Дело 2а-807/2021
УИД 54RS0025-01-2021-000855-80
Поступило в суд 15.04.2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2021 года г. Куйбышев, НСО
Куйбышевский районный суд Новосибирской области (адрес: Россия, Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Куйбышева, 40) в составе:
председательствующего судьи Гламаздиной Ю.Г.,
при секретаре судебного заседания Бородихиной Г.Н.,
с участием административных истцов Куркина Д.С., Насритдинова К.Г., Карагодина М.В., рассмотрев материалы административного искового заявления Куркина Д. С., Абзаева Р. Р., Насритдинова К. Г., Карагодина М. В., Алехно Е. А. к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Новосибирской области о взыскании компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами условий содержания под стражей в размере 50 000 рублей (в том числе, в пользу каждого из административных истцов - 10 000 рублей),
У С Т А Н О В И Л :
Куркин Д.С., Абзаев Р.Р., Насритдинов К.Г., Карагодин М.В., Алехно Е.А. к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Новосибирской области о взыскании компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами условий содержания под стражей в размере 50 000 рублей (в том числе, в пользу каждого из административных истцов - 10 000 рублей). Свои требования истцы мотивируют следующим.
В каждой камере ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области администрацией учреждения размещается (вывешивается) плакат «Основные права и обязанности подозреваемых и обвиняемых в следственном изоляторе», в котором якобы содержится информация ПВР СИЗО УИС в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Приказы Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми внесены изменения в Приказ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении ПВР СИЗО УИС».
Информация, указанная в плакате, размещаемом в камерах, содержит недостоверную информацию, которая содержит существенные расхождения и не соответствует фактическим данным, содержащимся в Законе № 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Приказе Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении ПВР СИЗО УИС».
Также плакат не содержит в себе дополнений, внесенных в Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении ПВР СИЗО УИС» 2019, 2020, 2021 гг.
Так, в соответствии с п. 59 ПВР СИЗО УИС № от ДД.ММ.ГГГГ подозреваемые и обвиняемые имеют право приобретать продукцию не только в магазине учреждения СИЗО, но и в иных торговых точках, где имеется продукция, которой нет в магазине учреждения СИЗО и которая не является запрещенной.
В связи с изложенным административные истцы просят удовлетворить их требования к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Новосибирской области о взыскании компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами условий содержания под стражей в размере 50 000 рублей (в том числе, в пользу каждого из административных истцов - 10 000 рублей).
Административные истцы Куркин Д.С., Насритдинов К.Г., Карагодин М.В. принимали участие в судебном заседании путем видео-конференцсвязи, поддержали исковые требования в полном объеме и просили их удовлетворить.
Административные истцы Абзаев Р.Р., Алехно Е.А. на момент рассмотрения административного дела освободились из мест лишения свободы, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, каких-либо ходатайств и дополнений от них не поступало, их требования четко отражены в административном иске, в связи с чем суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие, поскольку это не препятствует установлению истины по делу и вынесению решения.
Представитель административных ответчиков Ситникова Т.В. указанные выше административные исковые требования не признала, представив мотивированные возражения, в соответствии с которыми они не подлежат удовлетворению, как не мотивированные и не основанные на нормах закона.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав позицию сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеку.
Административные истцы, как осужденные к лишению свободы, не могут не испытывать определенные ограничения, и обязаны подчиняться установленным в исправительном учреждении правилам.
При этом, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении административным истцам лишений и страданий в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при осуждении человека к лишению свободы за совершенное им преступление.
Как указано в описательно-мотивировочной части административного искового заявления, административные истцы просят взыскать с административных ответчиков компенсацию за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами условий содержания под стражей, что выразилось в несоответствии действующему законодательству информации, размещенной на указанном выше плакате.
Согласно п. 5 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Суд, руководствуясь п. 5 ст. 227.1 КАС РФ, исследовав в судебном заседании представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования, изложенные в настоящем административном исковом заявлении удовлетворению не подлежат с учетом следующего.
Как установлено в судебном заседании, на оспариваемом плакате (л.д. 11) имеется информация, на что указывается административными истцами, следующего содержания: «Подозреваемые и обвиняемые имеют право: …, приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы), либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, …»).
Из данного текста не усматривается нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, в котором лишь перечислена часть основных прав и обязанностей подозреваемых и обвиняемых в следственном изоляторе.
В соответствии с п. 3 ст. 227.1 КАС РФ требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Однако, как следует из административного искового заявления (л.д.2-5, 25-27), административными истцами не заявлены требования о признании незаконными каких-либо решений, действий (бездействий) ответчиков, а фактически оспаривается содержание информации, изображенной на плакате, что, в том числе, не отрицается административными истцами при рассмотрении дела.
Как установлено в судебном заседании, и не отрицается административными истцами, их права в части приобретения товаров в иных торговых точках, помимо магазинов, расположенных в учреждении СИЗО, учреждением не нарушались, фактов воспрепятствования административным истцам в реализации данного права не имеется. Административным истцам известно такое их право, которое доведено учреждением до их сведения, в том числе при ознакомлении с ПВР учреждения. Однако, как указывают последние, они не оспаривают действия ответчиков, а лишь не согласны с содержанием плаката, в котором должны быть отражены и иные основные права и обязанности подозреваемых и обвиняемых в следственном изоляторе. Отсутствие полного перечня прав и обязанностей в плакате является, по их мнению, нарушением условий содержания в учреждении.
Такую позицию административных истцов суд считает неубедительной и ошибочной, поскольку она не нашла своего правового обоснования и подтверждения в ходе судебного заседания.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, в том числе – право на получение информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, в том числе необходимой для их реализации.
Сведения, изложенные в оспариваемом плакате, размещенном в камерах ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по НСО, каким-либо образом не ущемляют прав административных истцов. Напротив, данные сведения являются вспомогательно - разъяснительным материалом, которым лица, содержащиеся в указанных помещениях, имеют право и реальную возможность воспользоваться (ознакомиться).
Информация, указанная в плакате, размещаемом в камерах, содержит достоверную информацию, не содержит существенных расхождений и соответствует фактическим данным, содержащимся в Законе № 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Приказе Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении ПВР СИЗО УИС».
В соответствии с п. 13 ПВР следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, в каждой камере ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по НСО на стене вывешивается информация об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении, а также распорядок дня. Права подозреваемых и обвиняемых четка закреплены в ст. 17 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Таким образом, в ходе судебного заседания в рамках настоящего административного иска не установлено нарушений условий содержания административных истцов в учреждении, а также решений, действий, бездействий ответчиков, которые могли бы нарушить такие условия. Более того, истцы обратились в суд за взысканием компенсации за нарушение условий содержания без изложения требований об оспаривании решений, действий, бездействий ответчиков, которые бы, по их мнению, нарушали условия их содержания в учреждении, при этом согласно ст. 227.1 КАС РФ такие требования могут быть рассмотрены лишь одновременно с предъявлением требований об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решений, действий, бездействий органа учреждения. Истцами не доказаны указанные выше факты, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых допущены нарушения, и их последствия, чему суд дал оценку в соответствии с п. 5 ст. 227.1 КАС РФ и пришел к выводу о том, что в удовлетворении требований административных истцов следует отказать.
Руководствуясь ст. 219, 175 – 180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ ░░░░-2 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - 10 000 ░░░░░░), - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░