 осужденными (4,4 кв.м на каждого), с 01.06.2021 по 23.06.2021 в камере № 82, площадью 23,6 кв.м, всего в камере за указанный период содержалось 7 человек, при максимальной заполненности камеры площадь на каждого составила 3,37 кв.м, с 24.06.2021 по 01.07.2021 в камере 74, площадью 39,8 кв.м, исходя из заполненности камеры (до 11 человек), площадь на каждого составила 3,61 кв.м.

Оценив представленные доказательства, с учетом фактических обстоятельств, руководствуясь тем, что в камере, в которой размещался истец, находясь в статусе обвиняемого, исходя из представленных сведений, одновременное содержание с Кочетковым Н.В. иных лиц с учетом площади камеры в соотношении с общим количеством лиц, содержащихся в камере в период времени с 13.03.2020 по 25.03.2020, с 02.04.2020 по 15.05.2020, с 20.05.2020 по 29.05.2020 (всего 2 месяца 5 дней), на одного осужденного приходилось менее нормы требуемой площади помещения (4 кв.м), суд приходит к выводу об обоснованности требований иска в изложенной части по основанию необеспечения обвиняемому нормы установленной площади содержания.

Даты (периоды) содержания истца в пенитенциарном учреждении 01.04.2020, с 16.05.2020 по 19.05.2020, при которых приходящаяся на истца площадь камеры составляла 3,95 кв.м., по убеждению суда не подлежат учету при оценке нарушения прав истца по основанию несоблюдения норматива площади, приходящейся на осужденного, поскольку фактическое отклонение является минимальным, незначительным, в результате чего не влечет нарушений прав, влекущих взыскание в пользу истца заявленной компенсации.

Нарушений норматива площади за период после вступления приговора в законную силу, с 30.05.2020, судом не установлено.

Оценивая правомерность заявленных административным истцом требований по основанию отсутствия в камерах горячего водоснабжения, суд руководствуется следующим.

Приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 № 245/пр утвержден и введен в действие с 04.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно – исполнительной системы. Правила проектирования» (СП 247.1325800.2016), в соответствии с пунктом 1.19 которого, здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 (Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).

Согласно пункту 19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.

По материалам дела установлено, что не все помещения следственного изолятора обеспечены горячим водоснабжением.

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал в своих постановлениях, что в обязанности государства – ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально- технических трудностей. Власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Наличие горячего водоснабжения в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключения под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие в актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.

Применительно к установленным требованиям закона суд приходит к выводу, что в результате неоснащения камер следственного изолятора горячим водоснабжением нарушаются права административного истца.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Руководствуясь тем, что обеспечение помещений СИЗО горячим водоснабжением является обязательным, неисполнение установленных требований исправительным учреждением влечет нарушение прав подозреваемого, обвиняемого, осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в постановлении № 47, а также судебной практики Европейского Суда по правам человека данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, в связи с чем в соответствии со статьей 227.1 Кодекса РФ подлежит взысканию компенсация.

Согласно справке должностного лица ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми лица, содержащиеся в СИЗО ежедневно обеспечиваются трехразовым горячим питанием, в случае конвоирования в суд, либо перед этапированием в места отбывания наказания, назначенного по приговору суда, спецконтингент обеспечивается дополнительным питанием (сухим пайком), включающим в себя суточную норму питания.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов ФСБ, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ на мирное время» утверждена прилагаемая норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях ФСИН, на мирное время, также норма питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН.

Согласно представленным в материалах дела доказательствам питание административного истца осуществлялось в соответствии с нормами питания приказа Минюста России «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время» от 17.09.2018 № 189.

Приказом ФСИН от 02.09.2016 № 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Настоящий Порядок устанавливает основные принципы планирования, обеспечения продовольствием исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, получения и отпуска продуктов на питание осужденных к лишению свободы, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, организации питания в учреждения УИС в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами питания.

Осужденным, подозреваемым и обвиняемым продукты, положенные по нормам питания, утвержденным в установленном порядке, выдаются в виде готовой горячей пищи. При невозможности приготовления горячей пищи осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются рационом питания на срок не более 3 суток.

Режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время (пункт 41).

В учреждения УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня.

По сведениям административного ответчика в соответствии с требованиями пункта 161 Правил внутреннего распорядка СИЗО, статьи 22 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995, лица, содержащиеся в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми ежедневно обеспечиваются трехразовым горячим питанием. Возражений со стороны административного истца в изложенной части не представлено.

Руководствуясь тем, что при проведении контрольных мероприятий нарушений в части обеспечения осужденных питанием по установленным нормативам в соответствии с предусмотренным порядком не установлено и ответственными лицами не допускалось, качество пищи соответствует установленным требованиям, доводы иска в части качества пищи не могут быть приняты во внимание.

Разрешая заявленные требования с учетом фактических обстоятельств и требований закона, представленной в материалы дела совокупности доказательств, установленного ряда нарушений условий содержания Кочеткова Н.В. в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, в частности, касающихся необеспечения истца в период его нахождения в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми горячим водоснабжением, приходящейся на каждого обвиняемого площади, суд приходит к выводу о том, что содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, повлекло нарушение его прав, гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В силу установленного законом порядка при определении размера компенсации учитываются характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При это характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений (необеспечение нормой площади 2 мес. 5 дн., горячим водоснабжением 1 год 3 мес. 18 дн.) с учетом принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации за ненадлежащие условия содержания Кочеткова Н.В. в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми в размере 21000 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административного исковое заявление Кочеткова Николая Владимировича к ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условии содержания, удовлетворить.

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Кочеткова Николая Владимировича в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Кочеткова Николая Владимировича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 21000 (двадцать одной тысячи) рублей путем перечисления взысканной суммы на банковский счет на имя Кочеткова Н.В.. по следующим реквизитам: УФК по Республике Коми (ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми, л/с 05071165900), ИНН 1101465050, КПП 110101001, ОКТМО 87701000, КБК 32000000000000000000, Р/С 03212643000000010700, БИК 018702501, Отделение НБ Республика Коми Банка России//УФК по Республике Коми г.Сыктывкар, получатель Кочетков Николай Владимирович, 18....

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий         Л.А. Печинина

<данные изъяты>

2а-2601/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кочетков Николай Владимирович
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН по РК
ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
01.12.2021Регистрация административного искового заявления
02.12.2021Передача материалов судье
06.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Судебное заседание
18.04.2022Судебное заседание
18.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее