УИД 11RS0008-01-2022-000364-53 Дело № 2а-541/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сосногорск, Республика Коми 14 июля 2022 года
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Попковой Е.Н.,
при секретаре Ксендзовой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чукичева ФИО7 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Управлению ФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе,
установил:
Чукичев С.В. обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (далее – СИЗО–2, следственный изолятор) в котором просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания под стражей в размере 600 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО-2, камеры были непригодными для проживания, а именно: было душно, одна маленькая форточка, не работала вентиляция, помещения не проветривались; отсутствовало горячее водоснабжение; холодная вода имела запах ржавчины, невозможно было мыть руки, ноги и лицо; не выдавались средства личной гигиены – зубная паста, щетка, одноразовые стаканы для бритья, мочалки; питание не соответствовало нормам.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец участия не принимал, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики извещены, в суд не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представили отзыв, в котором выразили несогласие с заявленными требованиями ввиду отсутствия со стороны ФКУ СИЗО-2 нарушений прав административного истца.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В порядке подготовки по делу, с учётом ограниченных возможностей административного истца в собирании доказательств и представления их суду, судом запрошена информация, относящаяся к рассматриваемому делу. Запрошенные судом сведения и документы были представлены административным ответчиком и исследованы в судебном заседании.
Установлено, что Чукичев С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. содержался под стражей в СИЗО-2 (г.Сосногорск, п. Лыаёль,) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в статусе обвиняемого.
Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон №103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Судом установлено, что в период содержания в СИЗО-2 Чукичев С.В. размещался:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ убывал в ИВС ОМВД по <адрес>,
- с ДД.ММ.ГГГГ по 11.01.2021в камере №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ убывал в ИВС ОМВД по <адрес>,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ камере №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ убывал в ИВС ОМВД по <адрес>,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ убывал в ИВС ОМВД по <адрес>,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере №;
- ДД.ММ.ГГГГ убыл в ИВС ОМВД по <адрес>.
Таким образом, с учетом убытия и нахождения в ИВС ОМВД по <адрес>, в общей сложности Чукичев С.В. находился около четырех месяцев.
Указанное подтверждается справками СИЗО- 2, камерной карточкой.
Соблюдение администрацией следственного изолятора требований к нормам площади камер на одного осужденного административным истцом не оспаривается и судом не проверяется.
Из материалов дела следует, что горячее водоснабжение в камерах режимных корпусов СИЗО-2 отсутствует, что не оспаривалось стороной административного ответчика, подтверждается отзывом на иск, справками должностных лиц.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 N 245/пр утвержден и введен в действие с 4.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом 24.05.2016, имеет номер СП 247.1325800.2016.
Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 2.06.2013 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп. Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
С учетом изложенного и исходя из анализа указанных положений Свода правил, СанПиН 2.1.2.2645-10 и Инструкции, суд приходит к выводу о том, что обеспечение горячим водоснабжением учреждений уголовно-исполнительной системы является обязательным, неисполнение данного требования в зданиях учреждений, введенных в эксплуатацию до принятия Свода правил и Инструкции, ставят в неравное положение лиц, содержащихся в данных учреждениях, с лицами, которые содержатся в зданиях пенитенциарной системы, веденных в эксплуатацию после 2003 года, так как посещение душа один раз в семь дней, предусмотренное п. 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, не может обеспечить осужденному надлежащую возможность поддержания личной гигиены в удовлетворительной степени.
Вступившим в законную силу решением Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением: камеры №№, карцеры №№ режимного корпуса №,камеры № режимного корпуса №, камеры № режимного корпуса №, камеры №№, камеры специального блока №№ режимного корпуса №, в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
Факт отсутствия горячего водоснабжения и водонагревательных приборов в камерах СИЗО-2, в которых содержался Чукичев С.В., представителем ответчиков не оспаривался. Еженедельные посещения бани, душа не могут обеспечить заключенному надлежащую возможность поддержания личной гигиены.
Доводы административного ответчика о том, что следственным изолятором в отношении Чукичева С.В. нарушений действующего законодательства не допущено, так как п. 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов предусмотрено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности, судом не принимаются во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм международного права.
Наличие горячего водоснабжение в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключение под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.
Таким образом, истец на протяжении более четырех месяцев был лишен возможности поддержания личной гигиены в удовлетворительной степени в связи с отсутствием в камерах СИЗО-2 горячей воды, что свидетельствует о нарушении условий содержания в СИЗО-2.
В остальной части заявленных требований нарушения условий содержания допустимыми доказательствами со стороны административного истца не подтверждены, а напротив, опровергаются представленными стороной административных ответчиков доказательствами.
Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлено, что камеры оборудуются вентиляционным оборудованием при наличии возможности.
Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем проветривания камеры через окна, что соответствует п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», которым закреплено положение о естественной вентиляции путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.
Согласно отзыва на исковое заявление, камеры, которых содержался Чукичев С.В., оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Приток воздуха осуществляется через форточку окна, механизм открывания и закрывания окна в рабочем состоянии. Удаление воздуха предусматривается через вытяжные отверстия. В соответствии с п.13.8 СП 247.1325800.2016 «Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» приточные и вытяжные вентиляционные отверстия располагаются под потолком и ограждены металлическими решетками.
В подтверждение наличия вентиляции представлена выкопировка из технических паспортов режимных корпусов №, акты очистки вентиляционных отверстий и воздуховодов вентиляции в режимных корпусах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что воздуховоды вентиляции режимного корпуса № находятся в исправном состоянии.
Доказательств ненадлежащего микроклимата в помещении либо ненадлежащей работы естественной вентиляции в материалах дела не имеется.
Из представленных в материалы дела сведений следует, что обеспечение холодной воды в ФКУ СИЗО-2 централизованное, осуществляется от собственной артезианской скважины.
Согласно протокола количественного химического анализа воды № от ДД.ММ.ГГГГ, оценке соответствия № от ДД.ММ.ГГГГ результатов исследований проб питьевой воды, проведенного ООО «Лабораторный центр «ИКОС», результатов микробиологического анализа воды, проведенного бактериологической лабораторией ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, вода в учреждении соответствует требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода», в т.ч. и по таким показателям как: цветность, запах, мутность, вкус и т.д.
Питание в СИЗО-2 организовано и предоставляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время». Медицинскими работниками ежедневно проводятся регулярные оценки качества приготовленной пищи.
В СИЗО – 2 Чукичев С.В. обеспечивался питанием в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205. Предоставленными меню-раскладками за период содержания Чукичева С.В. подтверждается соблюдение установленных норм питания.
В соответствии с п.40 ПВР, по заявлению подозреваемых или обвиняемых, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством РФ, выдаются индивидуальные средства гигиены. Справкой ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 подтверждается выдача дважды административному истцу мужского набора с индивидуальными средствами гигиены: мыло туалетное 50 гр., зубная паста – 30 гр., станок бритвенный – 6 штук.
В соответствии с п.40,41 ПВР, выдача подозреваемым и обвиняемым тапочек и мочалки для проведения санитарной обработке не предусмотрена.
Оснований не доверять представленным в соответствии с положениями приведенной ст. 62 КАС РФ доказательствам у суда не имеется, поскольку на сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих.
При вынесении настоящего решения суд исходит из установленного факта нарушения прав истца, выразившегося в несоблюдении ответчиком требований о необходимости наличия горячего водоснабжения в камерах СИЗО-2, и как следствие создании бытовых условий, не отвечающих требованиям гигиены, санитарии, что, безусловно, нарушило права административного истца и является основанием для взыскания в его пользу денежной компенсации.
Определяя размер денежной компенсации, суд учитывает, что он должен отвечать принципам справедливости и разумности. Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
Принимая во внимание характер и степень нарушения норм и правил содержания, длительность нарушения прав истца (около четырех месяцев, с учетом нахождения в ИВС ОМВД по <адрес>) и значимость их последствий для него, суд считает необходимым взыскать денежную компенсацию в размере 5 000 руб., находя определенную к взысканию сумму компенсации соотносимой с такими особенностями обнаруженных нарушений, как их характер, продолжительность, последствия и ущерб, обоснованной и справедливой, а также способствующей восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания прав административного истца.
В силу положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, денежная компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.
В этой связи, оснований для взыскания компенсации за ненадлежащие условие содержания Чукичева С.В. под стражей с ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Чукичева ФИО8 компенсацию за нарушение условий содержания в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Чукичева ФИО9, по указанным в его заявлении банковским реквизитам:
УФК по Республике Коми (ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, л/с 05071167250), р/с 03212643000000010700, к/с 40102810245370000074, БИК 018702501, ИНН 1117003630, КПП 111701001, код цели 0023, получатель Чукичев ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н Попкова
Мотивированное решение составлено 22 июля 2022 года.