I инстанция - судья Нувахова О.А.
II инстанция – судьи Ванина Е.Н. (докладчик), Сеземова А.А., Рыбина Н.С.,
Дело № 88-13282/2020
№ 2 - №/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2020 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Пугиной Л.Н.,
судей Мичуриной Л.В., Никулинской Н.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кругловой ФИО9 к мэрии города Ярославля о признании отказа в назначении пенсии незаконным, обязании назначить пенсию
по кассационной жалобе Кругловой ФИО10 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 27 января 2020 г.
Заслушав доклад судьи Пугиной Л.Н., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Круглова A.A. обратилась в суд с иском к мэрии города Ярославля о признании отказа в назначении пенсии незаконным, обязании назначить пенсию. С учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований Круглова А.А. просила признать незаконным отказ мэрии города Ярославля от 21.05.2019 года в назначении ей пенсии за выслугу лет на основании Закона Ярославской области от 22.12.2016 года № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области»; обязать назначить пенсию за выслугу лет; также просила взыскать понесенные ею в связи с рассмотрением дела судебные расходы на составление нотариальной доверенности <данные изъяты>., оплату услуг представителя <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что в период с 19.08.1982 года по 23.11.2001 года являлась муниципальным служащим, на день увольнения замещала должность ведущего специалиста отдела социальной защиты населения территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля, в функции которого входило решение вопросов государственного пенсионного обеспечения граждан. С 2001 года в связи с проведенной пенсионной реформой полномочия по выплате государственных пенсий переданы Пенсионному фонду РФ. 02.04.2019 года истец обратилась в мэрию г. Ярославля с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему. Решением комиссии от 21.05.2019 года в назначении пенсии было отказано, по тому основанию, что она уволена с муниципальной службы в порядке перевода к другому работодателю по п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ до приобретения права на пенсию. По мнению истца, данный отказ является незаконным, указала, что заявление об увольнении в порядке перевода было написано под принуждением, под угрозой непринятия на работу в Пенсионный фонд РФ; полагает, что фактически она была уволена с работы в 2001 году в связи с сокращением штатов.
Представитель ответчика – мэрии г. Ярославля исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 24 октября 2019 года требования Кругловой А.А. удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ мэрии города Ярославля от 21.05.2019 года в назначении Кругловой А.А. пенсии за выслугу лет на основании Закона Ярославской области от 22.12.2016 г. № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области»; мэрия города Ярославля обязана назначить Кругловой А.А. названную пенсию за выслугу лет с 01.05.2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 27.01.2020 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кругловой А.А. отказано.
В кассационной жалобе истицей Кругловой А.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 27.01.2020 года, оставив в силе решение Кировского районного суда г. Ярославля от 24.10.2019 года.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Пугиной Л.Н. от 27.04.2020 г. кассационная жалоба Кругловой А.А. принята к производству суда и передана с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Истец Круглова А.А. о месте и времени кассационного рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в заседание суда кассационной инстанции не явилась.
Ответчик - мэрия г. Ярославля о месте и времени кассационного рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представил письменные возражения на кассационную жалобу.
Третье лицо - УПФР в г. Ярославле о месте и времени кассационного рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в заседание суда кассационной инстанции представителя не направило.
На основании части 5 ст. 379.5 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 379.7 ГПК РФ).
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора не допущено.
На основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.01.1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на день увольнения Кругловой А.А. с муниципальной службы - 23.11.2001 года) на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространялись права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы.
Статьей 19 Закона Ярославской области от 10.10.1997 года № 27-З «О муниципальной службе в Ярославской области» (в редакции, действовавшей на 23.11.2001 года) предусмотрено, что до принятия федерального закона, регулирующего установление и выплату государственной пенсии государственным служащим за выслугу лет, назначение, исчисление и выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим в Ярославской области осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных служащих Ярославской области законодательством Ярославской области о государственной службе.
Согласно ч. 3 ст. 20 Закона Ярославской области от 30.09.1996 года № 15-З «О государственной службе в Ярославской области» в редакции, действовавшей на 23.11.2001 года, государственный служащий Ярославской области, замещавший должность, которая согласно действующему законодательству Российской Федерации и Ярославской области дает право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет работникам органов исполнительной власти, и вышедший с этой должности на государственную пенсию, назначенную в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», либо высвобождаемый с данной должности в связи с прекращением полномочий, увольнением из органов государственной власти Ярославской области в случае их ликвидации, сокращения численности или штата работников, при наличии 12,5 лет стажа службы в органах государственной власти у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии.
В соответствии ст. 3 Закона Ярославской области от 22.12.2016 г. № 90-З «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих в Ярославской области» пенсии по старости, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», или пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (часть 3). В случае увольнения до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) гражданин имеет право на пенсию за выслугу лет при наличии служебного стажа продолжительностью не менее 25 лет (ч. 4).
Согласно пункту 1 части 5 ст. 3 Закона Ярославской области от 22.12.2016 г. № 90-З право на назначение пенсии за выслугу лет при наличии минимальной продолжительности служебного стажа 15 лет сохраняется за гражданами, которые до 1 января 2017 г. уволены с гражданской (муниципальной) службы и до указанной даты приобрели право на пенсию за выслугу лет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Круглова А.А. 19.08.1982 г. была принята на работу в Ленинский райсобес Ярославской области делопроизводителем, 01.05.1983 г. переведена на должность инспектора, 01.04.1992 г. переведена на работу в отдел социальной защиты населения администрации Ленинского района Ярославской области, инспектором I категории, 01.04.2000 г. принята на муниципальную службу на должность ведущего специалиста отдела социальной защиты населения территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля.
На основании Указа Президента РФ от 27.09.2000 г. №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» постановлением губернатора Ярославской области от 22.08.2001 г. полномочия по назначению и выплате государственных пенсий по Ярославской области были переданы отделению Пенсионного фонда России по Ярославской области.
23.11.2001 года Круглова А.А. на основании ее личного заявления была уволена с должности ведущего специалиста отдела социальной защиты населения территориальной администрации Ленинского района г. Ярославля и в порядке перевода (п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ) трудоустроилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Ярославля на должность главного специалиста отдела назначения и перерасчета пенсий.
02.04.2019 г. Круглова А.А. обратилась в мэрию г. Ярославля с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет на основании Закона Ярославской области от 22.12.2016 г. № 90-З «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области».
Письмом от 21.05.2019 года в назначении такой пенсии Кругловой А.А. отказано.
Разрешая при таких обстоятельствах спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что увольнение Кругловой А.А. носило вынужденный характер, фактически она была уволена по сокращению численности (штата) работников, в связи с чем имеет право на получение пенсии за выслугу лет как муниципальный служащий по Закону Ярославской области от 22.12.2016 г. № 90-З; по мнению суда, отказ мэрии города Ярославля в назначении Кругловой А.А. пенсии за выслугу лет на основании указанного Закона является необоснованным, в связи с чем суд обязал мэрию города Ярославля назначить истцу пенсию за выслугу лет с 01.05.2019 года.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе Кругловой А.А. в удовлетворении иска, суд второй инстанции, руководствуясь требованиями приведенных выше норм права, пришел к выводу, что право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета возникает у муниципального служащего при назначении ему пенсии по старости или инвалидности либо при увольнении в связи с ликвидацией органа, сокращением численности или штата работников после выработки определенного стажа замещения муниципальных должностей.
Страховая пенсия истцу назначена с 01.04.2018 г., с муниципальной службы она уволена на другую работу 23.11.2011 г. в порядке перевода, стаж муниципальной службы Кругловой А.А. (период с 19.08.1982 года до 23.11.2001 года) составляет 19 лет 3 месяца 5 дней, таким образом, права на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета на момент увольнения с муниципальной службы Круглова А.А. не имела.
Судом апелляционной инстанции учтено, что перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность являлся самостоятельным основанием для прекращения трудового договора. Аналогичное основание для прекращения трудового договора установлено п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Указанное в трудовой книжке основание увольнения Кругловой А.А. с 2001 года в установленном порядке не оспаривалось. При наличии записи в трудовой книжке об увольнении в порядке перевода, личного заявления истца об увольнении в порядке перевода, у суда не было оснований для вывода о вынужденном характере увольнения и фактическом увольнении по сокращению численности (штата) работников.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Доводы подателя кассационной жалобы о том, что увольнение являлось вынужденным, не зависящим от воли работника, являлись предметом изучения судебной коллегии, в обжалуемом судебном акте им дана надлежащая правовая оценка, сомнений в законности которой не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы доводов апелляционной жалобы, не может служить основанием к отмене принятого по делу судебного акта, поскольку суд второй инстанции действовал в пределах предусмотренных процессуальных полномочий (ст. 327.1 ГПК РФ).
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, кассационная жалоба не содержит.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену определения судебной коллегии, не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░12 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░