К делу № 2 - 882/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п. Мостовской 23 октября 2018 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Нестеровой Т.Н.,
при секретаре Баландиной С.Н.,
с участием представителя истца Величко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клименко Татьяны Александровны к администрации Шедокского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
установил:
Клименко Т.А., в лице своего представителя Величко И.В., обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Шедокского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края, в котором с учетом последующего утонения просила:
- признать за Клименко Т.А. в порядке наследования право собственности на жилой дом, литер А, этажность – 1, общей площадью 66,1 кв.м, в том числе жилой 41,5 кв.м, кадастровый номер <номер>, материал стен – шлакоблочный, год постройки 1969г., расположенный по адресу: <адрес>
- указать, что принятое по делу решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю для регистрации права собственности на вышеуказанный жилой дом за Клименко Т.А.
Заявленные требования мотивированы тем, что <дата> умерла ее мать <С.Н.Н.> <дата> года рождения.
После ее смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>
В ходе оформления наследства на жилой дом, было установлено, что общая площадь дома изменилась за счет реконструкции с 63,4 кв.м на 66,1 кв.м и изменения не зарегистрированы в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно справке ГБУП КК «Краевая техническая инвентаризация Краевое БТИ» по Мостовскому району от 29.06.2018 № КТС/2017-5805 общая полезная площадь домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, изменилась с 57,4 кв.м на 66,1 кв.м, за счет включения в общую площадь самовольной пристройки площадью 8,7 кв.м.
С учетов вышеизложенного следует, что ее мать <С.Н.Н.> при жизни произвела реконструкцию принадлежащего ей домовладения, однако в установленном законом порядке не провела оформление необходимых документов.
Учитывая, что закон предусматривает возможность государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество только на основании заявления правообладателя, которым является умерший, провести государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке не представляется возможным, таким образом, защита ее прав возможна исключительно в судебном порядке.
Истец Клименко Т.А. надлежаще извещена о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, в поступившем в адрес суда заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя Величко И.В.
В судебном заседании представитель истца Клименко Т.А. – Величко И.В. подержала требования и просила их удовлетворить, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Шедокского сельского поселения Мостовского района надлежаще извещен о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, в поступившем в адрес суда заявлении глава Шедокского сельского поселения Алексеев В.А. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Шедокского сельского поселения, против удовлетворения иска не возражал.
Суд, выслушав представителя истца Величко И.В., изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что истец Клименко Т.А. приходится дочерью <С.Н.Н.> <дата> года рождения, умершей <дата>, следовательно, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ является наследником первой очереди.
По сообщению нотариуса Мостовского нотариального округа <Д.В.И.> от 25.09.2018 №522, после умершей <дата> <С.Н.Н.> открыто наследственное дело №41/2016. Наследственная масса состоит из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> На указанное имущество выданы свидетельства о праве на наследство по закону дочери – Клименко Т.А.
Таким образом, суд считает установленным, что Клименко Т.А. является единственным наследником, претендующим на наследуемое имущество после умершей <С.Н.Н.>
На основании п.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с п.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Суд считает, что Клименко Т.А. приняла наследство после смерти своей матери <С.Н.Н.> состоящее из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно техническому паспорту, выданному 22.07.2016 филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Мостовскому району жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 66,1 кв.м, в том числе жилую 41,5 кв.м, число этажей надземной части – 1, состоит из жилого дома литер «А» общей площадью 57,4 кв.м и холодной пристройки литер «а1» общей площадью 8,7 кв.м.
Согласно справке ГБУП КК «Краевая техническая инвентаризация Краевое БТИ» по Мостовскому району от 29.06.2018 № КТС/2017-5805 общая полезная площадь домовладения, расположенного по адресу: <адрес> изменилась с 57,4 кв.м на 66,1 кв.м, за счет включения в общую площадь самовольной пристройки площадью 8,7 кв.м.
Из заключения кадастрового инженера <П.М.А.>., изложенного в техническом плане от 05.06.2018, следует, что после натурного обследования было выявлено, что общая площадь изменилась с 63,4 кв.м на 66,1 кв.м, за счет сноса старой пристройки и возведения новой. Ранее к жилому дому была пристроена пристройка литер «а» с внутренними размерами 3,38*1,76=6,0 кв.м, которая снесена собственником в 2015 году в виду ветхости. Произведенный снос (ликвидация) пристройки не затронула несущие стены жилого дома, так как была изготовлена из деревянных материалов. Отопительные приборы в пристройке не установлены.
С учетов вышеизложенного следует, что <С.Н.Н.> при жизни произвела реконструкцию принадлежащего ей домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, однако в установленном законом порядке не провела оформление необходимых документов.
Согласно экспертному заключению от 03.08.2018, выданному экспертом <Д.О.И.>., построенная холодная пристройка литер «а1», расположенная по адресу: <адрес>, является объектом капитального строительства ввиду наличия заглубленного фундамента в соответствии с ч.1 ст.130 ГК РФ. Построенная холодная пристройка литер «а1», расположенная по адресу: <адрес> соответствует требованиям строительно-технических регламентов, СНиП, ГОСТ и иным нормативным актам по технической безопасности, санитарным и противопожарным нормам и правилам, жизни и здоровью граждан не угрожает.
Согласно ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст. 17 ГК РФ, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения, и прекращается с его смертью. Зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности Яковенко И.Я. на указанное в решении имущество не представляется возможным в связи с его смертью.
Вместе с тем, учитывая положения ст.218 ГК РФ, согласно которой в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам, разъяснения, содержащиеся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", согласно которым при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Учитывая, что с момента смерти <С.Н.Н.> прошло более трех лет, то есть срок принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ истек, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Клименко Т.А. о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования. При этом права других лиц не нарушаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить исковое заявление Клименко Татьяны Александровны к администрации Шедокского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования.
Признать за Клименко Татьяной Александровной, <личные данные>, в порядке наследования право собственности на жилой дом, литер А, этажность – 1, общей площадью 66,1 кв.м, в том числе жилой 41,5 кв.м, кадастровый номер <номер>, материал стен – шлакоблочный, год постройки 1969, расположенный по адресу: <адрес>
Принятое по делу решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю для регистрации права собственности на вышеуказанный жилой дом за Клименко Т.А.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Т.Н.Нестерова