дело № 2а-3749/2021
УИД: 16RS0050-01-2021-006908-73
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2021 года г.Казань
Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,
при секретаре Арслановой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приволжского района г.Казани, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к Ибрагимов И.Р. о прекращении действия права на управление транспортными средствами с обязанием сдать водительское удостоверение.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Приволжского района г.Казани, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Ибрагимов И.Р. о прекращении действия права на управление транспортными средствами с обязанием сдать водительское удостоверение.
В обоснование заявленных требований указано, что Ибрагимов И.Р. имеет право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии и номера № от ДД.ММ.ГГГГ. В то же время у ответчика имеется медицинское противопоказание для управления автотранспортными средствами, так как с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на диспансерном наблюдении (профилактическая группа) с диагнозом: <данные изъяты> однако в связи со стойкой ремиссией диспансерное наблюдение не прекратил, в связи с чем, имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, действие права на управление транспортными средствами создаёт реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровья граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства. Прокурор просит прекратить действие права Ибрагимов И.Р. на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии и номера № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать его сдать водительское удостоверение в ОГИБДД УМВД России по г.Казани.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.
Административный ответчик в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился, указав на незаконность постановки его на диспансерный учет в наркологическом диспансере.
Представители заинтересованных лиц Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан», Управления МВД России по г.Казани, ОГИБДД Управления МВД России по г.Казани в судебное заседание не явились, извещены. Представители заинтересованных лиц Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан», Управления МВД России по г.Казани представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее – КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьёй 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 08.11.1968, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 28.04.1993 N 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются: лица, состоящие на учете с диагнозами: алкоголизм, наркомания, токсикомания; наркомания относится к заболеваниям, препятствующим управлению транспортным средством (согласно Международной классификации болезней МКБ-10, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды F10 - F19; в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F16, F18, F19)), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в частности, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 N 1034н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «Психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерному учету, то есть динамическому наблюдению, в том числе необходимому обследованию за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации подлежат больные наркоманией и иные лица, обратившиеся за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология».
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией, в том числе при наличии подтвержденной стойкой ремиссии по истечении определенного времени в зависимости от диагноза больного.
В соответствии с пунктами 12, 13 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 N 1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: 1) наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 <6> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ; 2) наличие у пациентов с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в случае: смерти пациента; изменения пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории (на основании письменного заявления пациента об изменении места жительства в целях прекращения диспансерного наблюдения в медицинской организации); письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения.
Материалами дела установлено, что Ибрагимов И.Р. реализует право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии и номера № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ибрагимов И.Р. ДД.ММ.ГГГГ был взят на диспансерное наблюдение (профилактическая группа) с диагнозом: <данные изъяты> Обратился для прохождения обследования по статье 6.9 КоАП РФ согласно постановлению мирового судьи судебного участка № 2 по Московскому судебному району г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ. Проходил стационарное обследование с 21.12. по ДД.ММ.ГГГГ. У врача психиатра-нарколога наблюдается по месту жительства с февраля 2021 года. Срок диспансерного наблюдения установлен не менее одного года, при условии отказа от употребления наркотических веществ и диспансерного наблюдении у врача психиатра-нарколога. На текущую дата стойкая ремиссия не установлена.
Данное обстоятельство также подтверждается ответом на запрос суда из Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» лица, состоящие на учёте с диагнозом «психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ» (F.10 - F.16, F.18, F.19) имеют медицинские противопоказания к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровление).
Таким образом, как следует из материалов дела, административный ответчик состоит на диспансерном наблюдении у врача психиатра-нарколога, срок наблюдения не истек, здоровым он не признан, в настоящее время не годен к управлению транспортными средствами.
При таких данных, разрешая требования прокурора, суд исходит из того, что наличие у Ибрагимов И.Р. вышеуказанного заболевания является основанием для ограничения права на управление транспортным средством, поскольку такая деятельность создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинение иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права граждан, так и интересы общества и государства.
В ходе судебного разбирательства Ибрагимов И.Р. каких-либо доказательств, опровергающих медицинские сведения о наличии у него указанного заболевания или наличие состояния стойкой ремиссии (выздоровления), не представил.
Согласно статье 62 КАС РФ административный ответчик не освобожден об обязанности доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих возражений, при этом ответчик вправе распоряжаться процессуальными правами по своему усмотрению.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Приволжского района г.Казани, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Прекратить действие права Ибрагимов И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии и номера № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Ибрагимов И.Р. сдать водительское удостоверение серии и номера № от ДД.ММ.ГГГГ в ОГИБДД УМВД России по г.Казани.
Взыскать с Ибрагимов И.Р. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан.
Судья Д.И. Галяутдинова
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2021.