РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тулун 18 января 2021 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи - Томилко Е.В.,
при секретаре – Тапешковой В.В.,
с участием: представителя ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» Якименко О.В., действующей на основании доверенности № 9 от 19.06.2020, сроком действия на 1 год, без права передоверия,
ответчика - Калашникова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-60/2021 по исковому заявлению Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области» к Калашникову Владимиру Владимировичу о взыскании неосновательно полученной финансовой помощи,
установил:
истец, Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Иркутской области», обратилось в суд с исковым заявлением, к Калашникову В.В. о взыскании неосновательно полученной финансовой помощи, в обоснование заявленных требований указало что, произошедшее 28-29 июня 2019 г. наводнение на территории Иркутской области Указами Президента Российской Федерации от 27.06.2019 № 134-уг, от 03.07.2019 № 316 признано чрезвычайной ситуацией федерального характера.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 (далее – Правила), действовавшими в период возникновения спорных правоотношений, органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение выделяются бюджетные ассигнования из резервного фонда на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) (пп. «д» п.2 Правил).
Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождям, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, финансовой помощи, утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019 №519 (далее – Порядок), кроме того, к отношениям, связанным с предоставлением финансовой помощи, применяются положения Правил и Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.03.2019 № 155 (далее - Порядок № 155).
Согласно п. 5 Порядка финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (далее – финансовая помощь) оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (далее – списки).
Списки, подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области – Председателем Правительства Иркутской области.
Согласно п. 9 Порядка №155 подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется следующим образом.
Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают заявление на имя главы местной администрации об оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
05.07.2019 Калашников В.В. обратился в муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования – «город «Тулун» с заявлением о включении в список на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области.
Основанием предоставления финансовой помощи послужила полная утрата имущества, что подтверждено актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории города Тулуна Иркутской области.
Муниципальным учреждением «Администрация городского округа муниципального образования – «город «Тулун» ответчик был включен в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории г. Тулуна Иркутской области в размере 100 000 рублей.
Указанные списки были согласованы начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждены первым заместителем Губернатора Иркутской области – председателем Правительства Иркутской области и направлены в ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области».
09.07.2019 Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Иркутской области» произвело выплату финансовой помощи гражданам, указанным в списке в размере 100 000 рублей на расчетный счет получателя ***, открытый в ПАО «Сбербанк России», что подтверждено платежным поручением №672983, от 09.07.2019 к реестру платежей ***.
По результатам внутренних контрольных мероприятий, поведенных Центром социальных выплат Иркутской области в период январь – март 2020 года, выявлено повторное начисление финансовой помощи ответчику в размере 100 000 рублей.
14.07.2019 сумма в размере 100 000 рублей зачислена на расчетный счет получателя *** открытый в ПАО «Сбербанк России», что подтверждено платёжным поручением №699028 от 14.07.2019 к реестру платежей ***.
Причиной, послужившей двойному начислению финансовой помощи, является повторная выплата в связи с ошибочным, повторным начислением ОГКУ «Центра социальных выплат Иркутской области».
В связи с выявленной переплатой, в целях досудебного урегулирования спора 06.12.2019 ответчику было направлено уведомление о необходимости возврата излишне выплаченных денежных средств в областной бюджет.
ПАО «Сбербанк России» осуществлен возврат излишне перечисленной суммы в размере 5 934 рубля 35 копеек, остаток невозвращенных средств составляет 94 065 рублей 65 копеек.
На данный момент, денежные средства ответчиком не возвращены. Сумма неосновательно полученных ответчиком и подлежащих взысканию в бюджет Иркутской области денежных средств, в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, составляет 94 065 рублей 65 копеек.
Просит взыскать с Калашникова В.В. в бюджет Иркутской области сумму финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, в размере 94 065 рублей 65 копеек.
В судебном заседании представитель истца Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области» Якименко О.В. на требованиях иска настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» предоставил достаточно доказательств излишне выплаченных денежных средств ответчику. Выплата подтверждается платежными поручениями, реестрами, в которых указаны данные ответчика, а именно ФИО и номер счета, на который произведены перечисления. Данные документы ответчиком оспорены не были. Ответчик не отрицает факта получения денежных средств. Ответчик знал о том, что денежные средства перечисляются на расчетные счета детей. Доводы о том, что данные денежные средства были перечислены за его сына Калашникова В.В. ответчиком не подтверждаются, он не доказал факт повторного обращения за выплатой на сына Калашникова В.В. Получение финансовой помощи за утерю имущества первой необходимости носит заявительный характер.
Ответчик Калашников В.В. в судебном заседании требования иска не признал, суду пояснил, что финансовая выплата законна и обоснована, т.к. он получил выплату за себя и своего несовершеннолетнего ребенка Калашникова Владимира Владимировича, 2014 года рождения, в связи с чем, не считает данную выплату неосновательной, поскольку выплата на его несовершеннолетнего ребенка в связи с утратой имущества первой необходимости произведена не была. Ему действительно на расчетный счет в ПАО «Сбербанк России» были перечислены денежные средства в размере 200 000 рублей, однако, на счет сына Калашникова Владимира Владимировича, 2014 года рождения, финансовая помощь, по утрате имущества первой необходимости, не поступала, как и не поступала на счет супруги. Его супруга брала распоряжение о получении денежных средств на 2-х несовершеннолетних детей Артема и К.С.В., финансовая помощь на сына Владимира, 2014 года рождения, даже после неоднократных обращений, так и не поступила. В связи с чем, они посчитали, что это денежные средства, предназначенные для выплаты сыну. Считает, что в его действиях отсутствует счетная ошибка, поскольку его семья состоит из 5 человек. После обращения с заявлением в ОГКУ «Центр социальной защиты населения г. Тулуна и Тулунского района» им была перечислена финансовая помощь в размере 500 000 рублей, т.е. в сумме, не превышающей необходимую выплату исходя из количества членов семьи 5 человек. При получении финансовой выплаты в размере взыскиваемой суммы он обращался в ОГКУ «Центр социальной защиты населения г. Тулуна и Тулунского района» по данному поводу, где ему разъяснили, что выплата произведена на сына, в связи с чем, он и получил данные денежные средства. О том, что он обращался с заявлением о выплате финансовой помощи на несовершеннолетнего сына Калашникова В.В., имеются документы в ОГКУ «Центр социальной защиты населения г. Тулуна и Тулунского района».
Представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Ф.Е.А., действующая на основании доверенности № 02-53-23925/20-08 от 17.11.2020, сроком действия на 1 год, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (том 2 л.д.39). Ранее представила отзыв на исковое заявление, в котором просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме, и рассмотреть дело в свое отсутствие. Из материалов дела следует, что финансовая помощь в связи с полной утратой имущества Калашниковым В.В. получена два раза, двойная выплата вызвана счетной ошибкой и ошибочным начислением суммы финансовой помощи. Сумма финансовой помощи в размере 100 000 рублей была зачислена дважды на расчетный счет ответчика, открытый в ПАО «Сбербанк России», что подтверждается прилагаемыми к иску платежными документами и не оспорено ответчиком. ПАО «Сбербанк России» осуществлен возврат излишне перечисленной суммы в размере 5 934 рубля 35 копеек, таким образом, излишне полученная денежная сумма составляет 94 065 рублей 65 копеек (том 1 л.д.238-239).
Представитель муниципального учреждения «Администрация городского округа Муниципального образования –«город Тулун» Н.А.А., действующая на основании доверенности № 49 от 04.03.2020, сроком действия по 31.12.2020, в судебное заседание не явилась, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, при принятии решения на усмотрение суда на основании имеющихся в деле доказательств (том 2 л.д.243).
Представители Главного управления МЧС России по Иркутской ****, Главного управления МВД России по Иркутской **** о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют извещения, отчеты об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором (том 2 л.д.37,38,39).
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ответчика, представителей третьих лиц, поскольку неявка участников процесса, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, надлежащим образом, не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением главы администрации городского округа муниципального образования - «город Тулун» № 1042, в связи с наводнением с 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21.12.1994№ 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 1392-р в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, из резервного фонда выделены бюджетные ассигнования до 662 млн. руб. на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате паводка.
Пунктом 1 распоряжения предписано установить выплаты:
- финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс.рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тысяч рублей на человека).
Постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019 №519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (действующее на момент оказания финансовой помощи) (далее Порядок).
Как следует из п. 1 Порядка настоящий Порядок регулирует вопросы оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, за счет средств, выделенных на соответствующие цели в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 1392-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2019 № 1521-р, следующей помощи (далее - помощь), в том числе: финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) (далее - финансовая помощь).
Согласно п. 4 Порядка оказание помощи осуществляется на основании заявлений граждан, представляемых гражданами в местную администрацию муниципального образования по месту жительства (пребывания) граждан по формам, предусмотренным приложениями № 9, №, № 14 к Правилам.
Финансовая помощь оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, согласно приложению № 12 к Правилам (п.5 Порядка).
Как следует из п. 6 Порядка списки, указанные в абзацах первом, втором пункта 5 настоящего Порядка, подготавливаются и подписываются в порядке, установленном Порядком № 155, главами администраций муниципальных образований Иркутской области, в состав территории которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, указанной в пункте 1 настоящего Порядка, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
Согласование и утверждение списков, указанных в пункте 5 настоящего Порядка (далее - списки), а также их передача в день утверждения в министерство обеспечивается областным государственным казенным учреждением «Центр по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
Подготовка и направление списков и иных документов, необходимых для осуществления помощи, осуществляются в 3-дневный срок.
Таким образом, указанная единовременная финансовая помощь в связи с утратой имущества выплачиваются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или индивидуальных жилых домов в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого (лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Таким образом, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 № 10-П правовой позиции, с гражданина, которому назначены меры социальной поддержки решением уполномоченного органа, на основании представленных им документов, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина.
Судом и материалами дела установлено, что постановлением главы администрации городского округа муниципального образования - «город Тулун» № 1042, в связи с наводнением с 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации.
Как следует из постановления администрации городского округа МО г. Тулун от 29.06.2019 № 1047 «Об утверждении зоны чрезвычайной ситуации» (с изменениями и дополнениями) и приложения к данному постановлению в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения на территории МО – «город Тулун» попал д**** ****.
Из заявления от 05.07.2019 Калашникова Владимира Владимировича, ...... года рождения, проживающего по адресу: ****, следует, что он заявляет о уничтожении имущества: дома, летней кухни, и прочих дворовых построек, мебели, оргтехники, личных вещей, технических приборов и оборудования, посуды. Члены семьи: К.А.Ю., 1985 года рождения – жена; сыновья Калашников Артём ФИО10, 2010 года рождения; К.С.В., 2002 года рождения; Калашников Владимир Владимирович, 2014 года рождения (том 1 л.д.8).
Из копии паспорта 25 13 859306 Калашников Владимир Владимирович, ...... года рождения, следует, что с 01.07.2016 он зарегистрирован по адресу: Иркутская **** (том 1 л.д.9-10).
Их акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории города Тулуна Иркутской области, адрес ****, установлена утрата имущества полностью, сумма финансовой помощи составляет 100 000 рублей (том 1 л.д.11-12).
Как следует из списка № 38 граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (имущества) в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, под № 274 указан Калашников Владимир Владимирович, проживающий по адресу: **** ****, паспорт гражданина 25 13 859306, а под № 275 указан Калашников Владимир Владимирович, проживающий по адресу: **** ****, свидетельство о рождении III 580374 (том 1 л.д.13-67).
Как следует из списка № 57 граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (имущества) в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской ****, под № 46 указан Калашников Владимир Владимирович, проживающий по адресу: **** ****, паспорт гражданина 25 13 859306, а под № 44 указан Калашников Владимир Владимирович, проживающий по адресу: **** ****, свидетельство о рождении III 580374 (том 1 л.д.68-133).
Данные обстоятельства также подтверждаются документами представленными муниципальным учреждением «Администрация городского округа Муниципального образования –«город Тулун» (том 1 л.д.245-250, том 2 л.д.1-5)
Указанные списки подготовлены и подписаны в порядке, установленном Порядком ***, Мэром городского округа муниципального образования –«город Тулун» К.Ю.В., а также согласован с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, и утверждены первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
Согласно договору *** от 28.12.2018 (далее договор) заключенному между Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» и Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области заключен настоящий договор, по условиям которого, банк по поручению и за счет организации осуществляет зачисление денежных средств на счета физических лиц, открытые в банке отдельным категориям граждан, в качестве мер социальной поддержки.
Электронные реестры передаются организацией в банк посредством системы ДБО без их последующего предоставления на бумажном носителе (том 1 л.д.188-200).
Из платежного поручения № 672976 от 09.07.2019 ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» произвело зачисление в Байкальский Банк ПАО «Сбербанк России» в размере 42 400 000 рублей финансовая помощь гражданам, подвергшимся ЧС, в связи с утратой ими имущества первой необходимости, реестр 99544 от 09.07.2019, договор 18372278 от 28.12.2018 (том 1 л.д.136).
Согласно реестру № 99544 от 09.07.2019 организация ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» на основании договора о зачислении денежных средств на счета физических лиц № 1837227 от 28.12.2018, заключенным с Байкальским Банком ПАО Сбербанк г. Иркутск, код дохода 47 Меры социальной поддержки/ июль 2019 под № 129 числится Калашников Владимир Владимирович, которому успешно зачислено 100 000 рублей на расчетный счет *** (том 1 л.д.138-159)
Из платежного поручения № 699028 от 14.07.2019 ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области произвело зачисление в Байкальский Банк ПАО «Сбербанк России» в размере 58 900 000 рублей финансовая помощь гражданам, подвергшимся ЧС, в связи с утратой ими имущества первой необходимости, реестр 95744 от 14.07.2019, договор 18372278 от 28.12.2018 (том 1 л.д.137).
Согласно реестру № 95744 от 14.07.2019 организация ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области на основании договора о зачислении денежных средств на счета физических лиц № 1837227 от 28.12.2018, заключенным с Байкальским Банком ПАО Сбербанк г. Иркутск, код дохода 47 Меры социальной поддержки/ июль 2019 под № 187 числится Калашников Владимир Владимирович, которому успешно зачислено 100 000 рублей на расчетный счет ***(том 1 л.д.160-187)
Таким образом, судом установлено, что на расчетные счета открытые на имя Калашникова В.В., в ПАО «Сбербанк России» дважды зачислена финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Как следует из разъяснений, указанных в п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020) утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020 излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
По данному делу юридически значимым является установление со стороны Калашникова В.В. недобросовестности в получении финансовой помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Как уже ранее указывалось, право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области имеют право лица, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека), включенные в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, согласно приложению № 12 к Правилам.
Как следует из пояснений Калашникова В.В., он получил выплату за себя и своего несовершеннолетнего ребенка Калашникова Владимира Владимировича, 2014 года рождения, в связи с чем, не считает данную выплату неосновательной, поскольку даже после неоднократных обращений, финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости на сына Владимира, 2014 года рождения произведена не была. Его супруга брала распоряжение о получении денежных средств на 2-х несовершеннолетних детей Артема и К.С.В..
В обоснование своих доводов ответчик Калашников В.В. предоставил: расширенную выписку по счету ***, из которой усматривается, что 09.07.2019 произведено зачисление мер социальной поддержки в размере 100 000 рублей (том 2 л.д.16-20, 23-26, 30), выписку о состоянии вклада счет ***, согласно которой 14.07.2019 произведено зачисление в размере 100 000 рублей (том 2 л.д.21-22, 27-28,29), а также предоставил выписку о состоянии вклада К.А.Ю., которой 09.07.2019 произведено зачисление в размере 100 000 рублей, 14.07.2019 вновь произведено зачисление в размере 100 000 рублей, а 16.07.2019 произведено списание излишне зачисленной суммы в размере 100 000 рублей (том 2 л.д.66-68), Межрайонным Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области 19.07.2019 выданы распоряжения К.А.Ю. о распоряжении доходами несовершеннолетних Калашникова Артёма ФИО10, К.С.В. (том 1 л.д.69,70).
Из договора «Сберегательного счета» *** открытого 13.01.2020 усматривается, что он открыт на имя несовершеннолетнего Калашникова Владимира Владимировича (том 2 л.д.86).
Согласно выписки из лицевого счета *** несовершеннолетнего Калашникова Владимира Владимировича за период с 13.01.2020 по 11.01.2021 на его счет денежные средства не поступали (том 2 л.д.87), что также подтверждается сообщением ПАО Сбербанк, согласно которому зачисления на имя Владимира Владимировича К. и Артёма ФИО10 К. отсутствуют (том 2 л.д.88).
Факт отсутствия зачисления финансовой помощи за утраченное имущество несовершеннолетнему Калашникову В.В. подтверждается выпиской из свода выплат, согласно которому несовершеннолетнему Калашникову Владимиру Владимировичу, свидетельство о рождении III-СТ 580374, зачислялись и отзывались денежные средства в размере 100 000 рублей (том 2 л.д.42-43,46-47, 58, 91-92), уведомлениями о возврате средств в бюджет (том 2 л.д. 52-53, 57,59-62, 75, 93,94, 98-101).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Калашников В.В. и его несовершеннолетний сын Калашников Владимир Владимирович были включены в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (имущества) в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, подготовленными и подписанными в порядке, установленном Порядком № 155, т.е. финансовая помощь связи с утратой ими имущества первой необходимости (имущества) в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области выплачена Калашникову В.В. в двукратном размере на законном основании, в виду невыплаты несовершеннолетнему Калашникову Владимиру Владимировичу данной финансовой помощи, при этом, суд учитывает, что наличие причинно-следственной связи между поведением ответчика и наступившими последствиями в виде причинения истцу ущерба не установлено, поскольку, финансовая помощь не является неосновательным обогащением Калашникова В.В. в отсутствие доказательств его недобросовестных действий, направленных на необоснованную выплату названных средств его несовершеннолетнему ребенку.
Доводы представителя истца, а также представителей третьих лиц о том, что выплаченная сумма финансовой помощи в соответствии с положениями ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, являются несостоятельными.
Обязанность о выплате финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости предусмотрена как Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», так и Порядком оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (действующее на момент оказания финансовой помощи), утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019 №519-пп, при этом, суд учитывает, что указанные нормы на получение финансовой помощи связывают право на получение финансовой помощи с удостоверением утраты имущества первой необходимости и включением лиц в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (имущества) в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, подготовленными и подписанными в порядке, установленном Порядком № 155, при этом, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено документальных доказательств недобросовестных действия ответчика, а также в подтверждение того, что ответчик не обращался повторно за выплатой финансовой помощи на несовершеннолетнего сына Калашникова Владимира Владимировича, и того, что финансовая помощи за утрату имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей была перечислена на несовершеннолетнего Калашникова Владимира Владимировича.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив установленные обстоятельства, собранные по делу доказательства, основываясь на внутреннем убеждении, основанном на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании материалов делам, суд приходит к выводу, об отсутствии недобросовестности в действиях ответчика по получению финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в связи с чем, исковые требования Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области» к Калашникову Владимиру Владимировичу о взыскании неосновательно полученной финансовой помощи, удовлетворении не подлежат.
Согласно ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Иркутской области» освобождено от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования с ответчика не может быть взыскана государственная пошлина.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области» к Калашникову Владимиру Владимировичу о взыскании неосновательно полученной финансовой помощи, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.
Судья Е.В.Томилко