Решение по делу № 2а-1156/2016 от 19.02.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2016 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,

при секретаре Фомичевой С.В.

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Пензы о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации мест захоронения на Н. кладбище г. Пензы, и обязании совершить действия по организации места захоронения,

                                                     У С Т А Н О В И Л :

          Прокурор Ленинского района г. Пензы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным заявлением, указал, что

прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины, земельного законодательства, в ходе которой было установлено, что земельный участок, на котором расположено Н. кладбище (Адрес ) администрацией г. Пензы на кадастровый учет не поставлен, его границы не определены, межевание не проводилось, и в квартале 22 выдел 1 территории городских лесов осуществляется захоронение МУП «Спецбюро», выходя при этом за границы кладбища на территорию городских лесов.

Административный истец также указывает, что проверкой также было установлено, что захоронение осуществляется как на территории квартальной просеки, так и за ее пределами - на территории городских лесов. Согласно материалам проверки на территории городских лесов в Дата гг. захоронено около Данные изъяты человек. Указанные захоронения могу повлечь угрозу жизни и здоровья людей, а также угрозу безопасности городских лесов, целевым назначением городских лесов является воспроизводство лесов, а не захоронение. Поскольку, отсутствие определенных границ, кадастрового учета земельного участка, на котором расположено Н. кладбище в г. Пензе, не позволяет обеспечивать надлежащее использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов и может привести к их деградации, распоряжению и использованию, не соответствующим их статусу, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц.

         Административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Пензы, Управления муниципального имущества администрации г. Пензы незаконным; обязать администрацию г. Пензы, Управление муниципального имущества администрации г. Пензы совершить все необходимые действия по постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено Н. кладбище, по адресу: Адрес ; обязать произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, на котором расположено Н. кладбище, по адресу: Адрес .

В письменном заявлении от 18.05.2016г. административный истец просил исключить из числа соответчиков Управление муниципального имущества администрации г. Пензы, в письменном заявлении от 06.06.2016г. № 08-03-2016 административный истец уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Пензы, выразившееся в ненадлежащей организации мест захоронения на Н. кладбище г. Пензы, связанных с отводом, межеванием и постановкой на кадастровый учет земельного участка, расположенного под кладбищем; обязать администрацию г. Пензы, провести все действия, установленные земельным законодательством по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного под Н. кладбищем г. Пензы.

          В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Ленинского района г. Пензы Б.И., действующая на основании доверенности, уточненные требования поддержала, просила удовлетворить.

          Представитель административного ответчика администрации г. Пензы Г.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала, считала администрацию г. Пензы ненадлежащим ответчиком по делу, пояснила, что Уставом г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005г. № 130-12/4, а именно ст. 34 Устава определен орган местного самоуправления, который в рамках своей компетенции организует работу по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, расположенных в городе Пензе это – Управление жилищно – коммунального хозяйства г. Пензы, соответственно указанный орган и должен быть в данном случае ответчиком по делу.

          Представитель заинтересованного лица Управления муниципального имущества администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки суд не уведомил.

           Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ г. Пензы А.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вынесение решения полагал на усмотрение суда.

          Представитель заинтересованного лица МУП «Спецбюро» - Д.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вынесение решения полагал на усмотрение суда.

         Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пензенской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пензенской области, МУП «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации» в судебное заседание не явились, извещены, о причинах неявки суд не уведомили.

          Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Дата . помощником прокурора Ленинского района г. Пензы - С.Г., совместно с и.о. главного лесничего МУП «Зеленое хозяйство г. Пензы» - Г.М. была проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка, расположенного по адресу Адрес ; в ходе которой было установлено, что в квартале 22 выдел 1 территории городских лесов МУП «Спецбюро» осуществляются захоронения, выходя при этом за границы кладбища; также установлено, что захоронения осуществляются как на территории квартальной просеки, так и за её пределами – на территории городских лесов (квартальная просека на местности определена квартальным столбом, а также границей различных по породному составу зеленых насаждений (со стороны кладбища расположена порода – береза, со стороны территории городских лесов порода – сосна) (том №1, л.д. 5 - 8).

         Согласно решению Исполнительного комитета Пензенского городского совета депутатов трудящихся от 16.08.1960г. № 308/20 Пензенскому Горкомхозу был отведен земельный участок, площадью – Данные изъяты га, под кладбище в районе Адрес и т.д. (том №1, л.д. 56 - 57).

Решением Исполнительного комитета Пензенского городского совета депутатов трудящихся от 10.07.1962г. были внесены изменения в решение Исполнительного комитета Пензенского городского совета депутатов трудящихся от 16.08.1960г. № 308/20, были уточнены границы земельного участка, отведенного Горкомхозу в районе Адрес под кладбище за счет изъятия из земель Пензенского Лесхоза, и установлены в размере – Данные изъяты га (том №1, л.д. 58).

Решением Пензенского городского совета депутатов трудящихся Исполнительного комитета от 23.08.19177г. № 19-17, в связи со сложившейся обстановкой, что с Дата . негде будет производить захоронение умерших, границы существующих Н. кладбищ площадью Данные изъяты га (действующих с Дата .) были расширены на Данные изъяты га с вырубкой леса (том №1, л.д. 59).

Постановлением главы администрации г. Пензы от 14.06.1994г. № 600 был разрешен отвод земельного участка для расширения городского кладбища из земель Ленинского лесхоза (том №1, л.д. 64).

Согласно постановлению главы администрации г. Пензы от 12.01.1995г. № 31Управлению жилищно – коммунального хозяйства было поручено принять на баланс в оперативное управление от муниципального предприятии Спецбюро - городские кладбища с расположенными на них зданиями и сооружениями, которые используются для эксплуатации и содержания кладбищ (том №1, л.д. 65).

Из ответа и.о. главы администрации г. Пензы, направленного в прокуратуру Ленинского района г. Пензы от 11.12.2015г. № 3-14-9761 следует, что границы кладбища, расположенного по адресу: Адрес не установлены; в реестре муниципальной собственности земельный участок, расположенный по адресу: Адрес , не значится (том №1, л.д. 9-10).

В соответствии с планом лесонасаждений городских лесов муниципального образования г. Пензы, по границе с Адрес , вокруг территории Н. кладбища проходят городские леса кварталы 21,22,29,30,37,38,39 (том №1, л.д. 13- 14).

       Согласно ответу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области от 11.05.2016г. № 01-04-0707 в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Адрес , отсутствуют (том № 1, л.д. 67).

В соответствии с постановлением главы администрации г. Пензы от 16.04.2007г. N 410 на территории города Пенза действуют общественные кладбища: Арбековское, Ахунское, Митрофаниевское и Новозападное кладбище.

Согласно п. 2.1 Положения об организации ритуальных услуг, содержании мест захоронения и порядке деятельности общественных кладбищ на территории города Пензы утвержденного Постановлением Главы Администрации г. Пензы от 04.02.2004 г. N 245 (ред. от 30.12.2011г.) общественные кладбища, расположенные в границах территории города Пензы, находятся в ведении органов местного самоуправления города Пензы.

Согласно п. 1.3 ст. 18 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005г. N 130-12/4 (далее – Устав) администрация города Пензы входит в структуру органов местного самоуправления и является - исполнительно-распорядительный органом города Пензы.

Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения (ч.1 п. 22 ст. 14).

Пунктом 23 статьи 5 Устава установлено, что к вопросам местного значения города Пензы относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п. 26 ст. 5 Устава утверждение генеральных планов города Пензы, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Пензы документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Пензы, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Пензы, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Пензы, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах города Пензы для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах города Пензы, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 Закона.

На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Закона предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

В силу статьи 25 Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Деятельность на местах погребения должна осуществлятся в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).

Согласно п. п. 3 и 4 ст. 17 Закона для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2001 года "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Однако, материалами дела подтверждается, что в данный момент захоронения осуществляются не на территории Н. кладбища, а на территории городских лесов проходящих вокруг территории указанного кладбища, а именно на территории городских лесов в Дата гг. было захоронено около Данные изъяты человек.

То есть, администрацией г. Пензы до настоящего времени не принято соответствующих мер по оформлению земельного участка, расположенного по адресу Адрес , занятого кладбищем, в муниципальную собственность, а именно не проведено межевание указанного земельного участка, он не поставлен на кадастровый учет. Однако, при отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельный участок, занятый кладбищем, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения, по мнению суда, осуществляется без имеющихся полномочий.

Таким образом, не проведение межевания занятого под кладбище земельного участка, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, привело к обезличиванию территорий данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации г. Пензы на территорию кладбища, а при осуществлении захоронений умерших не на территории кладбища - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает незаконным бездействие администрации г. Пензы выразившееся в ненадлежащей организации мест захоронения на Н. кладбище г. Пензы, связанных с отводом, межеванием и постановкой на кадастровый учет земельного участка, расположенного под Н. кладбищем г. Пензы, и считает необходимым обязать администрацию г. Пензы, провести все действия, установленные земельным законодательством по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного под Н. кладбищем г. Пензы.

Доводы представителя административного ответчика о том, что администрация г. Пензы является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку имеется иной орган местного самоуправления, на который возложена обязанность по организации работы по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, расположенных в городе Пензе в данном случае это Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы основан на неверном толковании закона, поскольку предметом спора по данному административному иску являются земельные правоотношения (формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет), разрешение которого, в силу норм законодательства (Устава) отнесено непосредственно к компетенции администрации г. Пензы, а Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы исходя из Постановления Главы Администрации г. Пензы от 04.02.2004 г. N 245 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг, содержании мест захоронения и порядке деятельности общественных кладбищ на территории города Пензы» регулирует лишь порядок деятельности общественных кладбищ, ведет учет захоронений, осуществляет содержание мест захоронения и т.д.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 и ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах, бездействие администрации г. Пензы выразившееся в ненадлежащей организации мест захоронения на Н. кладбище г. Пензы является незаконным, что в силу ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Пензы является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л :

          Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Пензы о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащей организации мест захоронения на Н. кладбище г. Пензы, и обязании совершить действия по организации места захоронения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Пензы, выразившееся в ненадлежащей организации мест захоронения на Н. кладбище г. Пензы, связанных с отводом, межеванием и постановкой на кадастровый учет земельного участка, расположенного под Н. кладбищем г. Пензы.

Обязать администрацию г. Пензы, провести все действия, установленные земельным законодательством по отводу, межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного под Н. кладбищем г. Пензы.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2016 года.

Судья                                                                                    Ю.А. Андрианова

2а-1156/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского район г.Пензы
Ответчики
Администрация г. Пензы
Другие
Управление ЖКХ г. Пензы
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пензенской области
МУП "ОГСАГиТИ"
Упраалвнеие муниципального имущества администрации г. Пензы
МУП "Спецбюро"
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Дело на сайте суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
19.02.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.02.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2016[Адм.] Передача материалов судье
20.02.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
02.03.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2016[Адм.] Судебное заседание
14.04.2016[Адм.] Судебное заседание
18.04.2016[Адм.] Судебное заседание
18.05.2016[Адм.] Судебное заседание
07.06.2016[Адм.] Судебное заседание
17.06.2016[Адм.] Судебное заседание
20.06.2016[Адм.] Судебное заседание
25.06.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее