Дело № 3а-333/2020
УИД № 44ОS0000-01-2020-000259-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 года
Костромской областной суд в составе:
судьи Кулаковой И.А.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Пономаревой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Костромской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 2 Гришина Анатолия Геннадьевича к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 об отмене решения от 2 августа 2020 года № 67 «О регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Юшина Александра Ардальоновича, выдвинутого избирательным объединением «Костромское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»,
у с т а н о в и л:
Постановлением Костромской областной Думы от 10 июня 2020 года № 1436 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 23 июня 2020 года № 1280 полномочия окружных избирательных комиссий № 2, № 3, № 5, № 7 возложены на окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 (далее – окружная избирательная комиссия, комиссия).
Постановлением окружной избирательной комиссии от 2 августа 2020 года № 67 Юшин А.А., выдвинутый избирательным объединением «Костромское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
Гришин А.Г., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по этому же одномандатному округу от избирательного объединения «Политическая партия Коммунистическая партия Коммунисты России» (на основании постановления окружной избирательной комиссии от 9 августа 2020 года № 90), обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 от 2 августа 2020 года № 67 «О регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Юшина Александра Ардальоновича, выдвинутого избирательным объединением «Костромское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
В обоснование заявленных требований Гришин А.Г. указал, что в нарушение требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) и Закона Костромской области от 19 октября 2018 года № 451-6-ЗКО «Избирательный кодекс Костромской области» (далее – Избирательный кодекс Костромской области) Юшин А.А. при подаче документов в окружную избирательную комиссию в заявлении о согласии баллотироваться не указал вид профессионального образования, неверно указал номер диплома, сдал незаверенные оригиналы документов, подтверждающих сведения о месте работы и занимаемой должности, а также о том, что кандидат является депутатом, то есть не выполнил требования пункта 2, подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, части 10 статьи 71 Избирательного кодекса Российской Федерации. Эти обстоятельства являются основанием для отказа в регистрации кандидата по подпункту «в2», подпункту «в» статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
24 июля 2020 года кандидат Юшин А.А. сдал в окружную избирательную комиссию сведения с формулировкой «уведомляю об отсутствии изменений (уточнений, дополнений) в сведениях о себе». Согласно частям 2, 7 статьи 80, части 1 статьи 105 Избирательного кодекса Костромской области документы на регистрацию сдаются вместе и одновременно. Однако 27 июля 2020 года кандидат вновь сдал в окружную избирательную комиссию сведения об имеющихся изменениях в данных о кандидате, приложив сведения о размере и об источнике доходов и имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, которые он ранее сдавал 23 июля 2020 года. При этом он внес какие-то изменения в документ, представленный при выдвижении. После подачи документов на регистрацию изменения, уточнения, дополнения в сведения о кандидате могут быть представлены, а замена документа осуществлена лишь в порядке части 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Этот порядок кандидатом не соблюден, в связи с чем окружная избирательная комиссия должна была рассматривать документы, которые кандидат сдал 23 июля 2020 года – на выдвижение и 24 июля 2020 года – на регистрацию.
Кандидатом Юшиным А.А. на регистрацию в комиссию не представлено решение политической партии о выдвижении кандидата, отвечающее требованиям части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области, соответственно не представлен документ, необходимый для регистрации кандидата, что является основанием для отказа в регистрации на основании подпункта «в» статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Кроме того, кандидат Юшин А.А. представил для регистрации первый финансовый отчет и учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, оформленные с нарушением требований закона. Избирательный кодекс Костромской области содержит требование подачи финансовых документов по форме и в порядке, установленными избирательной комиссией. Избирательная комиссия Костромской области установила форму для указанных документов, в которой должны быть указаны наименование и адрес филиала кредитной организации, в которой был открыт специальный избирательный счет. Кандидат не сдал документы по установленной форме, следовательно, имелись основания для отказа ему в регистрации на основании подпункта «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
В судебном заседании представитель Гришина А.Г. – Косенкова С.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, представила дополнительные обоснования о незаконности оспариваемого постановления, в которых указала, что в сведениях о размере и источниках доходов и имуществе, представленных кандидатом Юшиным А.А. в комиссию повторно, отсутствует указание на конкретные изменения, представление этих сведений произведено с нарушением закона. Обосновывая позицию о необходимости заверения копий представленных кандидатом в комиссию документов и представления финансового отчета по форме, установленной избирательной комиссией, сослалась на судебную практику.
Представители административного ответчика - окружной избирательной комиссии Рубцов И.М., Ахмерова Э.Н., представляющая, в том числе интересы заинтересованного лица – избирательной комиссии Костромской области, заинтересованное лицо Юшин А.А. и его представитель Глушенков А.В. административный иск не признали, поддержали изложенные в возражениях относительно административного иска правовые позиции, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административный истец Гришин А.Г. извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился. На основании части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Обсудив доводы представителя административного истца по существу заявленных требований, выслушав возражения представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, заключение прокурора Рыловой Т.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, изучив материалы административного дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам «в», «в.1», «в2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Аналогичные основания предусмотрены для отказа в регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы в части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п.4); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Кодекса (п.5); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 8, 11 (при проведении выборов в Костромскую областную Думу, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных частью 12) статьи 71 настоящего Кодекса (п.6).
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно подпункту «б» пункту 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Судом установлено, что 23 июля 2020 года окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 1 приняла от Юшина А.А. вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 документы, представленные для уведомления о выдвижении избирательным объединением кандидата на выборах депутата Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, в том числе: копию документа об образовании, указанного Юшиным А.А. в заявлении о согласии баллотироваться, – диплома №, из которой следует, что Юшин А.А. в 1969 году поступил, в 1974 году окончил полный курс Серпуховского высшего военного командного училища имени Ленинского комсомола; документ, подтверждающий указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы и занимаемой должности – справку ООО «АлюгассСервис» от 26 июня 2020 года, исходящий номер 26, подтверждающую, что Юшин А.А. работает в ООО «АлюгассСервис» в должности генерального директора с 29 сентября 2015 года по настоящее время; документ, подтверждающий, что кандидат является депутатом – справку Думы города Костромы от 23 июня 2020 года № 01-90/587 о том, что Юшин А.А. является депутатом Думы города Костромы и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
Усматривая несоответствие представленных в окружную избирательную комиссию Юшиным А.А. документов требованиям закона, административный истец сослался на то, что в сведениях об образовании Юшина А.А. отсутствует указание на вид профессионального образования, неверно указан номер диплома (вместо римской цифры «I» кандидатом в заявлении указана арабская цифра «1»), кандидат не выполнил обязанность по представлению в комиссию заверенных копий документов, подтверждающих место работы, должность и статус депутата, представив подлинные справки с места работы и Думы города Костромы.
Суд с данными доводами согласиться не может.
Согласно разъяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата, утвержденным постановлением от 11 июня 2014 года № 235/1488-6, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа (абзац 3 пункта 1).
Из изложенного следует, что полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению (в частности, дипломом), позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.
При таком положении доводы административного истца в указанной части о нарушениях пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и части 8 статьи 71 Избирательного кодекса Костромской области, допущенных заинтересованным лицом, суд расценивает как надуманные, а требования об указании в заявлении о согласии баллотироваться вида профессионального образования и номера диплома, соответствующего номеру, указанному в дипломе, как не основанные на законе.
Довод административного иска о представлении Юшиным А.А. ненадлежащих документов, подтверждающих сведения об основном месте работы, занимаемой должности, а также о том, что кандидат является депутатом, суд считает несостоятельным, поскольку подпункт «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, занимаемой им должности, а также о наличии статуса депутата.
По смыслу приведенных выше правовых норм основанием отказа в регистрации кандидата является именно отсутствие в представленных им документах сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 названного Федерального закона. В заявлении Юшина А.А. о согласии баллотироваться сведения о его работе, занимаемой должности, статусе депутата были указаны, и документы, подтверждающие данные обстоятельства, им были представлены.
24 июля 2020 года окружная избирательная комиссия приняла от Юшина А.А. заявление о регистрации кандидатом в депутаты Костромской областной думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 и документы, представленные для регистрации кандидата: письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; дополнительные сведения биографического характера кандидата, в частности, об образовании, семейном положении, трудовой деятельности; сведения об имеющихся изменениях в данных о кандидате, представленных им при выдвижении; первый финансовый отчет кандидата, решение политической партии о выдвижении кандидата; копию документа, подтверждающего открытие специального избирательного счета; справку-выписку из Банка об остатке средств на избирательном счете, справку из Банка об открытии специального избирательного счета.
При этом в сведениях об имеющихся изменениях в данных о кандидате Юшин А.А. уведомил комиссию об отсутствии изменений (уточнений, дополнений) в сведениях о себе, ранее представленных в комиссию.
27 июля 2020 года окружная избирательная комиссия приняла от Юшина А.А. сведения об имеющихся изменениях в данных о кандидате, представленных им при выдвижении, в которых кандидат просил заменить сведения о размере и об источниках доходов от 18 июля 2020 года на сведения о размере и об источниках доходов от 27 июля 2020 года.
Административный истец полагал, что при принятии решения о регистрации кандидата комиссия должна была рассматривать документы, сданные кандидатом 23 июля 2020 года и 24 июля 2020 года, а не 27 июля 2020 года, так как Юшин А.А. не представил сведения об изменении (уточнении, дополнении) в установленном частью 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ порядке.
Суд находит данный довод административного истца необоснованным.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Этой же нормой предоставлено право кандидату в целях устранения выявленных недостатков в представленных для регистрации документах, не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации осуществить исключительно следующие действия:
- внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, также в документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению;
- заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона;
- представить копию какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, в случае ее отсутствия.
Частью 8 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области также предусмотрено, что не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем.
Как установлено судом, 23 июля 2020 года Юшин А.А. представил в комиссию пакет документов, в том числе сведения о размере и об источнике доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.
В ходе проверки документов комиссией выявлено, что форма указанных сведений не соответствует форме, предусмотренной Приложением 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в частности, при форматировании формы на компьютере произошло смещение строк, о чем Юшин А.А. был уведомлен в устной форме.
27 июля 2020 года Юшин А.А. представил сведения о размере и об источнике доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, аналогичные сведениям, представленным им 23 июля 2020 года, но по форме, предусмотренной названным выше Приложением.
Вопрос о регистрации Юшина А.А. кандидатом в депутаты Костромской областной Думы рассматривался на заседании комиссии 2 августа 2020 года.
Поскольку Юшин А.А. представил в окружную избирательную комиссию сведения по установленной форме более чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о его регистрации, следует признать, что им исполнено требование пункта 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно пункту 6 части 2 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в избирательную комиссию заявление о регистрации кандидатом, а также решение политической партии, указанной в части 1 настоящей статьи, о выдвижении кандидата.
В соответствии с частью 1 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие частей 2-6 статьи 76 настоящего Кодекса или части 3 статьи 75 настоящего Кодекса, а в случае, предусмотренном частью 4 статьи 75 настоящего Кодекса, - на основании представленного уведомления гражданина о выдвижении кандидатом.
24 июля 2020 года кандидатом Юшиным А.А. вместе с заявлением о регистрации представлено в комиссию постановление III этапа XXIX (внеочередной конференции Костромского отделения КПРФ от 18 июля 2020 года о выдвижении Юшина А.А. кандидатом в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 избирательным объединением Костромское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Таким образом, вопреки доводу административного истца решение политической партии, указанной в части 1 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области, о выдвижении кандидата Юшиным А.А. представлено. Ссылка Гришина А.Г. на то обстоятельство, что решение политической партии о выдвижении кандидата Юшина А.А. не содержит сведений, перечисленных в части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области, что, по его мнению, свидетельствует о несоответствии решения политической партии требованиям Избирательного кодекса Костромской области и непредставлении кандидатом необходимых для регистрации документов, является безосновательной.
В силу подпункта «б» статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидатов является для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;
В пункте 3 части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований части 1 статьи 73 настоящего Кодекса.
Такое основание отказа в регистрации кандидата, как несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», административным истцом в административном исковом заявлении не приведено.
Довод административного истца о том, что кандидатом Юшиным А.А. не исполнена обязанность по представлению в окружную избирательную комиссию первого финансового отчета и учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, оформленного в соответствии с требованиями Избирательного кодекса Костромской области, в связи с чем Юшину А.А. следовало отказать в регистрации на основании подпункта «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, суд считает не соответствующим установленным по делу обстоятельствам и положениям избирательного законодательства.
Согласно пункту 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами первого финансового отчета. Пунктом 12 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
В силу пункта 4 части 2 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в избирательную комиссию заявление о регистрации кандидатом, а также первый финансовый отчет кандидата, за исключением случая, когда по основаниям, предусмотренным частями 2, 5 статьи 100 настоящего Кодекса, кандидатом избирательный фонд не создавался либо специальный избирательный счет для перечисления средств избирательного фонда не открывался.
Частью 11 статьи 100 Избирательного кодекса Костромской области предусмотрено, что при проведении выборов депутатов Костромской областной Думы порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов устанавливается избирательной комиссией Костромской области по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в Костромской области. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются избирательной комиссией Костромской области.
Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходования этих средств, в том числе по каждой операции, на выборах депутатов Костромской областной Думы установлен постановлением избирательной комиссии Костромской области от 5 июня 2020 года № 1230.
Пунктом 4.1 названного Порядка предусмотрено, что кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение обязаны представить соответствующей избирательной комиссии финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда по формам, приведенным в приложениях № 13, № 15. Примеры заполнения форм приведены в приложениях № 14, № 16.
Форма финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата приведена в приложении № 13. Пример заполнения формы, приведенной в приложении № 13, приведен в приложении № 14, в котором имеется указание на номер и адрес Костромского отделения ПАО Сбербанк, в котором открыт специальный избирательный счет кандидата.
Судом установлено, что 24 июля 2020 года кандидат Юшин А.А. открыл в структурном подразделении ПАО «Сбербанк России» специальный избирательный счет кандидата.
24 июля 2020 года Юшин А.А. представил в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет, составленный в форме, приведенной в приложении № 13 к Порядку и форме учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходования этих средств, в том числе по каждой операции, на выборах депутатов Костромской областной Думы.
В этот же день Юшин А.А. представил выданную ПАО Сбербанк справку, в которой отражены сведения о номере и адресе структурного подразделения ПАО Сбербанк.
В первом финансовом отчете Юшин А.А. не указал адрес и номер структурного подразделения ПАО «Сбербанк», в котором открыт специальный избирательный счет кандидата, как это предусмотрено в приложении № 14 к Порядку и форме учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходования этих средств, в том числе по каждой операции, на выборах депутатов Костромской областной Думы.
Между тем заполнение первого финансового отчета без учета примера заполнения формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходования этих средств, приведенной в приложении № 14, к основаниям отказа в регистрации кандидата нормами Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не отнесено.
В этой связи у окружной избирательной комиссии не имелось законных оснований для отказа Юшину А.А. в регистрации кандидатом на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, предусматривающих в качестве основания для отказа в регистрации кандидата отсутствие документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Принимая во внимание, что оспариваемое Гришиным А.Г. постановление о регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному округу № 2 Юшина А.А. принято окружной избирательной комиссией в пределах имевшихся у нее полномочий, исходя из принципов и норм, закрепленных в законодательных актах, регулирующих спорные правоотношения, не нарушают прав административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Костромской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 2 Гришина Анатолия Геннадьевича к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 об отмене решения от 2 августа 2020 года № 67 «О регистрации кандидата в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 Юшина Александра Ардальоновича, выдвинутого избирательным объединением «Костромское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»», отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.
Судья И.А. Кулакова
Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2020 года.