Решение по делу № 33-12531/2024 от 02.04.2024

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

УИД: 78RS0022-01-2022-009753-24

Рег. №: 33-12531/2024    Судья: Заведеева И.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт - Петербург    «18» апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Председательствующего

Осининой Н.А.,

Судей

Байковой В.А., Яшиной И.В.,

При помощнике судьи

Шипулине С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2023 года по гражданскому делу №2-427/2023 по иску Парамоновой Софии Александровны к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Имущество Санкт-Петербурга» о признании незаконным распоряжения Комитета, признании незаконным решения Комитета в части, обязании заключить договор аренды земельного участка, предоставляемого для ведения садоводства, и предоставить его на государственную регистрацию.

Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., выслушав объяснения представителя КИО СПб – Светловой Е.Н., возражения представителя Парамоновой С.А. – Дозоровой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Парамонова С.А. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Имущество Санкт-Петербурга» о признании незаконным распоряжения Комитета от 16.11.2022г. №232-Р «Об отмене распоряжения Комитета от 28.09.2022г. №2033-РЗК»; признании незаконным решения Комитета от 17.11.2022г. №244-р в части отмены решения Комитета от 18.10.2022г. №05-26-38294/22-0-0 о предоставлении в аренду без проведения торгов для ведения садоводства земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес> обязании заключить в течение 10 календарный дней с момента вступления в силу решения по настоящему делу договор аренды земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, предоставляемого для ведения садоводства № 22/ЗВС-060 без проведения торгов (в редакции ранее подписанной истцом) и предоставить его на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу (л.д.189-191 т.1).

Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2023 года постановлено:

«Признать распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 16.11.2022 № 2372-Р «Об отмене распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28.09.2022 № 2033-РЗК» о предварительном согласовании предоставления земельного участка Парамоновой Софии Александровне» незаконным.

Признать решение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 17.11.2022 № 244-Р в части отмены решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга № 05-26-38294/22-0-0 от 18.10.2022 о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов Парамоновой Софии Александровне незаконным.

Обязать СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» заключить с Парамоновой Софией Александровной договор аренды земельного участка №22/ЗВС-060 с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, предоставляемого для ведения садоводства без проведения торгов.

В остальной части в иске Парамоновой Софии Александровны отказать».

Не согласившись с указанным решением суда, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга подал апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Представители СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», третьи лица в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или если суд признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Парамонова С.А. является ветераном – участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением ветерана серии №..., выданным <дата> отделом социальной защиты населения Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (л.д.133 т.1).

В связи с этим Парамонова С.А. имеет права и льготы, установленные Федеральным законом от 12.02.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

09.08.2022 истец обратился в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» Агентства имущественных отношений северного направления Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения садоводства, срок аренды-20 лет (л.д.130-131т.1).

В обоснование заявления истцом было указано на наличие следующих оснований для предоставления в аренду земельного участка (без проведения торгов): п.п.7 п.1 ст.16 Закона №5-ФЗ – у истца есть первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков; п.п.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ – у истца есть право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов как у гражданина, имеющего право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами (Законом №5-ФЗ), законами субъектов РФ.

К заявлению истцом были приложены все необходимые документы, в том числе схема земельного участка (схема расположения земельного участка).

Схема расположения участка, приложенная к заявлению, содержала ориентировочные границы участка, ориентиры его положения относительно существующих объектов капитального строительства, имеющихся в адресной системе <адрес> (л.д.132 т.1).

Заявлению истца Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» присвоило входящий номер 04-26-40879/22-0-0 (л.д.130-131 т.1).

Согласно распоряжению №2033-РЗК от 28.09.2022 Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (далее-распоряжение № 2033-РЗК) истцом получено предварительное согласование предоставления участка в аренду, утверждена схема расположения участка на кадастровом плане территории, на истца возложена обязанность по обеспечению проведения работ по образованию участка в соответствии со схемой расположения участка на кадастровом плане территории (л.д.154-157 т.1).

На основании распоряжения № 2033-РЗК истцом были осуществлены топогеодезические работы, утверждены координаты, в учреждение направлены материалы для проведения государственного кадастрового учета (далее – ГКУ) образуемого земельного участка.

07.10.2022 земельный участок площадью 1 200+/- 12 кв.м. поставлен на кадастровый учет с присвоением номера №...; адрес: <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: ведение садоводства (л.д.161-162 т.1).

В подтверждение постановки земельного участка на ГКУ истцом получена выписка из ЕГРН в отношении спорного земельного участка от 11.10.2022.

Решением Комитета № 05-26-38294/22-0-0 от 18.10.2022 на основании заявления истцу участок предоставлен в аренду для ведения садоводства (без проведения торгов) (л.д.165-166 т.1).

25.10.2022 Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» уведомило Парамонову С.А. о подготовленном проекте договора аренды спорного земельного участка, предоставляемого для ведения садоводства (л.д.167 т.1).

Утверждение истца о том, что был им подписан и 27.10.2022 передан в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» представленный проект договора аренды земельного участка, предоставляемого для ведения садоводства №22/ЗВС-060 с актом приема-передачи участка, ответчиками не опровергнуто.

Как следует из информации электронного сервиса Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, представленной на официальном интернет-сайте, договор аренды не был зарегистрирован.

17.11.2022 на электронную почту истца, указанную в заявлении, поступили следующие документы:

- письмо Комитета от 17.11.2022 № 05-19-41815/22-0-0, содержащее сведения о принятом ответчиком решении об отмене распоряжения № 2033-РЗК от 28.09.2022г., как несоответствующего п.п.1 п.8 ст.39.15, п.п.6 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, ст.4.1 ФЗ от 29.07.2017 № 217-ФЗ (л.д.179 т.1);

- письмо ответчика от 17.11.2022 № 05-26-38294/22-1-0 (л.д.180 т.1), содержащее уведомление истца о принятии решения об отмене решения о предоставлении земельного участка от 18.10.2022 № 05-19-41815/22-0-0 в связи с отменой распоряжения № 2033-РЗК от 28.09.2022 в порядке самоконтроля.

Истец считает незаконными принятые ответчиком решения, поскольку истец является субъектом, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемых решений; для образования земельного участка в целях предоставления его истцу не требуется утвержденного проекта межевания территории; наличие у ответчика полномочия на принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков и решений об их предоставлении не подтверждает наличие у него права последующей произвольной отмены таких решений в порядке самоконтроля.

Распоряжением Комитета от 16.11.2022 № 232-Р распоряжение Комитета от 28.09.2022 № 2033-РЗК «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду» отменено в порядке самоконтроля (л.д.176 т.1).

Судом установлено, что данное распоряжение в адрес истца не поступало.

Указанное выше распоряжение отменено Комитетом как несоответствующее п.п.1 п.8 ст.39.15, пп.6 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ и ст.4.1 ФЗ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В соответствии с вышеуказанными нормами местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории.     В данном случае, учитывая, что проект межевания территории не утвержден, схема расположения земельного участка также не может быть утверждена в силу п.п. 6 п.16 ст.11.10 ЗК РФ (л.д.179 т.1).

Решение об отмене решения Комитета от 18.10.2022 № 05-26-38294/22-0-0 было направлено истцу в виде письма (л.д.180 т.1).

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», исходя из конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим воинский долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, а следовательно, приобретения им права на соответствующие меры социальной поддержки.

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона «О ветеранах»).

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона «О ветеранах»).

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий определены статьей 16 Федерального закона «О ветеранах».

К числу таких мер относится предоставление ветеранам боевых действий первоочередного права на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков (подпункт 7 пункта 1, подпункт 3 пункта 2, подпункт 2 пункта 3 статьи 16).

Одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 этого кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным кодексом.

Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного развития территории;

2) из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, за исключением линейных объектов, для строительства, реконструкции которых не требуется подготовка документации по планировке территории;

6) из земельного участка, предоставленного для строительства индивидуальных жилых домов с привлечением средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 23 Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовые земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов.

Статьями 6 и 22 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества; предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Ф; предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены пунктом 16 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации, в частности: - в случае разработки схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрен статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и включает в себя:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно пункту 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 названного Кодекса.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов указаны в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», статей 11.3, 11.10, 22, 34, 39.6, 39.14-39.18, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 6, 22, 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установив, что истец имеет права и льготы, установленные статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», в частности имеет первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков, принимая во внимание, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в государственной собственности субъекта Российской Федерации и находятся в ведении города федерального значения Санкт-Петербург, расположены в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» в зоне 1ЖД – зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств, с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны, в зоне Т1Ж2-2 – жилая зона индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не более 1200 кв.м с включением объектов социально-культурного и социально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» одним из разрешенных видов использования является «ведение садоводства», в отношении территории, где расположены заявленный истцом к предоставлению земельный участок по данным Комитета по градостроительству Санкт-Петербурга проект планировки и проект межевания не разработан и распоряжений о его подготовке не имеется, одним из видов разрешенного использования земельного участка является «Ведение садоводства, код 13.2», также учитывая, что Порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотренный статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации истцом был соблюден, необходимый пакет документов в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» с учетом необходимости формирования земельного участка истцом был предоставлен, установив, что основание, указанное КИО в своих решениях об отмене распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории) является незаконным, основанным на неверном толковании законодательства, не установив иных оснований для отказа в утверждении схемы земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу, пришел к выводу о незаконности распоряжения КИО об отмене ранее принятого им решения о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы земельного участка и о незаконности решения КИО об отмене ранее принятого им решения о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.

Исходя из положения статей 39.14, 39.15, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми установлен порядок предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов, суд, учитывая, что истцом работы по образованию земельного участка, разработке схемы земельного участка, после получения решения о предварительном согласовании, проведение кадастровых работ и государственный кадастровый учет были обеспечены и проведены, после чего было подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду, пришел к выводу о соблюдении истцом установленного законом порядка. Установив, что в обоснование отказа истцу в предоставлении земельного участка ответчик КИО указал иное, не предусмотренное статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основание – отмену решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в виду невозможности утверждения схемы земельного участка, учитывая, что судом установлена незаконность отмены решения о предварительном согласовании и отсутствие оснований для отказа в представительном согласовании предоставления земельных участков, принимая во внимание положения пункта 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствие оснований для отказа, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что за истцом подлежит признанию право на предоставление заявленного земельного участков в аренду без проведения торгов с последующим заключением договора аренды, в связи с чем обязал Кио заключить с истцом договор аренды в отношении указанного земельного участка без проведения торгов.

Отклоняя довод Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о необходимости наличия проекта межевания в котором будет отражена территория садоводства, в рамках которой истцы могли бы получить земельный участки, суд указал на неверное толкование ответчиком земельного законодательства. Руководствуясь положениями статей 11.3, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 6, 22, 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» суд пришел к выводу, что для образования земельных участков из земель населенных пунктов для ведения садоводства по заявлению истцов обязательного наличия проекта межевания не требуется. Данное требование содержится в случае предоставления земельного участка садоводческому некоммерческому товариществу.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Учитывая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

Доводы жалобы о том, что требование истца об обязании ответчика предоставить в аренду земельные участки направлено на обход административных процедур, отклоняются. Судом признаны незаконными решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и установлено отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в заключении с истцом договора аренды, незаконные решения и распоряжения ответчика КИО об отказе в предоставлении земельного участка безусловно нарушает права истца на реализацию мер социальной поддержки, которые подлежат восстановлению путем обязания ответчика КИО предоставить спорные земельные участки в аренду без проведения торгов. Кроме того, как следует из материалов дела, порядок обращения в Комитет истцом был соблюден.

Довод жалобы о том, что требования о признании незаконными распоряжения и решения КИО и об обязании ответчиков предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов путем заключения договора аренды подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются несостоятельными. Согласно разъяснениям Верховного суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», споры о признании незаконными актов государственных органов, связанных с реализацией гражданами социальных прав, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что после введения в Федеральный закон №217-ФЗ понятия «территории садоводства» (ст. 4.1), образование земельного участка для ведения садоводства и дальнейшего предоставления гражданам садовых земельных участков на территории Санкт-Петербурга возможно только в границах территории садоводства, в связи с чем Комитет считает, что образование земельного участка для ведения садоводства категории граждан, указанных в Законе № 5-ФЗ, может осуществляться только в пределах границ территории садоводства и только в соответствии с проектом межевания территории, а также доводы о том, что судом первой инстанции дана неправильная оценка Генеральному плану Санкт-Петербурга, которым предусмотрены функциональные зоны для коллективных садоводств, ведение садоводств в индивидуальном порядке в отношении территории Санкт-Петербурга не предусмотрено, отклоняются судебной коллегией как ошибочные.

По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.

В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершённых действий) проверяются исходя из законодательства и обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий). Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 99, пункте 24 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 21 от 28.06.2022 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

В силу пунктов «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (часть 1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства подразделяется на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

По смыслу приведенных норм виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к территориальной зоне в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 63 ГрК РФ (часть 1 статьи 63 ГрК РФ).

Как указано в части 3 статьи 63 ГрК РФ, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя включают сведения, предусмотренные статьей 23 Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с требованиями, установленными Кодексом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1, частью 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Судом установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в государственной собственности субъекта Российской Федерации и находится в ведении города федерального значения Санкт-Петербург, расположен в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» (в редакции на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов) в зоне 1ЖД – зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств, с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны, в зоне Т1Ж2-2 – жилая зона индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не более 1200 кв.м с включением объектов социально-культурного и социально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга».

Основные виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, предоставление коммунальных услуг, административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, дома социального обслуживания, оказание социальной помощи населению, оказание услуг связи, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, объекты культурно-досуговой деятельности, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, служебные гаражи, обеспечение занятий спортом в помещениях, площадки для занятий спортом, связь, внеуличный транспорт, обеспечение внутреннего правопорядка, улично-дорожная сеть, благоустройство территории, земельные участки общего назначения, ведение садоводства.

Условно разрешенные виды использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), осуществление религиозных обрядов, религиозное управление и образование, государственное управление, амбулаторное ветеринарное обслуживание, заправка транспортных средств, обеспечение дорожного отдыха, автомобильные мойки, ремонт автомобилей.

Поскольку на момент обращения истца с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, о предоставлении земельного участка в аренду правилами землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок был отнесен к территориальной зоне с основным видом разрешенного использования, в том числе, «ведение садоводства», спорный земельный участок мог быть предоставлен в целях ведения садоводства в индивидуальном порядке.

Доводы жалобы о том, что после введения в Федеральный закон №217-ФЗ понятия «территории садоводства» образование земельного участка для ведения садоводства и дальнейшего предоставления гражданам садовых земельных участков возможно только в границах территории садоводства, ошибочны, основаны на неверном толковании закона.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В настоящее время статьей 6 Федерального закона от 29 июля 2017 года 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества; предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ и названным Федеральным законом.

Закон № 217-ФЗ в целом не регулируют вопрос о порядке предоставления садоводам и огородникам, добровольным объединениям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваясь установлением отдельных особенностей, связанных с коллективным характером отношений в области садоводства и огородничества.

Положения о порядке предоставления садоводам и огородникам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности содержаться в ЗК РФ.

При этом ЗК РФ установил разные порядки предоставления земельных участков для коллективного ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества (то есть предоставления земельных участков юридическим лицам), а также напрямую закрепил возможность предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства гражданам индивидуально.

Таким образом, исходя из норм ЗК РФ, можно выделить следующие способы предоставления земельных участков: для ведения коллективного садоводства, огородничества (то есть садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам); для ведения садоводства по заявлению отдельного гражданина; для ведения огородничества по заявлению отдельного гражданина.

Для ведения коллективного садоводства, огородничества (то есть садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются первоначально в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам (подп. 11 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ). Договор безвозмездного пользования заключается на срок по выбору заявителя, который не должен превышать пяти лет. По договору безвозмездного пользования садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество обязано обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории (только проекта межевания - в случае предоставления земельного участка для ведения огородничества), а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Учитывая безвозмездный характер получения земельного участка, законодатель установил требования к обоснованности размеров таких земельных участков, при этом поставив расчет предельного размера земельного участка в зависимость от максимального размера садовых или огородных земельных участков (ст. 39.10 ЗК РФ).

Частью 3 статьи 4.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также определено, что местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории. Разработка проекта планировки территории садоводства или огородничества не требуется, но может быть осуществлена по решению общего собрания членов товарищества. Разработка проекта межевания территории осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством с учетом положений Закона № 217-ФЗ. Проект межевания территории и проект планировки территории, подготовленные в отношении территории садоводства или огородничества, до их утверждения должны быть одобрены решением общего собрания членов товарищества.

Для ведения садоводства по заявлению отдельного гражданина предоставление земельного участка осуществляется в порядке, установленном ст. 39.18 ЗК РФ, предусматривающей размещение и опубликование уполномоченным органом извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования указанного извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, осуществляется предоставление земельного участка без торгов в собственность за плату или в аренду на срок по выбору заявителя. При поступлении заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе предоставление земельного участка осуществляется по результатам аукциона. При этом участником такого аукциона могут быть только граждане (п. 10 ст. 39.11 ЗК РФ)

Указанный порядок не применяется в случае предоставления земельного участка для ведения садоводства лицам, в отношении которых федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке (п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ). В этом случае осуществляется предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов по заявлению заинтересованного лица в порядке, предусмотренном ст. 39.14–39.17 ЗК РФ.

Положения ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подтверждают подходы к предоставлению гражданам садовых и огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые реализованы в Федеральном законе от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, ч. 3 статьи 6 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ предусматривается, что граждане, не создавшие совместно с другими лицами садоводческие или огороднические товарищества, могут вести садоводство и огородничество самостоятельно, для чего они наделены всеми предусмотренными законом правами, и самостоятельно взаимодействуют с органами публичной власти и иными лицами.

Данный подход к предоставлению гражданам садовых и огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласуется с выводом Конституционного Суда Российской Федерации, приведенным в постановлении от 3 марта 1998 года № 10-П, о том, что приобретение права собственности на имущество не может быть поставлено в зависимость от членства в каком-либо объединении, поскольку согласно ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации членство в каком-либо объединении является добровольным.

Таким образом, ссылки ответчика на положения ст. 4.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» несостоятельны, поскольку приведенная норма регулирует вопросы состава территории некоммерческой организации, образованной добровольным объединением граждан для ведения садоводства и огородничества, данная норма не подлежит применению в рассматриваемом случае, так как испрашиваемые земельные участки не находятся в границах территории садоводства или огородничества, а истцы не имеют цели создания садового некоммерческого товарищества.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Согласно статье 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

При этом перечень случаев, при которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, установлен пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.

Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 217-ФЗ.

Судом установлено, что спорный земельный участок не образован из земельных участков, предоставленных садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Т1Ж2-2 – жилая зона индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не более 1200 кв.м с включением объектов социально-культурного и социально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» основным видом разрешенного использования земельного участка на которой является в том числе ведение садоводства.

Таким образом, в указанном случае образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка допускается.

Тот факт, что Генеральным планом Санкт-Петербурга предусмотрены функциональные зоны для коллективных садоводств, не исключает ведение садоводств в индивидуальном порядке в отношении территории Санкт-Петербурга, учитывая виды разрешенного использования земельных участков (ведение садоводства), расположенных, в частности, в зоне Т1Ж2-2.

Порядок о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотренный статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, истцом был соблюден, необходимый пакет документов в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» с учетом необходимости формирования земельного участка был предоставлен.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В ходе рассмотрения дела оснований для отказа в утверждении схемы земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу судом установлено не было.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отмене распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и о незаконности решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в части отмены решения о предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов.

Фактически доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о несоответствии действий Комитета требованиям действующего законодательства, о необходимости разработки в отношении спорной территории проекта планировки и межевания по своему содержанию аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанций, выводы суда первой инстанции не опровергают, фактически сводятся к несогласию с оценкой установленных судом по делу фактических обстоятельств и иному толкованию примененных при разрешении дела норм материального права, что не может служить основаниями для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для отмены состоявшегося судебного акта по доводам апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда. Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств, таковые не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 22.04.2024.

33-12531/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Парамонова София Александровна
Ответчики
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
СПб ГКУ Имущество Санкт-Петербурга
Другие
Управление по развитию садоводства и огородничества
Комитет по градостроительству и архитектуре
Комитет по Благоустройству Санкт-Петербурга
Администрация Курортного района Санкт-Петербурга
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
02.04.2024Передача дела судье
18.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024Передано в экспедицию
18.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее